ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
1.1. Микроэкономика и макроэкономика
1.2. Потребности, ресурсы, выбор
1.3. Производственные возможности
1.4. Экономический кругооборот
ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса
2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения
2.4. Равновесие спроса и предложения
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ
3.1. Производство с одним переменным фактором
З.2. Основные формы предприятий.
3. 3. Издержки производства и прибыль
3.4. Фирма: условия равновесия
3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия
ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
5.1. Роль государства в рыночной экономике
5. 2. Рынки с асимметричной информацией
5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики
6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины
6. 3. Макроэкономические модели и их показатели
6. 4. Система национальных счетов
6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)
6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен
ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие
7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель
7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»
7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
8. 1. Экономический рост и экономический цикл
ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
9. 1. Деньги и их функции. Виды денег
9. 2. Уравнение количественной теории денег
9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции
9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы
9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор
Рис. 5-4. Права на загрязнение окружающей среды: роль движения «зеленых»
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объем вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кг (рис. 5-4). Поскольку предложение абсолютно неэластично, равновесие установится в точке Е. В этом случае цена одной лицензии на право сброса 1 кг загрязняющего вещества в день будет равна 100 тыс. руб. Если местное общество партии защитников окружающей среды ("зеленых") решит улучшить экологическую ситуацию в области, оно может купить часть лицензий, с тем, чтобы изъять их из обращения. Если эта часть составит 100 лицензий, то цена одной лицензии повысится до 120 тыс. руб. Таким образом, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике
Чисто общественное благо (pure public good)–это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех.
Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом.
Чисто частное благо (pure private good)– это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо (рис. 5-5). Цена в данном случае не является переменной величиной.
Рис. 5-5. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо
Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое:, Андреев, Борисов и Васильев — см. рис. 5-5) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.
Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере (см. рис. 5-5) индивиды, получают различную выгоду: наименьшую — Андреев, наибольшую — Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem).
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики
В отличие от микроэкономики, которая изучает экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов (потребителя или производителя), макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, и оперирует совокупными величинами, такими как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и т.д.
Важность изучения макроэкономики заключается в том, что, во-первых, она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике; во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию, и показать, что нужно сделать для ее улучшения и, в первую очередь, что должно предпринять правительство, —то есть позволяет разработать принципы экономической политики; в-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, то есть составлять прогнозы, прогнозировать будущие экономические проблемы.
Впервые термин «макроэкономика» появился в 1933 году в статье известного норвежского ученого — экономиста-математика, одного из основоположников эконометрики, лауреата Нобелевской премии Рагнара Фриша (Ragnar Frisch). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кэмбриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes). В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель, или кейнсианский подход, в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, то есть микроэкономическому анализу (классическая модель).
Различают два вида макроэкономического анализа:
1. - макроэкономический анализ expost, или национальное счетоводство, то есть анализ статистических данных, который позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику по их решению и преодолению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран;
2. - макроэкономический анализ exante, то есть прогнозное моделирование экономических процессов и явлений, на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов, и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными.
Это и есть макроэкономика как наука.
Основные теории макроэкономики: теория экономического роста, теория делового цикла, теория безработицы, теория инфляции, теория денег, теория открытой экономики, теория макроэкономической политики и другие.
6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины
6. 2. 1. Макроэкономические агенты
Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь в том случае, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования, которое представляет собой объединение отдельных элементов в целое, агрегат, совокупность. Агрегирование позволяет выделить макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические показатели.
Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор.
-
Домохозяйства (households) — это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся собственником экономических ресурсов — труда, земли, капитала и предпринимательских способностей. Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых тратят на потребление (потребительские расходы), а оставшуюся часть сберегают, и поэтому выступают основным покупателем товаров и услуг и основным сберегателем или кредитором, то есть обеспечивают предложение кредитных средств в экономике. -
Фирмы(business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого является максимизация прибыли, выступающий основным производителем товаров и услуг в экономике, а также покупателем экономических ресурсов. Кроме того, для расширения производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь оборудование), поэтому они выступают инвесторами, то есть покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, они являются основным заемщиком в экономике, то есть предъявляют спрос на кредитные средства.