Файл: Исследование лидерских качеств у женщин руководителей Студент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сформированность лидерских качеств у респондентов была определена по показателям сформированности следующих критериев (таблицу 2.1):

  1. Гендерный критерий – преобладание маскулинности – указывает на высокую социальную активность, стремление к доминированию и подтверждению собственной значимости, твердость характера, напористость в достижении цели, не боязнь брать на себя ответственность, смелость и другие качества, которые принято относить к категории условно мужских качеств.

  2. Критерий потребностей, мотивов и профессиональной направленности (лидерские качества: потребность в достижении цели, мотивация на достижение успеха, направленность на профессионализм) – характеризуют комплекс мотивов и ценностей, предопределяющих эффективность управленческой деятельности;

  3. Деятельностно-коммуникативный (лидерские качества: организаторские и коммуникативные способности) – характеризует способность интегрировать деятельность группы как единой команды;

  4. Направленно-деятельностный (лидерские качества: способность к целеполаганию, планированию, принятию решений) – характеризует способности респондентов к организации целенаправленности коллектива;

  5. Эмоциональный интеллект – (лидерские качества: способность понимания собственных и чужих эмоций; способность управления собственными и чужими эмоциями) – характеризует способность руководителя к проявлению себя как эталона.

Таблица 2.1

Лидерские качества и методики их диагностики



п/п

Критерий

Диагностируемые качества

Методики диагностики

1

Гендерный аспект

Проявления маскулинности

Опросник «Фемининность маскулинность», С. Бем



2

Критерий потребностей, мотивов и

профессиональной направленности

Потребность в достижении цели

Методика «Потребность в достижении цели», Ю. Орлов

Мотивация на достижение успеха

«Методика диагностики мотивации на достижение успеха», Т. Элерс

Направленность на профессионализм

«Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)», И.Г. Сенин

3

Организаторско-коммуникативный

Организаторские способности

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)», В. Синявский

Коммуникативные способности

4

Направленно-деятельностный

Способности к целеполаганию

методика «Стиль

саморегуляции поведения»,

В.И. Моросанова

Способности к планированию

Способности к принятию решений

5

Эмоциональный интеллект

Понимание собственных эмоций

Методика измерения эмоционального интеллекта

«ЭмИн», Д.В. Люсин

Понимание чужих эмоций

Управление своими эмоциями

Управление чужими эмоциями




Уровни сформированности лидерских качеств делятся на: высокий, средний и низкий уровни. Соответствующие количественные показатели уровней сформированности лидерских качеств (баллы) – представлены в Приложение 1. Качественная характеристика (показатели) уровней сформированности лидерских качеств – в Приложении 3.

2.2 Общая характеристика объекта и процедуры исследования

Основной государственный регистрационный номер о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц – 1027400870067.

Лицензия: Министерства здравоохранения серия ЛО-74-01-002242 от 20 марта 2014 г.

ООО «ОВО» открыт 01 августа 2016 года и располагался в старой части города, занимая комнату 10 квадратных метров в здании филиала санэпидстанции.

За этот период времени увеличивались площади, штаты, материально-техническая база учреждения. В 2017 году в эксплуатацию введён пристрой к основному зданию, где размещаются два зала лечебной физкультуры, плавательный бассейн, сауна, отделение водных процедур.

Задачи:

  • обеспечение медицинского контроля, диспансерного наблюдения, лечения и реабилитации лиц, занимающихся различными видами спорта и физкультурой

  • организация и осуществление медицинского обеспечения учебно-тренировочных сборов, занятий и соревнований

  • организация и проведение восстановительного лечения больных и инвалидов с применением методик лечебной физкультуры;

  • медицинский контроль за физическим воспитанием в дошкольных и образовательных учреждениях;

  • проведение санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни, оздоровлению различных возрастных и профессиональных групп населения средствами физической культуры и спорта

Получателями услуг является население городского округа, в том числе:

  • члены сборных команд России, области, города;

  • воспитанники детско-юношеских спортивных школ;

  • студенты высших и средних учебных заведений, учащиеся общеобразовательных школ, дети дошкольных учреждений, взрослые, занимающиеся физкультурой и спортом;

  • больные и инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения, эндокринной системы;

  • ветераны спорта.

Услуги:

Доврачебная медицинская помощь



  • Лабораторная диагностика

  • Лечебная физкультура

  • Медицинский массаж

  • Стоматология

  • Физиотерапия

Амбулаторно- поликлиническая медицинская помощь

  • Лечебная физкультура и спортивная медицина

  • Неврология

  • Офтальмология

  • Функциональная диагностика

2.3 Результаты эмпирического исследования

В первую очередь была исследована выраженность маскулинных или фемининных качеств у испытуемых женщин-руководителей и женщин подчиненных, предполагая, что для женщин-руководители характерно преобладание маскулинных качеств. У респондентов была выявлена степень проявления маскулинности-фемининности (по методике «Маскулинность фемининность» С. Бем). Количественные результаты расчетов приводятся в Приложении 3, а сводные результаты отображены на рисунке 2.1.



