Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.05.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творческие задания

  1. Какие стихотворения Пушкина, посвященные теме свободы, власти, созвучны социально-исторической проблематике романа?

2. Сравните эпизоды «превращения» Владимира Дубровского в Дефоржа и Лизы Муромской в крестьянку («Барышня-крестьянка» из «Повестей Белкина»). Каково содержательное значение этого приема в двух произведениях? Что общего и различного в его смысловой нагрузке?

3. Сравните следующие образы из романа «Дубровский» и «Повестей Белкина»: Владимир Дубровский и Сильвио («Выстрел»); Маша Троекурова и Марья Гавриловна («Метель»); Троекуров, Андрей Дубровский и Берестов, Муромский («Барышня-крестьянка»). Что общего и различного между ними? Какие общие проблемы, связанные с этими образами, волнуют Пушкина в произведениях?

4. Из любого сборника произведений русского фольклора подберите разбойничьи песни, которые бы помогали воссоздать атмосферу жизни разбойников в повести «Дубровский».
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

От чьего лица ведется повествование? Что мы узнаем о воспитании Петра Андреевича Гринева ? Почему отец не отправил Петрушу на службу в Петербург? Сколько раз и при каких обстоятельствах Гринев встречался с Зуриным? Каково значение сцены бурана в романе? Какой сон приснился Гриневу в кибитке, в чем его пророческий смысл? Какие картинки были в доме Мироновых, что они символизируют? Почему Швабрин оказался на службе в Белогорской крепости? Как Швабрин оценил стихи Гринева? Почему капитан Миронов скрыл от начальства «поединок» Гринева и Швабрина? Откуда о «поединке» узнали родители Гринева? Почему они не дали согласие на брак Гринева с Машей Мироновой? Сколько раз и при каких обстоятельствах Гринев встречался с Пугачевым? Какова внешность Пугачева? Приведите примеры жестокости Пугачева и его сподвижников. Каков смысл бурлацкой песни, которую поют бунтовщики ? Каков смысл калмыцкой скажи, которую Пуга-
чев рассказывает Гриневу? Сколько раз Пугачев помог Гриневу, почему? Какие комические сцены с участием Савельича вы можете назвать ? Как Маша Миронова спасла Гринева от ссылки?

19 октября 1836 года, в знаменательный день открытия лицея, за несколько месяцев до гибели, Пушкин завершил последнее свое крупное произведение — роман «Капитанская дочка». Над событиями грозной пугачевщины Пушкин думал уже давно, с 1820-х годов. В начале 1830-х, во время работы над «Дубровским», его увлекла тема участия дворянина в крестьянском бунте. К освоению этой темы Пушкин подошел как историк, мыслитель, реалист. Не довольствуясь известными сведенями из книг и собственной фантазией, он работал в архивах, изучал мемуары участников подавления бунта, ездил на места событий в Оренбургскую губернию, встречался с очевидцами. Один из важных документов прошедшей эпохи — воспоминания И.А. Крылова (отец баснописца во время пугачевщины был капитаном в Яицком Городке); среди источников указывают также на «Рассказ моей бабушки» — приключенческий рассказ оренбургского писателя-краеведа А.П. Крюкова.


Ученые давно обратили внимание, что среди архивных документов, использованных Пушкиным, находится так называемый «реестр Буткевича» (то есть список пропавших вещей этого дворянина, поданный с целью возмещения ущерба, нанесенного ему пугачевцами), где фигурирует «тулуп... беличьего меху». Мы помним, сколь велика роль «заячьего тулупа», подаренного Гриневым Пугачеву, в завязке и развитии их отношений; вспоминается, конечно, и знаменитый «счет Савельича» с перечислением утраченных вещей. Известно, что история Гринева отчасти основывается на событиях из жизни дворянина Шванвича, обвиненного в свое время в пособничестве Пугачеву, и офицера Башарина, захваченного в плен Пугачевым и помилованного им по просьбе солдат. Пушкин, таким образом, не мыслил себе работы над романом без опоры на исторический материал.

В 1834 году Пушкин издал свой первый труд на эту тему — историческое сочинение «История Пугачева» (цензурный вариант заглавия — «История Пугачевского бунта»), а через два года художественное исследование тех же событий — «Капитанскую дочку». Таким образом, исторический труд может считаться своеобразным комментарием к роману, и возникает возможность сравнения двух подходов. Пугачев в «Истории Пугачева» — жестокий, кровавый самозванец; его же портрет в «Капитанской дочке» далеко не исчерпывается этими характеристиками. Концепция восстания, портрет его «вожатого» в «Капитанской дочке» гораздо сложнее, объемнее — ближе к истине. Знаменитый историк В.О. Ключевский считал, что в «Капитанской дочке» «больше и истории, чем в “Истории Пугачевского бунта”, которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Создавая художественное исследование исторической темы, Пушкин учитывал опыт своих великих литературных предшественников. В первую очередь это английский романист, старший современник Пушкина Вальтер Скотт. Его умение представить исторические события «домашним образом», через жизнь и нравы простых людей, Пушкин очень ценил. Автор исторической трагедии «Борис Годунов» (1825), Пушкин знал, что история делается народом, точнее, «мнением народным». Пушкин писал, что Шекспир, Гёте, В. Скотт в своих созданиях «не имеют холопского пристрастия к королям и героям» при изображении коренных исторических процессов, и учитывал это.

