Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

143
наука обусловлена абстрактно-логическим и теоретическим сознани- ем, отвлеченным от эмоций человека. Искусство же не открывает объ- ективных законов и не устанавливает фактов.
Необходимость выделения эстетики как практического направле- ния философии с особенными представлениями, знаниями, идеями, которые связаны с конкретно эмоциональными, чувственными и цен- ностными мотивами отношений человека к природе и обществу ста- ло свидетельством о накоплении новых познаний и невозможности их дальнейшего осмысления в рамках прежней философской теории.
Развитие эстетики как науки в дальнейшем в значительной мере было связано с возрастанием значимости искусства. Эстетические идеи ав- торов эпохи Просвещения — Лессинга, Винкельмана, Гете и Шиллера определили развитие эстетики в трудах классической немецкой фило- софии. Эстетика заняла достойное место в системе философских наук у таких классиков немецкой философии как Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель. Немецкие философы внесли большой вклад в разработку эстетики и существенно расширили её предмет. Кант в «Критике спо- собности суждения» описывает природу и специфику эстетических категорий, исследует эстетический вкус, отличие искусства от других видов деятельности. Фихте сравнивает искусство с наукой и моралью и делает вывод, что искусство помогает человеку в становлении це- лостности его личности. Эстетическим даром обладает каждый, когда тянется к совершенному. Эстетическое отношение к предмету являет- ся духовным отношением и развивает духовный мир человека, осно- ванный на правильно настроенной чувственности.
8.2. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Античная эстетика заложила в основу такие эстетические катего- рии как прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, траги- ческое, комическое и другие. Степень важности каждой из катего- рий в разные эпохи варьировалась. Так, главная категория античной эстетики — прекрасное, а в средневековой — возвышенное, в визан- тийской эстетике важным понятием был «свет». Например, Диони- сий Ареопагит считал свет образом благости. Он подразделял свет на видимый и духовный. Видимый свет способствует жизни растений и животных, а духовный дает силу созерцающим божественные сим- волы. Другой важной категорией стал «цвет». Символика цвета была широко представлена в церковной живописи и мозаике. Белым обо- значали чистоту и святость; красным огонь, кровь Христа; черным смерть, ад.
Эстетические категории «прекрасное», «красота», «совершенство» располагаются в ряду выших ценностей человечества, таких как исти-


144
на и добро. Рассмотрим от чего зависят представления об этих катего- риях. В русской поэзии, например, красавицу называют солнышком или «красна девицей», сравнивая её с теплом солнца. Для восточных стран такое сравнение будет не приемлимым, так как там красавица напоминает Луну. Какое сравнение ближе к оригиналу? Дело в том, что в поэтической сфере работает один и тот же закон, но дает разные результаты, предполагающие адекватность сравнений в рамках тради- ционных культурных представлений. Это объясняет почему объекты, оцененные как прекрасные, разнятся как между собой, так и в оцен- ках отличающихся традиций.
По Гегелю, прекрасное это сама жизнь, семья и государство. Совре- менная эстетика усматривает в прекрасном объективность, связанную с ценностью предметов, явлений и процессов. «Прекрасное» связано с такими категориями эстетики, как «совершенное», «гармоничное»,
«грациозное», «изящное». Исследовать прекрасное можно через такие понятия, как гармония (единство противоположностей), мера (не- обходимое количество), ритм, идеал, образ, грация, прелестное (пре- красное малых форм) и другие. Современная эстетика рассматривает категорию «прекрасное» как общее эстетическое понятие, в котором зафиксированы свойства предметов, явлений и процессов и выражена положительная оценка этих свойствам. В категории прекрасного во- площены стремления к совершенству, торжеству добра над злом, ис- тины над ложью. Объективно прекрасное определяется соразмерно- стью, пропорциональностью, упорядоченностью. Прекрасное означа- ет высшую степень красоты во внешнем и во внутреннем выражении, а красивое характеризует только внешнюю форму объекта.
Красота — вид прекрасного, определяющий внешний облик предмета или явления. Искусство в период Возрождения не ограни- чивалось пониманием красоты только как качеством объекта. Эсте- тика Возрождения вводит новую характеристику красоты — грацию, которая не сводится к количественным параметрам. Ведь красота определяется не только совершенством частей эстетического объек- та, но и в большей степени переживаниями души субъекта, выража- ющихся в ощущении гармонии. Грация при этом не только гармо- ничное соотношение частей, но и динамика выражения в движении.
Эдмунд Берк (1729–1797) в трактате «Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном» описал красоту как общественный инстинкт, основа которого состоит либо из сочувствия, либо из удовольствия, либо из-подражания. Шиллер полагал, что красота — это свобода и совершенство, а основание кра- соты в простоте.
Свойствами категории «совершенство» определяют гармонию, симметрию, пропорцию, целесообразность, современность и неко-


