Файл: 2. Пять задач Стратегического управления Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.  Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с анг. – М.: Издательский дом “Вильямс”, 2004.

6.  Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Раздел IV. – М.: ИНФРА-М, 1999.

7.  Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

8.  Томпсон А.А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

9.  Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс MBA по стратегическому менеджменту / Пер. с анг. – М.: Альпина Паблишер, 2002.

10. Charan R., Colvin G. Why CEO’s Fail / Fortune. 1999. 21 June.

11. Kaplan, Robert S., David P. Norton, “The Balanced Scorecard – Measures That Drive Performance”, Harward Business Review, January – February 1992, p. 71-79.

 


Тема 5. Стратегический анализ внутренней среды

 

Содержание темы:

1. Введение.

2. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании.

3. SNW – анализ.

4. Выявление рыночных возможностей компании.

5. Резюме.

 

Введение.

 

При проведении стратегического анализа внешней среды компании мы рассматриваем ее как элемент системы бизнес-среды, взаимодействующий с другими элементами этой системы как единое целое. Но мы прекрасно знаем, что сама компания является сложной системой, которую можно описать многочисленными структурами, в зависимости от того, что мы принимаем за элемент системы, при ее изучении.

Если результаты стратегического анализа внешней среды дают нам представление о том, какие факторы системы внешней среды будут благоприятствовать или противодействовать нам в реализации нашего видения будущего бизнес-успеха компании и достижении ее стратегических целей, то анализ внутренней среды компании и сопоставление его результатов с анализом главных конкурентов, позволяет определить, что мы представляем из себя как конкурентоспособная производственная компания, где мы находимся в настоящее время и какое положение относительно наших конкурентов мы занимаем.

 

«Если бы мы могли сначала знать, где мы находимся и куда движемся, то тогда мы могли бы лучше судить о том, что делать и как делать».

 

Авраам Линкольн

 

При стратегическом анализе внутренняя среда компании, ее отдельные подсистемы и компоненты рассматриваются как стратегический ресурс развития. Поэтому понятие стратегического анализа внутренней среды компании идентично понятиям «стратегический анализ внутренних ресурсов компании» и «стратегический анализ ресурсов компании».

 

 

«Большая ошибка при оценке ресурсов компании – не сравнивать их с ресурсами конкурентов».

 

Дэвид Коллинз и Синтия Монтгомери

 

«Только компании, способные постоянно, и при этом быстрее и дешевле конкурентов, создавать новые конкурентные ресурсы, получают стабильную прибыль в течение долгого времени».



 

С.С. Маркидес и П.Дж. Вильямсон

 

Вопрос 1. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании.

 

Ресурсный потенциал компании.

Ресурсы являются возможностью достижения целей компании. В общепринятом понимании под возможностью понимается "средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь".

 

Стратегические ресурсы это совокупность ресурсов конкретной компании, обеспечивающих ее способность поддерживать и реализовывать конкурентное преимущество.

 

Ресурсный потенциал компании всегда является ее сильной стороной, обеспечивающей ей дополнительные конкурентные возможности. К нему можно отнести:

·    Навыки и опыт. Низкая себестоимость продукции, знание электронной коммерции, технологичесике ноу-хау, низкий уровень брака продукции, традиции первоклассного обслуживания, опыт розничной торговли, неповторимый стиль рекламы и мероприятия по продвижению.

·    Ценные материальные активы. Современные производственные мощности или оборудование, удобное расположение недвижимости, мощная глобальная система сбыта, право собственности на ценные природные ресурсы, новейшие компьютерные сети или информационные системы, высокая ликвидность активов.

·    Квалифицированные кадры. Опытные работники, надежные менеджеры ключевых направлений, хорошие стимулы к труду, передовые знания и интеллектуальный капитал, выдающиеся предпринимательские и управленческие ноу-хау, стремление к знаниям и совершенствованию, создаваемые в течение длительного времени. Многие компании оценивают знания как важное конкурентное преимущество и включают их в свою стратегию.

