Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сформированность лидерских качеств у респондентов была определена по показателям сформированности следующих критериев (таблицу 2.1):
-
Гендерный критерий – преобладание маскулинности – указывает на высокую социальную активность, стремление к доминированию и подтверждению собственной значимости, твердость характера, напористость в достижении цели, не боязнь брать на себя ответственность, смелость и другие качества, которые принято относить к категории условно мужских качеств. -
Критерий потребностей, мотивов и профессиональной направленности (лидерские качества: потребность в достижении цели, мотивация на достижение успеха, направленность на профессионализм) – характеризуют комплекс мотивов и ценностей, предопределяющих эффективность управленческой деятельности; -
Деятельностно-коммуникативный (лидерские качества: организаторские и коммуникативные способности) – характеризует способность интегрировать деятельность группы как единой команды; -
Направленно-деятельностный (лидерские качества: способность к целеполаганию, планированию, принятию решений) – характеризует способности респондентов к организации целенаправленности коллектива; -
Эмоциональный интеллект – (лидерские качества: способность понимания собственных и чужих эмоций; способность управления собственными и чужими эмоциями) – характеризует способность руководителя к проявлению себя как эталона.
Таблица 2.1
Лидерские качества и методики их диагностики
№ п/п | Критерий | Диагностируемые качества | Методики диагностики |
1 | Гендерный аспект | Проявления маскулинности | Опросник «Фемининность маскулинность», С. Бем |
2 | Критерий потребностей, мотивов и профессиональной направленности | Потребность в достижении цели | Методика «Потребность в достижении цели», Ю. Орлов |
Мотивация на достижение успеха | «Методика диагностики мотивации на достижение успеха», Т. Элерс | ||
Направленность на профессионализм | «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», И.Г. Сенин | ||
3 | Организаторско-коммуникативный | Организаторские способности | Методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)», В. Синявский |
Коммуникативные способности | |||
4 | Направленно-деятельностный | Способности к целеполаганию | методика «Стиль саморегуляции поведения», В.И. Моросанова |
Способности к планированию | |||
Способности к принятию решений | |||
5 | Эмоциональный интеллект | Понимание собственных эмоций | Методика измерения эмоционального интеллекта «ЭмИн», Д.В. Люсин |
Понимание чужих эмоций | |||
Управление своими эмоциями | |||
Управление чужими эмоциями |
Уровни сформированности лидерских качеств делятся на: высокий, средний и низкий уровни. Соответствующие количественные показатели уровней сформированности лидерских качеств (баллы) – представлены в Приложение 1. Качественная характеристика (показатели) уровней сформированности лидерских качеств – в Приложении 3.
2.2 Общая характеристика объекта и процедуры исследования
Основной государственный регистрационный номер о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц – 1027400870067.
Лицензия: Министерства здравоохранения серия ЛО-74-01-002242 от 20 марта 2014 г.
ООО «ОВО» открыт 01 августа 2016 года и располагался в старой части города, занимая комнату 10 квадратных метров в здании филиала санэпидстанции.
За этот период времени увеличивались площади, штаты, материально-техническая база учреждения. В 2017 году в эксплуатацию введён пристрой к основному зданию, где размещаются два зала лечебной физкультуры, плавательный бассейн, сауна, отделение водных процедур.
Задачи:
-
обеспечение медицинского контроля, диспансерного наблюдения, лечения и реабилитации лиц, занимающихся различными видами спорта и физкультурой -
организация и осуществление медицинского обеспечения учебно-тренировочных сборов, занятий и соревнований -
организация и проведение восстановительного лечения больных и инвалидов с применением методик лечебной физкультуры; -
медицинский контроль за физическим воспитанием в дошкольных и образовательных учреждениях; -
проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни, оздоровлению различных возрастных и профессиональных групп населения средствами физической культуры и спорта
Получателями услуг является население городского округа, в том числе:
-
члены сборных команд России, области, города; -
воспитанники детско-юношеских спортивных школ; -
студенты высших и средних учебных заведений, учащиеся общеобразовательных школ, дети дошкольных учреждений, взрослые, занимающиеся физкультурой и спортом; -
больные и инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, эндокринной системы; -
ветераны спорта.
Услуги:
Доврачебная медицинская помощь
-
Лабораторная диагностика -
Лечебная физкультура -
Медицинский массаж -
Стоматология -
Физиотерапия
Амбулаторно- поликлиническая медицинская помощь
-
Лечебная физкультура и спортивная медицина -
Неврология -
Офтальмология -
Функциональная диагностика
2.3 Результаты эмпирического исследования
В первую очередь была исследована выраженность маскулинных или фемининных качеств у испытуемых женщин-руководителей и женщин подчиненных, предполагая, что для женщин-руководители характерно преобладание маскулинных качеств. У респондентов была выявлена степень проявления маскулинности-фемининности (по методике «Маскулинность фемининность» С. Бем). Количественные результаты расчетов приводятся в Приложении 3, а сводные результаты отображены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Результаты исследования лидерских качеств респондентов по гендерному критерию
Из рисунка 2.1 видно, что в группе женщин-руководителей только у 3% преобладают маскулинные качества, у других женщин-руководителей преобладают андрогинные черты, но все же приближенные к маскулинности.
