Файл: Методические указания по изучению разделов и тем курса Исполнительные механизмы систем управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теоремы подобия позволяют легко рассчитывать варианты данной магнитной системы, отличающиеся от нее лишь масштабом. При этом все параметры исходной магнитной системы считаются известными.

6.6 Методика расчета электромагнитов постоянного тока

В основу методики расчета положены методы теории цепей и законы Ома и Кирхгофа для магнитных цепей. В таблице 6.2 приведены основные величины - аналоги, используемые в расчетах электрических и магнитных цепей.





66

Таблица 6.2

В цепь якоря может быть включено добавочное сопротивление Rд, например, пусковой реостат. Для регулирования тока возбуждения в цепь обмотки возбуждения ОВ может быть включен регулировочный реостат Rр.

Принцип работы двигателя постоянного тока основан на электромаг­нитном взаимодействии неподвижного магнитного потока возбуждения Ф с током lя, протекающим по обмотке якоря. На каждый из проводников с током действует электромагнитная сила и создается результирующий элек­тромагнитный момент

(3.1)

где k- конструктивный коэффициент, зависящий от конструктивных

параметров машины. Этот момент заставляет ротор вращаться, на­правления момента и скорости совпадают.

При вращении проводников якоря в поле возбуждения: в каждом из них наводится ЭДС вращения и с щеток снимается результирующая ЭДС обмотки якоря:

(3.2)

где со - угловая скорость якоря. В режиме двигателя эта ЭДС направлена навстречу току якоря.

Механические характеристики. Механическая характеристика дви­гателя - это зависимость электромагнитного момента, развиваемого двига­телем, от угловой скорости ротора. Механические характеристики двигате­лей принято подразделять на естественные и искусственные.
Естественная характеристика соответствует номинальному напряжению питания и от­сутствию добавочных сопротивлений в цепях обмоток двигателя. Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, характеристика назы­вается искусственной.

Уравнение механической характеристики может быть

найдено из уравнения равновесия ЭДС и напряжений для якорной цепи двигателя (рис. 3.3), записанного на основании второго закона. Кирхгофа:

(3 .3)

где Rя- активное сопротивление якоря.

Преобразуя (3.3) с учетом (3.1) и (3.2), получим уравнение механиче­ской характеристики

(3.4)

27




Это уравнение можно представить в виде где wо.ид — угловая частота идеального холостого хода (при )

- уменьшение угловой частоты, обу­словленное нагрузкой на валу двигателя и пропорциональное сопротивле­нию якорной цепи.

Семейство механических характеристик при номинальном напряже­нии на якоре и потоке возбуждения и различных добавочных сопротивле­ниях в цепи якоря изображено на рис. 3.3.



Механические характеристики двигателей принято оценивать по трем показателям: устойчивость, жесткость и линейность.

Естественная механическая характеристика, соответствующая (3.4) при Rд = 0, изображена прямой линией 1. Механическая характеристика линейная; небольшое отклонение от линейного закона может быть вызвано потоком якоря, создаваемым током якоря и приводящим к изменению ре­зультирующего потока Ф. Эта характеристика жесткая, т.к. при изменении момента нагрузки и соответственно скорости поток возбуждения не изме­няется. Жесткость характеристики уменьшается при введении добавочного сопротивления в цепь якоря (прямые линии 2 и 3 - искусственные реостат­ные характеристики). Характеристики устойчивые, т.е. двигатель автома-



28

65

Окончание табл. 6.1





64

Таблица 6.1 Коэффициенты формул тягового усилия и вращающего момента

тически возвращается в исходную точку характеристики после снятия воз­мущения. Формальным признаком устойчивости является знак производ­ной на устойчивом участке характеристики производная должна быть отрицательной.

