Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
гателя, выходящие из выпускных коллекторов через двенадцать сопел проходят диффузор короба эжектора и создают разрежение в подрадиаторной полости, благодаря чему воздух просасывается через радиаторы, охлаждая их. Одновременно под действием разрежения отсасывается пыль из пылесборника, и выходят газы из силового отделения и из масляного бака.
Жалюзи обеспечивают защиту агрегатов силового отделения от поражения пулями и осколками. С помощью жалюзи регулируется тепловой режим работы двигателя.
Жалюзи расположены над радиаторами. Они представляют собой броневую решетку, состоящую из двух групп подвижных и неподвижных броневых планок, укрепленных на раме. Подвижные планки связаны между собой с помощью кривошипов и тяги с вилкой. Две подвижные заслонки расположены над выпускной частью эжектора. Между заслонками закреплена неподвижная планка.
Управление жалюзи и заслонками осуществляется в обычных условиях ручным приводом. Кроме того, имеется привод автоматического закрывания жалюзи при срабатывании системы коллективной защиты.
Привод управления состоит из рукоятки, расположенной справа от сиденья водителя, рычага, системы тяг, троса, пружин, и механизма отключения привода автоматического закрывания.
На машинах выпуска с 1974 г. вместо троса применены тяги, в связи с чем внесены изменения в схему привода и изменена рычажная система привода.
Действие ручного привода сводится к тому, что при повороте рукоятки вверх тяга поворачивает двуплечий рычаг, который через тягу и механизм автоматического отключения привода поворачивает рычаг
и вместе с ним втулку валика кулака. При повороте втулки вместе с ней поворачиваются кулак и рычаг. Рычаг поворачивает двуплечий рычаг, который тянет тягу. Так как в гнездах тяги сидят головки рычагов, установленных на осях жалюзи, то при движении тяги жалюзи закрываются.
Кулак, поворачиваясь, вначале не воздействует на ролик рычага, а затем, нажимая на него, поворачивает рычаг и тянет трос, который закрывает заслонки эжектора, чем обеспечивается их последовательное закрывание.
Механизм автоматического закрывания жалюзи и заслонок состоит из электромагнита 1 (см. рис. 55), опорного кронштейна 3, корпуса 6, замкового устройства и пружины 13.
Замковое устройство состоит из штока 4, который навинчен на резьбу винта, шарнирно связанного с хвостовиком 2 электромагнита, четырех шариков 5, сидящих в канавках наконечника 7 тяги и связывающих корпус 6 с наконечником.
Рис.56. Механизм автоматического закрывания жалюзи:
а — механизм старой конструкции; б — измененный механизм; 1 — электромагнит; 2 — хвостовик якоря электромагнита; 3 — опорный кронштейн; 4 — шток замкового устройства; 5 — шарик замкового устройства; 6 — корпус; 7 — наконечник тяги; 8 — защитный чехол; 9 — шаровой палец; 10 — гильза;11— регулировочные прокладки; 12 — фасонная гайка; 13 и 16 — пружины; 14 — проушина; 15 — палец; 17 — планка; 18 — выводы клемм; 19 — стяжной болт; 20 — вилка тяги
Шарики удерживаются в канавках выступом штока 4, поджимаемого пружиной 13 через гайку 12. Когда шарики находятся в канавках, механизм представляет одно целое и соединяет с помощью шарового пальца 9 и вилки тягу с рычагом.
При срабатывании системы защиты ток подается к электромагниту и якорь вместе со штоком 4 перемещается в сторону электромагнита. Выступ штока 4 выходит из-под шариков 5, они выходят из канавок и тем самым корпус 6 и наконечник 7 тяги разъединяются. В результате этого под действием пружин жалюзи и заслонки эжектора закрываются.
Чтобы восстановить действие механизма, необходимо выключить выключатель ПАЗ, установить защелку 11 на рукоятке 10 ручного привода в вертикальное положение и перевести рукоятку в положение ЗАКРЫТО, а затем в положение ОТКРЫТО. После этого защелка 11 должна быть переведена в горизонтальное положение.
В машине установлены два отопителя, радиаторы 19 и 22 (см. рис. 53) которых включены в систему охлаждения.
Для включения и отключения отопителей имеется кран 20, установленный в нише слева от сиденья командира машины. Кран состоит из корпуса 5 (см. рис. 57), штока 9, клапана 4, пружины 10 и рукоятки 5 с эксцентриком 6. Для открывания крана необходимо рукоятку 8 перевести в положение О. При этом эксцентрик 6, упираясь в торец корпуса 3, отводит шток 9 с клапаном 4 от седла, открывая доступ горячей жидкости через подводящий штуцер 2 и штуцер 1 в отопитель. Обогрев осуществляется за счет теплоотдачи радиатора в
окружающий воздух.
