Файл: Программа дисциплины Теория и история менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план учебной дисциплины

Формы контроля знаний студентов

6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Порядок формирования оценок по дисциплине

Образовательные технологии

8.2. Методические указания студентам (см. Приложение 1).

1.1Тематика заданий текущего контроля

1.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Игра «ОДНАЖДЫ В СОЗВЕЗДИИ ЛЕБЕДЯ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Кейсы для самостоятельного анализа:

Самостоятельное изучение темы «Теория человеческого поведения Б. Скиннера»

Чтение и письменная аннотация статьи «Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании» Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2003

Краткая письменная аннотация статьи: «Лидерство, как оно есть».



• Сделать вывод об изменении критического пути
ВАРИАНТЫ



КЕЙС «Построение диаграмм Гантта»
Инструкция


ВЫ являетесь руководителями подразделения завода "Российский металлург". Вчера в офисе завода отмечался юбилей одного из ваших коллег. Местом проведения был конференц-зал, но потом празднование распространилось по другим помещениям.
На предприятии давно и безуспешно ведётся борьба за аккуратное отношение сотрудников к технике, рабочим местам и офисному оборудованию. Работники довольно небрежны в отношении своего помещения. Они предпочитают есть и пить на своих рабочих местах, заливают чаем компьютеры, портят столы, в кабинетах то и дело бегают тараканы. Уборщицы ежедневно собирают грязну. посуду по всем углам. Генеральный директор человек импульсивный, но демократичный. Он часто на совещаниях прибегал к увещаниям и уговорам. Говорил, что такое отношение сотрудников к помещению, в котором они проводят большую часть дня не допустимо. Однако и его терпение не выдержало. Он сообщил за неделю до празднования , что если сотрудники не перестанут есть, пить и курить на рабочих местах, то уборкой офиса после торж. мероприятия будут заниматься сами сотрудники.
Сотрудники прослушали это сообщение без особого внимания.
Но вчера вечеринка закончилась тем, что ген. дир. сообщил, что, несмотря на его предупреждения, беспорядок в кабинетах и за их пределами продолжается, поэтому сейчас произойдёт жеребьёвка, и 4 сотрудников должны будут посвятить субботу уборке офиса после торжеств. Качество уборки будет проверять лично в понедельник.
Вы- один из счастливчиков, кому выпало убирать помещение.


Картина в офисе на сегодняшний день:
-паласы затоптаны
-посуда грязная
-раковина в туалете забита, кран не закручивается;
-на столах грязь и пыль, застывшие пятна от кофе и чая
-матерчатые жалюзи пожелтели от табака
-окна не мыты
-на потолках паутина
-по всему офису бегают тараканы, несколько раз видели крысу
Всё это предстоит ликвидировать вашей группе сегодня, в субботу в течение 8-ми часов.
В ходе предварительного обсуждения стало известно, что один из вас очень боится высоты
, даже не может стоять на табуретке, у второго - аллергия на все виды бытовой химии (от взаимодействия с препаратами возникают проблемы с дыханием), у третьего - очень плохое зрение, 4- не переносит насекомых и крыс (охватывает паника).


Известно, что:
- общая площадь офиса-300 кв. м, высота потолков-4м
-Окна-20штук(2,5м на 3м),снять шторы с одного окна-10 мин.,
повесить-10мин.Вымыть1 окно-30 мин.
-В офисе-50 столов, вымыть каждый-5мин.
-Вымыть посуду за всеми сотрудниками-2часа
-снять паутину с потолков-3ч.
площадь паласа-150м, пропылесосить-2ч.
Время указано для выполнения работы одним человеком.

У вас в распоряжении:
1. моющие пылесосы-2шт.
2 Стремянки(высотой 2 м)-3шт.
3.Моющее средство для посуды-1банка
4. Бюджет на всю уборку-2 900 руб.

