Файл: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля в 2 ч. Ч. Издание 3е. М., Московский Лицей, 2006.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.05.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автор любит море, ведь оно для него — воплощение свободы, «свободная стихия». Море захочет — и сохранит маленькую лодку со «смиренным парусом», захочет — и утопит «стаю кораблей». Море своенравно и порывисто. Кроме того, море, по замыслу Пушкина, должно было стать для него, так сказать, средством освобождения — он хотел бежать из Одессы за границу морем (об этом строки «заветным умыслом томим»).
Образ моря в этом послании поистине прекрасен: всегда свободное, в блеске «гордой красы», таящее опасную «бездну», играющее своими силами... С морем оказываются связанными имена двух знаменитых людей эпохи — Наполеона, умершего в 1821 году на острове Святой Елены посреди моря, и Байрона, в 1824 году погибшего за свободу Греции, на берегу моря.
Удивительно остра и талантлива характеристика Байрона: на нем отпечатался образ моря, поэт создан «духом» моря:
Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.
После смерти этих двух героев «мир опустел» для автора послания. Собственно, уже и плыть некуда... Судьба же земли одинакова повсюду:
Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Характерно, что благо измеряется «каплями» (и этим оно как бы связано с морем), а неволя отождествляется с «землей». Романтическая трактовка просвещения сближает его с политической неволей (существованием «тирана»). Автор стихотворения «К морю», пишет А.А. Смирнов, «враждебен всему бытовому, замкнутому, камерной повседневности, он стремится охватить бесконечность дали, расширить свое видение до вселенских масштабов, возвыситься и восторжествовать над бездной мироздания, олицетворенной в образе океана». Все, посягающее на свободу личности, — будь то «просвещенье» иль «тиран» — оценивается отрицательно, даже просвещение как искажающее первоначальную, естественную свободу человека.
Стихотворение это — о свободе не столько стихии, сколько человека. Мощью своего творческого порыва, своей фантазии человек может «перенести» образ моря, его шум «в леса, в пустыни молчаливы». Благодарная человеческая память — вот та форма, в которой теперь существует море для поэта свободы и любви.
В 1828 году Пушкин пишет стихотворение «Анчар»12. Уже первая строфа стихотворения настраивает на ощущение мрачной торжественности. Почти мистический ужас звучит в этих строках:
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.
Скрытая аллитерация (повтор согласных в словах «чахлый», «на почве», «анчару, «часовой») здесь воплощает чарующую, порабощающую сознание силу зноя и саму власть анчара, как будто его название пропитывает звуковой строй строфы. Так подготавливается ведущая тема стихотворения: тема трагической власти зла, жестокости, разрушения и смерти и в природе, и в человеческом обществе.
В мифологии разных народов существует множество преданий о так называемом «мировом дереве», корни которого уходят в мир мертвых, ствол пронзает мир живых, а крона и вершина пребывают в мире богов. По этому дереву жизни циркулирует божественная энергия, оно создано творцом в начале времен, как изначальная ось мироздания, скрепляющая все сферы бытия. Но мифологический образ мирового дерева предстает у Пушкина в своей трагической ипостаси. Анчар в пустыне — единственное дерево, он стоит на границе мира, «как грозный часовой», он — «один во всей вселенной» (заметим, как постепенно в пушкинском описании растет сила анчара!). Но он — «древо смерти»; скрепляя мир, он лишь сеет в нем зло, уничтожает все живое. От этого «древа смерти» бежит прочь все живое: «К нему и птица не летит, // И тигр нейдет...» Гипербола в изображении анчара («один во всей вселенной») создает величественное ощущение гордого, замкнутого в себе одиночества, презрения к окружающему. Это ощущение и делает возможным символическое уподобление анчара тиранической власти.
