Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования СевероЗападный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
первопричины, выделяемой Фалесом. Его вода соотносилась с боже- ственным началом, она «разумна». Фалес — гилозоист, поскольку счи- тает мир одушевлённым, пронизанным жизнью.
Само первоначало у милетских философов представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её оду- шевленные существа. Предполагают, что учеником Фалеса был Анак- симандр. Согласно ему, основа едина, но из неё рождаются противо- положности. Рождённая противоположность пытается доминировать, расширить свои пределы, стать всем, т.е. Богом. Поскольку же элемен- ты мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость постоянно восстанавли- вает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о вы- делении противоположностей из апейрона. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале явля- ется жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух.
Огненная сфера рождает солнце, луну, звёзды. Жидкий элемент, соби- раясь в земных впадинах, образует моря. Из жидкого элемента под воз- действием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются всё более сложные организмы.
Анаксимен, ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух, свойством которого является апейрон. Порождение всего многообра- зия явлений из воздуха объясняется Анаксименом через динамический механизм его «разряжения» и «уплотнения». Огонь — это разряженный воздух, сгущаясь, воздух последовательно становится ветром, облаком, землей, и при дальнейшем сгущении камнем. Разряжение связано с на- греванием, а сгущение — с охлаждением. Самостоятельный мыслитель из Эфеса Гераклит (ок. 550–480 гг. до н.э.) полагал огонь первонача- лом бытия. Эмпедокл (ок. 492–432 гг. до н.э.) считал, что материя — это
4 первостихии — вода, воздух, огонь и земля. Все существующее возни- кает из соединения этих элементов и исчезает при разъединении.
В результате синтеза натурфилософских представлений возника- ет материализм, учение которое отрицает душу, Бога, идеи и считает единственной мировой субстанцией материю. Материализм подраз- деляется на несколько видов.
1. Античный атомизм. Основатели — Левкипп (5 в. до н.э.) и Демо- крит (ок. 460–370 гг. до н.э.). По их мнению, мир состоит из беско- нечного множества атомов. Слово «атом» означает «неделимый». Де- мокрит предположил, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты — атомы вещества, амеры (атомы пространства), хроно- мы (атомы времени). То или иное тело состоит из определённого чис- ла атомов, каждый из которых имеет конечный объём, соответственно


30
конечный объём имеет и составленное из атомов тело. По Демокриту, есть атом и пустота. Атомы различаются формой, расположением, ве- сом. Атомы движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры: в бесконечном пространстве существу- ет бесконечное множество миров. Человек есть собрание атомов. Ду- ша человека составлена из особых атомов. Всё происходит, согласно необходимости, случайность отсутствует. Атомная гипотеза имела и имеет огромное значение в физике и химии. Древний атомизм явился достижением в обнаружении элементарного.
2. Механицизм Нового времени. Материя представляется в механи- цизме как общее начало всех вещей. Так, согласно Джону Локку (1632–
1704) у вещей есть первичные и вторичные качества. Первичные каче- ства объективны, т. е. существуют независимо от человека. Например, протяженность в пространстве, форма и другие качества, без которых тела не могут существовать. Вторичные качества субъективны, т. е. за- висят от интенсивности восприятий органами чувств. Продолжая ли- нию Демокрита, Локк отождествляет материю с атомами.
Это эпоха, когда основными законами бытия становятся законы механики — они управляют и земным миром и небесным. Все мате- риальные вещи непрерывно движутся, поэтому движение признается онтологической характеристикой материи. Однако суть движения ви- делось лишь в механическом перемещении тела в пространстве. Так,
Жюльен Офре де Ламетри (1709–1751) даже человека считал механиз- мом. Все бытие материалистов — это гигантский механизм, который существует в формах пространства и времени. Механицизм пытается упростить — редуцировать все сложное. Так, любовь в соответствии с механицизмом будет лишь следствием попадания в кровь гормона окситоцина и т. п.