Итак, у женщин-руководителей между женскими и мужскими качествами преобладает относительное равенство, но с небольшим приближением к маскулинности. При этом, яркого преобладания фемининных черт не выявлено ни у одной женщины-руководителя (рисунок 3.1).
Из рисунка 2.1 видно, что в группе женщин-подчиненных выявлено 10% респондентов с ярким преобладанием фемининных черт. Остальным женщинам-подчиненным присущи андрогенные черты, но уже с приближением к фемининности. При этом в группе женщин-подчиненных не выявлено ни одного респондента с преобладанием маскулинных черт (напомним, в группе женщин-руководителей таких респондентов – 3%).
Таким образом, результаты диагностики по методике С. Бем (рисунок 2.1) показали, что маскулинные, фемининные и андрогинные черты неравномерно распределены, но у респондентов обеих групп преобладают андрогинные черты. При этом в обеих группах преобладает андрогинный тип.
Расчет U-критерия Манна-Уитни (Приложение 4) показал, что существуют значимые различия в выраженности фемининных и маскулинных качеств, в группе женщин-руководителей – показатели маскулинности значительно выше, чем в группе женщин-подчиненных (U = 1046,000 при ≤ 0,01).
Причиной неравномерности распространения маскулинных, фемининных и андрогинных женщин со значительным преобладанием последних может быть следствием стирания четких границ между гендерными ролями в современном обществе. Чтобы эффективнее взаимодействовать в социуме, личности необходимо обладать широким спектром черт и традиционно мужских, и традиционно женских характеристик. Именно андрогинный тип личности наиболее адаптивен в современном социуме, поэтому полученные результаты у нас не вызвали удивления.
Переходим к интерпретации полученных результатов по диагностике лидерских качеств, которые в нашем исследовании были определены как основные лидерские качества женщин-руководителей (таблица 2.2).
В таблице 2.2 представлен анализ лидерских качеств, которые характеризуют комплекс важных мотивов и ценностей, предопределяющих успех и эффективность управленческой деятельности женщин-руководителей.
Таблица 2.2
Результаты диагностики лидерских качеств по критерию - потребности, мотивы и профессиональная направленность
Уровни | Женщины-подчиненные n=60 | Женщины-руководители n=60 |
| Потребности в достижении цели | |
Высокий | 11% (7 чел.) | 40% (24 чел) |
Средний | 65% (39 чел.) | 60% (36 чел) |
Низкий | 24% (14 чел.) | 0% (0 чел) |
| Мотивация на достижение успеха | |
Высокий | 15% (9 чел) | 33% (20 чел) |
Средний | 57% (34 чел) | 60% (36 чел) |
Низкий | 29% (17 чел) | 7% (4 чел) |
| Направленность на профессионализм | |
Высокий | 20% (12 чел) | 60% (36 чел) |
Средний | 71% (43 чел) | 33% (20 чел) |
Низкий | 9% (5 чел) | 7% (4 чел) |
Наглядно данные таблицы 2.2 отображены на рисунках: потребности в достижении успеха – показаны на рисунке 2.2, мотивации на достижение успеха – на рисунке 4, направленность на профессионализм – на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Уровни сформированности лидерских качеств по показателю «потребности в достижении цели»
Результаты рисунка 2.2 демонстрируют следующее. По критерию потребности достижения цели у женщин-подчиненных превалирует средний уровень развития, на втором месте – низкий уровень, высокий – на последнем.
У женщин-руководителей ситуация совсем другая – все они продемонстрировали средний и высокий уровни. Это может объясняться спецификой профессиональной деятельности и, конечно, личностными характеристиками. Опытные женщины-руководители знают, чего хотят, и не останавливаются на достигнутом, поскольку у них постоянно возникают новые цели. Этого нельзя сказать о женщинах-подчиненных, у большинства из которых диагностирован средний уровень, а высокий – наименее выражен. Это говорит о том, что для большинства женщин-подчиненных свойственен умеренный и низкий уровень настойчивости в достижении целей, отсутствие духа соперничества и притязаний, проявление негативных эмоций в связи с необходимостью совершения действий на достижение цели.
Рисунок 2.3 – Уровни сформированности лидерских качеств по показателю «мотивация на достижение успеха»
Из рисунка 2.3 видно, что у женщин-руководителей выявлен средний и высокий уровень мотивации на достижение успеха, у женщин-подчиненных – средний и низкий. Эти результаты указывают на то, что у женщин руководителей высокий и умеренный уровень потребности самореализации в процессе профессиональной деятельности, направленность на признание в общественной среде, наличие четко сформулированного положительного результата. Но у некоторых из них абстрактные представления о желаемом положительном результате.
У женщин-подчиненных проявляется потребность самореализации в процессе профессиональной деятельности, однако наблюдается низкий уровень направленности на признание в общественной среде, им свойственна направленность на избегание негативных факторов в процессе деятельности.