145
торые другие. Эти свойства во многом связаны с феноменом так на- зываемого «золотого сечения», подразумевающего такое соотношение между частями объектов, соблюдение которого обеспечивает совер- шенство целого и представляющего из себя иррациональную беско- нечную дробь 1,618… При этом, «золотое сечение» не является един- ственной эстетически значимой пропорцией. Помимо этого, данный принцип «золотого сечения» не подразумевает включения с необхо- димостью эстетической оценки.
Безобразное — категория, противоположная прекрасному. Как полагает Теодор В. Адорно, скорее прекрасное зарождается в без- образном, чем наоборот. В качестве примеров он приводит обе- зображенный промышленными зданиями природный ландшафт, деформированное в процессе живописи лицо и тому подобное. Ве- личайший ум и сердце человечества — Леонардо да Винчи считал безобразное средством для выразительной демонстрации прекрас- ного. Ретроспективно в эстетике можно найти описания безобраз- ного как чего-то безмерного, хаотичного, неупорядоченного, злого, бесполезного и даже смешного. Подобными образами наполнено архаическое и традиционное искусство. В современной эстетике безобразное — категория, в которой возникло новое качество, выра- жаемое как отсутствие совершенства. Безобразное связано с такими эстетическими категориями как прекрасное, возвышенное, комиче- ское, трагическое. В форме карикатуры безобразное является частью комического, в форме ужасного — эта категория часть возвышенно- го и трагического. Восприятие безобразного посредством искусства обозначают специальным термином — диссонанс.
Возвышенное — это высшая степень прекрасного. Категория
«возвышенное», как и другие категории, подчинено закону меры, нарушение которого превращает возвышенный объект в противо- положность — напыщенную банальность. В возвышенном от- сутствует угрозы созерцающему возвышенное субъекту. Чувство возвышенного — многопланово, в переживании возвышенного сочетаются удивление, восхищение, восторг, благоговение, пре- клонение и даже активизация духовных сил человека. Возвы- шенное в природе это просторы неба, океана, горы, грандиозное полярное сияние и тому подобное. В социуме возвышенное за- ключено в деяниях героев, народа. В архитектуре возвышенное проявляется в огромных размерах и монументальности пирамид, храмов, дворцов.
Категория низменного является противоположностью возвышен- ного и отражает такие предельно негативные феномены социума, вы- зывающие презрение и отвращение, как предательство, трусость, под- лость, цинизм.


