Файл: Программа дисциплины Теория и история менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тематический план учебной дисциплины

Формы контроля знаний студентов

6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Порядок формирования оценок по дисциплине

Образовательные технологии

8.2. Методические указания студентам (см. Приложение 1).

1.1Тематика заданий текущего контроля

1.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Игра «ОДНАЖДЫ В СОЗВЕЗДИИ ЛЕБЕДЯ»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Кейсы для самостоятельного анализа:

Самостоятельное изучение темы «Теория человеческого поведения Б. Скиннера»

Чтение и письменная аннотация статьи «Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании» Менеджмент в России и за рубежом», №4, 2003

Краткая письменная аннотация статьи: «Лидерство, как оно есть».

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   16

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для лекций и семинаров используются мультимедийные технологии. Для проведения деловых игр, тренинговых упражнений, разбора кейсов используется раздаточный материал, распечатки тестов.


Авторы программы ___________________(Кузнецова Ю.В.)
___________________(Смельцова С.В.)


Приложение 1
Активные и интерактивные формы и методы работы
РАЗДЕЛ 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ РАЗДЕЛАМИ МЕНЕДЖМЕНТА

Задание 1. Формирование стратегического мышления и принятие управленческого решения.

Как известно, многие великие люди долго и успешно управляли государствами, организациями за счет личных качеств, способностей, определенных источников власти (деньги, информация, харизма и т.д.), но огромное значение имеет, на наш взгляд, интуиция и стратегическое мышление управленца. Ниже представлена краткая информация о великом стратеге – царе Соломоне.

Соломон – сын древнеизраильского царя Давида и Вирсавии. Вирсавия была женой одного из воинов – Урии, погибшего после того, как Давид увидел Вирсавию при осаде города Раввы. После гибели Урии, Вирсавия стала женой Давида. При содействии своей матери Вирсавии Соломон был провозглашен царем Израиля – наследником состарившегося Давида.

Соломон с юных лет стремился к познанию премудрости. И это стремление по его словам, он ценил выше, чем скипетры, престолы и богатство, чем здоровье и красоту.

По суровым законам того времени (нескончаемые войны, распри внутри страны и т.д.), не имея власти и не умея отстоять ее, нередко, невозможно было отстоять и право на жизнь, но Соломон царствовал 40 лет!!!

Управленческая ситуация №1

Вскоре после воцарения Соломона мать Вирсавия, пользовавшаяся значительной властью и любовью сына, обратилась к нему с просьбой разрешить старшему брату Адонии жениться на Ависаге Сунамитянке – последней наложнице Давида. Как известно, Адония был старшим братом Давида и вполне мог претендовать на престол.

Ваше управленческое решение:

Как необходимо было поступить Соломону после обращения его матери с такой просьбой? Ответьте на вопрос, учитывая ситуацию.


Ответы:

  1. Разрешить жениться, но составить документ, согласно которому, Адония должен отказаться от права претендовать на престол при любой ситуации.

  2. Запретить жениться, тем самым обезопасить своё правление

  3. Принять самое жестокое решение для дяди: смерть!

Правильный ответ: Поясните ответ (если обмен файлами)
Управленческая ситуация №2

Учитывая те времена, когда значительная роль отводилась божественному влиянию на жизнь людей, и, прежде всего, на жизнь и деятельность верховных правителей. Каждый из них обращался к Богу, вкладывая в нее самые сокровенные свои устремления. Таков был менталитет древних.

Ваше управленческое решение:

О чем просил у Бога Соломон?

1. о даровании возможности реализовать задуманное

2. власти

3. мира на все годы правления

4. мудрости

5. здоровья на долгие годы

6. дружеской поддержки близких людей и понимания

Вопрос 1.
Руководитель Иванов осваивает новое направление в рекламном бизнесе. Его стремления направлены на изменение существующей в рекламном агентстве технологии разработки рекламных роликов. Он склонен идти на риск, чтобы претворить свои идеи в жизнь. Иванов занимается подбором людей с креативным, нестандартным мышлением, которые будут способны внедрить новые идеи в деятельность рекламного агентства.
Руководитель Петров выступает против изменений, он не склонен к риску. Его деятельность связана с анализом прибыли, выявлением резервов для снижения себестоимости рекламных услуг агентства. В его обязанности входит координация и контроль за деятельностью отдела разработки рекламных роликов.
Исходя из этих данных, дайте характеристику типу управления этих руководителей.
1) Иванов осуществляет оперативное управление, а Петров - стратегическое;
2) Оба руководителя осуществляют стратегическое управление;
3) Иванов осуществляет стратегическое управление, а Петров - оперативное;
4) Оба руководителя осуществляют оперативное управление;
5) Иванов осуществляет управление по ситуации, а Петров - управление по целям.

Вопрос 2
Из приведенных низке вариантов ответов выберете тот, который наиболее удачно и правильно формулирует миссию компании, занимающейся установкой пластиковых окон.