Увеличение статического момента сопротивления на валу двигателя приводит к уменьшению угловой частоты и ЭДС якоря. Ток якоря, выра­жение для которого можно записать на основании (3.3)

(3.6)

возрастает. Соответственно растет электромагнитный момент

Регулирование скорости. Угловую скорость двигателя при неиз­менном моменте сопротивления можно регулировать (см. (3.4)) тремя спо­собами:

  1. якорным - изменением напряжения на обмотке якоря Uя;

  2. полюсным - изменением магнитного потока возбуждения Ф;

  1. реостатным - изменением добавочного сопротивления Rдв цепи якоря.

Регулировочные характеристики двигателей независимого возбужде­ния при якорном управлении будут рассмотрены в следующих разделах. При этом возможны два основных вида управления:

  1. непрерывное - изменением во времени амплитуды напряжения;

  2. импульсное - изменением времени, в течение которого к двигате­лю подводится номинальное напряжение.

Полюсное управление применяется гораздо реже якорного, т.к. регу­лировочные характеристики получаются нелинейными и цепь управления обладает значительной индуктивностью, что может отрицательно сказаться на быстродействии. Преимуществом полюсного управления является зна­чительно меньший ток возбуждения по сравнению с током якоря и, соот­ветственно, меньшая мощность управления.

При реостатном способе через реостаты Rд(см. рис. 3.2) должен длительно пропускаться значительный ток, что вызывает большие потери мощности. Способ не обеспечивает широкого диапазона регулирования скорости, он неэкономичен и в системах автоматического управления при­
меняется крайне редко.

Пуск. Пуск двигателя постоянного тока осложняется тем, что при ЭДС и пусковой ток якоря может в 10-20 раз пре-

вышать номинальный ток, что опасно как для двигателя (усиление искре-

29

ния, динамические перегрузки), так и для источника питания. Поэтому важнейшими показателями пускового режима являются кратность пусково­го тока и кратность пускового момента При пуске необходимо обеспечить требуемую кратность пускового момента при воз­можно меньшей кратности пускового тока.

Прямой пуск применяют обычно при кратности пускового тока

. При большем значении применяют способы пуска, обеспечи­вающие снижение тока либо за счет подачи пониженного напряжения на обмотку якоря, либо за счет введения добавочного сопротивления в цепь якоря.

Реверсирование. Реверсирование двигателя осуществляется либо изменением полярности напряжения на обмотке якоря, либо на обмотке возбуждения. В обоих случаях изменяется знак момента двигателя и,

соответственно, направление вращения ротора.


Торможение. У двигателей независимого возбуждения возможны три тормозных режима:

  • рекуперативное торможение - перевод двигателя в режим генера­тора, работающего параллельно с сетью,

  • торможение противовключением - за счет изменения направления тока якоря или потока возбуждения,

- динамическое - перевод двигателя в режим автономного генератора.
У двигателей исполнительных устройств применяется в основном

торможение противовключением или динамическое.

Бесконтактные двигатели постоянного тока. Коллекторные двига­тели постоянного тока обладают хорошими регулировочными свойствами и экономичны, но наличие скользящего контакта коллектор-щетки ограни­чивает область их применения.

В настоящее время в связи с развитием силовой полупроводниковой электроники появились и начали получать все более широкое распростра­нение бесконтактные двигатели постоянного тока. При замене механиче­ского коммутатора - коллектора с щетками-полупроводниковым коммута­тором двигатель постоянного тока становится более надежным и долговеч­ным, создает меньше радиопомех, особенно при высоких частотах враще­ния, когда очень быстро изнашиваются щетки и значительно увеличивают­ся искрение и радиопомехи.

Конструтция. В отличие от обычного коллекторного двигателя, бес­контактный двигатель постоянного тока обладает рядом характерных осо­бенностей.

30

управляющей обмотки. При выключенной обмотке поток постоянного маг­нита замыкается в основном через якорь. Включение тока увеличивает магнитное сопротивление цепи якоря, и поток постоянного магнита начи­нает замыкаться через шунт.

6.4 Расчетные формулы для определения тягового усилия и вращающего момента

Тяговое усилие Р и вращающий момент М как нейтрального, так и поляризованного электромагнита нужно рассчитывать по общим энергети­ческим формулам: и где