Файл: Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

предисловие

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

САМОВНУШЕНИЕ

ИНДИЙСКАЯ СИСТЕМА ХАТХА-ЙОГА И РАДЖА-ЙОГА

гипноз

АКТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И СХОДНЫЕ С НЕЙ МЕТОДЫ

Глава 2. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА И ЧАСТНЫХ ПРИЕМОВ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

ОСОЗНАВАЕМАЯ И НЕОСОЗНАВАЕМАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ И ЕЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕМ АДАПТАЦИОННОМ СИНДРОМЕ

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТРЕНИРОВАННОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 3. КЛИНИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ (АТ-!)

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ У ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Глава 5. ОБУЧАЮЩИЙ КУРС АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ГРУПП ДЛЯ ГЕТЕРОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

ЦВЕТ И СЕНСОРНАЯ РЕПРОДУКЦИЯ

СОЧЕТАНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ С МУЗЫКОТЕРАПИЕЙ

Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И МЕТОДЫ НА ОСНОВЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

АУТОГЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОГИГИЕНЫ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

НЕКОТОРЫЕ УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ

Глава 7. ПРИМЕНЕНИЕ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ И НЕВРОЗЫ

ПСИХОПАТИИ

ТОКСИКОМАНИИ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА ПРИ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

­чение базисным упражнениям аутогенной тренировки, но и привитие обучаемым активного отношения к свое­му состоянию, на основе которого в последующем ре­ализуются специальные приемы самовоздействия.

Упражнения, направленные на овладение регуляцией ритма и частоты дыхания. Перед началом 7-го занятия пациентам необходимо разъяснить значение диафрагреального дыхания в улучшении вентиляции легких и увеличении активной поверхности легочной ткани, и также роль диафрагмы в самомассаже внутренних органов и улучшении кровообращения, указать на от­влекающее и успокаивающее рефлекторное воздей­ствие ритмичного упорядоченного дыхания при эмо­циональном возбуждении. Объяснение целесообразно дополнить примерами из житейской практики, литера­туры и т.д. В процессе выполнения 5-го упражнения пациентам рекомендуется постепенно удлинять фазы дыхания: вначале только вдоха, затем паузы, а потом выдоха. В связи с тем, что пролонгация выдоха часто вызывает неприятные ощущения и даже состояние тре­воги, такой порядок освоения упражнения по регуля­ции ритма и частоты дыхания, как показали прове­денные исследования, является наиболее приемлемым. Перед началом упражнений необходимо подчеркнуть, кто удлинение отдельных фаз и всего акта дыхания должно происходить постепенно (рис. 14).

Ранее нами, как и многими другими авторами, ре­комендовалось проводить дыхательные упражнения согласно подсчету врача по разработанным форму-лам. Одновременно мы отмечали, что выполнение упражнений по регуляции ритма и частоты дыхания по словесному подсчету представляет известные труд­ности для обучаемых: для одних предлагаемый ритм сказывается слишком поспешным, для других — мед-пенным, обучаемые часто сбиваются и «пропускают» дыхание, ожидая очередной команды. Кроме этого, практический опыт и опрос пациентов показал, что «навязанный» ритм дыхания вызывает негативную ре­акцию у большинства (69 %) обучаемых. Поэтому в предлагаемой модификации отработка упражнений по регуляции ритма и частоты дыхания была индиви­дуализирована. Одни пациенты в конце обучающего курса достигали замедления частоты дыхания почти вдвое, у других замедление не превышало двух пол­ных циклов в минуту. Критерием правильного выполне­ния упражнений является отсутствие неприятных ощу­щений, связанных с замедлением частоты дыхания, и возможность сохранения избранного ритма на про­тяжении всей тренировки. В словесных формулах ак­центируется ощущение покоя.


В некоторых случаях после усвоения данного упражнения оно может переноситься на начало трени-



Рис. 14. Изменение длительности вдоха (а) и выдоха (б) в процессе выполнения основных аутогенных упражнений (по W. Luthe). По оси абсцисс — время сеанса; по оси ординат — длительность составляющих дыхательного цикла.

ровки, т. е. выполняться перед всеми другими в соче­тании с комплексом «Успокоение». В этом случае формулы упражнений несколько видоизменяются, при­обретая структуру, характерную для отдельных фаз дыхательного цикла (табл. 4). В таком виде упраж­нение может оказывать не только успокаивающее и преднастроечное, но и релаксирующее действие.

