Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

125

 

 

таточно

хорошо продувается,

но все хе для

большей гарантии

после неудавшихся 2

- В запусков двигателя, когда в него

пода­

валось

топливо и не

произошло

воспламенения,

производят

холод­

ную прокрутку.

Повторный запуск производят после полной остановки ротора компрессора 2-го каскада, выявления и устранения неисправ­ ности.

Перерыв между повторными.запусками двигателя должен быть не менее 5 мин, а пооле каждых 5 запусков - 30 мин (с момента нажатия на кнопку "запуск").

После запуска двигателей главный выключатель ставят в поло­ жение "включено", а переключатель "земля-воздух" в положение "воздух" и закрывают крышку щитка запуска.

Холодная прокрутка перед запуском производится в следующих случаях!

-на вновь установленном двигателе;

-после слива масла из маслосистемы;

-после перемонтажа масляных агрегатов;

-после 2-3 неудавпихся запусков, если не произошло вос­ пламенение смеси;

-при стоянке свыше 5 суток;

-для просушивания.

Подготовка к холодной прокрутке производится также и в том

же

объеме, как к

нормальному запуску, за

исключением:

-

РУД оставляют в

положении "стоп";

 

-

переключатель

"

запуск-прокрутка" ставят

в положение "про­

крутка";

-не включают ПРТ-35;

-не включают ИВ-200Е.

При холодной прокрутке обороты двигателя должны быть 7—10%, давление маола - не менее 0,2 кГ/ом2 , время - 30-36 сек. При сокращении времени прокрутки нажимают кнопку "прекращение за­ пуска".

Ложный запуск двигателя производится перед первым запуском вновь установленного двигателя (при расконсервации), при пе­ ремонтаже топливных агрегатов и труб или полном слэше топлива с целью заполнения и проверки герметичности соединений топлиз-

ной системы.


126

Подготовка к ложному запуску производится аналогично подго­ товке к нормальному запуску, кроме того выполняют следующие операции:

1. Снимают предохранитель системы зажигания или разъединяют цепь питания агрегата CKHA-22-2AI;

2 . РУД готовят для установки на малый газ, 3. Выключают ПРТ-35; 4 . Выключают ИВ-2ОСЕ;

5. Переключатель "запуск-прокрутка" ставят в положение "за­ пуск". После нажатия на кнопку "запуск"СТГ раскручивают ротор 2-го каскада компрессора в течение 45—50 сек.

После появления паров топлива на выходе из сопла и осмотра топливной аппаратуры на отсутствие точей подачу топлива в дви­ гатель . прекращают путем перевода РУД в положение "стоп".

Перевод РУД в положение "стоп" осуществляют не позднее,чем через 35 сек после нажатия на кнопку запуска. Это дает возмож­ ность удалить И8 газовоздушного тракта скопившееся там топливо. Максимальные обороты при ложном запуске 15,5-20%. Во время про­ крутки двигателя давление масла должно быть не менее О.ЗкГ/см2 и давление топлива перед форсунками 10-20 кГ/см2 .

После отключения СТГ на выбеге убеждаются в отсутствии пос­ торонних шумов в двигателе. После полной остановки ротора 2-го компрессора выключают самолетный подкачивающий топливный насос и закрывают пожарный кран. Осматривают соединения трубопрово­ дов и агрегатов топливной и масляной систем для определения течи. Течь топлива и масла не допускается.

При отсутствии давления масла во время холодной прокрутки или ложного запуска на вновь установленном двигателе отворачи­ вают на корпусе основного маолонасоса пробку и травят воздух нз трубы подвода масла от бака к насосу.

В случаях, когда по условиям работы необходимо проведение холодной прокрутки и ложного запуска двигателя, можно произво­ дить только ложный запуск.

Прогрев и опробование двигателей производят в соответствии с графиком опробования.

 

 

 

 

 

 

127

 

 

1. После запуска двигателя

производят прогрев на режиме ма­

лого

газа в

течение

 

2

мин.

Параметры работы двигателя на ре­

жиме малого газа при р

в 760

мм р т .с т .

и

t H * +І5°С должны

быть следующие:

 

 

 

 

 

 

-

обороты 61-62,5

$;

 

 

 

 

 

-

давление

масла

2,5 кГ/см2 (не менее);

 

-

температура газов

 

за турбиной 360°

(не более)’,

-

давление

топлива

перед форсунками

25

кГ/см2 .

Обороты малого газа в зависимости от атмосферных условий изменяются в соответствии с графиком. Окончательную проверку оборотов малого газа производят после опробования двигателя на всех режимах. После запуска одного двигателя проверяют работу гидронасоса. Работу гидронасоса второго двигателя проверяют пос­ ле выключения первого двигателя.

