Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
факторы. В данном случае задачи по всем критериям оптимальности нами решены со следующим условием: силосная масса транспортируется и используется раз ными фермами независимо от того, на каком поле она произведена и в какой производственный участок (бригаду) та или иная ферма входит организационно. С точки зрения лишь затрат на транспортировку силос
ной массы |
такое |
решение |
задачи |
является |
идеальным. |
||||
Но в колхозе «Победа», как и во многих других |
хозяй |
||||||||
ствах, |
между |
производственными |
подразделениями |
||||||
(бригадами) |
существуют |
отношения, |
основанные |
на |
|||||
принципах хозяйственного |
расчета. |
|
Т а б л и ц а |
45 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сводные |
итоги |
решения задач по всем трем критериям |
|
||||||
|
|
|
оптимальности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортные |
|
||
Варианты |
|
|
|
|
расходы |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
по критерию |
|
|
|
|
|
|
|
||
оптимальности |
|
|
|
|
|
|
|
||
Минимум |
грузооборота 20044 |
11,6 |
232,5 |
22,9 |
1,14 |
0,99 |
|||
Минимум |
эксплуатацион |
|
|
|
|
|
|
||
ных затрат |
|
20044 |
12,1 |
242,6 |
20,4 |
1,02 |
0,84 |
||
Минимум |
приведенных |
|
|
|
|
|
|
||
затрат |
|
|
20044 |
12,1 |
242,6 |
23,3 |
1.16 |
0,96 |
|
Каждый |
специализированный |
участок |
(бригада) |
имеет соответствующие виды животноводства. Так, в со
ставе первого производственного участка |
находятся |
|||
одна молочнотоварная и одна овцетоварная |
ферма, а в |
|||
составе |
третьего |
производственного |
участка — одна |
|
ферма |
по откорму |
молодняка крупного |
рогатого скота |
иодна овцетоварная ферма.
Вусловиях внутрихозяйственного расчета каждый производственный участок удовлетворяет потребности в кормах, в том числе потребности в силосной массе прежде всего за счет собственного производства. Одна ко четвертый производственный участок из-за недоста точной обеспеченности сельскохозяйственными угодия-
202
/
ми, в том числе пахотными землями, вынужден использовать значительное количество силоса за счет других производственных участков. Так, на первом про изводственном участке силосная масса производится соответственно на четырех полях в количестве 1610, 1512, 2412, 2682 тонн. Потребность же двух ферм данного производственного участка составляет всего 5988 тонн. Излишки силосной массы в количестве 2228 тонн не обходимо транспортировать на четвертый производст венный участок. Такое же положение на втором и треть ем производственных участках.
Задача оптимального закрепления потребителей к поставщикам в данной ситуации решалась бы сравни тельно просто, если расстояния и условия транспорти ровки силосной массы были бы одинаковыми в рамках каждого производственного участка. На самом деле эти условия весьма различны. Отсюда возникает необходи мость оптимального закрепления отдельной животновод ческой фермы к отдельному полю (или полям) в рамках каждого производственного участка и определения маршрутов транспортировки излишнего силоса на фер мы четвертого производственного участка.
Для решения задачи оптимальной перевозки силоса в колхозе «Победа» в условиях соблюдения полного хо зяйственного расчета между производственными под разделениями типовая экономико-математическая мо дель и расширенная матрица задачи не совсем подхо дят. Поэтому нами совместно с И. М. Колесниковым разработана специальная модель задачи для рациона
лизации перевозки грузов |
на основе |
блочной |
схемы. |
|||
|
В процессе решения задачи неизвестные |
величины |
||||
(X) |
приняли следующие значения: Xi = 1610, |
Хт=1512, |
||||
Х9 = 2412, Х,я = 1363, Х,4 = 60, Х,5 = 716, Х 1 7 = 1057, |
Х,„= |
|||||
= 603, Х 1 9 =320, |
Х2 , = 1482, |
Х2 5 =1086, |
Х 2 9 =2465, |
Хя.« = |
||
=214, Х 3 5 = П 4 6 , |
Хз7=1066, |
Х 3 8 = 6 0 3 , |
X 4 i = 398, |
Х 4 2 |
= 478, |
|
Х4 3 |
= 910. |
|
|
|
|
|
Целевая функция наиболее оптимального варианта плана перевозки силосной массы по данному критерию приняла значение, равное 23,1 тысячи рублей.
