Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

факторы. В данном случае задачи по всем критериям оптимальности нами решены со следующим условием: силосная масса транспортируется и используется раз­ ными фермами независимо от того, на каком поле она произведена и в какой производственный участок (бригаду) та или иная ферма входит организационно. С точки зрения лишь затрат на транспортировку силос­

ной массы

такое

решение

задачи

является

идеальным.

Но в колхозе «Победа», как и во многих других

хозяй­

ствах,

между

производственными

подразделениями

(бригадами)

существуют

отношения,

основанные

на

принципах хозяйственного

расчета.

 

Т а б л и ц а

45

 

 

 

 

 

 

 

Сводные

итоги

решения задач по всем трем критериям

 

 

 

 

оптимальности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортные

 

Варианты

 

 

 

 

расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

по критерию

 

 

 

 

 

 

 

оптимальности

 

 

 

 

 

 

 

Минимум

грузооборота 20044

11,6

232,5

22,9

1,14

0,99

Минимум

эксплуатацион­

 

 

 

 

 

 

ных затрат

 

20044

12,1

242,6

20,4

1,02

0,84

Минимум

приведенных

 

 

 

 

 

 

затрат

 

 

20044

12,1

242,6

23,3

1.16

0,96

Каждый

специализированный

участок

(бригада)

имеет соответствующие виды животноводства. Так, в со­

ставе первого производственного участка

находятся

одна молочнотоварная и одна овцетоварная

ферма, а в

составе

третьего

производственного

участка — одна

ферма

по откорму

молодняка крупного

рогатого скота

иодна овцетоварная ферма.

Вусловиях внутрихозяйственного расчета каждый производственный участок удовлетворяет потребности в кормах, в том числе потребности в силосной массе прежде всего за счет собственного производства. Одна­ ко четвертый производственный участок из-за недоста­ точной обеспеченности сельскохозяйственными угодия-

202


/

ми, в том числе пахотными землями, вынужден использовать значительное количество силоса за счет других производственных участков. Так, на первом про­ изводственном участке силосная масса производится соответственно на четырех полях в количестве 1610, 1512, 2412, 2682 тонн. Потребность же двух ферм данного производственного участка составляет всего 5988 тонн. Излишки силосной массы в количестве 2228 тонн не­ обходимо транспортировать на четвертый производст­ венный участок. Такое же положение на втором и треть­ ем производственных участках.

Задача оптимального закрепления потребителей к поставщикам в данной ситуации решалась бы сравни­ тельно просто, если расстояния и условия транспорти­ ровки силосной массы были бы одинаковыми в рамках каждого производственного участка. На самом деле эти условия весьма различны. Отсюда возникает необходи­ мость оптимального закрепления отдельной животновод­ ческой фермы к отдельному полю (или полям) в рамках каждого производственного участка и определения маршрутов транспортировки излишнего силоса на фер­ мы четвертого производственного участка.

Для решения задачи оптимальной перевозки силоса в колхозе «Победа» в условиях соблюдения полного хо­ зяйственного расчета между производственными под­ разделениями типовая экономико-математическая мо­ дель и расширенная матрица задачи не совсем подхо­ дят. Поэтому нами совместно с И. М. Колесниковым разработана специальная модель задачи для рациона­

лизации перевозки грузов

на основе

блочной

схемы.

 

В процессе решения задачи неизвестные

величины

(X)

приняли следующие значения: Xi = 1610,

Хт=1512,

Х9 = 2412, Х,я = 1363, Х,4 = 60, Х,5 = 716, Х 1 7 = 1057,

Х,„=

= 603, Х 1 9 =320,

Х2 , = 1482,

Х2 5 =1086,

Х 2 9 =2465,

Хя.« =

=214, Х 3 5 = П 4 6 ,

Хз7=1066,

Х 3 8 = 6 0 3 ,

X 4 i = 398,

Х 4 2

= 478,

Х4 3

= 910.

 

 

 

 

 

Целевая функция наиболее оптимального варианта плана перевозки силосной массы по данному критерию приняла значение, равное 23,1 тысячи рублей.

Для решения этой задачи по минимальному крите­ рию содержание матрицы мы отперфорировали на пер­ фоленту. После решения задачи по первому критерию снова была введена информация с перфоленты и скор-

203


 

Т а б л и ц а 46

Показатели исходной информации

о производстве

и потребностях снлссной

массы

 

1

 

1

 

1, 13

№потребит.

 

 

№произво.

ственныху стков

МТФ1

о

 

 

 

 

•е-

 

 

1

5х,

15х2

 

I

2

5xs

6

 

3

S.Kg

14хю

 

 

 

 

4

Юх,з

14х м

1

2

II3

4

III

1

2

 

2

 

3

 

4

1

 

 

 

 

 

 

со

МТФ 2

ОТФ 2

откорм КРС

ОТФ 3

МТФ 3

ОТФ 4

Объем про] водства

 

 

i

 

 

 

 

 

 

 

 

35х3

35х4

1610

 

 

 

 

30х7

30х8

1512

 

 

 

 

37х„

37Х|2

2412

 

 

 

 

39xi5

39х,б

2682

12Xi7

14Х|8

 

 

ЗОх.э

30X20

1980

10х21

12х22

 

 

33х2 3

33X24

1482

2 5

2 6

 

 

33X27

ЗЗХ28

1086

6X29

8X30

 

 

34хз1

34хз2

2465

 

 

3 з

9X34

34х3 5

34хзб

1360

 

 

7хз?

