Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 493

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Предложенное В. Леви описание психотерапевтиче­ского воздействия музыки в континууме «удоволь­ствие — неудовольствие» далеко не исчерпывает всех вариантов ее эмоционально-психологического воздей­ствия. По нашему мнению, глубокое влияние на пси­хоэмоциональное состояние человека музыка приобре­тает прежде всего в силу субъективной значимости и ее смысловой, также глубоко индивидуальной, ин­терпретации, тесно связанной с прежним опытом и всем тем, что вкладывается в понятие «личностный смысл». В значительной степени подобное мнение ра­нее высказывалось музыковедом В. В. Медушевским (1976), выдвинувшим гипотезу о художественном мо­делировании эмоций в музыке, который считает, что ассоциативные связи при восприятии музыкальных произведений формируются в рамках индивидуально­го опыта и культуральных традиций.

Исследования по воздействию музыки на состояние человека пока немногочисленны. В отдельных работах было показано, что любители музыки и музыканты-профессионалы по ряду психологических показателей отличаются от людей, характеризующих себя как «равнодушных» к этому виду искусства. Эти отличия, в частности, проявляются в большей гибкости мышления, богатстве воображения, более выраженной сенси-тивности и склонности к невротическим реакциям, а также в более низкой моральной нормативности [Сыроежина Ю. И., 1984]. Приведенные данные могут иметь определенное диагностическое значение. Други­ми авторами отмечалось, что сочетанное или изолиро­ванное применение музыкотерапии при лечении знато­ков этого вида искусства и профессионалов не всегда оказывает позитивное влияние, так как они склонны к критическому анализу исполнения и фиксации на форме музыкального произведения [Вейсова 3. А., 1983]. По-видимому, эти данные также следует учиты­вать при формировании психотерапевтических групп. В целом же следует согласиться со специалистами в области спортивного аутотренинга Е. И. Смаглием и Е. П. Щербаковым (1982), что «глубокого теоретиче­ского обоснования музыкотерапии пока нет». Бесспор­но, был прав и Р. Вгоса, когда писал: «Всякое безвред­ное средство, оказавшееся успешным хотя бы од­нажды, заслуживает изучения». В полной мере это относится и к музыкотерапии.

Нами приведены наиболее общая схема и последо­вательность усвоения основных (базисных) упражне­ний аутогенной тренировки, которые могут широко варьировать при практическом использовании метода квалифицированным специалистом. Наши наблюдения убеждают в том, что не следует проводить занятия по заранее написанному тексту, разве что иметь его под рукой при отсутствии достаточного опыта работы. При проведении гетерогенных тренировок врач дол­жен выполнять упражнения совместно с обучаемыми, постоянно чувствуя аудиторию, сверяясь со своими ощущениями, при необходимости усиливая суггестив­ное воздействие или, наоборот, применяя методы ак­тивизации обучаемых. Таким образом, каждое занятие становится в
известной степени творческим актом, а продуктивность обучения в значительной мере зави­сит от взаимодействия обучающего врача с аудито­рией. Личность врача имеет самостоятельное значение в эффективности обучения и практического примене­ния метода. К сожалению, личность психотерапевта как специфическая категория пока мало исследована.И только субъективный опыт, интегрируя восприятие выражения лица и глаз, манеры держаться, тембра го­лоса, построения речи и общего впечатления, которое производится на окружающих, с некоторой вероят­ностью позволяет сказать — получится или не полу­чится из конкретного врача хороший психотерапевт.

Несмотря на уже достаточно длительную историю медицинского применения, внушаемость человека и ее феномены все еще нередко воспринимаются почти на средневековом уровне, а личность психотерапевта по­рой ассоциируется с неким факиром или фокусником. Даже среди врачей иногда возникает такой диалог: «Я слышал, ты занимаешься гипнозом? Загипнотизируй меня». Такая просьба столь же нелепа, как, скажем, обращение вполне здорового коллеги к хирургу: «Я слышал, ты занимаешься хирургией сердца? Проопе­рируй меня». От подобной, мягко говоря, психотера­певтической необразованности нередко проистекает недоверие к терапии внушением и порой неуважение или суеверный страх по отношению к психотерапевту. Возможно, наш пример с хирургом кому-то покажется неубедительным. Возьмем более простой случай. Если у вас никогда не болела голова — как можно убедить вас, что тот или иной препарат при головной боли для вас наиболее эффективен или что он вообще как-либо действует? И даже, если вы примете препарат, он вам «не поможет», потому что не от чего помогать. Так же и внушение применимо и эффективно там и в тех случаях, когда оно нужно, необходимо.

Обращаясь к вопросу о внушаемости, самовнушае­мости и гипнабельности, необходимо сказать, что мы ни разу не встретились с отсутствием эффекта или пол­ной рефрактерностью к лечебному внушению в тех случаях, когда оно было показано, а побуждением к применению психотерапевтических методов были не «эстрадные» эффекты, а активное стремление врача и больного к выздоровлению или облегчению страда­ний последнего.



При работе со здоровыми лицами очень часто при­ходится отвечать на вопрос: «Можно ли самостоя­тельно овладеть приемами аутотренинга?» На этот вопрос, конечно, нужно отвечать утвердительно: «Да, можно, как можно самостоятельно изучить ино­странный язык или, скажем, овладеть приемами кара­тэ». Однако многим ли это удается? Участие во всех указанных занятиях преподавателя, тренера или вра­ча — вот гарантия и залог успеха. Применение же ау­тогенной тренировки у больных, в том числе и обуча­ющий курс, по нашему мнению, может проводиться только врачом.