Рисунок 2.1 – Результаты исследования лидерских качеств респондентов по гендерному критерию
Из рисунка 2.1 видно, что в группе женщин-руководителей только у 3% преобладают маскулинные качества, у других женщин-руководителей преобладают андрогинные черты, но все же приближенные к маскулинности.

Итак, у женщин-руководителей между женскими и мужскими качествами преобладает относительное равенство, но с небольшим приближением к маскулинности. При этом, яркого преобладания фемининных черт не выявлено ни у одной женщины-руководителя (рисунок 3.1).

Из рисунка 2.1 видно, что в группе женщин-подчиненных выявлено 10% респондентов с ярким преобладанием фемининных черт. Остальным женщинам-подчиненным присущи андрогенные черты, но уже с приближением к фемининности. При этом в группе женщин-подчиненных не выявлено ни одного респондента с преобладанием маскулинных черт (напомним, в группе женщин-руководителей таких респондентов – 3%).

Таким образом, результаты диагностики по методике С. Бем (рисунок 2.1) показали, что маскулинные, фемининные и андрогинные черты неравномерно распределены, но у респондентов обеих групп преобладают андрогинные черты. При этом в обеих группах преобладает андрогинный тип.

Расчет U-критерия Манна-Уитни (Приложение 4) показал, что существуют значимые различия в выраженности фемининных и маскулинных качеств, в группе женщин-руководителей – показатели маскулинности значительно выше, чем в группе женщин-подчиненных (U = 1046,000 при  ≤ 0,01).


Причиной неравномерности распространения маскулинных, фемининных и андрогинных женщин со значительным преобладанием последних может быть следствием стирания четких границ между гендерными ролями в современном обществе. Чтобы эффективнее взаимодействовать в социуме, личности необходимо обладать широким спектром черт и традиционно мужских, и традиционно женских характеристик. Именно андрогинный тип личности наиболее адаптивен в современном социуме, поэтому полученные результаты у нас не вызвали удивления.

Переходим к интерпретации полученных результатов по диагностике лидерских качеств, которые в нашем исследовании были определены как основные лидерские качества женщин-руководителей (таблица 2.2).

В таблице 2.2 представлен анализ лидерских качеств, которые характеризуют комплекс важных мотивов и ценностей, предопределяющих успех и эффективность управленческой деятельности женщин-руководителей.

Таблица 2.2

Результаты диагностики лидерских качеств по критерию - потребности, мотивы и профессиональная направленность

Уровни

Женщины-подчиненные n=60

Женщины-руководители n=60




Потребности в достижении цели

Высокий

11% (7 чел.)

40% (24 чел)

Средний

65% (39 чел.)

60% (36 чел)

Низкий

24% (14 чел.)

0% (0 чел)




Мотивация на достижение успеха

Высокий

15% (9 чел)

33% (20 чел)

Средний

57% (34 чел)

60% (36 чел)

Низкий

29% (17 чел)

7% (4 чел)




Направленность на профессионализм

Высокий

20% (12 чел)

60% (36 чел)

Средний

71% (43 чел)

33% (20 чел)

Низкий

9% (5 чел)

7% (4 чел)




Наглядно данные таблицы 2.2 отображены на рисунках: потребности в достижении успеха – показаны на рисунке 2.2, мотивации на достижение успеха – на рисунке 4, направленность на профессионализм – на рисунке 2.2.



Рисунок 2.2 – Уровни сформированности лидерских качеств по показателю «потребности в достижении цели»

Результаты рисунка 2.2 демонстрируют следующее. По критерию потребности достижения цели у женщин-подчиненных превалирует средний уровень развития, на втором месте – низкий уровень, высокий – на последнем.

У женщин-руководителей ситуация совсем другая – все они продемонстрировали средний и высокий уровни. Это может объясняться спецификой профессиональной деятельности и, конечно, личностными характеристиками. Опытные женщины-руководители знают, чего хотят, и не останавливаются на достигнутом, поскольку у них постоянно возникают новые цели. Этого нельзя сказать о женщинах-подчиненных, у большинства из которых диагностирован средний уровень, а высокий – наименее выражен. Это говорит о том, что для большинства женщин-подчиненных свойственен умеренный и низкий уровень настойчивости в достижении целей, отсутствие духа соперничества и притязаний, проявление негативных эмоций в связи с необходимостью совершения действий на достижение цели.



Рисунок 2.3 – Уровни сформированности лидерских качеств по показателю «мотивация на достижение успеха»

Из рисунка 2.3 видно, что у женщин-руководителей выявлен средний и высокий уровень мотивации на достижение успеха, у женщин-подчиненных – средний и низкий. Эти результаты указывают на то, что у женщин руководителей высокий и умеренный уровень потребности самореализации в процессе профессиональной деятельности, направленность на признание в общественной среде, наличие четко сформулированного положительного результата. Но у некоторых из них абстрактные представления о желаемом положительном результате.

У женщин-подчиненных проявляется потребность самореализации в процессе профессиональной деятельности, однако наблюдается низкий уровень направленности на признание в общественной среде, им свойственна направленность на избегание негативных факторов в процессе деятельности.