Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Назначение, общее устройство и расположение системы охлаждения
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, высокотемпературная, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов.
Назначение: она обеспечивает отвод тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддерживает их температуру в допустимых пределах.
Система состоит из насоса 1 (см. рис. 53), радиатора 9, расширительного бачка 15, рубашек охлаждения цилиндров и камер сгорания, эжектора, радиаторов 19 и 22, отопителя, крана 20, трубопроводов и термометра.
Рис. 53. Система охлаждения и подогрева двигателя:
1 — водяной насос двигателя; 2 — кран слива охлаждающей жидкости из водяного насоса и системы; 3 — кожух обогрева маслозаборного трубопровода; 4 — ролик троса привода крана слива; 5 — котел подогревателя; 6 — рукоятка крышки лючка выпуска отработавших газов подогревателя; 7 — трубопровод слива охлаждающей жидкости из радиаторов отопителей; 8 — трос управления заслонкой подогревателя; 9 — радиатор системы охлаждения; 10 — насосный узел подогревателя; 11 — штуцер пароотводной трубки; 12 — патрубок трубопровода; 13 — пароотводная трубка; 14 — пробка заправочной горловины с паровоздушным клапаном; 15—расширительный бачок; 16 — датчик термометра; 17
— трос крана слива охлаждающей жидкости: 1В — трубопровод; 19 и 22 — радиаторы отопителя десантного отделения; 20 — кран отключения отопителей; 21 — радиатор отопителя ФВУ; 23 — коллектор радиатора; 24 — патрубок; 25 —рукоятка крана слива охлаждающей жидкости из системы; 26 — электропровод к указателю термометра; 27 — клапан слива охлаждающей жидкости; 28 — поддон обогрева коробки передач.
Насос системы (см. рис. 54) охлаждения центробежного типа, установлен внизу с правой стороны блок-картера.
Рис. 54. Водяной насос:
1— валик водяного насоса; 2 — раструб; 3 — крыльчатка; 4, 7 и 15 — прокладки; 5 — корпус водяного насоса; б — фланец; 8 — обойма; 9 — резиновое кольцо; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — манжета; 12 и 27 — шайбы; 13 — шарикоподшипники; 14 — шлицевая втулка; 16 и 28 — гайки; 17 — шплинт; 18 — шпилька; 19 — пружина; 20 — сливной кран; 21 — патрубок; 22 — уплотнительный диск; 23 — стержень крана; 24 — уплотнение; 25 — патрубок; 26 — корпус крана; 29— штуцер; 30-— клапан; 31 -кольцо; 32 — пружина клапана; 33 — втулка; 34 — нажимная гайка; а, б, в
— отверстия; г — сверление.
Радиатор 9 (см. рис. 53) трубчато-пластинчатый, расположен в коробке эжектора под масляными радиаторами и крепится к нему стяжными лентами. Радиатор состоит из пакетов латунных трубок овального сечения, охлаждающих пластин, надетых на трубки, трубных досок и коллекторов. Коллекторы 23 разделены перегородками на четыре секции, которые обеспечивают последовательное движение жидкости по пакетам трубок, чем повышается интенсивность охлаждения.
В одном из коллекторов имеются два патрубка 24 и 12 и штуцер 11. К патрубку 12 подсоединен трубопровод 18, идущий от головок блока, а к патрубку 24 — трубопровод насоса 1.
Штуцер 11 предназначен для подсоединения пароотводной трубки 13, соединенной с расширительным бачком 15.
Расширительный бачок (см. рис. 55) служит для заправки системы охлаждения, отвода и конденсации паров, выделяемых в зарубашечных полостях цилиндров, головок блок-картера и в радиаторах, а также для обеспечения устойчивого напора жидкости на входе в насос.
Бачок расположен над двигателем и крепится болтами к съемной балке корпуса.
К днищу бачка присоединен патрубок 1, который соединен с трубопроводом, идущим к водяному насосу. В боковые стенки бачка вварены штуцера 3 для соединения с пароотводными трубками 2.
Внутри бачка имеется мерная линейка для проверки уровня охлаждающей жидкости. Она имеет три ступеньки а, б, в, по которым проверяют уровень охлаждающей жидкости.
Рис. 55.
Расширительный бачок и пробка бачка:
1 — патрубок от бачка к трубопроводу системы; 2 —пароотводная трубка; 3 — штуцер пароотводной трубки; 4— мерная линейка; 5 —кронштейн крепления; 6 — пробка с паровоздушным клапаном; 7 — контровочная проволока; 5 — расширительный бачок; 9 — пружина парового клапана; 10 — корпус парового клапана; 11 — корпус пробки; 12 — крышка; 13 — воздушный клапан;
14 — паровой клапан; 15 — резиновое седло парового клапана; 16 — пружина воздушного клапана; 17 — втулка; 18 — гайка;
19 — шток; а, б, в — ступеньки мерной линейки; г — щель; д — отверстие сообщения с атмосферой.