При выполнении комплекса «Дыхание», как прави­ло, не отмечается каких-либо побочных отрица­тельных эффектов. Необходимо лишь отметить, что нецелесообразно переносить дыхательные упражнения на начало тренировки в группе лиц с легочной и брон­хиальной патологией, так как это в отдельных случаях может провоцировать нежелательные явления (ка­шель, спазм бронхов), более редкие при выполнении этого упражнения на фоне аутогенного состояния (по-

Таблица 4

Сочетание отдельных фаз дыхательных упражнений и словесных формул комплекса «Успокоение»

Вдох

Пауза

Выдох

Я

Пассивная концентрация внима-

Спокоен




ния на первой части фразы или







называемой части тела, органа




Тело

То же

Спокойно

Мысли

»

Спокойны

Лицо

»

Спокойно

Дышу

»

»

Сердце

»

»

Живот

»

Спокоен




и т. д.





еле комплексов «Тяжесть» и «Тепло»). У части обу­чаемых (22 %), преимущественно у мужчин с выра­женным диафрагмальным дыханием, после выполне­ния упражнений появляется легкое чувство голода и повышение аппетита, сохраняющееся в течение 20 — 40 мин после тренировки. Эти явления, по-види­мому, связаны с самомассажем органов желудочно-ки­шечного тракта. Исходя из этого, нецелесообразна пролонгация этих упражнений у лиц, страдающих гиперацидными и гиперсекреторными гастритами, и, на­оборот, они показаны при анорексии, снижении мо­торной и секреторной функции желудка и кишечника.

Упражнения, направленные на регуляцию частоты и ритма сердечных сокращений. В процессе освоения 6-го упражнения, как правило, более 50 % обучаемых сообщают о том, что они начинают ощущать соб­ственное сердцебиение. Это естественно, так как на­блюдаемое при аутогенном расслаблении снижение порогов проприоцепции и пассивная (тренированная) концентрация внимания на том или ином органе спо­собствуют появлению таких ощущений. Характерным является то, что при сопоставлении жалоб пациентов, которые часто и являются причиной их обращения к психотерапевту, и отмечаемых в процессе 6-го упражнения «сердцебиений», «замираний сердца», «чувства давления в груди» обнаруживается их практи­чески полное совпадение. В тех же случаях, когда ку­рируемое заболевание не связано с сердечно-сосудистой системой, указанные явления встречаются значи­тельно реже. Таким образом, это еще раз подтвер­ждает, что в состоянии аутогенного расслабления в первую очередь начинают «сигналить» вовлеченные в болезненный процесс органы: на фоне общего сни­жения корковой активности патологические очаги, обладающие до- и субклинической активностью, при­обретают характер относительно доминирующих. По мере освоения аутогенных упражнений отмеченные не­приятные ощущения со стороны сердца проходят, хо­тя и не всегда до окончания гетерогенного обучающе­го курса. Мы, как и другие авторы, считаем, что если эти неприятные ощущения не усиливают ипохондриче­ской фиксации больных, они не являются противопо­казанием к продолжению занятий.

В то же время могут иметь место случаи, когда 6-е упражнение целесообразно исключить из общей схемы занятий. Приведем пример из наших наблюдений.

Больной Т., 33 лет, образование высшее, товаровед, женат, имеет одного ребенка. Обратился с жалобами на боли в сердце, перебои, чувство замирания и т. п., которые появились год назад. В течение последних 6 мес ведет щадящий образ жизни: бросил ку­рить, избегает нагрузок и близости с женой. В беседе — сенси­тивен, озабочен своим состоянием, движения замедленные, ищет защиты у врача, речь хорошо поставлена, свое состояние описы­вает скрупулезно, выявляя все новые и новые детали. Внешний вид — здорового молодого мужчины. При клиническом обследова­нии и на ЭКГ патологии не выявлено. При клинико-психологиче-ском обследовании — относительное повышение шкал 2 (75 Т) и 7 (73 Т) MMPI. В анамнезе: когда пациенту было 15 лет, от сер­дечного приступа в возрасте 35 лет умерла его мать. Пациент от­мечает, что он очень похож на мать, однако в беседе не высказы­вает бесспорно присутствующего вопроса: не может ли он,
унаследовав внешность матери, унаследовать и ее судьбу. Диагноз: кардиофобический синдром. С больным проведен сеанс рациональ­ной терапии, в процессе которого разъяснена роль психической травмы, связанной с заболеванием и смертью матери, указано на роль патологического очага фиксации в памяти, который и обнару­жил свою активность при приближении пациента к 35 годам (воз­раст, в котором умерла мать). Отмечено, что имеющиеся у него изменения связаны с нарушением нервной регуляции, являются функциональными и, следовательно, обратимыми. (В процессе бе­седы с больным ни разу не были употреблены слова «страх», «не­вроз», и диагноз был «подан» как «функциональное нарушение дея­тельности сердца».)