146
8.3. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Творчество — это философская категория, обозначающая высшую познавательную способность человека, в которой он сознательно соз- дает качественно новые материальные и духовные ценности. Катего- рия «творчество» может быть расчленена на несколько наиболее об- щих понятий. Творческие способности основаны на талантливости и одаренности, развиваются и совершенствуются на протяжении всей жизни творца. Талантливость формируется в единстве многих черт одаренности, среди них эмоциональность, эмпатия, фантазия и вооб- ражение, интуиция и другие. Рассмотрим эти способности.
Эмоциональность — небезразличное, активное отношение к со- бытиям, а также эмпатическое переживание за судьбу Другого. Эмо- циональность и эмпатия воспитываются социальной средой, а так- же чтением художественной литературы. Эмоциональная паталогия в этой части сознания является болезнью под названием алексетимия.
Примерами такой паталогии, своеобразным эмоциональным слабоу- мием может считаться радостный смех в период всеобщего горевания на похоронах или другая крайность — трагический плач при всеобщей радости на свадьбе близких. В развитом состоянии эмоционального интеллекта субъект способен различать собственные эмоции, адек- ватно выражать их и управлять ими.
Фантазия выражается в отрыве от реальности и создании чув- ственных образов того, что не встречается в действительности. Фан- тазия развивается на основе воображения — способности создавать представления о гипотетических явлениях, процессах и предметах.
В психологии различают такие виды воображения как воссоздающее и творческое. Позитивную функцию воображение выполняет в пред- восхищении будущего.
Интуиция — такой тип знания, который связывает чувственные и мыслительные феномены в символическую целостную структуру, разбирая которую мы раскладываем символ на его идею и на эмоцию, вызывающую эту идею у нас. Интуиция — это не различенная связь субъекта и объекта, которые в такой связи одно целое. Указывает ин- туиция на самое главное в проблеме. В зависимости от контекста, ин- туиция рассматривается либо как непосредственное целостное восприя- тие, либо как догадка, связанная непосредственно с областью искомого решения, но при этом не имеющая формы умозаключения.
Таким образом можно заметить, что сознание творческой лично- сти наделено созерцанием особой духовной реальности, состоящей из комплекса чувств, представлений и идей. Для прояснения значе- ния духовности этой особой реальности можно обратиться к трудам
А. Бергсона, согласно которому духовность основана на творчестве и


147
связана со временем. Он писал: «Время — это творчество или оно ни- что». Элементами в структуре творческого сознания являются: эстети- ческое чувство, эстетический вкус и эстетический идеал.
Эстетическое чувство — это сложное духовное переживание, ос- нованное на умении выражать эмпатию, видеть мир глазами Другого.
В основе эстетического чувства лежт эмоции человека. Эмоции это структуры, на основе которых формируются человеческие чувства.
Эстетическое чувство включает в себя и биопсихофизиологическую основу и принадлежит к высшим чувствам, поскольку через «пережи- вания и сопереживания человек постигает красоту мира и совершен- ство самого человека». Это переживание можно выразить как удивле- ние и преклонение перед тем, что не может быть выражено в поняти- ях, но тем не менее ясно и определенно.
Под эстетическим вкусом понимают способности человека к оцен- ке, а также созданию индивидуальных наборов ценностей, касаю- щихся творческих произведений и явлений природы. Эстетическим вкусом также называют способности человека развивать культурные ценности. Так, ещё Кант считал, что вкус это способность судить о красоте. Эстетический вкус меняется со временем на протяжении жизни человека. Следует отметить что, антиподами хорошего вкуса являются безвкусие, а также осознанное предпочтение к извращен- ному вкусу. Такая извращенность чаще всего выражает антигуманную направленность деятельности.
Возникает вопрос, существует ли объективный критерий эстети- ческого вкуса? В соответствии с теорией Канта, эстетика конститу- ируется на основе субъективного суждения об эстетическом вкусе, напротив, эстетика Гегеля имеет объективную направленность. Этот спор вокруг вопроса о субъективной или объективной форме эстетики носит важнейшее значение для её современной интерпретации. Реше- ние спора таково: поскольку в эстетическом суждении о вкусе имеют значение как воспринимающий субъект, так и воспринимаемое про- изведение или явление природы, постольку вкус представляет из себя единство объективного и субъективного. Такое единство становится возможным в акте эстетической интуиции, основанной на творческом воображении. Интуиция схватывает целостный образ воспринимае- мого, формируя осознанное отношение к творчеству. Б. Кроче в своей теории эстетики разработал понятие «выразительность». Кроче ставил творчество в зависимость от интуиции, он писал: «Каждая подлинная интуиция или каждое подлинное представление есть в тоже время и выражение».
Слово «идеал» греческого происхождения (от «идея», «понятие»,
«образ», «представление»). Эстетический идеал воплощен в формах чувственности, он связан с эмоциональными проявлениями челове-