Ваше индивидуальное задание:

Самостоятельно составить письменный план уборки офиса на группу из 4 чел по принципам постороения диаграмм Гантта.
Предварительно завхоз снабдил вас информацией с тел. и адресами о следующих услугах:
1. мойщики-1 400 руб.-1 чел. на день работы.
2. Уничтожение бытовых насекомых-560 руб., специалисты приезжают в течение 2 -х часов с момента вызова. Выполняют работу в течение 20 мин.
После этого сутки ничего нельзя делать.
3. Крысоловы-420 руб. Приезжают через1 час после вызова. выполняют работу в течение 15 мин.
4. Сантехник-280 руб. приходит в течение 10 мин., выполняет работу за 15 мин.
5. стирка штор в течение дня-1120 руб., забирают в течение часа, привозят через 5 часов.
6. Магазин хоз. товаров в 15 мин. ходьбы - можно приобрести всё необходимое для уборки (ср-во для мытья окон-50 руб., ср-во для мытья мебели-50 руб.,тряпки, губки-по 30 руб., швабры-100 руб., средство от тараканов и крыс- от 20 до 300 руб., стремянка-200 руб.) Время на закупку-30 мин
КЕЙС «Современная трактовка Хоторнских экспериментов»
Описание ситуации

Джон только что закончил Колледж делового администрирования при штатном университете и начал работать в малом бизнесе, принадлежащем его семье, где занято 25 неквалифицированных работников. В первую неделю работы отец вызвал Джона к себе и сказал: “Джон, я наблюдал за тем, как ты работаешь с людьми на протяжении последних двух дней. Мне очень неприятно, но я должен тебе кое-что сказать. Ты слишком добрый по отношению к людям. Я знаю, тебя учили в университете всей этой ерунде о человеческих взаимоотношениях, но здесь все это не работает. Я помню, как мы в колледже обсуждали Хоторнские исследования и насколько все были ими увлечены. Однако поверь мне, существуют другие способы управления людьми, чем быть просто добрым по отношению к ним”.


Вопросы для анализа ситуации

1. Как бы вы отреагировали на замечание отца, оказавшись на месте Джона?

2. Считаете ли вы, что отец Джона правильно понимает и интерпретирует Хоторнские исследования?

3. Какие стадии менеджмента прошел, по вашему мнению, отец Джона в своем семейном бизнесе? Считаете ли вы, что он понимает важность новейших тенденций в окружающей среде и осознает, как новая парадигма повлияет на его бизнес?

4. Как бы вы объяснили своему отцу необходимость по новому взглянуть на своих подчиненных?

КЕЙС «Петр Груздев» (методы научения по Ф.Скиннеру)
"Орион" — это крупная многонациональная компания по производ­ству товаров бытовой химии. Она осуществляет операции в десяти странах СНГ. В России она производит некоторые виды своей про­дукции на одном из заводов, расположенном в небольшом провин­циальном уральском городке.


Крупномасштабные складские операции очень важны для под­держания эффективной работы данного завода. Как только продук­ция сходит с производственной и упаковочной линии в северной части завода, она перевозится на конвейер через главную дорогу в южную часть, где расположены складские помещения. Эти операции осуществляются в две смены и без остановки. Если здесь происходит срыв, то вся система стопорится и сделанная продукция не может сойти с производственной линии.


Петр Груздев работает в южной части завода на складе. Ему 28 лет, он не женат и уже семь лет работает на этом заводе. В его обязанности входит погрузка готовой продукции на конвейер и складирование ее в штабеля с помощью ручной тележки или автопогрузчика.

Дома Петр живет с матерью и отцом; домой приходит в основном спать. Всем известно, что он любит хорошо проводить время. На общение с людьми у него уходит много времени и сил. Он нередко жалуется, что после этого он бывает "разбитым". Петр тратит очень много денег на свои развлечения. Такое возможно потому, что роди­телям денег он почти не дает. Его отец, находясь на пенсии, все еще работает и получает неплохую заработную плату. Сам Петр умудря­ется немного подработать на стороне, выступая время от времени в качестве судьи на соревнованиях местных мужских и женских ко­манд по волейболу. Он также активно занимается спортом для своего удовольствия: зимой — это популярный в этом городе хоккей, а летом — русская лапта. Ему очень нравится быть среди людей, полу­чать удовольствие от общения с ними не в меньшей степени, чем от самих занятий спортом.