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ


Систематические занятия аутотренингом, представ­ляя по своей еути тренировку основных нейрорегуля­торных психофизиологических механизмов, в ряде слу­чаев оказывают самостоятельное позитивное воздей­ствие, о котором уже говорилось при изложении нейропсихологических и нейрофизиологических эффек­тов релаксации. Состояние человека, являясь субъек­тивно-объективным феноменом, интегрирующим го­меостатические характеристики организма и личности, наиболее чутко и весьма индивидуально отражает ма­лейшие как отрицательные, так и положительные сдвиги. В то же время самооценка собственного состояния, в силу ее субъективной представленности, существенно зависит от особенностей личности, харак­тера и темперамента, объединяемых понятием «индиви­дуальность». Именно индивидуальность каждого кон­кретного человека определяет то бесконечное много­образие клинических симптомов и синдромов, кото­рые возникают в ответ на практически идентичные воздействия. Она же определяет и вариации психоте­рапевтического воздействия в зависимости от особен­ностей наблюдаемых клинических проявлений и свое­образия личности больного.

По нашему мнению, подобно тому, как не суще-ствует лечения гипнозом, а есть лечение внушением в гипнозе, также не существует и терапии аутогенной тренировкой, а лучше говорить о лечении в аутогенном состоянии, реализуемом преимущественно с помощью приемов самовнушения, сенсорной репродукции, а так-же путем приобретения навыков и развития способно­сти к целенаправленной регуляции некоторых вегета-тпивных и соматических функций на основе вербалъно-висцеральных и сенсорно-репродуктивно-висцералъных рефлексов. Поэтому прежде чем перейти к изложению специальных методов и упражнений, реализуемых на основе аутогенной тренировки, обратимся к понятию «аутогенного состояния».

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ


Большинство авторов, занимающихся теорией и практикой аутотренинга, на основании специфиче­ских феноменов, наблюдаемых в эксперименте и кли­нике, выделяют особое состояние сознания
, которое обычно называют «аутогенным состоянием». С учетом субъективных наблюдений пациентов, психофизиоло­гических и ЭЭГ-исследований в настоящее время сформировано 3 гипотезы аутогенного состояния, от­личающиеся отношением последнего к основным фи­зиологическим переходным фазам в континууме «ак­тивность — сон».

Первая гипотеза рассматривает аутогенное состоя­ние именно как этап в последовательных стадиях пере­хода от бодрствования ко сну (рис. 16).

В соответствии с этой гипотезой предполагается, что обучение аутогенной тренировке позволяет целена­правленно вызывать и удерживать особое состояние, среднее между «предсонливостью» и «сонливостью». При этом допускается, что человек может прямо пе­рейти из аутогенного состояния как в состояние актив­ности, так и в состояние сна (см. рис. 16).

Другая гипотеза характеризует аутогенное состоя­ние как специфические психофизиологические измене­ния, которые не могут рассматриваться как одна из промежуточных фаз «сна — бодрствования». Но при этом добавляется, что аутогенное состояние может быть транзиторно связано с этими фазами.

В этой гипотезе вводится понятие аутогенного сме­щения («Autogening shift»). В процессе усвоения обу­чающего курса аутогенное смещение может идти через предсонливость (рис. 17, 1). У хорошо тренированных субъектов аутогенное смещение появляется почти сра­зу вслед за активным состоянием (рис. 17, 2). В зави­симости от эффективности обучения и применяемой техники занятий аутогенное смещение может разви­ваться на промежуточной стадии между активностью и предсонливостью (рис. 17, 3).



Авторы этих гипотез P. Geismann, A. Jus42и W. Lut-he считают, что: а) прямое смещение из сонливости в аутогенное состояние невозможно; б) переход из ау­тогенного состояния ко сну осуществляется через фазу предсонливости (рис. 17,4).

Третья гипотеза (S. Dongier и др.) исходит из пред­положения, что аутогенное состояние характеризуется специфическими функциональными изменениями, ко­торые вообще не связаны с переходными фазами «сон — бодрствование». Эта гипотеза, так же как и две предыдущие, обосновывается экспериментальными данными и клиническими наблюдениями. В частности, анализ динамики пространственно-временных паттер­нов ЭЭГ показывает, что аутогенное состояние, как уже отмечалось, может развиваться прямо из состоя­ния активности, минуя стадию предсонливости. Кроме этого, хорошо известно, что человек, находящийся в аутогенном состоянии, не спит, а возможное разви­тие дремоты и сонливости в ряде случаев зависит от хронического или острого недосыпания. Далее авторы гипотезы отмечают, что аутогенное состояние обычно ассоциируется с повышением способности к самоотче­ту и самосознанию, специфическими особенностями которых являются повышение чувствительности к эн­догенным стимулам и селективное ограничение внеш­них воздействий. В подтверждение своей гипотезы ав­торы также приводят анализ ЭЭГ, изменения которой при аутогенном состоянии отличны от аналогичных временных и пространственных паттернов при гипно­зе, сонливости и обычном сне.