Уже в процессе обучающего курса аутогенной тренировки со­стояние больного прогрессивно улучшалось; через 2 нед снизились субъективные ощущения, тревога, повысилась активность (по шкале 7 MMPI — снижение на 6 Т, по шкале 2 —на 4 Т). При пере­ходе к 6-му упражнению — резкое обострение, выраженная ипохон­дрическая фиксация, мысли о неизбежности смерти. Проведен еще один сеанс рациональной терапии; от гетерогенных тренировок па­циент был освобожден; завершение обучающего курса — в виде ин­дивидуальных занятий, комплекс «Сердце» не применялся. Спе­циальные упражнения на базе аутогенной тренировки (см. ниже): методы десенсибилизации, отвлечения и самовоспитания в течение 2 нед амбулаторно, в последующем — самостоятельно. Выздоро­вление наступило через 8 нед от начала лечения. При катамнестиче­ском наблюдении в течение 3 лет рецидивов не было.

Из этого наблюдения видно, что уже применение обучающего курса требует индивидуализации. При выполнении упражнений, направленных на овладение регуляцией ритма и частоты сердечной деятельности, не следует рекомендовать (как это делается некоторы­ми авторами) учиться мысленно вести подсчет сердце­биений.

Излишнее внимание к сердечной деятельности, утрачивающее при этом характер пассивной концен­трации, может провоцировать ипохондрические явле­ния и жалобы даже у здоровых лиц. Здоровый человек не ощущает деятельность своего сердца, а при подоб­ной модификации упражнения такие ощущения могут появляться и, сохраняясь некоторое время после окон­чания гетерогенных тренировок, приводить к чувству дискомфорта и тревоги.

Для проверки реализации формул самовнушения и повышения эффективности гетерогенного обучающе­го или лечебного курса целесообразно использовать метод «аутогенной тренировки с обратной связью» (biofeedback therapy зарубежных авторов), когда па­циенты контролируют изменение частоты сердечных сокращений при помощи пульсотахометров (аппараты «КТД», «Физиолог», различные «Полиграфы» и др.). Таким образом, пациенты или обучаемые получают объективную информацию о динамике конкретного физиологического показателя, однако эта информация никак не связана со снижением порогов проприоцепции и излишней фиксацией на состоянии внутренних органов. В большинстве случаев применение обратной связи способствует более быстрому усвоению упраж­нения в процессе обучающего курса, индивидуализа­ции используемых приемов и более эффективной ре­ализации терапевтического воздействия, особенно при тахикардическом синдроме, так как позволяет фикси­ровать малейшие позитивные изменения. Эту роль обратной связи очень образно характеризует J. Hasset (1981): «Обратная связь,
доставляющая информацию



о малых изменениях, обычно более эффективна, чем информация о крупных сдвигах. Если вы узнаете о том, что чересчур растолстели, только тогда, когда вам станут узки все ваши туалеты, это будет не луч­ший способ самоконтроля. И если единственным сти­мулом для соблюдения диеты будет надежда на то, что через полгода на вас налезут ваши любимые брю­ки, вы скорее всего так долго не выдержите. Если же вы будете ежедневно становиться на весы, то, узнав, например, что ваша масса тела со вчерашнего дня уменьшилась со 113 до 111 кг, вам, вероятно, легче бу­дет ограничиться сегодня черным кофе и ломтиком хлеба без масла»41.

Среднее замедление частоты сердечных сокраще­ний в процессе гетерогенных занятий к концу обучаю­щего курса составляет 10 —12% от исходного (до нача­ла тренировки). Этот показатель управляемого замед­ления частоты сердечной деятельности использовался нами как критерий эффективности усвоения ауто­генных упражнений. Если замедление пульса на 10 % от исходного достигается уже к 8-му занятию (до на­чала 6-го упражнения), это является свидетельством весьма успешного усвоения метода конкретным обу­чаемым. Однако 10—12% — это лишь критерий эффек­тивности усвоения аутогенных упражнений. В процессе систематических занятий без специальной направлен­ности на «эстрадные» эффекты частота сердечных со­кращений снижается на 15 — 19, а в случае применения обратной связи — на 15 — 25 % в процессе гетерогенных занятий и на 8 — 10% вне последних (рис. 15).