Рис. 57. Кран отключения отопителей:
1 — отводящий штуцер; 2 — подводящий штуцер; 3 — корпус крана отопителя; 4 — клапан; 5 —ось эксцентрика; 6 — эксцентрик; 7 — фиксатор рукоятки; 8 — рукоятка крана; 9 — шток клапана; 10 — пружина клапана; 11 — уплотнение; 12 — прокладка; 13 — головка рукоятки; 14 — накидная гайка; 15 — гибкий шланг, отводящий охлаждающую жидкость; 16 — шаровая установка пулемета; 17—бортовой лист корпуса; 18 — пружина фиксатора; 19 — фланец.
Кран 20 (см. рис. 53) слива охлаждающей жидкости из двигателя установлен в приливе корпуса водяного насоса. Он состоит из корпуса 26 стержня 23 с резиновым клапаном 30 на конце и нажимной гайкой 34 Пружина 32 прижимает клапан 30 к седлу. Штуцер 29 корпуса крана ввернут в корпус насоса. Слив жидкости осуществляется через патрубок 25.
Для слива жидкости необходимо потянуть на себя стержень 23 за кольцо, вдетое в сверление г. Из крана слива охлаждающая жидкость сливается через сливной клапан, установленный на днище силового отделения.
Сливной кран открывается с помощью тросового привода с рукояткой управления, расположенной на перегородке силового отделения.
Рис. 58. Кран слива воды из короба эжектора:
а — сливной патрубок на машинах ранних выпусков; б — кран слива; 1 — корпус крана; 2 — клапан; 3 —
патрубок; 4 — шток клапана; 5 — поджимная втулка; 6 — накидная гайка; 7— кольцо; 8 — уплотнение штока; 9 — шайба; 10 — короб эжектора; 11 — трубопровод от крана слива к сливному клапану; 12 — котел подогревателя; 13 — патрубок; 14 — отводящий трубопровод.
При переводе рукоятки в положение О трос 17 (см. рис. 53) вытягивает стержень 23 (см. рис. 54) и открывается выход воды из насоса в трубопровод к клапану слива.
Кран слива воды из короба эжектора установлен в его днище и состоит из корпуса 1 (см. рис. 58) с патрубком 3, конусного клапана 2 со штоком, накидной гайки 6, кольца 7 и уплотнения 8. Для открывания крана необходимо за кольцо 7 вращать шток 4 по ходу часовой стрелки.
Клапан слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установлен в днище справа сзади сиденья водителя. Он состоит из корпуса 5 (см. рис. 59), штока 6 с клапаном 1, пружины 3 и колпачка 4, навернутого на резьбу штока.
Рис. 59. Сливной клапан:
а — клапан до изменения; б — клапан после изменения; 1— клапан; 2 — днище машины; 3 — пружина; 4 — колпачок; 5—корпус клапана; 6 — шток клапана; 7— входной патрубок.
Жалюзи обеспечивают защиту агрегатов силового отделения от поражения пулями и осколками. С помощью жалюзи регулируется тепловой режим работы двигателя.
Жалюзи расположены над радиаторами. Они представляют собой броневую решетку, состоящую из двух групп подвижных и неподвижных броневых планок, укрепленных на раме. Подвижные планки связаны между собой с помощью кривошипов и тяги с вилкой. Две подвижные заслонки расположены над выпускной частью эжектора. Между заслонками закреплена неподвижная планка.
Управление жалюзи и заслонками осуществляется в обычных условиях ручным приводом. Кроме того, имеется привод автоматического закрывания жалюзи при срабатывании системы коллективной защиты.
Привод управления состоит из рукоятки, расположенной справа от сиденья водителя, рычага, системы тяг, троса, пружин, и механизма отключения привода автоматического закрывания.
На машинах выпуска с 1974 г. вместо троса применены тяги, в связи с чем внесены изменения в схему привода и изменена рычажная система привода.
Действие ручного привода сводится к тому, что при повороте рукоятки вверх тяга поворачивает двуплечий рычаг, который через тягу и механизм автоматического отключения привода поворачивает рычаг
и вместе с ним втулку валика кулака. При повороте втулки вместе с ней поворачиваются кулак и рычаг. Рычаг поворачивает двуплечий рычаг, который тянет тягу. Так как в гнездах тяги сидят головки рычагов, установленных на осях жалюзи, то при движении тяги жалюзи закрываются.
Кулак, поворачиваясь, вначале не воздействует на ролик рычага, а затем, нажимая на него, поворачивает рычаг и тянет трос, который закрывает заслонки эжектора, чем обеспечивается их последовательное закрывание.
Механизм автоматического закрывания жалюзи и заслонок состоит из электромагнита 1 (см. рис. 55), опорного кронштейна 3, корпуса 6, замкового устройства и пружины 13.
Замковое устройство состоит из штока 4, который навинчен на резьбу винта, шарнирно связанного с хвостовиком 2 электромагнита, четырех шариков 5, сидящих в канавках наконечника 7 тяги и связывающих корпус 6 с наконечником.
