Файл: Эм В.А. Транспорт на селе. Проблемы формирования и эффективного использования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
тического увеличения капитальных вложений. |
Сумма |
их составила в 1951 —1955 годах 247,7 миллиона |
рублей, |
1956—1960 — 534,5, 1961 — 1965 — 727,3, а в 1966—1970 годах 1180 миллиона рублей. Значит, в крае в течение восьмой пятилетки почти каждый третий рубль капи тельных вложений практически был использован в сельском хозяйстве.
Благодаря росту капитальных вложений резко уве личился уровень технической и энергетической оснащен ности, что является важнейшим фактором расширения масштабов сельскохозяйственного производства и, сле довательно, объема грузоперевозок.
Вместе с тем процесс освоения самих капитальных вложений также связан в значительной мере с ростом объема грузоперевозок. Так, ежегодно не менее двух третей капитальных вложений падает на строительномонтажные работы. При прочих равных условиях на один миллион рублей затрат на капитальное строитель ство требуются различные строительные материалы и оборудование, вес которых составляет примерно 90—100 тысяч тонн. Значит, одних только этих материалов и оборудования с учетом соответствующих коэффициен тов повторное™ их перевозок в среднем было транспор тировано различными видами подвижного состава в 1965—1970 годах более 16,5 миллиона тонн против 6,5— 7,5 миллиона тонн в 1956—1960 годах. На каждые 100 гектаров условной пашни это соответственно составля ет 340—360 и 140—160 тонн.
Наиболее важным направлением интенсификации производства является его химизация, в соответствии с которой резко увеличилось применение минеральных удо брений и различных химических средств защиты расте- - ний и животных. Общий первоначальный вес их соста вил в 1965—1970 годах—1321 тысячи тонн против 162 тысячи тонн в 1956—1960 годах. Объем грузоперевозок, связанных с химизацией производства с учетом коэф фициентов повторности перевозок удобрений по сущест вующим нормативам не ниже 1,8 и дополнительной пот ребности воды для использования химикатов, увеличился за указанный период более чем в восемь раз.
Рост технической и энергетической оснащенности сельского хозяйства создал благоприятные предпосыл ки для повышения механизации производственных про-
S7
цессов, что нашло свое выражение, в частности, в уве личении тракторных работ. В 1971 году в колхозах и совхозах края было выработано 29,5 миллиона гектаров мягкой пахоты, включая транспортные тракторные ра боты, против 9,7 миллиона гектаров в 1950 году. На один гектар пашни это составляет соответственно 7,8 и 3,3 гектара мягкой пахоты. Значит, объем транспор тировки только горючего и смазочных материалов за указанный период увеличился почти в три раза.
Все сказанное нами характеризует лишь одну сторо ну, а именно: расширение объема грузоперевозок в свя зи с изменением технических и технологических условий ведения производства на основе увеличения капитальных
итекущих вложений. Но рост интенсификации социа листического сельского хозяйства не является само целью, а служит главным фактором повышения его эф фективности и прежде всего увеличения валовой продук ции. В колхозах и совхозах края среднегодовая стои мость ее в сопоставимых ценах 1965 года составила: в 1951—1955 годах — 326 миллионов рублей, 1956—1960— 651, 1961 — 1965—848 и в 1966—1970 годах — 960 миллио нов рублей. Эти цифры выражают не только большой рост масштабов сельскохозяйственного производства, но
ирезкое увеличение первичного валового веса разнооб
разной сельскохозяйственной продукции, формирующего в конечном счете значительную часть объема грузопере возок в виде готовой продукции товарного и внутрихо зяйственного назначения. Индекс его в 1970—1971 годах по сравнению с 1960—1961 годами составил 162,3.
Таким образом общий объем грузов в сельском хо зяйстве в основном формируется из следующих четы рех групп: грузы технологического назначения, связан ные с ведением сельскохозяйственных производственных процессов; грузы результативные или первичный валовой вес произведенной основной, сопряженной и побочной продукции; грузы строительно-монтажные, связанные с освоением капитальных вложений, в том числе особенно капитального строительства; грузы общехозяйственного
ипрочего назначения.