8X38 ЗЗХзэ

33X40

1669

IV

1

 

 

 

 

 

 

4 !

3X42

876

2

 

 

 

 

 

 

Зх«

3X44

910

 

 

 

 

 

 

 

Пот­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность

5385

603

6090

603

1280

603

5002

478

20044

 

ректированная целевая строка (строка 20). Для этого, начиная с ячейки с номером 900, ввели подряд 44 числа,

характеризующие приведенные затраты на

каждом

маршруте.

 

По данному критерию неизвестные величины приня­

ли следующие значения: Xj = 1610, Ху=1512,

Х9 = 2412,

204


Х , 3 = 1363, Хм = 603,

Х,5

= 716, Х 1 7 =1057,

Х,8 = 603,

Х , 9 -

= 320,

Х2 , = 1482,

Х 2 5

= 1086,

Х2 Э = 2465,

Х3 3

= 214,

Х3 5 =-

= 1146,

Х 3 7 = 1066,

Х3

8 = 603,

Х 4 ,=398, Х4 2

= 478, Х4 3

= 910.

Результаты решения задачи показали, что сумма

приведенных

затрат

при наиболее оптимальном вариан­

те перевозок

силосной

массы в условиях

соблюдения

полного хозяйственного расчета между производствен­

ными подразделениями составляет

26,3 тысячи рублей,

а общий грузооборот 247,8 тысячи

тонна-километров

(табл. 47).

Т а б л и ц а 47

 

Сводные итоги решения задачи по всем трем критериям оптимальности в условиях полного хозяйственного расчета между производственными подразделениями

Варианты по крите­ риям оптимальности

Факшчесш сложившиеся маршруты

Минимум грузооборота

Минимум эксплуатационных расходов

Минимум приведенных затрат

 

 

Транспортные

 

 

расходы

 

Средняя да, ность, км

Грузооборо тыс. ткм

всего, тыс., руб.

на 1 тонну, руб.

на 10 ткм, руб.

16,2

324,3

28,2

1.41

0.87

12,4

247,8

23,1

1,15

0,93

12,4

247,8

23,1

1,15

0,93

12,3

247,8

26,3

1,31

1,06

Основные показатели эффективности транспортиров­ ки силосной массы в условиях соблюдения полного хо­ зяйственного расчета значительно ниже, чем когда за­ крепляются потребители к поставщикам силоса незави­ симо от внутрихозяйственного расчета между бригада­ ми. Но нельзя не считаться с требованиями полного хозяйственного расчета между подразделениями в кол­ хозе или совхозе. Нарушение их может нанести ущерб, размер которого будет больше, чем экономия за счет транспортировки силосной массы без учета внутрихозяй­ ственных ведомственных барьеров.

Отсюда вопросы оптимального планирования транс-

205


портных работ на основе применения экономико-мате­ матических методов необходимо решать с учетом эко­ номических и организационных особенностей ведения сельскохозяйственного производства. Механический подход с учетом лишь математических соображений мо­ жет привести к весьма нежелательным последствиям.

Сравнительная оценка видов транспортных средств для обоснования матриц экономико-математических задач

Выявление сравнительной эффективности различных видов транспорта — важная составная часть в прогно­ зировании оптимальной обеспеченности транспортных средств в колхозах и совхозах. В частности, полученные при этом результаты служат .необходимой исходной информацией для составления матрицы соответствую­ щей экономико-математической задачи.

Важным методическим вопросом проведения такой сравнительной оценки является правильный выбор ма­

рочного

состава.

Нами для сравнительной оценки взя­

ты

все

марки и

типы грузовых автомобилей и тракто­

ров

с прицепами,

которые сейчас используются и будут

в ближайшие годы использованы на грузоперевозках в сельском хозяйстве.

После выбора марочного состава транспортных средств важным вопросом является обоснование круга показателей и методики определения их величин для проведения сравнительного анализа с целью получить ответ на главный вопрос — какой или какие виды транс­ порта на выполнении однородных перевозок в наиболь­ шей мере обеспечивают рост главного критерия эффек­ тивности, т. е. производительности совокупного труда (живого и овеществленного). При этом нами макси­ мально учтены необходимость более полной реализации тех резервов и возможностей для повышения техникоэксплуатационных и экономических показателей исполь­ зования транспортных средств, о которых говорилось в предыдущих главах. Это особенно касается улучшения качества дорог и совершенствования организации и пла­ нирования транспортных процессов на основе укрепле­ ния хозрасчетных принципов.

Сравнительный анализ использования различных

206