Но в романах В. Скотта Пушкин находил существенные, по его мнению, недостатки — медленность темпа действия, «многословие». Пушкинское повествование лишено громоздких подробностей, утомительных описаний, дотошных психологических характеристик. «Чистота и безыскусственность» в «Капитанской дочке», по восторженному высказыванию Гоголя, «взошли... на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед ней искусственной и карикатурной».



Форма «Капитанской дочки», однако, не так проста — это семейная хроника («семейственные записки») пожилого человека о годах своей молодости, воспоминания Петра Андреевича Гринева о своем участии в событиях Пугачевского восстания. Фигура Гринева стуит особого осмысления — кому же «доверил» Пушкин рассказ о трагических, судьбоносных событиях? Молодой провинциальный дворянин XVIII века, не слишком-- образованный, неопытный — какое значение могли иметь
его поступки, мысли, чувства, оценки в познании смысла столь сложного и трагического события? Но Петр Гринев как рассказчик очень важен для Пушкина — не только образованность, развитость, опытность определяют верность оценок, чистоту критериев, но и нравственные качества человека.


Семья Гриневых цементируется любовью, русскими патриархальными обычаями, в чистоте сберегаемым понятием чести — все это сформировало нравственный облик юноши, который вскоре достойно выдержит тяжелые испытания. Родительское благословение отца Петру Гриневу заслуживает в этом смысле особого внимания. Удивительно, но народные представления о чести, службе (не случайно они выражены пословицами) в этом наставлении мудрого и любящего отца соединяются с дворянскими — эта национальные устои России.

Глазами Петра Гринева мы увидим Мироновых, Швабрина, Пугачева, его соратников. Однако в облике Гринева нет никакой монументальности, непогрешимости, горделивости — он прост и понятен, человечен и не лишен недостатков. Так, первый же самостоятельный поступок в эпизоде с Зуриным обнаружил в Петре грубость: он дерзко отвечает Савельичу. В этом, однако, нельзя не видеть и смущения провинившегося юноши, раскаяние которого было сильным, горячим. Юная доверчивость к людям — одна из самых обаятельных черт Гринева, приносящая ему и разочарования. Но именно открытость миру, вера в добро, в любовь, верность дружбе, присяге и еще стремление горячо отблагодарить за помощь делают из Гринева, пожалуй, самого нужного Пушкину рассказчика. Пушкин наделил своего героя молодым легкомыслием — оно тоже, по-видимому, проистекает из доверия к жизни, ее возможностям.

Сцена бурана — одна из важнейших для понимания романа — написана скупыми выразительными красками и полна предзнаменований и пророчеств. «Убаюканный пением бури» и качкою кибитки, Гринев увидел сон, чудесным образом предварявший дальнейшие события. Пушкин наделил Гринева открытостью тайным течениям жизни, способностью предугадывать ход событий. Это роднит его с Татьяной из «Евгения Онегина» и свидетельствует об особой чуткости к тайному смыслу бытия. Вспоминается также пророческий сон Григория Отрепьева из «Бориса Годунова». Человеку дается откровение о будущей судьбе — и последующее поведение Гринева подтверждает, что он сумел интуитивно угадать истинный смысл пророчества.


В «Капитанской дочке» очень важен мотив благодарности, также связанный с Гриневым. Благодарный Гринев, подаривший «своему вожатому» заячий тулуп, творит, по словам Пугачева, «милость». Для Пушкина последних лет жизни милость, милосердие — пожалуй, самое главное человеческое качество. Этот широкий жест Гринева поселил в сердце Пугачева глубокую симпатию к нему, спаситель и спасенный теперь окажутся соединены таинственной связью. На Гринева падает отсвет
пушкинской мечты о подлинно человеческих отношениях, не зависящих от общественных условностей.