Когда давление в системе охлаждения возрастает и становится выше 1,8—2,2 кгс/см2, паровой клапан 14 приподнимается, сжимая пружину 9, и часть пара из бачка выходит наружу через образовавшуюся щель г и отверстие д. При остывании или уменьшении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения понижается давление и создается разрежение. Когда разрежение достигает значения 0,06 — 0,1 кгс/см2, воздушный клапан 13 опускается, сжимая пружину 16, и воздух снаружи через отверстие д поступает в расширительный бачок.
В заливной горловине бачка установлена пробка, в которой смонтирован паровоздушный клапан. Паровоздушный клапан обеспечивает сообщение бачка с атмосферой. Он состоит из корпуса 11 пробки, корпуса 10 парового клапана со штоком 19 и пружиной 9, парового кла
пана 14, воздушного клапана 13 с пружиной 16 и крышки 12.
Эжектор предназначен для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя.
Эжектор расположен в силовом отделении и крепится к поперечным балкам корпуса. Он состоит из короба с внутренними перегородками и двух выпускных коллекторов с шестью соплами в каждом, шаровых компенсаторов и клапанных коробок.
Коллекторы эжектора соединены с выпускными коллекторами двигателя системой трубопроводов с помощью шаровых компенсаторов.
Для слива воды, попавшей в короб эжектора, имеется кран, соединенный трубопроводом со сливным клапаном, расположенным в днище машины у правого борта рядом с лючком выпуска отработавших газов из подогревателя.
Сбоку короба закреплен эжектор отсоса газов из силового отделения, закрытый с торца клапаном.
Клапан служит для предотвращения попадания воды в силовое отделение при преодолении водных преград при остановке двигателя. Рядом с эжектором закреплен эжектор отсоса пыли из пылесборника воздухоочистителя. К эжектору подведена трубка для отсоса газов и конденсата из компенсаторов.
Привод клапана связан с приводом клапанов защиты двигателя от попадания воды. Клапан закрывается одновременно с клапанами защиты двигателя при его остановке, а открывается вручную рукояткой привода клапанов защиты двигателя.
Для отсоса газов из масляного бака имеется трубопровод, который сообщает бак с коробом эжектора. В систему отсоса включен обратный клапан, предотвращающий попадание воды в масляный бак.
Работа эжектора заключается в том, что отработавшие газы дви
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, высокотемпературная, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов.
Назначение: она обеспечивает отвод тепла от деталей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддерживает их температуру в допустимых пределах.
Система состоит из насоса 1 (см. рис. 53), радиатора 9, расширительного бачка 15, рубашек охлаждения цилиндров и камер сгорания, эжектора, радиаторов 19 и 22, отопителя, крана 20, трубопроводов и термометра.
Рис. 53. Система охлаждения и подогрева двигателя:
1 — водяной насос двигателя; 2 — кран слива охлаждающей жидкости из водяного насоса и системы; 3 — кожух обогрева маслозаборного трубопровода; 4 — ролик троса привода крана слива; 5 — котел подогревателя; 6 — рукоятка крышки лючка выпуска отработавших газов подогревателя; 7 — трубопровод слива охлаждающей жидкости из радиаторов отопителей; 8 — трос управления заслонкой подогревателя; 9 — радиатор системы охлаждения; 10 — насосный узел подогревателя; 11 — штуцер пароотводной трубки; 12 — патрубок трубопровода; 13 — пароотводная трубка; 14 — пробка заправочной горловины с паровоздушным клапаном; 15—расширительный бачок; 16 — датчик термометра; 17
— трос крана слива охлаждающей жидкости: 1В — трубопровод; 19 и 22 — радиаторы отопителя десантного отделения; 20 — кран отключения отопителей; 21 — радиатор отопителя ФВУ; 23 — коллектор радиатора; 24 — патрубок; 25 —рукоятка крана слива охлаждающей жидкости из системы; 26 — электропровод к указателю термометра; 27 — клапан слива охлаждающей жидкости; 28 — поддон обогрева коробки передач.
Насос системы (см. рис. 54) охлаждения центробежного типа, установлен внизу с правой стороны блок-картера.
Рис. 54. Водяной насос:
1— валик водяного насоса; 2 — раструб; 3 — крыльчатка; 4, 7 и 15 — прокладки; 5 — корпус водяного насоса; б — фланец; 8 — обойма; 9 — резиновое кольцо; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — манжета; 12 и 27 — шайбы; 13 — шарикоподшипники; 14 — шлицевая втулка; 16 и 28 — гайки; 17 — шплинт; 18 — шпилька; 19 — пружина; 20 — сливной кран; 21 — патрубок; 22 — уплотнительный диск; 23 — стержень крана; 24 — уплотнение; 25 — патрубок; 26 — корпус крана; 29— штуцер; 30-— клапан; 31 -кольцо; 32 — пружина клапана; 33 — втулка; 34 — нажимная гайка; а, б, в
— отверстия; г — сверление.
