Файл: Курс лекций экономика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

1.1. Микроэкономика и макроэкономика

1.2. Потребности, ресурсы, выбор

1.3. Производственные возможности

1.4. Экономический кругооборот

1.5. Экономические системы

ГЛАВА 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.1. Рынок

2.2. Спрос. Кривая спроса. Функция спроса

2.3. Предложение. Кривая предложения. Функция предложения

2.4. Равновесие спроса и предложения

2. 5. Эластичность cпроса

ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ

3.1. Производство с одним переменным фактором

З.2. Основные формы предприятий.

3. 3. Издержки производства и прибыль

3.4. Фирма: условия равновесия

3.5. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия

ГЛАВА 4. КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

4. 1. Рынок труда

4. 2. Рынок капитала

4. 3. Рынок земли

ГЛАВА 5. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

5.1. Роль государства в рыночной экономике

5. 2. Рынки с асимметричной информацией

5. 3. Внешние эффекты

5. 4. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике

ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

6.1. Предмет и важность изучения макроэкономики

6.2. Агрегирование и совокупные экономические величины

6. 3. Макроэкономические модели и их показатели

6. 4. Система национальных счетов

6. 5. Валовой национальный продукт (ВНП)

6. 6. Соотношение показателей в системе национальных счетов.

6. 7. Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен

ГЛАВА 7. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

7.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие

7. 2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие

7. 3. Классическая модель

7. 4. Кейнсианская макроэкономическая модель

7. 5. Равновесие в модели «AD — AS»

7. 6. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения.

ГЛАВА 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

8. 1. Экономический рост и экономический цикл

8. 2. Безработица

8. 3. Инфляция

ГЛАВА 9. ДЕНЬГИ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

9. 1. Деньги и их функции. Виды денег

9. 2. Уравнение количественной теории денег

9. 3. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции

9. 4. Коммерческие банки и их операции. Банковские резервы

9. 5.Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной оси, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси (см. рис. 2-4).



Рис. 2-4. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (см. рис. 2-5).



Рис. 2-5. Кривая предложения (изменение величины предложения)

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

  1. цены факторов производства (ресурсов),

  2. технология,

  3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,

  4. размер налогов и субсидий,

  5. количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

Qs=f(P, Pr, К, Т, N, В), (2.2.)

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (см. рис. 2-6).

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оценки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факторов производства при их наилучшем альтернативном использовании (подробнее см. главу 1). Поэтому функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины
предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (см. рис. 2-5). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (см. рис. 2-6).



Рис. 2-6. Функция предложения (сдвиг кривой предложения)

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 2-7а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 2-76). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 2-7в).



Рис. 2-7. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

2.4. Равновесие спроса и предложения


Рассмотрим пример: Функция спроса населения на данный товар: Qd = 7 –P; функция предложения: Qs = -5 + 2p, где Qd – объем спроса в млн. шт. в год; Qs – объем предложения в млн. шт. в год; P– цена товара. Найти равновесную цену и равновесное количество, т.е. найти координаты точки пересечения графиков спроса и предложения.

Поскольку заданные функции отражают линейную зависимость, то каждый из графиков можно построить по двум точкам. Для кривой спроса: если P = 0, то Q
d = 7; если P =7, то Qd = 0. Для кривой предложения: если P =3, то Qs = 1; если P =6, то Qs = 7. Постройте графики и убедитесь, что они пересекутся в точке, где P = 4, Qd = Qs = 3. Обратите внимание на то, что с точки зрения математики графики, описываемые этими функциями, могут располагаться и в плоскости с отрицательными числами. Однако с точки зрения экономики кривые спроса и предложения могут располагаться только в области положительных значений, так как ни цена, ни количество не могут быть отрицательной величиной.

Найти равновесную цену и равновесное количество можно, приравняв функции Qd и Qs: 7 – P = -5 + 2 P, откуда P = 4, Qd = Qs = 3.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 2-8). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Eguilibrium).

В точке равновесия

РE = РS = РD

где РE — равновесная цена;

РS — цена предложения;

РD — цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD

где QE— равновесный объем;

QS — объем предложения;

QD — объем спроса.



Рис. 2-8. Цена равновесия и отклонения от нее

Равновесная цена (equilibriumprice) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя (consumers surplus) графически можно изобразить через площадь РmaxЕРE (см. рис. 2-9). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.




Рис. 2-9. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя

Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE (см. рис. 2-9). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = PE x QE . Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0PminEQE

Разница между общей выручкой РE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

2. 5. Эластичность cпроса

2.5.1. Точечная и дуговая эластичность


Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Эластичность спроса относительно цены (priceelasticityofdemand) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:

,

где - эластичность спроса по цене;

– относительное изменение спроса;

- относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и . Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

(2.3)

Спрос называют эластичным, когда
>1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕPD <1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то = 0; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то (см. рис. 2-10).



Рис. 2-10. Крайние случаи эластичности



Рис. 2-11. Точечная эластичность

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (point elasticity) может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 2—11).



Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2 .

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда как , где b — наклон кривой спроса.

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение эластичности будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменяется от 0 (в точке D1) до (в точке D