Файл: Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования гродненский государственный университет имени янки купалы.doc
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- проверить, находятся ли выключатели на центральном щитке в выключенном положении;
- установить рычаг в нейтральное положение и рычаг замедленной передачи в верхнее положение;
- проверить, находится ли рукоятка ручного привода подачи топлива на нулевой подаче; рукоятка должна быть завернута по ходу часовой стрелки до упора;
- открыть жалюзи и заслонки эжектора, повернув кверху рукоятку;
- включить выключатель ВЫКЛ. БАТАР.;
- включить освещение центрального щитка выключателем ОСВ. ЩИТКА;
- открыть клапаны защиты двигателя поворотом рукоятки привода в нижнее положение;
- открыть топливный ,кран, для чего поставить рукоятку топливного крана в положение О (открыто);
- открыть вентиль 5 воздушного баллона;
- включить выключатель БЦН и прокачать топливо в системе.
Для подготовки двигателя к запуску в зимних условиях (при температуре наружного воздуха ниже +5° С) необходимо:
- выполнить первые три пункта при подготовке двигателя к запуску в летних условиях;
- включить выключатель аккумуляторных батарей;
- закрыть жалюзи, повернув рукоятку вниз до упора, при этом защелка рукоятки должна находиться в горизонтальном положении (заслонки эжектора должны оставаться открытыми); накрыть жалюзи утеплительным ковриком;
- открыть клапаны защиты двигателя, повернув рукоятку привода в нижнее положение;
- поставить рукоятку топливного крана в положение О (открыто);
- включить подогреватель.
Для запуска подогревателя предварительно открыть крышку лючка выпуска отработавших газов подогревателя, для чего отвернуть гайку и повернуть рукоятку по ходу часовой стрелки до ее фиксации фиксатором. Кратковременно, на 10—15 с, включить выключатель БЦН и прокачать топливную систему. Если температура (наружного воздуха ниже —20° С, то закрыть воздушную заслонку подогревателя, установив ручку привода воздушной заслонки в положение 3 (закрыто). Включить выключатель СВЕЧА (не держать включенным выключатель непрерывно более 3 мин.). Через 1 — 1,5 мин. после включения свечи подогревателя открыть полностью кран топливной системы подогревателя и через 20—30 с включить выключатель ОБОГРЕВ ДВИГ. Если топливо в котле подогревателя не воспламенилось, выключить выключатель и через 20—30 с снова включить его. Когда топливо воспламенится и начнет устойчиво гореть, выключить выключатель
и открыть воздушную заслонку подогревателя, поставив ручку в положение О. Если после нескольких попыток воспламенения топлива не произойдет, необходимо закрыть кран топливной системы подогревателя, выключить выключатели ОБОГРЕВ ДВИГ. и СВЕЧА и повторить всю операцию по запуску подогревателя;
- дать поработать подогревателю до повышения температуры охлаждающей жидкости до 80° С;
- нажать на кнопку НАСОС и создать давление масла в системе смазки двигателя не ниже 3 >кгс/см2 и отпустить кнопку.
Держать кнопку непрерывно нажатой можно не более 1 мин. Если за это время давление масла не создается, то продолжать работу подогревателя до разогрева охлаждающей жидкости до температуры 90—100° С и периодически включать выключатель насоса МЗН; после создания давления в системе смазки двигателя не менее 3 кгс/см2 выключить подогреватель.
Для остановки подогревателя закрыть кран, вращая кольцо по ходу часовой стрелки до отказа, и через 15— 20 с после прекращения горения топлива в котле подогревателя выключить выключатель ОБОГРЕВ ДВИГАТ. на центральном щитке. Закрыть лючок подогревателя, повернув рукоятку против хода часовой стрелки до отказа, и затянуть гайку.
Для ускорения подготовки машины к движению рекомендуется не останавливать подогреватель до тех пор, пока двигатель и система гидропривода не будут готовы к эксплуатации.
