Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
нование, потом — перевод их в |
гравнйно-щебеночное |
покрытие, а затем — асфальтовое |
покрытие. Толь |
ко таким путем можно обеспечить стабильное сообще ние между производственными подразделениями на ос нове высокоэффективного использования подвижного состава.
Внутрихозяйственные дороги по капитальности при ближаются к дорогам третьей технической категории, различаясь лишь шириной проезжей части, могут иметь или две полосы для беспрепятственно двустороннего движения, или одну с использованием обочин для встреч ных разъездов.
Что же касается остальных внутрихозяйственных до
рог, в т. ч. полевых, |
имеющих сезонное значение, они, |
|
на наш взгляд,' должны иметь в основном |
грунтовые |
|
покрытия, укреплены |
различными твердыми |
дооавками |
в отдельных трудных для проезда местах (на понижен ных участках, на подъеме, на крутых поворотах и т. д.).
Основанием для этого являются не только сообра жения финансового порядка. Главное состоит в том, что в большинстве зон Ставропольского края при нор мальной организации производственных процессов ос новные внутрихозяйственные, в том числе технологиче
ские, грузоперевозки по этим маршрутам |
осуществля |
ются в периоды с хорошими погодными |
условиями — |
вторая половина марта — первая половина |
декабря для |
восточных районов и апрель—ноябрь для западных рай онов. По выборочным наблюдениям выяснено, что в рамках этих периодов транспортные средства временно не использовались соответственно 16 процентов полных дней в восточных районах и 11 процентов дней в за падных районах. Причем значительная часть этих хо лостых дней была ' связана с отсутствием работ или возможностью отсрочки их выполнения в погожие дни без ущерба сельскохозяйственному производству.
Протяженность внутрихозяйственных дорог с твер дым покрытием и внутрихозяйственных полевых и про чих дорог с грунтовым покрытием в каждом конкретном хозяйстве различна и зависит от целого ряда факторов и условий, среди которых главное значение имеют раз мер площади, коэффициент территориальности, схема расположения основных производственных подразделе ний на территории, удаленность хозяйств от магистраль-
154
ных дорог. При этом варианты сочетания этих факторов и условий самые разнообразные, они иногда носят даже противоречивый характер. Поэтому без тщательного их изучения практически невозможно установить оптималь ную потребность того или иного хозяйства в дорожной сети.
Нами выше были отмечены большие различия |
меж |
ду районами и зонами края по густоте дорожной |
сети, |
особенно с твердым покрытием. Но эти различия особен но резко выражены в обеспеченности внутрихозяйствен ными дорогами при общей их недостаточности в кол хозах и совхозах в целом, о чем свидетельствуют данные таблицы 31.
|
Т а б л и ц а 31 |
Показатели |
обеспеченности внутрихозяйственной дорожной сетью |
в колхозах |
и совхозах отдельных районов края (по состоянию |
|
на 1 января 1973 года)1 |
|
з"мелСь°ной ! "Л*1™™?*- К о Й * н . ц „ н е н т |
|
площади, |
Наиме |
|
нование |
|
районов |
|
Арзгирский |
|
0,27 |
42,41 |
4,31 |
|
1,32 |
0,37 |
минимум |
2,61 |
13,11 |
|||||
средний |
3,89 |
0,70 |
58,17 |
10,47 |
17,47 |
3,10 |
0,41 |
максимум |
6,31 |
1,33 |
59,14 |
12,42 |
.24,1 |
4,82 |
0,43 |
Петровский |
|
|
|
|
|
|
|
минимум |
2,14 |
0,37 |
10.32 |
1,78 |
4.51 |
0,99 |
0,48 |
средний |
5,65 |
1,10 |
35,71 |
6,97 |
14 20 |
2,77 |
0,42 |
магснмум |
10.88 |
2,57 |
43,30 |
10,22 |
21,70 |
5,12 |
0,48 |
Предгорный |
|
|
|
|
|
|
|
минимум |
4,14 |
0,91 |
18,92 |
4,16 |
8,15 |
1.79 |
0,43 |
средний |
8,13 |
2,75 |
27,36 |
9,30 |
14,10 |
4,79 |
0,51 |
максимум |
13,64 |
6,03 |
29,82 |
13,12 |
18,17 |
7,99 |
0,56 |
1 Без учета |
внутрихозяйственных |
полевых |
дорог. |
|
|
155
Фактические данные о густоте внутрихозяйственной дорожной сети полностью не отражают оптимальную потребность колхозов и совхозов в них. Дело в том, что во многих хозяйствах дорожная сеть складывалась го дами в значительной мере стихийно, ее прокладывали без достаточного учета рациональной организации тер ритории и экономически выгодного размещения внутри хозяйственных подразделений.
