Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
условии, если это менее выгодно по сравнению с грузо выми автомобилями с точки зрения затрат. Иначе ис пользование только автомобильного транспорта на всех видах транспортных работ может привести к наруше нию нормального производственного ритма. Размер косвенного ущерба в результате этого будет куда боль ше, чем сумма экономии от снижения себестоимости за
счет использования |
автомобилей |
для перевозки |
мелких |
и средних порций |
на короткие |
расстояния. |
Отсюда |
эффективность использования тракторов на перевозках должна рассматриваться с учетом уменьшения транс портных затрат в совокупных расходах на производст во. Показатели же себестоимости перевозок, имеющие подчиненное значение, нужны для проведения сравни тельных расчетов при решении практических вопросов, связанных с организацией использования транспорта.
Вместе с тем, если до сих пор при обосновании сфе ры применения различных видов транспорта исходным пунктом было наличие грузового автотранспорта и объем тракторных перевозок определялся как остаток от автомобильных, то в перспективе методически правиль ным будет вести расчет в обратной последовательности. То есть, исходным пунктом должно быть обоснование максимального объема тракторных перевозок, который могут освоить на тракторах в свободное от полевых работ время. Остаток явится необходимым данным для расчета потребности собственного и привлеченного транспорта.
Одним из важных практических вопросов является определение экономически целесообразной границы использования тракторного транспорта. В сельскохо зяйственной литературе по этому вопросу также сущест вуют самые различные точки зрения. Например, реко мендуемые большинством авторов расстояния, на которых эффективны тракторные перевозки, колеблются от одного-двух до 10—15 километров. Отдельные авторы считают возможным использование тракторного транс порта и на дальних расстояниях. Установившееся мне ние, что тракторный транспортный агрегат лучше всего использовать только на малые расстояния, не совсем правильно. Трактор может и должен найти более ши рокое применение на перевозке грузов и на дальние расстояния.
26
Конечно, границы экономически эффективного при менения тракторного транспорта в отдельных хозяйствах могут и должны быть различными. Но в разрезе зон и микрозон они должны быть более или менее одина ковыми.
Повышение эффективности тракторного транспорта обусловливает необходимость дальнейшего улучшения внутрихозяйственного планирования, в том числе пла кирования использования тракторного парка в целом. В условиях конкретных колхозов и совхозов надо со ставлять не формальные, а тщательно обоснованные планы-графики загрузки отдельных марок тракторов в течение календарного года. Несмотря на известную тру доемкость и громоздкость, без них пока невозможно точно выявить наиболее напряженные периоды приме нения тракторов на полевых работах и резервы свобод ного времени для использования их в транспортных процессах.
Важность совершенствования планирования объяс няется еще и тем, что тракторы как транспортные сред ства имеют специфические организационные формы использования. В отличие от грузовых автомобилей тракторный парк в основном постоянно закреплен за отдельными производственными подразделениями и службами, которые полностью отвечают за него и орга низуют эксплуатацию. Возможность маневрирования тракторами в ходе производственных процессов значи тельно меньше.
Таким |
образом, |
широкое использование |
тракторов |
|
на грузоперевозках |
является |
важным отличительным |
||
моментом |
внутрихозяйственной |
транспортной |
системы. |
Объективная необходимость разумного сочетания авто мобильного и тракторного транспорта создается техно логическими и организационными особенностями сель скохозяйственного производства. Сводный экономиче ский эффект этого сочетания может быть выявлен только на основе комплексной оценки использования их как ведущих и тесно связанных между собой видов технических средств в колхозах и совхозах. Важнейшим критерием разумности такого сочетания является ми нимум суммарных эксплуатационных и приведенных за трат, связанных с полным, своевременным и высоко качественным освоением всей совокупности механизи-
27
рованных (полевых, транспортных и стационарных) работ, которые подлежат совместному выполнению на тракторном и автомобильном парке.
Собственный и привлеченный транспорт
Важной особенностью транспортного обслуживания сельского хозяйства в последние годы является усиление роли привлеченного транспорта. В колхозах и совхозах
края доля |
его в общих транспортных работах за |
период |
с 1965 по |
1971 год выросла по грузоперевозкам |
с 8,3 |
до 15,9 процента, а по грузообороту с 10,3 до 19^4 про цента. Ныне на каждые 100 гектаров условной пашни привлеченный транспорт перевозит для колхозов и сов хозов примерно 170—190 тонн гоузов.
Эта важная положительная тенденция выражает усиливающийся процесс разделения и кооперации труда не только в сфере основного производства, но и в сфере обслуживания. Так, транспортное обслуживание капи тального строительства все больше и больше обеспечи вается транспортными средствами соответствующих строительных ведомств, материально-техническое снаб жение — методом централизованных перевозок грузов транспортом системы «Сельхозтехника», перевозка то варной продукции — транспортными средствами общего пользования и частично заготовительных организаций.
Анализ фактических данных за последние годы пока зал, что на фоне общего роста объема грузоперевозок, выполняемых привлеченными транспортными средства ми, обнаружены большие различия между хозяйствами края по использованию услуг специализированных транспортных предприятий. В отдельных колхозах и совхозах практически каждая четвертая или пятая тонна груза транспортируется на привлеченных транспортных средствах. Но есть значительное число хозяйств, кото рые полностью обходятся своим транспортом и в по следние два года не привлекали его со стороны.
Причины такого положения разнообразны. Одни колхозы и совхозы совершенно не нуждаются в исполь зовании услуг привлеченного транспорта, а другие не имеют возможности полностью освоить планируемый объем перевозки грузов собственными транспортными средствами из-за крайне недостаточного обеспечения
28
ими. Однако, главная причина состоит в том, что до сих пор еще четко не решены отдельные вопросы, связан ные с этими новыми формами транспортного обслужи вания сельскохозяйственного производства. Это осо бенно касается совершенствования организационных и экономических взаимоотношений между хозяйствами и транспортными предприятиями, установления оптималь ного соотношения между собственным и привлеченным транспортом.