2 . После прогрева двигателя на малом газе переводят РУД на режим 87-88,5$ и работают на этом режиме не менее I мин. На оборотах ЗПВ 79,5-81,5$ проверяют закрытие клапанов перепуска воздуха по кратковременному росту давления топлива перед насо­ сом-регулятором. На этих же оборотах убеждаются в перекладке лопаток ВНА на 0° (гаснет сигнальная лампа).

3 . Убеждаются в нормальной работе двигателя и аппаратуры ИВ-200Е. Величина виброскорости по прибору не должна превышать 50 мм/оек.

При (у ;лйч8нии виброскорости до 50 ± 10 мм/оек загорается сигнальная лампа "вибрация велика".

При увеличении скорости свыше 50 мм/оек необходимо снизить режим работы двигателя до малого газа и после охлаждения оста­ новить двигатель. Вопрос о дальнейшей эксплуатации двигателя решить совместно с представителем завода.

Проверяют работу ограничителя температуры газов за турбинбй ПРТ-35, для этого после прогрева двигателя на режиме 0,7 номинала переключатель режимов ПРТ ставят в положение "контроль" и плавно переводят РУД в положение "максимальный режим". При этом температура газов за турбиной должна установиться равной температуре настройки задатчика УРТ-І9А-2Т минуо ІЮ ± І0°С.


128

После работы на точке контроля в течение 20-30 оѳк плавно устанавливают обороты 87-88,5%, переводят переключатель в положение "работа", затем ставят номинальный режим 92,5-94%. Время отключения ПРТ-35 и выход на номинальный режим 10-

20сек.

5 . После работы двигателя на номинальном режиме в течение

одной минуты ставят РУД в положение "максимальный режим" и работают 10-20 сек, после чего плавно снижают режим работы двигателя до оборотов малого газа . При этом проверяют на обо­ ротах 77-79% открытие клапанов перепуска воздуха по кратко­ временному снижению давления топлива перед форсунками на 4 кГ/см2 . Одновременно на этих оборотах по загоранию сигналь­ ной лампы проверяют перекладку лопаток ВНА на угол минуа 10?

6 . При работе на малом гаэѳ, номинальном и взлетном рѳжилах параметры работы двигателя должны быть в соответствии с таблицей режимов работы двигателя. Разрешается непрерывная ра­ бота двигателя на взлетном режиме в течение 5 мин о последую­ щими перерывами не менее 5 мин, во время которых двигатель дол­ жен работать на режиые не выше номинального. При выходе на взлетный режим с выключением системы ОРТ-35 допускается крат­ ковременный заброс температуры газов за турбиной до 630°С (не более).

7 . Проверяют приемистость двигателя. Для этого переводят РУД за 1-2 сек ив положения "малый гаэ" в положение "максималь­ ный режим". Время от начала перевода РУД до выхода двигателя на обороты 1,5% ниже оборотов вэлетного режима должно быть 1015 сек. Яа взлетном режиме работают 8-10 сек и переводят РУД в положение "малый га з " .

На всех режимах при даче и сбросе газа двигатель должен ра­ ботать нормально, без тряски и хлопков.

Перед пробой приемистости необходимо проработать на малом газе не менее 2 минут. При окружащей температуре +І5°С в связи с выходом на ограничение по максимальному расходу топли­

ва за

обороты взлетного режима при приемистости принимают обо­

роты,

замеренные при данной температуре окружающей среды

по

графику.

 

i

129

При проверке взлетного режима о отбором воздуха на противообледѳнительные системы воздухозаборника и двигателя, а так­ же при резком выходе с малого газа на взлетный режим, допуска­ ется кратковременное увеличение температуры газа, но не выше её ограничения по ПРТ-35. В холодное время года допускается изменение температуры газов на 20°С сверх допустимой по графи­ ку, но не выше ограничения по ПРТ-35. Если поело запуска про­ изводилось руление самолета с использованием оборотов двигате­ лей 87-88,5/6, то перед выходом на взлетный режим работа двига­ теля при 87-88,5/6 не обязательна. На земле при температуре ни­ же +І5°С на каждые І0°С понижения температуры воздуха обороты ротора 2-го каскада компрессора на взлетном режиме снизятся примерно на 1,5-2%, а температура газов - на 20-25°С.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, а) наддув кабины на земле и в поле­ те на всех высотах разрешается на режимах не более 95% оборотов; б) иротивооблѳденительную систему крыла и киля на земле и в полете до высоты 10000 м включают на

режимах не выше 95% оборотов; в) противообледенитель-

ные системы воздухозаборников и двигателей (ВНА с ко­

ком) разрешается включать на земле и до высоты 2000 м

на взлетном режиме не более

двух минут; на режимах 95%

и ниже до высоты 10000 м -

неограниченно.

