Файл: Методические указания по изучению разделов и тем курса Исполнительные механизмы систем управления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- магнитная энер­гия, заключенная в наружном поле электромагнита; и - линейное и уг­ловое перемещения якоря.

Электромагнит - довольно сложная система с распределенными па­раметрами, у которой из-за сложности формул теории поля обычно не уда­ется получить выражения вида или

Поэтому здесь, так же как и при расчете тяговых усилий постоянного магнита, расчет системы с распределенными параметрами обычно заменя­ют расчетом магнитной цепи с сосредоточенными параметрами.

Для определения тяговых усилий и моментов, создаваемых намагни­чивающей силой, принимают где и - энергия рабочего поля и поля рассеяния; - намагничивающая сила, поддерживающая магнитное поле во внешнем пространстве; -магнитная проводимость рабочего зазора.

У нейтральных электромагнитов перемещение якоря в пределах его рабочего хода мало отражается на величине энергии поля рассеяния. По­этому, считая получают Отсюда получим сле­дующие формулы для тягового усилия Р и момента М:

(6.1)

(6.2)

Коэффициенты k1и k2зависят от конструкции якоря и формы поля в рабочем зазоре. Их значения приведены в таблице 6.1, где обозначено: х -ход якоря, а - угол поворота якоря, рад.


63

мотке пружина отводит якорь от магнитопровода, и поток постоянного магнита замыкается через шунт. При включении обмотки в ней возникает намагничивающая сила, под воздействием которой поток постоянного маг­нита становится в шунте равным нулю и начинает замыкаться через якорь, вызывая его притяжение.



Рис. 6.2 Конструктивные схемы поляризованных электромагнитов

Удерживающие электромагниты предназначены для работы в авто­матических устройствах, требующих практически мгновенного отпускания в строго определенный момент времени. Принцип действия удерживающего электромагнита (рис. 6.2,л) с последовательным соедине­нием магнитных полей также основан на перераспределении потока посто­янного магнита между якорем и шунтом, но, в отличие от притягивающих электромагнитов, при включении тока намагничивающая сила обмотки уменьшает до нуля поток не в шунте, а в якоре.

Принцип действия одинарного (рис. 6.2,м) и сдвоенного (рис. 6.2,н) удерживающих электромагнитов основан на явлении насыщения участков магнитопровода вблизи круглых отверстий, сквозь которые проходят витки

62


  1. Силовая обмотка якоря расположена на статоре и состоит из не­скольких катушек, сдвинутых относительно друг друга в пространстве. Ро­тор выполняют в виде постоянного магнита.

  2. Положение оси магнитного потока ротора по отношению к осям катушек силовой обмотки статора определяется бесконтактными датчика­ми (трансформаторными, индукционными, магнито-электрическими, фото­электрическими).

  3. Бесконтактный полупроводниковый коммутатор осуществляет коммутацию катушек силовой обмотки статора по сигналам датчиков по­ложения. При мощности двигателей до 0,5-1 кВт в качестве коммутирую­щих элементов обычно используются транзисторы, при большей мощно­сти-тиристоры.

Эти факторы позволяют при устранении скользящего контакта кол­лектор-щетки сохранить основную особенность машины постоянного тока, заключающуюся в том, что частота переключения катушек обмотки якоря определяется частотой вращения ротора. Благодаря этому бесконтактный
двигатель постоянного тока в основном сохраняет характеристики коллек­торного двигателя с независимым возбуждением.

Энергетическая диаграмма двигателя постоянного тока

Преобразование электрической энергии в механическую наглядно по­казано с помощью энергетической диаграммы (рис. 3.4), где полная электрическая мощность; - потери в цепи возбуждения;

- потери в цепи якоря; - потери холостого хода; полная механическая мощность на валу ( - электромагнитная мощ­ность); - полезная механическая мощность.



3.2 Методика расчета характеристик электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения

Исходными данными для расчета являются характеристики электро­двигателя постоянного тока параллельного возбуждения, приведенные в таблице 3.1.

Таблица 3.1



В таблице 3.1 -напряжение; - полезная мощность; -номи­нальная скорость вращения; - токи якоря и возбуждения; потери холостого хода от полезной мощности.

