Файл: Курс лекций экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Микроэкономика и макроэкономика

1.2. Потребности, ресурсы, выбор

1.3. Производственные возможности

1.4. Экономический кругооборот

1.5. Экономические системы

ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1. Рынок

2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса

2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения

2.4. Равновесие спроса и предложения

2. 5. Эластичность cпроса

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

3.1. Производство с одним переменным фактором

З.2. Основные формы предприятий.

3. 3. Издержки производства и прибыль

3.4. Фирма: условия равновесия

3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

4. 1. Рынок труда

4. 2. Рынок капитала

4. 3. Рынок земли

ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

5.1. Роль государства в рыночной экономике

5. 2. Рынки с асимметричной информацией

5. 3. Внешние эффекты

5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике

ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики

6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины

6. 3. Макроэкономические модели и их показатели

6. 4. Система национальных счетов

6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)

6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.

6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен

ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие

7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие

7. 3. Классическая модель

7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель

7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»

7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

8. 1. Экономический рост и экономический цикл

8. 2. Безработица

8. 3. Инфляция

ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

9. 1. Деньги и их функции. Виды денег

9. 2. Уравнение количественной теории денег

9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции

9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы

9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор





Рис. 3-7. Переменные издержки

По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q1) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q:

AVC = VC/Q. (3.12)



Рис. 3-8. Кривая средних переменных издержек

Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 3–8).

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.

Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период.

Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q): ТС = f(Q).

Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму:

ТС = FC + VC, (3.13)

где FC (Fixed Cost) — постоянные издержки;

VC (Variable Cost) — переменные издержки.

Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 3 - 9).



Рис. 3-9. Общие издержки
Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции:

АТС = TC/Q

или путем сложения средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC):

ATC = AFC + AVC = ( FC + VC ) / Q (3.14)

Иногда средние общие издержки (ATC) обозначаются сокращенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC
и AVC (см. рис. 3 – 10).



Рис. 3-10. Средние общие издержки

Понятие средних общих издержек имеет важное значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR (Total Revenue) и общими издержками ТС (Total Cost). Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

В заключение введем понятие предельных издержек.

Предельные издержки (marginal cost) — это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции:
(3.15)

Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — производная функция только от переменных издержек:



  • когда МС < АС, кривая средних издержек идет вниз: производство каждой новой единицы продукции уменьшает средние издержки;

  • когда МС > АС, кривая средних издержек идет вверх: производство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

  • когда AC = min, то МС = АС.

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую совокупных издержек в точках их минимального значения (см. рис. 3 – 11).


Рис. 3-11. Предельные и средние издержки

Графики, характеризующие взаимосвязь предельной и средней производительности, а также предельных и средних переменных издержек, зеркально симметричны по отношению друг к другу (см. рис. 3 – 12).



Рис. 3-12. Взаимосвязь средних и предельных издержек и средней и предельной производительности

3. 3. 4. Эффект масштаба


Количество товаров, которое может быть произведено фирмой, зависит от физического объема ресурсов, используемых в производстве этих товаров, а также от степени освоения новых технологий в производстве. Как правило, увеличение затрат факторов производства в долгосрочном периоде приводит к росту объема выпуска продукции. Но можем ли мы утверждать, что увеличение затрат факторов и рост объема выпуска осуществляются в одинаковой степени? В общем случае, нет. Ответить на этот вопрос и помогает такое понятие, как эффект роста масштаба производства.


В долгосрочном периоде фирма может увеличить количество всех используемых в производственном процессе факторов. Она даже может построить новые заводы. Это и есть процесс расширения масштаба производства, который результируется в дополнительном приросте выпускаемой продукции. Предположим теперь, что предприятие, имеющее один цех по производству обуви, решило расширить масштабы своей деятельности и построило еще один точно такой же цех. Оно установило на нем такое же количество оборудования, как в старом цехе, наняло столько же рабочих и закупило столько же сырья и комплектующих изделий. Нетрудно подсчитать, что в этом случае количество каждого из используемых факторов производства возросло ровно в два раза. При этом объем выпуска продукции может удвоиться, но может возрасти более или менее чем в два раза.