3. Диалектический материализм. Родоначальником этого направле- ния стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Марксисты взяли за основу учение Гегеля о развитии идеи посред- ством борьбы противоположностей под названием диалектика и за- менили идею на материю, обозначив эту спекуляцию как перестанов- ку основания философии с головы на ноги. Пытаясь уйти от ошибок механицизма, Ф. Энгельс сформулировал пять форм движения мате- рии. Это механическая, физическая, химическая формы движения ма- терии. Более сложной является биологическая форма или жизнь. Он писал: «Жизнь — есть способ существования белковых тел, существен- ным моментом которого является постоянный обмен веществ с окру- жающим их внешней природой. Причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению бел- ка». Высшей формой движения материи Ф. Энгельс считал жизнь со-


31
знательных организмов. Диалектический материализм подчеркивает несводимость одного уровня бытия к другому, своеобразие и одновре- менно единство этих уровней, являющихся этапами процесса развития материи в ходе которого осуществляется переход от простой материи к сложной, мыслящей материи. При этом сознание признается лишь свойством материи, то есть материя первична, а сознание вторично.
Последовательным сторонником диалектического материализма был
В. И. Ленин. В своей статье «Материализм и эмпириокритицизм» он сформулировал следующее определение материи: материя — это объ- ективная реальность, существующая вне и независимо от человеческо- го сознания, которая дана человеку в ощущениях его.
4. Структурный материализм. В современной науке преобладает представление о структурной организации материи. Структура — это упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодей- ствию целостный характер. Структуры состоят из уровней, для кото- рых характерна эмерджентность (emergence (англ.) — возникающий, неожиданно появляющийся) — наличие у высших уровней системных свойств, которые не присущи низшим уровням. Так, например, орга- низм — это не просто сумма клеток. Пример системных свойств дока- зывает, что целое больше, чем сумма частей этого целого.
Онтология идеализма. Идеалисты в отличие от материалистов убеж- дены, что наряду с материальной реальностью существует реальность идеальная. Идея — это понятие, обобщающее множество вещей, ина- че образец какой-либо вещи.
1. Идеализм Платона. Учение об идеях впервые создал древнегрече- ский философ Платон (428–348 гг. до н.э.) В онтологии Платона при- сутствуют такие реальности: идеи, материальный мир, души и абсолют.
По его мнению, идеи существуют самостоятельно в трансцендентном мире, они совершенны и вечны, сверхчувственны и постижимы только через созерцание разумом. В его системе есть идеи всех вещей и процес- сов. Материальные предметы — это всего лишь несовершенные копии идей. Материя, по Платону, — это чистая возможность, из которой ве- щи рождаются благодаря существованию идеи этой вещи. Однако, в ма- териальном мире присутствуют и вечные нематериальные души. Души движутся в круговороте из идеального мира в материальный и обратно, поэтому уже бывали в идеальном мире и помнят об идеях. Платон обо- сновывает это анамнезисом, актом припоминания, в котором человек впервые сталкивается с информацией, которая ситуативно кажется уже знакомой. Взаимодействие материального и идеального происходит в сверчувственном Едином, которое Платон называет Благом.
2. Гилеморфизм Аристотеля. Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — ученик Платона, основатель науки как таковой. Он первый создал трактат по основам Логике, который можно назвать научным, как из-


32
вестно наука без логики не бывает. Три закона формальной логики
Аристотеля выглядят так: 1. Закон тождества (А есть А), т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. 2. Закон исключен- ного противоречия (А не есть не-А). 3. Закон исключенного третьего
(А или не-А истинно, «третьего не дано»).
Аристотель опровергал онтологию своего учителя идеалиста Пла- тона о существовании мира идей, обособленного от чувственно вос- принимаемого мира. Онтология Аристотеля представляет собой гиле- морфизм — учение о бытии как форме и материи. Согласно Стагири- ту, все вещи представляют собой единство формы и материи, а также возможности (потенциальности) и действительности (актуальности).
Изменения понимаются Аристотелем как трансформация возмож- ности в действительность. Возникновение вещей есть «оформление» материи, в процессе которого участвуют четыре вида причин: мате- риальная, формальная, производящая, и целевая. Так, материальная причина дома — то, из чего он строится, формальная — план дома, производящая — архитектор, целевая — законченное здание. Аристо- тель называл первую философию божественной наукой, исходя из то- го, что существует вечный перводвигатель — первопричина мира, Бог.