В настоящее время в колхозах и совхозах составля ются организационно-хозяйственные планы, в процессе которых уточняется размещение бригад и ферм с целью создания крупных специализированных внутрихозяйст венных подразделений, что является благоприятной ос новой для улучшения схемы внутрихозяйственных тран спортных маршрутов.
Критический анализ материалов фактической густо ты дорог и исходные показатели организационно-хозяй ственных планов колхозов и совхозов позволили устано вить лишь весьма ориентировочные нормативы оптималь ной насыщенности их внутрихозяйственными дорогами. Степень точности этих нормативов нами повышена пу тем скорректирования их по результатам выборочного
изучения |
15-ти тиггичных хозяйств, отобранных на осно |
||
ве моделирования |
(табл. 32). |
|
|
|
|
|
Т а б л п ц а 32 |
Оптимальные показатели густоты |
внутрихозяйственных дорог |
||
в колхозах |
и совхозах |
трех модельных групп Ставропольского коая |
|
на 1000 |
га земли (в |
км без учета |
временных полевых дорог) |
Модель
ные
группы
Первач
Вторая
Третья
Выборочные |
Предельная |
Колебчние |
значения |
|||
ошибка вы |
||||||
средние |
для генеральной сово |
|||||
борки (Д) |
||||||
IX) |
купности |
от и до |
||||
при |
t=3 |
|||||
|
|
|
|
|||
сеть:я |
твердым экрыгнем |
<и |
н * |
вся |
с твердым |
|
о |
||||||
|
|
|
•я °3 |
|||
|
|
а |
|
сеть |
^покрытием] |
|
|
|
|
|
|
||
о |
о е |
с |
о с |
|
|
|
3,53 |
1,59 |
0,04 |
0,01 |
3,41—3,65 |
1.56—1.62 |
|
5,23 |
2,61 |
0,06 |
0,02 |
5,05—5,41 |
2,55—2,67 |
|
8,01 |
4,41 |
0,05 |
0,03 |
7,86—8,16 |
4.31—4,50 |
15G
Общая протяженность внутрихозяйственных дорог с учетом этих оптимальных нормативов в колхозах и сов хозах1 ориентировочно составляет 31,3—33,2 тысячи ки лометров, в том числе с твердым покрытием 16,0—16,7 тысячи километров. При этом она рассчитана на осно ве выборочных средних с коэффициентом доверия (t), равным трем, что усиливает реальную значимость по лученных данных. Разумеется, пределы колебания свод ных показателей будут намного меньше при t = l или t = 2. Но зато соответственно падает вероятность сужде ния о генеральной совокупности по средним выбороч ным результатам.
Из оптимальной протяженности внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием в колхозах и совхозах зна чительная часть уже имеет асфальтовое или гравийнощебеночное покрытие. Капитальной реконструкции под лежат ориентировочно 8,5—9,5 тысячи километров, в том числе с асфальтовым покрытием 4,5—5,5 тысячи ки лометров. Вполне очевидно, что строительство и рекон струкция этих внутрихозяйственных дорог потребует крупных дополнительных капитальных вложений, общая сумма их с учетом уже вложенных первоначальных за трат при существующих нормативах составляет при мерно 395—465 миллионов рублей.
Источники финансирования строительства и реконструкции местных дорог
Источники финансирования капитальных вложений в строительство и реконструкцию дорожной сети в зна чительной мере зависят от назначения тех или иных дорог. Общегосударственные и республиканские, а так же краевые и областные дороги в основном строятся и реконструируются за счет централизованного финан сирования. Формирование же средств для финансиро вания строительства и реконструкции местных, в том числе внутрихозяйственных, дорог имеет существенные особенности.