Если при увеличении затрат каждого из всех факторов производства в п раз объем выпуска продукции возрастет более чем в п раз, то будет иметь место положительный (увеличивающийся) эффект роста масштаба производства. Если при увеличении затрат каждого из факторов производства в п раз объем выпуска возрастет также в п раз, то будет иметь место постоянный эффект масштаба производства. Наконец, если при аналогичном увеличении затрат факторов объем выпуска повысится менее чем в п раз, то мы скажем, что наблюдается отрицательный, или уменьшающийся, эффект роста масштаба производства.

Предположим, что в нашем примере количество выпускаемой обуви возросло в 2,5 раза, т. е. выпуск растет быстрее, чем затраты факторов. Это означает, что мы имеем дело с увеличивающимся эффектом роста масштаба производства. Если бы количество обуви возросло только в полтора раза, то имел бы место уменьшающийся эффект масштаба. Увеличение же выпускаемой обуви ровно в два раза продемонстрировало бы постоянный эффект масштаба производства.

Часто в литературе понятие «экономия от масштаба» используется как синоним понятия «увеличивающийся эффект роста масштаба производства». Тем не менее, это не одно и то же.

Экономия от масштаба производства означает рост производительности факторов производства вследствие увеличения фирмой масштаба производственных операций или уменьшение затрат на единицу продукции при увеличении объема производства. При этом наращивание факторов производства может осуществляться в разных пропорциях. Более того, одни факторы производства могут замещаться другими.


Понятие «эффект масштаба» предполагает увеличение затрат используемых факторов производства в одинаковое число раз, т. е. предполагает рост объема выпуска при сохранении неизменной пропорции между используемыми факторами. Таким образом, экономия от масштаба производства включает в себя и увеличивающийся эффект роста масштаба производства как частный случай, но в своем более общем виде допускает изменение всех комбинаций вводимых факторов по мере изменения объема выпуска продукции.

В заключение отметим, что возможность достижения того или иного эффекта от роста масштаба производства зависит от характера производственного процесса. Практически для всех предприятий при относительно низких объемах выпуска продукции, т. е. на этапе первоначального расширения производства, будет наблюдаться положительный эффект роста масштаба производства. Он выразится в снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, т. е. в снижении средних издержек.

При относительно высоких объемах выпуска продукции на многих предприятиях будет иметь место отрицательный эффект масштаба, выражающийся в повышении издержек на единицу продукции, т. е. в повышении средних издержек. Это характерно для строительных фирм, предприятий сферы услуг, где производственный процесс является более трудоемким.

Положительный эффект масштаба будет проявляться в течение более продолжительного времени в таких отраслях, как автомобилестроение, энергетика, химическая промышленность, так как здесь требуются существенные капиталовложения в оборудование, которое по самим своим размерам является весьма объемным.

Поэтому понятие эффекта масштаба имеет не только теоретическое, но и практическое значение. При прочих равных условиях чем больше эффект роста масштаба производства, тем более крупные фирмы действуют в той или иной отрасли промышленности. Именно увеличивающимся эффектом масштаба объясняется существование естественных монополий.

3.4. Фирма: условия равновесия

3.4.1. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде


Попытаемся выяснить, при каком уровне производства достигается максимальная прибыль, т. е. максимизируется разница между совокупным доходом и совокупными издержками.

Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда и только тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).

Рассмотрим это условие подробнее. Отложим на оси абсцисс количество продукции, а на оси ординат — совокупные доходы и издержки (см. рис. 3 – 13). Совокупный доход представляет собой прямую, выходящую из начала координат, а совокупные издержки получаются суммированием кривых постоянных и переменных издержек.


Рис. 3-13. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

Соединив оба графика, легко понять, в каких пределах варьируется деятельность предприятия, приносящая доход. Максимальная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные издержки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно винтервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном 0М. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) равны: MR = МС. Таким образом, условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода предельным издержкам.

Сопоставление предельного дохода с предельными издержками можно осуществить и непосредственно (см. рис. 3 – 14 ). Производство следует продолжать до точки пересечения кривой предельных издержек с уровнем цен (МС = Р). Поскольку в условиях совершенной конкуренции цена складывается независимо от фирмы и воспринимается, как заданная, фирма может увеличивать производство до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с их ценой. Если МС < Р, то производство можно увеличивать, если МС > Р, то такое производство осуществляется в убыток и его следует прекратить.