На работе Петр уже не первый год известен своими непредсказу­емыми прогулами. Они нередко превращаются просто в загулы. Пос­ледние три года это выглядело следующим образом.

Позапрошлый год ........... 12 дней (5 случаев)

Прошлый год ............... 9 дней (7 случаев)

Текущий год ............... 10 дней (8 случаев)

Кроме того, Петр часто опаздывает на работу, объясняя это раз­личными причинами. В ряде случаев это прерывает рабочие опера­ции на складе завода.

Его новый начальник участка Галина Николаевна не считает, что активная жизнь Петра вне работы — причина его прогулов и опозда­ний. Хотя она и не совсем в этом уверена. Она не может понять, почему он на это жалуется каждый раз, когда появляется на работе на следующий день.

Однажды, когда Петр прогулял несколько раз после игр в хоккей, он пытался объяснить это тем, что каждый раз игра вызывала старые боли в спине. Из его личного дела Галина Николаевна действительно обнаружила, что два года назад Петр обращался к заводскому врачу по поводу болей в спине. Это случилось как раз после занятий спор­том. Однако записи доктора, сделанные после обследования, свиде­тельствовали о том, что Петру не возбранялось работать после слу­чившегося.

Галина Николаевна была у Петра уже четвертым по счету началь­ником участка за последние два с половиной года его работы на заводе. Все предыдущие начальники участка сделали в личном деле Петра записи о его нарушениях. Они проводили с ним соответствую­щие беседы. Каждый раз Петр соглашался с тем, что ему следует исправиться, ссылаясь в то же самое время на плохое самочувствие и болезни как причины своего поведения. Было замечено, что после каждой такой воспитательной беседы его поведение на работе значи­тельно улучшалось.

В принципе Петр был хорошим работником. Ему не за что было делать замечания, но и нельзя было ожидать от него каких-либо сверх усилий. Просматривая его личное дело, Галина Николаевна вспоминала трех его предыдущих начальников. Двое из них отлича­лись тем, что давали подчиненным полную свободу в работе с мини­мальными проверками со своей стороны. А один был действительно "жестким" начальником, держа все и всех под постоянным контро­лем, наставляя и помогая всем своим работникам, ругая их, когда они делали не то или не так. Однако большинству людей на заводе он нравился. Галина Николаевна обнаружила из личного дела интерес­ный факт. Прогулы Петра были чаще именно у этого "жесткого" начальника и меньше у тех двух "либералов", дававших людям самим решать, где, как и когда работать.


В восемь часов утра в понедельник 6 октября 1997 г. Петр Груздев не появился на работе, и складская бригада должна была начать работу в сокращенном составе. Анализируя записи в личном деле Петра, Галина Николаевна определила, что он впал в новый период загулов. К тому же недавно, в сентябре он уже прогулял три дня. Она задумалась о том, что же ей необходимо предпринять, чтобы Петр вышел на работу, и в будущем подобные случаи исключались.

Вопросы

  1. Какой тип научения имел место с Петром Груздевым в данной ситуации? Обоснуйте свою позицию на основе приведенных в ситуа­ции фактов.

  2. Как Петр воспринимал организационное и неорганизационное окружение? Какие личностные различия Петра определяли его поведение на рабочем месте и вне работы?

  3. Чему приписывал Петр причины своего поведения и почему он так считал? Чему предписывала Галина Николаевна причины пове­дения Петра, и что ее привело к такому восприятию событий?

  4. Какие виды ситуационного усиления поведения Петра исполь­зовали его предыдущие начальники? Насколько эффективными были их действия? Объясните свою точку зрения.

  5. Что было особенного в том порядке, с которым к Петру приме­нялось ситуационное усиление его поведения? Было ли это эффек­тивным?

  6. Что бы вы посоветовали предпринять Галине Николаевне в создавшейся ситуации?


РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

МИНИ – КЕЙСЫ НА МОТИВАЦИЮ
Кейс “Розничный магазин”.
Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.

Задание: продумайте  и составьте  мотивационную беседу с  сотрудником Петровой А.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.
Кейс “Аптека”.