Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электромагнит ЭЛС-3 клапанов защиты двигателя находится в силовом отделении. Он служит для срабатывания стопора привода и закрывания клапанов защиты.
ЭЛС-3 механизма остановки двигателя находится в силовом отделении на днище у перегородки силового отделения. Он служит для разъединения привода подачи топлива при экстренной остановке двигателя.
РМ6-1С клапана ТДА расположен на корпусе клапана. Служит для открывания клапана ТДА.
РМб- 1С клапанов вытяжных вентиляторов расположен на корпусе вытяжного вентилятора клапанной коробки. По сигналу, поступающему от КР-40-1С, реле снимает со стопора рычаг клапана вытяжных вентиляторов и клапан закрывается.
РМ6- 1С клапана раздачи воздуха ФВУ установлен на клапанной коробке нагнетателя ФВУ. Он предназначен для снятия со стопора рычага клапана фильтра ФПТ-200М по сигналу, поступающему от КР-40-1С.
Электромагнит РМ6-1С жалюзи установлен на механизме отключения. Он служит для срабатывания механизма отключения привода жалюзи.
Фильтр радиопомех. Фильтр радиопомех Ф-1 установлен на наклонном листе башни за сиденьем командира.
Переменные токи высокой частоты (помехи) дросселем фильтра не пропускаются в цепи радиостанции Р-123М, а конденсаторы замыкаются на корпус машины, чем обеспечивается нормальный радиоприем.
Устройство аккумуляторных батарей. Их размещение, подключение и уход за ними
Стартерные аккумуляторные батареи
На машине установлены две кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТЭН-140М. Они размещены в аккумуляторном отсеке в кормовой части десантного отделения за топливным баком. Общее напряжение батарей 24 В, емкость 140 Ач, соединение — последовательное.
На машинах выпуска до 1 сентября 1969 г. аккумуляторные батареи установлены не рядом, а одна над другой.
Аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторов (банок), установленных в общем ящике и соединенных последовательно с помощью межаккумуляторных соединений 9 (см. рис. 83). Каждый аккумулятор состоит из соединенных в полублоки положительных 17 и отрицательных 14 пластин, помещенных в эбонитовый бачок, заполненный электролитом. Между пластинами проложены сепараторы 16, которые предназначены для предотвращения контакта между пластинами. Основой пластин является свинцовая решетка, в ячейки которой вмазана активная масса, изготовленная из свинцовых окислов, обработанных электрохимическим путем. После обработки на положительных пластинах образуется двуокись свинца, а на отрицательных — губчатый металлический свинец.
В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты. Сверху бачки закрыты крышками 10 с тремя отверстиями. Центральное отверстие — заправочное — закрыто пробкой 8 с вентиляционным отверстием, через два других проходят полюсные выводы 12 полублоков. Между крышкой и стенками устанавливается уплотнительная прокладка. По краям крышка залита кислотоупорной мастикой. Для защиты пластин и сепараторов от механических повреждений в каждом аккумуляторе вставлен предохранительный эбонитовый щиток 13. Снизу полублоки пластин опираются на четыре выступа (призмы) 15, выполненные на днище банок. Выводные зажимы 7 батареи соединены с крайними полюсными выводами 12 и с помощью болтов и гаек соединяются с наконечниками электропроводов. Сверху ящик батареи покрыт кислотостойким лаком. Для защиты выводов имеется пластмассовая коробка 3. Аккумуляторная батарея усилена двумя ленточными стяжками 11, проходящими между бачками. Перенос батареи осуществляется с помощью ручек 5.
Рис. 83. Аккумуляторная батарея:
1— крышка батареи; 2 — болт; 3 — пластмассовая защитная коробка; 4 — ящик батареи; 5—ручка; б — щиток крепления пластмассовой коробки; 1 — выводные зажимы; 8 — пробка; 9 — межаккумуляторное соединение; 10 - аккумуляторная крышка; 11—стяжка аккумуляторной батареи; 12— полюсный вывод; 13 — предохранительный щиток; 14 — отрицательная пластина; 15 — опорная призма; 16 — сепаратор; 17 — положительная пластина; 18 — баретка.
Работа аккумулятора заключается в том, что накопленная при зарядке электрическая энергия отдается во внешнюю цепь. При разрядке аккумулятора двуокись свинца на положительной пластине и губчатый свинец на отрицательной пластине превращаются в сульфат свинца. При этом образование сульфата происходит за счет электрохимического взаимодействия активной массы пластин с серной кислотой, в результате чего плотность электролита уменьшается. Количество электрической энергии, которое может накопить и отдать аккумулятор, зависит от количества активной массы, которая участвует в электрохимической реакции.
При зарядке под действием электрического тока, протекающего через пластины и электролит, происходит обратное превращение сульфата свинца в двуокись свинца на положительных пластинах и губчатый свинец на отрицательных. При этом плотность электролита повышается. Зарядка считается законченной, когда плотность электролита перестает повышаться, напряжение стабилизируется и наблюдается сильное газовыделение.
Обслуживание аккумуляторных батарей:
1. При контрольном осмотре проверить степень заряженности аккумуляторных батарей и напряжение по вольтамперметру.