И вот это дерево смерти оказалось включенным в человеческие отношения. Одному «человеку» потребовалась жизнь другого для добычи яда:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Всю антигуманную сущность отношений между людьми в обществе показывает знаменитая пушкинская конструкция с цезурой: «Но человека человек...» Эта пауза демонстрирует весь ужас ситуации, когда один может послать другого на смерть даже не силой, а лишь «властным взглядом». И этот другой, тоже «человек», не боролся, не сопротивлялся, не роптал, а, как вода, «послушно в путь потек» и исполнил приказ. Все дело в том, что одни из них — «владыка», «царь» (цензурный вариант — «князь»), а другой — «раб»; утратив свободу, он утратил силу сопротивляться злу. «Властный взгляд», «владыка» — все это приметы власти, которая тоже является, как анчар, и порождением природы (на сей раз человеческой), и отрицанием ее. Война — страшное средство, используемое властью в борьбе за свое господство, и «послушливые» царю стрелы, напитанные ядом анчара, понесли смерть дальше, «к соседям в чуждые пределы». Зло несвободы имеет свойство распространяться.
Одно из последних стихотворений Пушкина 1836 года — «(Из Пиндемонти)». Это стихотворение, несмотря на указанный источник (итальянский поэт Пиндемонте, 1753—1828), не является переводом. Эта отсылка, по мнению пушкинистов, — способ отвлечень внимание цензуры. Стихотворение Пушкина во многом парадоксальное, полемическое. Эта полемика определяет двухчастную композицию текста. В первой части поэт последовательно отвергает несомненные, казалось бы, политические ценности: парламентаризм (право «оспоривать налоги // Или мешать царям друг с другом воевать»), свободу печати («...мало горя мне, свободно ли печать // Морочит олухов, иль чуткая цензура // В журнальных замыслах стесняет балагура»). Гамлетовская формула («Все это, видите ль, слова, слова, слова...-») как нельзя лучше показывает иллюзорность, зыбкость тех обездушенных и обезбоженных идеалов, которые часто встают за ними. В противовес этим политическим свободам, любым формам политического устройства — и монархии («зависеть от царя»), и демократии («зависеть от народа») — Пушкин-художник воспевает «иные, лучшие... права». Это волнующая, плодотворная свобода творчества, безотчетное, блаженное существование, подвластное лишь законам поэзии и красоты:
По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...
Действительно, такое свободное существование художника неизмеримо счастливее жизни гражданина в так называемом политически свободном обществе.
Так развивается политическая лирика Пушкина. Идеал свободолюбия в творчестве поэта эволюционирует от традиционных просветительских представлений о. справедливом общественном устройстве через романтическое неприятие любой формы несвободы и порабощения к философскому пониманию свободы высшей, духовной, которую одну не может отнять у человека никакой тиран. Как важно помнить, что Бог даровал человеку свободу и возложил на него ответственность за выбор между добром и злом; значит, лишаясь свободы, человек лишается возможности различать эти нравственные полюса, утрачивает смысл своего бытия, способность строить отношения с людьми, творческую силу. Потому-то высокий идеал свободы и одухотворяет поэзию Пушкина на протяжении всей его жизни.
Контрольные вопросы и задания
-
Почему тема свободы была так важна для Пушкина? -
Как общение с декабристами повлияло на политические взгляды Пушкина начала 1820-х годов? -
Чью традицию продолжает Пушкин в оде «Вольность»? Назовите основные мотивы и идеи пушкинской оды. -
Каково значение мотивов «молодости», единства личного и общественного в пушкинском послании «К Чаадаеву»? -
Каким образом тема свободы раскрывается в стихотворении «Деревня», в его первой и второй частях? Какие политические заявления звучат в этом стихотворении? -
Как вы понимаете смысл эпиграфа к стихотворению «Свободы сеятель пустынный...»? Как характеризуются Пушкиным образы сеятеля, народа? С чем связаны пессимистические мотивы в этом стихотворении? -
Каково отношение лирического героя стихотворения «К морю» к «свободной стихии», почему? Каким предстает образ моря в стихотворении, какие мотивы и идеи связаны с этим образом? Как в стихотворении звучит мотив «естественной» свободы человека? -
Прочитайте стихотворение «Анчар». Сколько частей в стихотворении? С какими идеями связывает Пушкин «древо яда»? Определите значение художественных деталей, эпитетов в описании анчара: зелени, корней и др. Какие природные стихии разносят яд анчара? Почему человек тоже стал его распространять? Каково содержательное значение антитезы «раб» — «царь»? -
Какие новые мотивы появляются в стихотворении «(Из Пиндемонти)»?