Требуется: определить ток холостого хода, сопротивления обмоток якоря и возбуждения, номинальный момент на валу электродвигателя, ско­рость вращения якоря двигателя при холостом ходе, КПД двигателя.

Из рассмотрения энергетической диаграммы работы двигателя по­стоянного тока следует уравнение баланса мощностей:



где


Полагая получим



Сопротивление обмотки якоря находим из выражения

(3.7)

Сопротивление обмотки возбуждения:

(3.8)

Ток якоря при холостом ходе определяем, полагая

В этом случае уравнение баланса мощностей имеет вид



где - ток якоря электродвигателя при холостом ходе.

32

6.3 Конструкции поляризованных электромагнитов

Поляризованные электромагниты (рис. 6.2) в конструктивном отноше­нии гораздо сложнее нейтральных, но отличаются высоким быстродействи­ем. Поэтому их широко применяют в устройствах автоматики. Быстродейст­вие поляризованных электромагнитов объясняется тем, что благодаря нали­чию постоянного магнита исключается время на накопление энергии, необ­ходимой для срабатывания. По величине хода якоря поляризованные элек­тромагниты принято делить на электромагниты с малым и большим ходом.

Основные особенности поляризованных электромагнитов с ма­лым ходом якоря (рис. 6.2). Это - быстродействие и возможность ревер­сировать движение якоря переменой знака (или фазы) управляющего сиг­нала. Системы с подвижным магнитом (рис. 6.2,а) и с подвижным электро­магнитом (рис. 6.2,6) развивают большой вращающий момент и применя­ются в следящих устройствах. В первом случае реверс осуществляется пе­ременой знака, а во втором - изменением фазы управляющего тока. Систе­мы с расщепленным полюсом (рис. 6.2.в), с наружным (рис. 6.2,г) или внутренним (рис. 6.2,д) магнитом отличаются простотой и технологично­стью конструкции, но в них нет разделения поляризующего и управляюще­го магнитных полей. В системе с расщепленным полюсом поляризующий поток насыщает магнитопровод и увеличивает магнитное сопротивление пути замыкания управляющего потока. В системе с наружным магнитом
поток управляющей обмотки встречает большое сопротивление, т.к. может замыкаться лишь по воздуху и через постоянный магнит. В системе с внут­ренним магнитом плохо используется поляризующий поток якоря.

Системы с частично (рис. 6.2,е) и полностью (рис. 6.2,ж,з) разделен­ными полями сложнее, чем системы с неразделенными полями, но разви­вают большой вращающий момент. Наибольшим вращающим моментом обладает система (рис. 6.2,з) с поперечным поляризующим потоком. Для получения линейной тяговой характеристики здесь применяют «когти» (выступы полюсных наконечников), по которым основная часть поляри­зующего потока переходит в торцы якоря.

Поляризованные электромагниты с большим ходом якоря (рис. 6.2). Такие электромагниты делят на притягивающие и удерживаю­щие. Принцип действия притягивающих электромагнитов с параллельным (рис. 6.2.и) и последовательным (рис. 6.2,к) соединениями магнитных по­лей основан на перераспределении потока постоянного магнита между яко­рем и шунтирующей якорь частью магнитопровода. При включенной об-

61

ными из пластин для уменьшения потерь от вихревых токов. Пластинчатый магнитопровод обеспечивает наибольшую скорость срабатывания и одина­ково применим для возбуждения как постоянным, так и переменным током.

Электромагниты с поворотными торцовым (рис. 6.1,в) и боковым (рис. 6.1,г) якорями применяют в нейтральных реле. Вариант с торцовым якорем лучше в конструктивном отношении (якорь имеет меньшую массу, призменная опора обеспечивает малое трение). Вариант с боковым якорем лучше в технологическом отношении (малое число деталей, изготовление магнитопровода штамповкой) и дешевле.

Втяжные электромагниты П-образного (рис. 6.1,д) и горшечного (рис. 6.1,е) типов применяют в малогабаритных виброустойчивых реле и в автоматических приборных устройствах. П-образный магнит проще в тех­нологическом отношении, но хуже использует активные материалы и раз­вивает меньшее тяговое усилие, чем одинаковый по весу электромагнит горшечного типа. Быстродействующие электромагниты горшечного типа имеют высокий сердечник и короткий пустотелый якорь. Втяжные таре­