Одним из главных источников финансирования ка питальных вложений в строительство и реконструкцию местных дорог является мобилизация ресурсов согласно
1 Речь идет о 271 хозяйстве края, по данным которых проведе ны моделирование и отбор типичных хозяйств.
157
Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 ап реля 1959 года «Об участии колхозов, совхозов, промыш ленных, транспортных, строительных и других предприя тий и хозяйственных организаций в строительстве и ре монте автомобильных дорог» и Указу Президиума Вер ховного Совета РСФСР от 6 нюня 1972 года «О внесе
нии |
изменения в статью «3» Указа Президиума |
Верхов |
ного Совета РСФСР от 7 апреля 1959 года на |
основа- |
|
кии |
постановления сессии Верховного Совета |
РСФСР |
«О мерах по улучшению строительства и эксплуатации автомобильных дорог в РСФСР».
Эти государственные меры оказали и оказывают ог ромное воздействие на мобилизацию материальных и де нежных ресурсов для финансирования строительства и реконструкции местной дорожной сети. Достаточно привести один пример. В соответствии с вышеприведен ными Указами Президиума Верховного Совета РСФСР утвержденный Ставропольским крайисполкомом план участия хозяйственных строительных и транспортных ор ганизаций края в 1972 году составил в сумме 18 181 ты сячу рублей, или в 20 раз больше, чем было до 1959 года.
Но тем не менее в мобилизации материально-денеж ных ресурсов для строительства и реконструкции дорог местного значения имеют место определенные недостат ки, которые сдерживают расширение масштабов финан сирования капитальных вложений в данное направле ние. Прежде всего размеры участия организаций и уч реждений, кроме колхозов, в строительстве и реконст рукции местных дорог, на наш взгляд, совершенно недо статочны. Внесенное изменение относительно предела участия в размере не менее 0,5 процента годового объе ма деятельности для леспромхозов, промышленных, тран спортных, строительных и других предприятий и хозяй ственных организаций имеет положительное значение. Однако не совсем понятно, почему отменен действовав ший до сих пор предел участия совхозов в размере не менее 0,4 процента годового объема валовой продукции.
На наш взгляд, не |
совсем экономически |
обоснован |
но также то, что только |
колхозы, в отличие |
от совхозов |
и всех других государственных и кооперативных пред приятий и организаций, должны участвовать в строи тельстве и ремонте местных дорог еще в форме выра ботки от четырех до шести дневных норм на каждого
158
трудоспособного члена колхоза и от двух до четырех дневных норм на каждую единицу живой тяговой силы, принадлежащей хозяйству.
Правомерность всего этого трудно объяснима теми несущественными особенностями, которые отличают две формы социалистической собственности. В то же время разница в размерах участия от этого весьма значитель на. Суммарная денежная оценка этих дополнительных нормо-дней в колхозах составляет в среднем около 70— 75 процентов от общих сумм участия их в строительстве и ремонте местной дорожной сети. Этим самым создают ся определенные неравные экономические условия хозяй ствования, что убедительно показано в таблице 33.
Т а б л и ц а 33
Размеры участия отдельных хозяйств в строительстве и ремонте местных дорог (в среднем за 1971—1972 гг.)
Показатели
Хабезскнй район Благодарнен- скнн район
колхоз .Путь Иль ича" |
совхоз „Черкес ский" |
колхоз „Родина" |
совхоз „Ставро польский" |
Площадь условной |
пашни, га |
7725 |
7675 |
21060 |
24740 |
Число единиц учитываемой тех |
|
|
184 |
171 |
|
ники, шт. |
|
126 |
119 |
||
Валовая продукция |
с.-х., тыс. руб. 2535 |
2255 |
3308 |
2578 |
|
Общая сумма участия, руб. |
49801 |
9602 |
46900 |
12690 |
|
в т. ч. на 100 га условной |
|
|
|
|
|
пашни |
|
645 |
125 |
222 |
51 |
на одну единицу |
учитываемой |
|
|
|
|
техники |
|
395 |
81 |
255 |
'74 |
на 1000 руб. валовой продукции |
19,6 |
4,3 |
14,2 |
4 |
Разницу в нормативах участия между колхозами и совхозами в развитии местной дорожной сети раньше можно было объяснить неодинаковыми заготовительны ми ценами на сельскохозяйственную товарную продук цию. В настоящее время совхозы в основном переведе-
159