Как видно, онтология Аристотеля соединена с теологией. Согласно
Аристотелю, Бог мыслит сам себя, являясь самим совершенством. По этой причине материальный мир устремлен к Богу.
3. В Средние века онтологии Платона и Аристотеля заимствовала
христианская философия для обоснования религии. Восточно-хри- стианские мыслители предпочитали онтологию Платона, а западные схоласты онтологию Аристотеля. Так, знаменитый Фома Аквинский
(1225–1274) широко использовал философию Аристотеля, в частно- сти утверждая, что Бог есть абсолютная полнота бытия, актуальность, и что у него отсутствует потенциальность. Бытие, характерное сотво- ренным вещам не просто бытие, а бытие сущности, ограниченное во времени. В противоположность вещам, бытие Бога для бесконечно и вечно. Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бы- тия Бога: 1) если в мире всё движется, то обязательно должен суще- ствовать Перводвигатель, Кого называют Богом; 2) если в мире всё причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог;
3) если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать Абсолют- ная необходимость сама по себе, Бог; 4) поскольку в мире есть более или менее совершённые предметы, то есть Абсолютное совершенство, иначе Бог; 5) если все процессы гармоничны и целесообразны, то есть и Абсолютная цель как таковая, которая является акциденцией Бога.
4. Трансцендентальный идеализм. Основателем трансцендентального идеализма является Иммануил Кант (1724–1804). «Трансценденталь-


33
ное» означает то, что касается условий происхождения опыта. Кант обосновал, что опыт объединяет как информацию, полученную через органы чувств (апостериорное знание), так и то, что врождено созна- нию без опыта (априорное знание). Априорные формы — это своео- бразная матрица, с помощью котрой создается упорядоченная картина реальности. По Канту у субъекта имеются три вида априорных форм.
1. Априорные формы чувственности — пространство и время.
2. Априорные формы рассудка — категории.
3. Априорные формы разума — идеи чистого разума.
Идеи чистого разума, по Канту, содержат неразрешимые антиномии, подлежащие двоякому доказательству как существования, так и не су- ществования. Хотя существование идей оказывается антиномично, без них невозможен порядок в жизни отдельного человека. Идеи объединя- ют все знания в единое целое, поэтому, хотя можно сомневаться в суще- ствовании идеального, надо жить надеждой на его существование.
5. Абсолютный идеализм. Основатель Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770 — 1831), достиг в сфере объективного идеализма макси- мального развития. По Гегелю, реальность представляется познаю- щий самого себя разумом, абсолютной идеей или Абсолютным Духом, который развивается в системе логических категорий. Абсолютный
Дух находится в беспрерывном движении, развитии и на определён- ном этапе он переходит в своё инобытие, т.е. в Объективный Дух, который, затем, переходит в инобытие — Субъективный Дух. Он ут- верждал, что логические мысли есть основа всего. Гегель описывает логические формы мушления как определения объективного мира, независимого от субъекта. Он утверждает, что все есть понятие, умоза- ключение, суждение. Схематически гегелевская энциклопедия фило- софских наук выглядит следующим образом:
– Наука логика (абсолютная идея сама по себе)
(Учение о бытии) (Учение о сущности) (Учение о понятии)
– Философия природы (абсолютная идея в природе)
(Механика) (Физика) (Органическая физика)
– Философия духа (абсолютная идея в духе)
(Субъективный дух) (Объективный дух) (Абсолютный дух)
Таким образом, на место онтологии в системе Гегеля встает логи- ка, она то и является учением о бытии, его теорией. Остальные два раздела философских наук — философия природы и философия ду- ха тоже носят характер логики, но уже как бы прикладной. Начало своей системы Гегель описывает с самых общих и абстрактных кате- горий бытия, небытия, становления, качества, количества, меры, а заканчивает конкретными категориями действительности, организ- ма, познания. Будучи убеждённым в тождестве бытия и мышления