Колхозы и совхозы и раньше использовали транс
порт со |
стороны. |
Но это носило |
в значительной мере |
||
мобилизационный |
характер. |
Оказывалась |
временная |
||
помощь |
сельскому |
хозяйству |
со |
стороны |
государства, |
эти связи не имели устойчивых |
организационно-эконо |
||||
мических форм. |
|
|
|
|
Участие привлеченного транспорта в колхозах и сов хозах на современном этапе основывается на значитель но иных принципах. Речь идет о стабильной и плано мерной организации дополнительного транспортного обслуживания сельскохозяйственного производства, с устойчивыми организационно-экономическими формами взаимоотношений между двумя сторонами. В его основе лежит задача повышения эффективности сельскохозяй ственного транспорта путем углубленного разделения и кооперации деятельности в транспортной сфере, созда ния крупных специализированных транспортных служб с современной материально-технической базой эксплуа тации подвижного состава и использованием новейших методов технологии и организации транспортных про цессов.
Следует отметить, что процесс разделения и коопе рации труда в транспортном обслуживании — явление повсеместное, характерное для всего народного хозяй ства. Он получил широкий размах во многих отраслях промышленности, капитального строительства и тор говли.
Во многих зарубежных странах товарная сельско хозяйственная продукция практически полностью выво зится транспортными средствами соответствующих за готовительных фирм и корпораций. Фермские хозяйства, заключив необходимые контракты по реализации про дукции, практически не заботятся о ее транспортировке. В нашей стране в силу определенных субъективных' и
29
объективных причин годами сложился порядок, по ко торому колхозы и совхозы не только производят про дукцию, но по существу полностью отвечают за ее до ставку на государственные заготовительные пункты.
Такой порядок был в какой-то мере терпим раньше при относительно меньших масштабах производства и менее развитых хозрасчетных отношениях в сельском хозяйстве. Но в последние годы его недостатки слишком очевидны, они в значительной мере препятствуют повы шению эффективности крупного высокомеханизирован ного сельскохозяйственного производства. Осуществле ние же мер по возмещению затрат на транспортировку товарной продукции со стороны заготовительных орга низаций лишь односторонне решает данную проблему. Оно в определенной степени выравняло экономические условия хозяйствования в колхозах и совхозах. Но хо зяйства по-прежнему отвечают за организацию транс портировки товарной продукции до заготовительных пунктов с той лишь разницей, что транспортные расходы уже сейчас берут на себя заготовительные организации.
Освобождение колхозов и совхозов полностью от транспортировки товарной продукции до заготовитель ных пунктов — неотложная задача, решение которой имеет разностороннее экономическое значение. Оно соз дало бы благоприятные условия и для улучшения транспортного обслуживания сельского хозяйства на основе четко установленных взаимоотношений между колхозами и совхозами и всеми внешними транспорт ными и заготовительными организациями.
В этой связи исключительно важное значение имеет Постановление Совета Министров СССР «О постепен ном переходе на приемку скота и молока непосредствен но в колхозах, совхозах и других хозяйствах»,1 в соот ветствии с которыми должны быть осуществлены необ ходимые меры по централизованному вывозу скота и молока специализированным автомобильным транспор том предприятий мясной и молочной промышленности и заготовительных организаций. Предприятиям мясной и молочной промышленности и заготовительным органи зациям будут выделены специализированные автомо били, а в колхозах и совхозах построят подъездные
«Известия», 1972, 1 ноября.
30
пути с твердым покрытием и погрузочно-разгрузочные площадки, установят оборудование для охлаждения и хранения молока.
Следует отметить, что значительный опыт заготовки товарной сельскохозяйственной продукции непосредст венно в местах ее производства и централизованной транспортировки накоплен в отдельных странах Совета Экономической Взаимопомощи. Так, с 1964 года на территории восьми воеводств народной Польши прово дится опыт по доставке продуктов растениеводства транспортными средствами заготовительных организа ций непосредственно после уборки с полей. При этом значительно сокращаются потери продукции и сохра няется ее качество. Кроме того, в хозяйствах высвобож дается рабочая сила для своевременной уборки культур. Такая система кажется на первый взгляд убыточной для заготовительных организаций, однако понесенные ими транспортные расходы окупаются вследствие сокраще ния потерь и своевременной уборки всего урожая.
Аналогичная система в народной |
Польше сложилась |
и в птицеводстве. Ответственность |
за сохранность и |
транспортировку живой птицы несут птицеперерабаты вающие предприятия. Перевозка осуществляется за их счет, погрузка — работниками ферм. Договором уста навливаются сроки поставки и качества продукции. В случае несвоевременной подготовки птицы к отправке ответственность несет поставщик, а при несвоевремен ном приеме — перерабатывающее предприятие. За опре деленную компенсацию от него птицу может поставлять также хозяйство на своем транспорте. Каждый кило грамм живого веса доставленной птицы при расстоянии от хозяйства до бойни 35 километров оплачивается в
размере |
0,2 злотых; |
36—70 — 0,3; выше |
70 километ |
ров — 0,4 злотых.1 |
|
|
|
Опыт |
заготовки |
сельскохозяйственной |
продукции |
непосредственно на местах производства и перевозки ее транспортными средствами заготовительных организа ций накоплен и в нашей стране, в частности в респуб ликах Прибалтики и Средней Азии, южных районах Украины.
Все это свидетельствует об эффективности прямых
Экспресс-информация, 1971, № 17, с. 16—17.
31