·    Ценные организационные ресурсы. Апробированная система контроля качества, передовые технологии, патенты на ключевые элементы изделий, права на добычу полезных ископаемых, стабильная клиентская база, устойчивое финансовое положение и хорошая кредитная история, передовая система управления поставками материальных ресурсов, надежные локальные сети, программное обеспечение для электронной коммерции, распространения и обмена информацией с поставщиками и ключевыми потребителями, компьютеризированная система проектирования и управления производством продукции, программное обеспечение для ведения бизнеса через Интернет, достоверная база данных электронных адресов потенциальных потребителей.


·    Ценные нематериальные активы. Привлекательный имидж торговой марки, хорошая репутация компании, приверженность покупателей, мотивированная и энергичная рабочая сила.

·    Конкурентные возможности. Быстрая разработка и выведение на рынок новых товаров, обширная сеть дилеров, налаженные связи с ключевыми поставщиками, ориентированная на инновационное лидерство организация НИОКР, гибкость организационной структуры, хорошо подготовленные торговые представители, опыт ведения бизнеса через Internet.

·    Партнерство или совместные предприятия. Плодотворное сотрудничество с поставщиками или партнерами, укрепляющее конкурентные позиции компании.

 

Опыт и знания компании, интеллектуальный капитал, конкурентные возможности, уникальные навыки, стратегически ценные активы, рыночные достижения в совокупности составляют ее Ресурсный потенциал, необходимый для успешной конкурентной борьбы.

 

Пример подсистемы стратегических ресурсов компании представлен в табл. 31.

Анализ матрицы стратегических ресурсов (табл. 31.) показывает, что:

 

Большинство стратегических ресурсов являются способностью человека к определенному мыслительному процессу.

 

Таблица 31.

Матрица стратегических ресурсов вертикально-интегрированной нефтяной (энергетической) компании

 

п/п

Составляющие

стратегического потенциала энергетической компании (ВИНК)

Ресурсы энергетической компании (ВИНК)

Сырье-вые

Структуры активов

Техни-ческие

Техноло-гические

Кадро-вые

Прост-

ранст-

венные

Организа-

ционной структуры управления

Инфор-

мацион-

ные

Финан-

совые

1.

Способность к макроэкономическому анализу ситуации в стране и за ее пределами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Способность к своевременному обнаружению актуальных нужд, потребностей и запросов потенциальных потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков товаров и услуг, позволяющих эффективно, своевременно и качественно удовлетворять обнаруженные нужды, потребности и запросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Способность к анализу экономической конъюнктуры рынков факторов производства, а также к анализу деятельности групп стратегического влияния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области конструирования, технологии и организации производства видов энергии, товаров и услуг, пользующихся спросом на товарных рынках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Способность к реализации конкурентоспособных идей в процессе производства товаров и услуг, продвижения их на рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Способность к обеспечению независимости компании от изменения конъюнктуры энергетических, финансовых и рынков факторов производства за счет внешней гибкости ПС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Способность к поддержанию конкурентного статуса компании за счет управления стратегическими наборами зон хозяйствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Способность обеспечить конкурентоспособность компании за счет управления рентабельными и нерентабельными активами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Способность к выдвижению конкурентоспособных идей в области логистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет оснащения производства адаптивными средствами технологического оснащения и другого оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет использования в производстве новейших технологий в области добычи углеводородов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Способность обеспечить внутреннюю гибкость ПС за счет формирования адекватного изменению целей кадрового потенциала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Способность осуществлять изменение архитектурно - планировочных решений, адекватных изменениям целей ПС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Способность к созданию стратегических альянсов с другими, в том числе и транснациональными энергетическими компаниями и сервисными фирмами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Способность обеспечить уровень конкурентоспособности товаров и услуг, требуемый для захвата лидерства в обслуживаемых и перспективных сегментах рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Способность обеспечить выпуск товаров и услуг в объемах, соответствующих потенциальному спросу на них в соответствующих сегментах рынка с учетом конкурентного статуса компании и планируемой доли захвата рынка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.

Способность обеспечить высокую эффективность функционирования фирмы за счет возможностей аккумулирования и наиболее рационального использования внутренних инвестиционных ресурсов и привлечения внешних инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.

Способность к лоббированию интересов компании в региональных и федеральных органах государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Способность обеспечить эффективную разработку и реализацию стратегической программы развития компании