Для запуска двигателя сжатым воздухом необходимо:
- открыть вентиль воздушного баллона;
- дать звуковой сигнал;
- включить масло закачивающий насос, нажав на кнопку и создать давление в системе смазки двигателя не менее 3 кгс/см2. Если температура масла 60° С и выше, давление может быть меньше, но не ниже 2 кгс/см2;
- не отпуская кнопку, выжать педаль подачи топлива на ½ полного хода и нажать на кнопку 19 ПУСК ВОЗД. до запуска двигателя;
- когда двигатель запустится, отпустить кнопки ПУСК ВОЗД. и НАСОС и установить рукояткой привода обороты двигателя 800—1000 в минуту.
Если цепь кнопки ПУСК ВОЗД. неисправна, двигатель запускать нажатием на рычажок электропневмоклапана. В случае неисправности системы воздушного запуска запуск осуществляется электростартером.
Для запуска двигателя электрическим стартером необходимо кнопку ПУСК ВОЗД. нажать на кнопку СТАРТЕР.
Кнопку СТАРТЕР можно держать нажатой не более 5 с, а повтореное нажатие разрешается через 15 с. Если после трех попыток запуск двигателя не произошел, необходимо найти причину и устранить неисправность.
В случае малого давления в баллоне сжатого воздуха и недостаточной заряженности аккумуляторных батарей можно запускать двигатель одновременным включением воздушной системы и стартером, для чего включить насос МЗН, создать необходимое давление и, не выключая насос МЗН, выжать педаль подачи топлива на 1/2 полного хода и одновременно нажать на кнопки ПУСК ВОЗД. и СТАРТЕР на центральном щитке. Сразу после запуска двигателя отпустить обе кнопки и рукояткой ручного привода подачи топлива отрегулировать обороты двигателя 800—10001В минуту.
Для запуска двигателя стартером от внешнего источника тока необходимо:
- выключить выключатели аккумуляторных батарей на машине и на внешнем источнике тока;
- вставить наконечники кабелей в гнезда розетки машины, соблюдая полярность;
- включить выключатель аккумуляторных батарей на внешнем источнике тока;
- произвести запуск двигателя в порядке, указанном выше;
- после запуска двигателя выключить выключатель аккумуляторных батарей на внешнем источнике тока и отсоединить кабели;
- включить выключатель аккумуляторных батарей на машине.
Прогрев двигателя и системы гидравлического привода проводить следующим образом.
После запуска двигателя проверить давление масла в системе смазки. Оно должно быть не ниже 2 кгс/см2. В первые минуты давление масла в системе бывает значительно выше (особенно зимой). Если давление масла будет недостаточно, двигатель остановить и выяснить причину. Прогрев двигателя начинать с 800—1000 об/мин. коленчатого вала и постепенно увеличивать до 1500—1800 об/мин. Вести прогрев на больших оборотах, а также на минимально устойчивых не допускается.
При достижении температуры охлаждающей жидкости и масла 30° С для ускорения прогрева разрешается начинать движение машины на низших передачах при оборотах не выше 1600 в минуту. Двигатель считается прогретым и готовым к эксплуатации на всех режимах при достижении температуры охлаждающей жидкости и масла 55° С.
Для ускорения прогрева двигателя рекомендуется закрыть жалюзи, для чего при горизонтальном положении защелки перевести рукоятку вниз до упора. В зимнее время закрыть жалюзи утеплительными ковриками.
При работе двигателя заслонки эжектора должны быть всегда открыты. Во избежание случайного закрытия заслонок эжектора следует после перевода рукоятки в верхнее положение установить защелку в горизонтальное положение.
Во время прогрева проверить зарядку аккумуляторных батарей по вольтамперметру. Вольтамперметр должен показывать зарядку.
В зимних условиях перед началом движения необходимо при работающем двигателе подготовить систему управления силовой передачей к работе. Для этого несколько раз с интервалом 20—30 с выжимать поочередно педаль главного фрикциона и педаль остановочных тормозов. Если при выжиме этих педалей давление млела в системе смазки коробки передач (по манометру) не снижается, то система управления готова к работе.