1) «ВАШИ ОКНА - НАША ПРИБЫЛЬ И БЛАГОПОЛУЧИЕ КОМПАНИИ!»;
2) Мы видим свою миссию в том, чтобы СОЗДАТЬ УЮТ В МИРЕ ЛЮДЕЙ, ДОМА И НА РАБОТЕ, ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СВЕТОПРОЗРАЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И СЕРВИСА ВЫСОЧАЙШЕГО УРОВНЯ;
3) Наша миссия - это РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ АЛЛЮМИНИЕВЫХ ПРОФИЛЕЙ И ПЛАСТИКОВЫХ АКСЕССУАРОВ;
4) МЫ ПРОИЗВОДИМ И УСТАНАВЛИВАЕМ САМУЮ КАЧЕСТВЕННУЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ПРОДУКЦИЮ, ПРИЗВАННУЮ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАШИХ КЛИЕНТОВ
5) «ТЕПЛО И УЮТ - НАША МИССИЯ. ВАШ УЮТ - НАША РАБОТА!»

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Практическое задание «Истории успеха»
После самостоятельного ознакомления с историями успеха студенты проводят их анализ по вопросам:


  • что стало залогом успеха каждого из рассматриваемых руководителей?

  • какие задачи вставали перед менеджерами?

  • какие качества проявляли эти руководители?


КЕЙС «Внедрение тейлоризма в Венгрии»


В 70-е годы Венгрия вступила в полосу экономичес­ких реформ. Отказ от административной системы потре­бовал рыночных преобразований, повышения качества продукции и открытой торговли с зарубежными стра­нами. Венгры понимали, что повысить качество продук­ции невозможно без повышения культуры исполнитель­ского труда. С нее все начинается. Но как этого добиться? Обратились к западным экспертам.

Иностранные консультанты, хорошо знавшие НОТ, применив методы хронометража и дифференциальную оплату труда, добились значительного успеха в текстиль­ной промышленности. Газеты публиковали отзывы про­стых людей о том, что им стало лучше жить: заработки резко возросли, а трудиться на хорошо организованном производстве стало намного приятнее. По существу это были те самые методы тейлоризма, которые однажды, в начале века, уже использовались в Венгрии, но затем, с приходом советской власти, о них забыли. И вот теперь венгерские предприниматели, вспомнили о них; но за 40 лет тейлоризм на Западе сильно изменился. Он стал фирменным знаком инженеров-рационализаторов, то­варом мирового уровня.

Венгерские специалисты М.Ладо, А.Симони и Ф.Тотт, изучавшие положение дел в 1982—1983 гг., при­шли к выводу, что на реорганизованных заводах про­изводительность труда выросла от 20% до 74%. Разде­ление труда, высокая специализация буквально преоб­разили производство. Там, где раньше царили неразбериха и произвол, появился четкий ритм труда, слаженность всех звеньев управления, заинтересован­ность рабочих. Несомненно, трудиться приходилось больше, интенсивность возросла. Но это была уже не бессмысленная работа, напоминающая труд по-видимости. Дифференциальная система оплаты ориентиро­вала людей на конечные результаты — количество и ка­чество труда. Вместе с тем, специалисты пришли к выводу, что внедрение тейлоровских методов в масш­табах всей страны потребует кардинальных изменений всей социалистической системы, так как должны быть соблюдены минимум три условия: нормальные условия труда, стандартизация массового производства, диффе­ренциальная система оплаты, и все это в масштабах всей страны.


Источник: New forms of work organization in Europe. New Brunswick: Transaction Publ., 1989. P.28.



Вопросы для анализа


  1. Эксперимент с тейлоризмом в Венгрии не удался. Он не дал ожидаемых результатов потому, что другие, не эксперименталь­ные предприятия работали по-старинке, кое-как.


Ниже приве­ден перечень конкретных причин неудачи, вам следует его до­полнить, мысленно представляя себе подробности функционирования планового производства при социализме. Итак:

а) смежники, не применявшие тейлоризма, не научились рабо­тать четко и организованно;

б) они срывали поставки и производство комплектующих дета­лей;

в) заказчики не выбирали продукцию;...
2. Почему плановая экономика и административная система в Вен­грии, основанные на жестких принципах, оказались несовмес­тимыми с тейлоризмом, который также предполагает жесткий ритм труда?

3. Как показал венгерский опыт, отличительная черта тейлоров­ской организации — стремление к тесному сотрудничеству рабочих и менеджеров, каждый из которых четко знает круг своих обязанностей. Скажите, достижимо ли это в центра­лизованной экономике? Что должно быть установлено внача­ле — сотрудничество и кооперация или четкое разделение обя­занностей? Что выступает причиной, а что — следствием?

4. Еще раз обратите внимание на три условия, гарантирующие успех внедрения. Достаточны ли они для того, чтобы привести в действие тейлоровские принципы управления персоналом, или нужны дополнительные условия?

ЗАДАНИЕ «Построение диаграмм Гантта»
Фирма запланировала реконструкцию своего офиса. Перечень работ, которые необходимо для этого выполнить, представлен в таблице.
Требуется:

• построить календарный график проекта (диаграмму Ганта);

• рассчитать временные характеристики проекта;

• проанализировать проект и попытаться сократить длительность критического пути.

При оформлении этого задания следует:
• Привести календарный график (диаграмму Ганта) проекта

• Перечислить работы, по которым проходит критический путь.

• Перечислить работы, время начала которых можно сдвинуть

• Привести диаграмму Ганта, полученную после анализа проекта