Рис.56. Механизм автоматического закрывания жалюзи:
а — механизм старой конструкции; б — измененный механизм; 1 — электромагнит; 2 — хвостовик якоря электромагнита; 3 — опорный кронштейн; 4 — шток замкового устройства; 5 — шарик замкового устройства; 6 — корпус; 7 — наконечник тяги; 8 — защитный чехол; 9 — шаровой палец; 10 — гильза;11— регулировочные прокладки; 12 — фасонная гайка; 13 и 16 — пружины; 14 — проушина; 15 — палец; 17 — планка; 18 — выводы клемм; 19 — стяжной болт; 20 — вилка тяги
Шарики удерживаются в канавках выступом штока 4, поджимаемого пружиной 13 через гайку 12. Когда шарики находятся в канавках, механизм представляет одно целое и соединяет с помощью шарового пальца 9 и вилки тягу с рычагом.
При срабатывании системы защиты ток подается к электромагниту и якорь вместе со штоком 4 перемещается в сторону электромагнита. Выступ штока 4 выходит из-под шариков 5, они выходят из канавок и тем самым корпус 6 и наконечник 7 тяги разъединяются. В результате этого под действием пружин жалюзи и заслонки эжектора закрываются.
Чтобы восстановить действие механизма, необходимо выключить выключатель ПАЗ, установить защелку 11 на рукоятке 10 ручного привода в вертикальное положение и перевести рукоятку в положение ЗАКРЫТО, а затем в положение ОТКРЫТО. После этого защелка 11 должна быть переведена в горизонтальное положение.
В машине установлены два отопителя, радиаторы 19 и 22 (см. рис. 53) которых включены в систему охлаждения.
Для включения и отключения отопителей имеется кран 20, установленный в нише слева от сиденья командира машины. Кран состоит из корпуса 5 (см. рис. 57), штока 9, клапана 4, пружины 10 и рукоятки 5 с эксцентриком 6. Для открывания крана необходимо рукоятку 8 перевести в положение О. При этом эксцентрик 6, упираясь в торец корпуса 3, отводит шток 9 с клапаном 4 от седла, открывая доступ горячей жидкости через подводящий штуцер 2 и штуцер 1 в отопитель. Обогрев осуществляется за счет теплоотдачи радиатора в
окружающий воздух.
Рис. 57. Кран отключения отопителей:
1 — отводящий штуцер; 2 — подводящий штуцер; 3 — корпус крана отопителя; 4 — клапан; 5 —ось эксцентрика; 6 — эксцентрик; 7 — фиксатор рукоятки; 8 — рукоятка крана; 9 — шток клапана; 10 — пружина клапана; 11 — уплотнение; 12 — прокладка; 13 — головка рукоятки; 14 — накидная гайка; 15 — гибкий шланг, отводящий охлаждающую жидкость; 16 — шаровая установка пулемета; 17—бортовой лист корпуса; 18 — пружина фиксатора; 19 — фланец.
Кран 20 (см. рис. 53) слива охлаждающей жидкости из двигателя установлен в приливе корпуса водяного насоса. Он состоит из корпуса 26 стержня 23 с резиновым клапаном 30 на конце и нажимной гайкой 34 Пружина 32 прижимает клапан 30 к седлу. Штуцер 29 корпуса крана ввернут в корпус насоса. Слив жидкости осуществляется через патрубок 25.
Для слива жидкости необходимо потянуть на себя стержень 23 за кольцо, вдетое в сверление г. Из крана слива охлаждающая жидкость сливается через сливной клапан, установленный на днище силового отделения.
Сливной кран открывается с помощью тросового привода с рукояткой управления, расположенной на перегородке силового отделения.
Рис. 58. Кран слива воды из короба эжектора:
а — сливной патрубок на машинах ранних выпусков; б — кран слива; 1 — корпус крана; 2 — клапан; 3 —
патрубок; 4 — шток клапана; 5 — поджимная втулка; 6 — накидная гайка; 7— кольцо; 8 — уплотнение штока; 9 — шайба; 10 — короб эжектора; 11 — трубопровод от крана слива к сливному клапану; 12 — котел подогревателя; 13 — патрубок; 14 — отводящий трубопровод.
При переводе рукоятки в положение О трос 17 (см. рис. 53) вытягивает стержень 23 (см. рис. 54) и открывается выход воды из насоса в трубопровод к клапану слива.
Кран слива воды из короба эжектора установлен в его днище и состоит из корпуса 1 (см. рис. 58) с патрубком 3, конусного клапана 2 со штоком, накидной гайки 6, кольца 7 и уплотнения 8. Для открывания крана необходимо за кольцо 7 вращать шток 4 по ходу часовой стрелки.
Клапан слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения установлен в днище справа сзади сиденья водителя. Он состоит из корпуса 5 (см. рис. 59), штока 6 с клапаном 1, пружины 3 и колпачка 4, навернутого на резьбу штока.
Рис. 59. Сливной клапан:
а — клапан до изменения; б — клапан после изменения; 1— клапан; 2 — днище машины; 3 — пружина; 4 — колпачок; 5—корпус клапана; 6 — шток клапана; 7— входной патрубок.