Рекомендуемые показатели контрольно-измерительных приборов на эксплуатационном режиме
Обороты коленчатого вала двигателя:
1) минимальные обороты холостого хода — 700—800 в минуту. Длительная работа на оборотах холостого хода не рекомендуется.
Запрещается продолжительная работа двигателя на холостых оборотах при температуре масла и охлаждающей жидкости ниже 65° С, так как это может привести к осмолению клапанов, поршней и распылителей форсунок;
2) эксплуатационный диапазон оборотов — 1500—2600 в минуту;
3) рекомендуемые обороты — 1800—2400 в минуту;
4) максимальные обороты — 2800 в минуту.
Температура охлаждающей жидкости:
- рекомендуемая 80—100° С;
- максимально допустимая при длительной работе 120° С;
- кратковременно допустимая (не более 10 мин.) 125° С;
- минимальная 55° С.
При работе на антифризе максимальная температура охлаждающей жидкости не должна превышать 105° С.
Температуря масла:
- рекомендуемая 80—100° С;
- максимально допустимая при длительной работе 120° С;
- кратковременно допустимая (не более 10 мин.) 125° С;
- минимальная 55° С.
Давление масла в системе смазки двигателя (при температуре масла 80—100° С); при 2200 об/мин — 6—10,5 кгс/см2; при минимальных оборотах — не ниже 2 кгс/см2. При температуре масла ниже 55° С давление может достигать 13 кгс/см2.
Давление масла в системе смазки коробки передачи:
- при 1500—2600 об/мин. — 1,5—3,5 кгс/см2;
- при 800—1000 об/мин. — не ниже 1 кгс/см2.
При резком падении давления масла или повышении температуры масла или охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен и выяснена причина неисправности.
ТРОГАНИЕ МАШИНЫ С МЕСТА
Для трогания машины на ровном участке необходимо:
- повернуть рукоятку стояночного тормоза влево и перевести ее вперед до упора, после чего повернуть рукоятку вправо вниз;
- выжать педаль главного фрикциона;
- включить выбранную передачу. Передачу выбирать в зависимости от характера и состояния грунта. На сухом и твердом грунте начинать движение па II передаче. В особо тяжелых условиях (глубокая грязь или снег, болото и т. д.) начинать движение на I или на II замедленной передаче;
- дать предупредительный сигнал о начале движения;
- отпустить педаль главного фрикциона одновременно по мере нарастания нагрузки на двигатель, увеличить подачу топлива. Для плавного трогания педаль главного фрикциона отпускать не более чем на две трети ее хода, а после трогания машины отпустить полностью.
Для трогания машины, заторможенной на подъеме стояночным тормозом, необходимо:
- выжать педаль главного фрикциона;
- включить I или II замедленную передачу в зависимости от угла подъема, характера и состояния грунта;
- дать сигнал о начале движения;
- удерживая рукоятку стояночного тормоза, повернуть ее влево;
- увеличивая обороты коленчатого вала двигателя, отпустить педаль главного фрикциона и одновременно, по мере нарастания нагрузки на двигатель, увеличить подачу топлива и перевести рукоятку стояночного тормоза вперед в такое положение, при котором начинается едва заметное трогание машины с места. Затем быстро перевести рукоятку стояночного тормоза вперед до упора, продолжая увеличивать подачу топлива. После трогания машины с места повернуть рукоятку вправо вниз,
при этом погаснет световое табло ОТПУСТИ РУЧНОЙ ТОРМОЗ.
Нельзя допускать скатывания машины назад при включенной передней передаче, так как это может вызвать поломку механизмов силовой передачи.
В случае скатывания машины назад нужно выжать педаль главного фрикциона и одновременно затормозить машину, нажав на педаль остановочных тормозов, после чего затянуть стояночный тормоз. Вторично трогаться с места можно лишь после полной остановки машины. Во время скатывания машины назад включать передачу запрещается.