Радиатор 9 (см. рис. 53) трубчато-пластинчатый, расположен в коробке эжектора под масляными радиаторами и крепится к нему стяжными лентами. Радиатор состоит из пакетов латунных трубок овального сечения, охлаждающих пластин, надетых на трубки, трубных досок и коллекторов. Коллекторы 23 разделены перегородками на четыре секции, которые обеспечивают последовательное движение жидкости по пакетам трубок, чем повышается интенсивность охлаждения.
В одном из коллекторов имеются два патрубка 24 и 12 и штуцер 11. К патрубку 12 подсоединен трубопровод 18, идущий от головок блока, а к патрубку 24 — трубопровод насоса 1.
Штуцер 11 предназначен для подсоединения пароотводной трубки 13, соединенной с расширительным бачком 15.
Расширительный бачок (см. рис. 55) служит для заправки системы охлаждения, отвода и конденсации паров, выделяемых в зарубашечных полостях цилиндров, головок блок-картера и в радиаторах, а также для обеспечения устойчивого напора жидкости на входе в насос.
Бачок расположен над двигателем и крепится болтами к съемной балке корпуса.
К днищу бачка присоединен патрубок 1, который соединен с трубопроводом, идущим к водяному насосу. В боковые стенки бачка вварены штуцера 3 для соединения с пароотводными трубками 2.
Внутри бачка имеется мерная линейка для проверки уровня охлаждающей жидкости. Она имеет три ступеньки а, б, в, по которым проверяют уровень охлаждающей жидкости.
Рис. 55.
Расширительный бачок и пробка бачка:
1 — патрубок от бачка к трубопроводу системы; 2 —пароотводная трубка; 3 — штуцер пароотводной трубки; 4— мерная линейка; 5 —кронштейн крепления; 6 — пробка с паровоздушным клапаном; 7 — контровочная проволока; 5 — расширительный бачок; 9 — пружина парового клапана; 10 — корпус парового клапана; 11 — корпус пробки; 12 — крышка; 13 — воздушный клапан;
14 — паровой клапан; 15 — резиновое седло парового клапана; 16 — пружина воздушного клапана; 17 — втулка; 18 — гайка;
19 — шток; а, б, в — ступеньки мерной линейки; г — щель; д — отверстие сообщения с атмосферой.
Когда давление в системе охлаждения возрастает и становится выше 1,8—2,2 кгс/см2, паровой клапан 14 приподнимается, сжимая пружину 9, и часть пара из бачка выходит наружу через образовавшуюся щель г и отверстие д. При остывании или уменьшении уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения понижается давление и создается разрежение. Когда разрежение достигает значения 0,06 — 0,1 кгс/см2, воздушный клапан 13 опускается, сжимая пружину 16, и воздух снаружи через отверстие д поступает в расширительный бачок.
В заливной горловине бачка установлена пробка, в которой смонтирован паровоздушный клапан. Паровоздушный клапан обеспечивает сообщение бачка с атмосферой. Он состоит из корпуса 11 пробки, корпуса 10 парового клапана со штоком 19 и пружиной 9, парового кла
пана 14, воздушного клапана 13 с пружиной 16 и крышки 12.
Эжектор предназначен для создания потока охлаждающего воздуха через радиаторы за счет использования энергии отработавших газов двигателя.
Эжектор расположен в силовом отделении и крепится к поперечным балкам корпуса. Он состоит из короба с внутренними перегородками и двух выпускных коллекторов с шестью соплами в каждом, шаровых компенсаторов и клапанных коробок.
Коллекторы эжектора соединены с выпускными коллекторами двигателя системой трубопроводов с помощью шаровых компенсаторов.
Для слива воды, попавшей в короб эжектора, имеется кран, соединенный трубопроводом со сливным клапаном, расположенным в днище машины у правого борта рядом с лючком выпуска отработавших газов из подогревателя.
Сбоку короба закреплен эжектор отсоса газов из силового отделения, закрытый с торца клапаном.
Клапан служит для предотвращения попадания воды в силовое отделение при преодолении водных преград при остановке двигателя. Рядом с эжектором закреплен эжектор отсоса пыли из пылесборника воздухоочистителя. К эжектору подведена трубка для отсоса газов и конденсата из компенсаторов.
Привод клапана связан с приводом клапанов защиты двигателя от попадания воды. Клапан закрывается одновременно с клапанами защиты двигателя при его остановке, а открывается вручную рукояткой привода клапанов защиты двигателя.
Для отсоса газов из масляного бака имеется трубопровод, который сообщает бак с коробом эжектора. В систему отсоса включен обратный клапан, предотвращающий попадание воды в масляный бак.
Работа эжектора заключается в том, что отработавшие газы дви