Естественно, Гринев проявляет лучшие качества в отношениях с семейством Мироновых. После чинной немецкой чопорности и экономии у Андрея Карловича в Оренбурге Гринев был приятно поражен простотой и задушевностью Мироновых (их фамилия перекликается со словом «мир» в значении «лад», «покой). Простота обыкновенности оказывается подлинным сокровищем — супруги Мироновы живут в согласии и любви, в дальнейшем без патетических слов разделяя трагическую участь. Маша Миронова — воплощение гармонической ясности, во все она вносит свет, любовь. Внешне нежная и мягкая, она обладает внутренней твердостью и грацией, как Маша Троекурова из «Дубровского» и Марья Гавриловна из «Метели». Имя Марии Пушкин дал также героиням «Бахчисарайского фонтана», «Полтавы», «Пира во время чумы»; Марией звали старшую дочь Пушкина... Внешность Маши Мироновой самая простая, русская, но за ней таится настоящее нравственное богат-
ство. Маша почувствовала в сватавшемся к ней Швабрине нравственный изъян и, наоборот, привязалась к чистому душой Гриневу. Характерно, что любовная интрига этого пушкинского романа основана не на перипетиях страсти, а на стремлении любящих соединиться в браке.


Гринев рыцарски защитил честь невинной девушки в дуэли со Швабриным, а вскоре стал единственным защитником, спасителем Маши Мироновой. Глубоко любя Гринева, Маша отказывается выйти за него замуж без благословения его родителей: она по-народному, по-патриархальному верит в судьбу, не хочет начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. Покориться «воле господней» — вот ее выбор. Гринев уважал ее желание и не переставал любить ее, но от всего произошедшего — так на него подействовал отказ отца — он опасался «сойти с ума или удариться в беспутство».

Характерно, что в такой ситуации пугачевщина осознается Гриневым как сила, давшая его душе «сильное и благое потрясение». В таком — личном — контексте мы впервые узнаем о пугачевщине, а исторический, социальный смысл этих «неожиданных происшествий» проявится позднее. Так, еще не поняв, что знаком с главарем бунта, Гринев с нетерпением ждет событиий, которые круто изменят его жизнь. «Великая перемена» состояла в «волнении души», «неясных, но сладостных надеждах и нетерпеливом ожидании опасностей, и чувствах благородного честолюбия». Резкие, сильные чувства потрясают юношу с началом военных событий: его «ужаснула» мысль об опасности для Маши, он «ле-
тел» по улице, сердце его «горело», когда он стоял на валу в присутствии Маши.



Уже с самого начала изображение Гриневым событий пугачевщины лишено единого стилистического колорита. В главе «Пугачевщина» рядом помещены комические сцены и сообщения об опасных происшествиях. Смешное в жизни — выпытывание Василисой Егоровной военной тайны у своего мужа и Ивана Игнатьича, «военные приготовления» последнего (когда Иван Игнатьич вытаскивал из пушки «тряпички, камушки, щепки, бабки и сор всякого рода») соседствует с волнениями в
Белогорской крепости при приближении к ней Пугачева, с бегством изпод ареста изменника-урядника. И далее смешное и трагичное в изложении Гринева переплетаются. Разнообразной жизни нет дела до ее оценок людьми: мы увидим «ужасную комедию» на площади после захвата Пугачевым крепости, смех Гринева на пиру у Пугачева после казни, комические потуги Пугачева выглядеть образованным, нелепое убранство егй избы... Какое-то гармоничное устройство натуры Гринева позволяет ему видеть рядом с трагичным смешное, и наоборот.


Гуманная точка зрения Гринева на происходящее начинает проявляться в сцене несостоявшейся пытки башкирца. Повествователь «содрогнулся» при виде искалеченного человека; пленный для него как «зверек, пойманный детьми». «Правила человеколюбия», которыми проникнут рассказчик, продиктовали ему патетическое место романа, обращение к «молодому человеку»: «...лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

А эти потрясения выявляли суть в человеке — в Мироновых, в Гриневе, в Швабрине... Сцена прощания Мироновых перед нападением бунтовщиков написана по-пушкински сдержанно и глубоко. «Простое величие простых людей» (Гоголь) проявилось в ней. Наказ Ивана Кузмича Маше молиться Богу, поручение дочери Его высшей защите — вот то немногое и вместе с тем бесценное, что может сделать сейчас мужественный и любящий отец. Это второй (после наказа старика Гринева сыну) родительский наказ — в решительные минуты такими отцовскими заветами строится семья, общество, государство. Родительское благословение на брак с «добрым человеком», данное дочери честным капитаном в такую минуту, не может не иметь влияния на ее судьбу. Василиса Егоровна называет мужа в минуту прощания «мой Иван Кузмич», и в этих простых словах — единство судьбы мужа и жены.

После геройской гибели Ивана Кузмича и Ивана Игнатьича Гринев также собирался принять смерть, но неожиданное спасение все переменило. Сцена на площади не случайно названа «ужасной комедией» — как и раньше, здесь, наряду с трагическими, присутствуют комические черты. «Ужасная комедия» заключалась и в возможном намерении «губителей» ободрить Гринева в момент казни словечком «не бось, не бось». Наконец, оксюморон «ужасная комедия» вполне подходит и к описанию чувств Гринева в момент неожиданного освобождения: проницательный Пушкин пишет, что радости освобожденный не испытывал, чувства его были «слишком смутны».