Вабсолютном большинстве хозяйств Ставропольского края первые три группы грузов в общей сложности со ставляют 75—85 процентов от их итогового объема. В то же время формирование их непосредственно зависит
58
1-объем грузоперевозок
2-производственныезатраты
3-капитальное строительство
4-пер&ичныи ёалабсйВеспродукции
5-технологические грузы
б'Строительные 2рузы
то 1961 |
'962-1963 1964-1965 1966-1967 1968-1969 1970-197 |
Рис. 4. Динамика грузоперевозок и грузообразуюших факторов |
|
в колхозах |
края на 100 га условной пашни. |
от уровня интенсификации производства. При этом ди намика технологических и результативных грузов связа< на с изменением суммы производственных затрат на один гектар условной пашни, а динамика строительномонтажных грузов — с изменением суммы капитальных вложений на один гектар условной пашни.
Связи между всеми этими факторными и результа тивными признаками в общем виде показаны на гра фике (рис. 4), составленном нами по данным колхозов Ставропольского края за период с 1960 по 1971 год.
Разумеется, такой графический способ изображения подобных зависимостей в большинстве случаев лишь подтверждает наличие связей, но не показывает их тес ноты. В целях количественного описания влияния факто ров на формирование результатов нами проведен по ука занным данным корреляционный анализ. При этом ис числены как парные корреляционные коэффициенты, характеризующие влияние одного отдельного взятого фактора, так и множественные корреляционные коэффи циенты, характеризующие тесноту совокупного влияния ка результативные показатели (табл. 8).
Интенсификация производства создает благоприят ные возможности для углубления всех форм его спе циализации, что, в свою очередь, оказывает многосто роннее влияние на расширение обмена продуктами, сырьем и материалом между хозяйствами зоны, между
производственными |
подразделениями |
внутри хозяйств, |
||
между отраслями внутри подразделения и даже |
между |
|||
сферами деятельности внутри |
отрасли. |
|
|
|
Неизбежным результатом всего этого является рост |
||||
коэффициентов повторное™ |
перевозок |
грузов. |
Величи |
|
на их по основным |
видам грузов в сельском хозяйстве |
довольно высока. Она составляет по зерну 3,5—4,0, по сену—1,8—2,2, по удобрениям, комбикормам, топливу и силосной массе—-1,7—1,9 и т. д.1 Для выявления до стоверной тенденции изменения коэффициентов повторности перевозок грузов нами использован статистический метод случайной бесповторной выборки по данным кол хозов в среднем за 1970—1971 годы. С этой целью было отобрано 15 хозяйств из 156.
Результаты анализа исследований данного вопроса
Исчислены по данным в/о «Согозсельхозтехннка».
60
Т а б л и ц а 8
Сводные результаты корреляционного анализа по данным колхозов края за период с 1980 по 1971 гг.1
Схемы |
о s |
|
к -в< |
||
зависи |
= •9- |
|
к m |
||
|
|
Ч о |
|
|
си а 1ТЫ |
мости |
|
с |
|
С си |
|
|
|
В |
Общий объем |
|
|
грузов от |
|
|
производствен |
|
|
ных затрат |
|
|
(у „ от Xj) |
0,97 |
|
Общий объем |
|
|
грузов от |
|
|
капитальных |
|
|
вложении |
|
|
( у"м от Х3 ) |
0,95 |
|
Объем техно |
|
|
логических |
|
|
грузов от |
|
|
производст |
|
|
венных |
зат |
|
рат ( у х 1 |
от Х3 ) 0.89 |
|
Объем резуль |
|
|
тативных гру |
|
|
зов от произ |
|
|
водственных |
|
|
_затрат |
|
|
( у Х 4 от Х4 ) |
0,82 |
|
Общий объем |
|
|
грузов от |
|
|
производствен |
|
|
ных затрат |
|
|
и капитало |
|
|
вложений |
|
|
( У х ш о т Х,Х а ) |
0,98 |
Значение корреляционных
моделей
36,7 |
у х 1 |
=153,215+5,12х, |
|
19,8 |
у х з |
=391,54 |
+0,227x2 |
10,5 |
У х з |
=170,07 |
+0.35 х3 |
6.1 |
у ы |
= 87,98 |
+1.65 х* |
49,0 |
Ухш |
=353,35 |
+2,224xi + |
|
|
+0,115х2 |
показывают, что коэффициент повторности перевозок не которое время еще будет иметь тенденцию к росту. Но это не всегда оправдано необходимостью улучшения про-
1 Для расчета все исходные данные были пересчитаны на 100 га условной пашни.