2. При ежедневном техническом обслуживании и, техническом обслуживании № 1 и 2, необходимо:
- проверить крепление аккумуляторных батарей и проводов к выводным зажимам;
- очистить зажимы от грязи и пыли;
- проверить, нет ли течи электролита;
- проверить уровень электролита не реже чем один раз в 15 дней летом и 30 дней зимой;
- проверить плотность электролита не реже чем один раз в 30 дней;
- очистить отверстия пробок батарей;
- проверить состояние ящиков, клемм и мастики.
Один раз в год аккумуляторные батареи должны пройти контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) согласно Руководству по стартерным свинцово-кислотным аккумуляторным батареям (изд. 1974 г.).
3. Порядок проверки степени зараженности аккумуляторных батарей.
Степень заряженности аккумуляторных батарей может быть приблизительно определена путем проверки показаний вольтамперметра по зарядному току и напряжению.
4. Для проверки степени заряженности аккумуляторных батарей по напряжению необходимо:
- включить выключатель батарей;
- поставить рычаг переключения передач в нейтраль;
- затянуть стояночный тормоз;
- поставить рычаг ручной подачи топлива на нулевую подачу;
- нажать на кнопку стартера (на 5—7 с) без подачи топлива в двигатель и посмотреть на показания вольтамперметра.
Напряжение должно быть не ниже 17 В. Если напряжение ниже 17 В, то аккумуляторы подлежат подзарядке.
5. Для проверки степени заряженности по зарядному току необходимо:
- подготовить двигатель к запуску;
- выключить все потребители;
- поставить рычаг переключения передач в нейтраль и затянуть стояночный тормоз;
- запустить двигатель и поработать 10—15 мин. Если зарядный ток будет больше 50А, то аккумуляторы подлежат подзарядке.
Степень заряженности аккумуляторных батарей по плотности электролита проверяется при неудовлетворительной работе аккумуляторных батарей после проверки по напряжению и зарядному току. При проверке аккумуляторы должны быть вынуты из отсека.
6. Не реже одного раза в три месяца подзаряжать аккумуляторные батареи током 8 А.
Для выемки аккумуляторных батарей необходимо:
- выключить выключатель батарей;
- снять левое (по ходу машины) сиденье десантного отделения;
- открыть защелки, снять левую крышку аккумуляторного отсека;
- открыть защелки и снять две крышки задних лючков аккумуляторного отсека для доступа к защитным коробкам батарей;
- снять защитные коробки клемм правой и левой аккумуляторных батарей, вывернув болты 2 крепления через лючки;
- отсоединить провод и перемычку от аккумуляторных батарей и поставить на аккумуляторные батареи защитные коробки;
- отвернуть два болта крепления корзины левой аккумуляторной батареи и снять крепежные планки;
- вынуть из отсека левую, а затем и правую аккумуляторные батареи вместе с корзинами; вынуть из корзин аккумуляторные батареи, ослабив стяжные болты
корзин; при снятии аккумуляторных батарей не допускать больших углов наклона аккумуляторов, а также замыкания полюсных выводов.
При эксплуатации машины в жарких условиях необходимо регулярно проверять уровень электролита. Для проверки вывернуть пробку 8, вставить в заливное отверстие стеклянную трубку, закрыть ее сверху пальцем и вынуть. Уровень электролита должен быть 10— 12 мм над пластинами. Если уровень меньше указанного, дозаправить дистиллированную воду.
Состояние ящиков, выводные зажимы и мастики проверяются внешним осмотром. Выводные зажимы смазываются тонким слоем смазки УН (УС), а поврежденная мастика восстанавливается.
Плотность электролита полностью заряженного аккумулятора должна быть:
- для центральных районов с температурой воздуха до -30° С -1,27;
- для северных районов с температурой воздуха до -40°С -1,29;
- для южных районов с температурой воздуха до -20° С -1,25;
- для районов с резко континентальным климатом с температурой воздуха ниже -40° С: зимой — 1,31, летом -1,27.
Плотность электролита проверяется с помощью ареометра. В замеренную плотность должна вноситься поправка на температуру. Если температура электролита выше 15° С, к показаниям ареометра нужно прибавлять по 0,01 на каждые 15° превышения температуры, а если ниже, то отнимать такую же величину.
Для определения степени разряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита необходимо подсчитать, насколько снизилась плотность по отношению к номинальной. Каждая 0,01 снижения плотности соответствует 5,0 — 6,25 % снижения заряженности. Так, если первоначальная плотность составляла 1,27, а замеренная 1,22, то аккумуляторная батарея разрядилась на 25 — 30 %. В условиях эксплуатации допускается степень разряженности аккумуляторных батарей: в летних условиях — не более 50 %, в зимних условиях — не более 25 %. В случае большей разрядки аккумуляторные батареи подлежат сдаче на подзарядку.
Для снятия и установки аккумуляторных батарей в машину необходимы следующие инструменты: ключ 14X17, вороток (в ящике механика-водителя), торцовый ключ 10X14 (в ящике для ЗИП).
Для снятия аккумуляторных батарей с машины, необходимо:
- присоединить перемычку к выводному зажиму «+» правой аккумуляторной батареи до установки батарей в машину, предварительно сняв защитную коробку. После присоединения перемычку закрыть защитной коробкой 3;