 

\

Опробование двигателей по графику, приведенному в руковод­ стве, чаще всего делают во время периодического технического обслуживания.

§ 12.2. УПРАВЛЕНИЕ СУ ПРИ РУЛЕНИИ

При подготовке к полету в нормальных условиях после запус­ ка производят выруливание на предварительный и затем на испол­ нительный старт. Руление допускается на всех режимах, за исклю­ чением оборотов 77-81,5%, при которых срабатывают заслонки пе­ репуска воздуха. Это объясняется тем, что обороты ЗПВ лежат в


130

 

 

зоне ручного регулирования, и последовательное

открытие и за­

крытие ЗОВ по причине изменяющейся мощности турбины

приводит

к неустойчивой работе двигателя.

 

 

На предварительном старте проверяют правильность

показаний

приборов работы двигателя. Убеждаются, что

выключатели "топ-

лнвомеры", "автомат" левый и правый и "питание двигателей" включены, переключатель "перекачка" находится в положении ^автомат", выключателя противооблѳденительной системы крыла в наддува кабины выключены.

На исполнительном отартѳ по команде командира корабля

зачитывается контрольная карта обязательных проверок, после чего члены экипажа докладывают командиру корабля о готовности к взлету.

Двигатели работают на малом газе . РИД, сохраняя' подачу топ­

лива постоянной (480

к г/ч ас ), обеспечивает двигателям

обороты

в пределах 61-62,5/6

при стандартных условиях +І5°С и

760 мм

ПСА. В зависимости от изменения температуры и давления наруж­ ного воздуха обороты малого газа могут изменяться от 57% при минус 5Ь°С и давлении 780 мм рт. ст. до 66% при плюс 45°С и давлении 700 мм р т .ст .

§ 12.3. УПРАВЛЕНИЕ СУ НА ВЗЛЕТЕ

После получения разревения на взлет синхронным плавным дви­ жением выводят РУД двигателей во взлѳтное положение и, убедив­ шись в нормальвой работе СУ, отпускают тормоза и начинают раз­ бег. На разбеге ведется наблюдение за оборотами, температурой газов, давлением топлива, температурой и давлением маола.

Работа САР при переводе РУД во взлетное положение начинает­ ся о РПД, который, реагируя на уменьшение перепада, разрешает сервомотору РСВ переводить шайбу насоса на увеличение произво­ дительности, но это приводит к нарастанию давления топлива.ОВД не позволяет шайбе насооа переходить с произвольной скоросттю на увеличение производительности. Скорость нарастания давления топлива определяется сопротивлением дроссельных пакетов ОНД.

Увеличение оборотов двигателей после перевода РУД во взлетное


ІЗ І

положение может происходить под командой ОЦД.либо ГЗ или обоих

вместе (в зависимости от настройки).

Настройка

этих автомати­

ческих устройств

предусматривает

предохранение

двигателей

от раскрутки и

перегрева. В САР

двигателей

предусмотре­

но и прямое ограничение температуры газов посредством ПРТ,ко­ торый в случае достижения температуры 620°С за турбиной будет автоматически срезать подачу топлива. На взлете возможна срез­ ка топлива и ЦР-ІВ, если обороты второй турбины достигнут пре­ дельного значения 91 ± 1%,

Основными признаками отказа двигателей на взлете являются:

-стремление самолета к развороту и крену в сторону отка­ завшего двигателя;

-падение давления топлива или масла ниже норйЬльннх пре­

делов;

-повышение или понижение температуры газов;

.

-

уменьшение числа

оборотов при неизменном положении РУД;

 

-

появление тряски

двигателя.

 

При появлении одного

из признаков отказа, командир кораб­

ля

принимает решение о

прекращении ила продолжении взлета.

Для прекращения взлета необходимо:

-

выключить отказавший двигатель;

 

-

перевести

работающий двигатель на режим малого газа;

-

применить

интенсивное торможение до

полной остановки са­

молета.

 

 

Боли принято решение продолжать взлет,

то необходимо:

-набрать безопасную высоту и скорость (не менее 280 км/час после первого разворота);

-перевести работающий двигатель на номинальный режим;

-выключить отказавший двигатель;

-закрыть пожарный кран;

-закрыть кран наддува и произвести посадку.

Вслучав, когда внешние признаки и показания приборов,ука­ зывающие на отказ двигателя, сопровождаются загоранием табло "пожар” , немедленно выключить горящий двигатель и закрыть по­ жарный кран.