61
изводственных связей и совершенствования организации производства, а является результатом нерационального обоснования последовательности выполнения отдельных производственных циклов, непродуманного планирова ния транспортных работ.
Так, например, заготовка и транспортировка сена, силоса и других кормов должна проводиться быстро. Но сроки заготовки кормов иногда совпадают с другими не менее важными сельскохозяйственными работами. Поэ тому в отдельных хозяйствах циклы по этим операциям
своевременно полностью не завершают. Например, |
сено |
и солому укладывают на временное хранение в |
стога |
и скирды на местах их производства. В осенне-зимний период их перевозят на прифермский участок и скла дывают в большие скирды или вывозят мелкими пар тиями для ежедневного скармливания животным. Не редко и силос закладывают не на местах его использо вания, а на местах производства. В результате всего этого значительно повышается коэффициент повторности перевозок кормов, растут потери кормов, снижаются их питательные качества, увеличивается себестоимость транспортировки. В зависимости от конкретных хозяйств затраты на перевозку тонны кормов уменьшаются при мерно на 25—35 процентов при условии их доставки до мест использования одновременно в едином производ ственном цикле. Поэтому в периоды заготовки кормов необходима мобилизация всех наличных транспортных средств с тем, чтобы все заготовленные корма вовремя транспортировать на места их использования.
Есть и другие пути сокращения коэффициентов пов торности перевозок грузов, использование которых уст ранит нерациональные дополнительные грузоперевозки и обеспечит значительную экономию живого и овещест вленного труда на транспорте.
Таким образом, на основании анализа влияния ин тенсификации и специализации производства нами вы явлены основные факторы, обусловившие быстрый рост грузоперевозок в сельском хозяйстве. Абсолютные и от носительные изменения грузоперевозок под воздействием этих факторов в колхозах и совхозах края в последние годы показаны в таблице 9.
В настоящее время на долю колхозов и совхозов приходится 34—36 процентов автомобильных перево-
62
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
|
Динамика |
транспортных работ |
в колхозах |
и совхозах |
края |
|
|||
|
Грузоперевозки |
|
Грузооборот |
На 100 га услов |
||||
|
|
ной |
пашни |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
s |
|
|
|
|
|
О <-> |
|
|
|
|
|
|
|
|
ю 3 |
|
|
о" - |
|
О |
|
|
|
о н |
|
|
|
|
|
|
о |
|
||
|
и X |
с |
и. |
ь - |
ей |
|
>i ь- |
а |
|
(L) |
Е |
|
|||||
|
и о |
о |
о |
а |
|
|
с о |
а |
|
и н |
И i-i |
га |
н |
|
|
|
|
1965 |
43,2 |
100,0 |
868,3 |
100,0 |
949 |
19,1 |
|
|
1966 |
43,6 |
100,9 |
869,4 |
100,1 |
958 |
19,1 |
|
|
1967 |
44,6 |
103,3 |
947,2 |
109,1 |
982 |
20,9 |
|
|
1968 |
44,2 |
102,3 |
965,8 |
111,2 |
1012 |
22,1 |
|
|
1969 |
46,3 |
107,2 |
1063,4 |
122,4 |
1056 |
24,3 |
|
|
1970 |
51,3 |
118,8 |
1149,8 |
132,4 |
1176 |
26,4 |
|
|
1971 |
52,5 |
121,5 |
1119,2 |
128,9 |
1203 |
25,6 |
|
|
1972 |
53,9 |
124,7 |
1152,8 |
132,8 |
1235 |
26,4 |
|
зок по краю. С учетом транспортных работ, осущест вляемых на тракторных прицепах, этот показатель еще выше, что в значительной мере отражает рост механи зации производственных процессов и тем самым являет ся одним из важных условий повышения экономической эффективности производства.
Мы уже отмечали, что различные районы и зоны Ставропольского края резко отличаются между собой по основным объективным условиям ведения сельского хозяйства. По этой причине те или иные хозяйства име ют разные возможности для капитальных и текущих вложений в производство и достигают разной эффек тивности от их роста. По средним данным за 1970— 1971 годы, например, в разрезе колхозов края совокуп ные производственные затраты на один гектар условной пашни колебались от 80—120 до 350—400 рублей. Зна чит, влияние интенсификации производства на форми рование объема грузоперевозок проявляется не везде в одинаковой степени, что подтверждается результатами группировки колхозов края (таблица 10).
Хотя темпы увеличения транспортных работ несколь-
63