Контрольные сочинения
1. Тема свободы в поэзии Пушкина: динамика основных мотивов и идей.
В работе важно избежать оценки вольнолюбивой лирики поэта как чего-то раз и навсегда сложившегося и неизменного. Как менялось отношение Пушкина к свободе от лицейского стихотворения «Лицинию», декабристских «Вольности» и «Деревни» к стихам второй половины 1820-х и 1830-х годов, — анализ этого и должен стать основой работы. Что меняется в самом лирическом герое поэта, в его представлении об идеале свободы, как изменяются поэтические образы и символы, этот идеал выражающие?
2.Идея необходимости свободы — политической, творческой, нравственной — в лирике Пушкина.
Пушкинское понимание свободы многогранно. Это и политическое вольномыслие («Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пустынный...»), и творческая свобода поэта от диктата толпы, власти пошлости, грубого требования «пользы» («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), и, наконец, внутренняя, духовная свобода, которая наиболее важна, поскольку только ее никто не в силах отнять у человека («(Из Пиндемонти)»). Как разные «лики» свободы обрисованы в пушкинском творчестве? Случайно ли образ духовной свободы появляется уже в зрелых стихах поэта? Ответ на последний вопрос может стать выводом сочинения.
3. Политические декларации в вольнолюбивой лирике Пушкина.
Вольнолюбивая политическая лирика Пушкина: какой идеал она утверждает ? Это и освобождение народа от жестокого крепостного гнета («Деревня»), и равенство всех сословий перед законом («Вольность»), и просвещенная монархическая власть, уважающая закон и стремящаяся ко благу Отчизны. Идеал поэта — вольнолюбивая личность героя-гражданина, смелые политические высказывания которого соответствуют всей его жизни («К Чаадаеву»). Почему становится невозможным освобождение человека («Свободы сеятель пустынный...»), что делает человека рабом («Анчар») ? Анализ пушкинских поэтических высказываний об этом и будет содержанием работы.
4. Проблемы отношений власти и народа, власти и человека в вольнолюбивой лирике Пушкина.
Проблема власти осмысливается Пушкиным и в политическом, и в нравственном аспекте. Власть и народ — в чем источник их столкновений? Власть и личность — почему человеческая индивидуальность подавляется могуществом владыки? Поиск ответов на этот вопрос и будет содержанием работы.
5. Значение поэтических метафор и символов в стихотворениях Пушкина о свободе.
Творческое мышление Пушкина — умение найти яркие зримые образы для выражения самых сложных отвлеченных идей. Символы свободы в его лирике — звезда, муза («Свободы гордая певица»), море, корабль, орел, ветер, небеса; неволя нередко выражена в образах цепей, решетки, крепости, темницы, земного плена и т. д. Причудливы и неожиданны поэтические иносказания (метафоры) в вольнолюбивой лирике поэта. Найти их в стихах, осмыслить их художественное значение для развития пушкинского понимания свободы, — все это входит в задачи работы.
Творческие задания
1. Сравните стихотворения «Деревня» и «Анчар». Каково содержательное значение двухчастной формы произведений? Что общего и различного в идейном смысле двух первых частей стихотворений? Какие общие идеи звучат во вторых частях двух стихотворений?
2. Проанализируйте пейзаж в стихотворении Пушкина «Деревня». Какова роль определений, лексики цветообозначения в описании природы? Связан ли образ природы с идеей свободы?
3. Проанализируйте фонетический строй первых шести строф в стихотворении «К морю». Встречаются ли в них ассонансы, аллитерации, другие звуковые повторы? Если да, то каково их содержательное значение?