Для решения этой задачи по минимальному крите рию содержание матрицы мы отперфорировали на пер фоленту. После решения задачи по первому критерию снова была введена информация с перфоленты и скор-
203
|
Т а б л и ц а 46 |
Показатели исходной информации |
о производстве |
и потребностях снлссной |
массы |
|
1 |
|
1 |
|
1, 13 |
№потребит. |
|
|
|
№произво. |
ственныху стков |
МТФ1 |
о |
|
|
|
|
|
•е- |
|
|
1 |
5х, |
15х2 |
|
I |
2 |
5xs |
7х6 |
|
3 |
S.Kg |
14хю |
|
|
|
|||
|
|
4 |
Юх,з |
14х м |
1
2
II3
4
III
1
2
|
2 |
|
3 |
|
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
со |
МТФ 2 |
ОТФ 2 |
откорм КРС |
ОТФ 3 |
МТФ 3 |
ОТФ 4 |
Объем про] водства |
|
|
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
35х3 |
35х4 |
1610 |
|
|
|
|
30х7 |
30х8 |
1512 |
|
|
|
|
37х„ |
37Х|2 |
2412 |
|
|
|
|
39xi5 |
39х,б |
2682 |
12Xi7 |
14Х|8 |
|
|
ЗОх.э |
30X20 |
1980 |
10х21 |
12х22 |
|
|
33х2 3 |
33X24 |
1482 |
5Х2 5 |
7Х2 6 |
|
|
33X27 |
ЗЗХ28 |
1086 |
6X29 |
8X30 |
|
|
34хз1 |
34хз2 |
2465 |
|
|
8х3 з |
9X34 |
34х3 5 |
34хзб |
1360 |
|
|
7хз? |
8X38 ЗЗХзэ |
33X40 |
1669 |
IV |
1 |
|
|
|
|
|
|
4х4 ! |
3X42 |
876 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Зх« |
3X44 |
910 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Пот |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
реб |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ность |
5385 |
603 |
6090 |
603 |
1280 |
603 |
5002 |
478 |
20044 |
|
ректированная целевая строка (строка 20). Для этого, начиная с ячейки с номером 900, ввели подряд 44 числа,
характеризующие приведенные затраты на |
каждом |
маршруте. |
|
По данному критерию неизвестные величины приня |
|
ли следующие значения: Xj = 1610, Ху=1512, |
Х9 = 2412, |
204
Х , 3 = 1363, Хм = 603, |
Х,5 |
= 716, Х 1 7 =1057, |
Х,8 = 603, |
Х , 9 - |
|||||
= 320, |
Х2 , = 1482, |
Х 2 5 |
= 1086, |
Х2 Э = 2465, |
Х3 3 |
= 214, |
Х3 5 =- |
||
= 1146, |
Х 3 7 = 1066, |
Х3 |
8 = 603, |
Х 4 ,=398, Х4 2 |
= 478, Х4 3 |
= 910. |
|||
Результаты решения задачи показали, что сумма |
|||||||||
приведенных |
затрат |
при наиболее оптимальном вариан |
|||||||
те перевозок |
силосной |
массы в условиях |
соблюдения |
полного хозяйственного расчета между производствен
ными подразделениями составляет |
26,3 тысячи рублей, |
а общий грузооборот 247,8 тысячи |
тонна-километров |
(табл. 47). |
Т а б л и ц а 47 |
|
Сводные итоги решения задачи по всем трем критериям оптимальности в условиях полного хозяйственного расчета между производственными подразделениями
Варианты по крите риям оптимальности
Факшчесш сложившиеся маршруты
Минимум грузооборота
Минимум эксплуатационных расходов
Минимум приведенных затрат
|
|
Транспортные |
||
• |
|
|
расходы |
|
Средняя да, ность, км |
Грузооборо тыс. ткм |
всего, тыс., руб. |
на 1 тонну, руб. |
на 10 ткм, руб. |
16,2 |
324,3 |
28,2 |
1.41 |
0.87 |
12,4 |
247,8 |
23,1 |
1,15 |
0,93 |
12,4 |
247,8 |
23,1 |
1,15 |
0,93 |
12,3 |
247,8 |
26,3 |
1,31 |
1,06 |
Основные показатели эффективности транспортиров ки силосной массы в условиях соблюдения полного хо зяйственного расчета значительно ниже, чем когда за крепляются потребители к поставщикам силоса незави симо от внутрихозяйственного расчета между бригада ми. Но нельзя не считаться с требованиями полного хозяйственного расчета между подразделениями в кол хозе или совхозе. Нарушение их может нанести ущерб, размер которого будет больше, чем экономия за счет транспортировки силосной массы без учета внутрихозяй ственных ведомственных барьеров.
Отсюда вопросы оптимального планирования транс-
205
портных работ на основе применения экономико-мате матических методов необходимо решать с учетом эко номических и организационных особенностей ведения сельскохозяйственного производства. Механический подход с учетом лишь математических соображений мо жет привести к весьма нежелательным последствиям.
Сравнительная оценка видов транспортных средств для обоснования матриц экономико-математических задач
Выявление сравнительной эффективности различных видов транспорта — важная составная часть в прогно зировании оптимальной обеспеченности транспортных средств в колхозах и совхозах. В частности, полученные при этом результаты служат .необходимой исходной информацией для составления матрицы соответствую щей экономико-математической задачи.
Важным методическим вопросом проведения такой сравнительной оценки является правильный выбор ма
рочного |
состава. |
Нами для сравнительной оценки взя |
|
ты |
все |
марки и |
типы грузовых автомобилей и тракто |
ров |
с прицепами, |
которые сейчас используются и будут |
в ближайшие годы использованы на грузоперевозках в сельском хозяйстве.
После выбора марочного состава транспортных средств важным вопросом является обоснование круга показателей и методики определения их величин для проведения сравнительного анализа с целью получить ответ на главный вопрос — какой или какие виды транс порта на выполнении однородных перевозок в наиболь шей мере обеспечивают рост главного критерия эффек тивности, т. е. производительности совокупного труда (живого и овеществленного). При этом нами макси мально учтены необходимость более полной реализации тех резервов и возможностей для повышения техникоэксплуатационных и экономических показателей исполь зования транспортных средств, о которых говорилось в предыдущих главах. Это особенно касается улучшения качества дорог и совершенствования организации и пла нирования транспортных процессов на основе укрепле ния хозрасчетных принципов.
Сравнительный анализ использования различных
206