Файл: Шахвердов В.Г. Силовая установка самолета ТУ-134 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Тема XII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУ*
§12.1. УПРАВЛЕНИЕ СУ ПРИ ЗАПУСКЕ, ПРОГРЕВЕ
ИОПРОБОВАНИИ
Запуску предшествует предполетный осмотр, в ходе которого
убеждаются в |
отсутствии повреждений обшивки мотогондол, течи |
||
топлива и масла в |
местах расположения агрегатов, трубопрово |
||
дов топливной |
и масляной систем, а также в отсутствии заглушек |
||
и чистоте входных каналов. |
|
||
Подготовку |
к |
запуску, |
запуск и опробование двигателей осу |
ществляет командир |
корабля |
или бортмеханик (техник), обслужива |
|
ющий самолет. |
На рабочем месте штурмана должен находиться член |
экипажа или другое лидо, ответственное за подготовку и контроль работы оборудования в кабине штурмана.
Запуск двигателя, как правило, производится от аэродромного источника электропитания.
Перед запуском двигателей следует проверить следующее: - около самолета нет стремянок и другого оборудования;
-имеется противопожарное оборудование;
-под колесами основных ног шасси установлены колодки с тросами;
-слит отстой из топливных баков;
-маслобак заправлен нужным количеством масла;
-заливные горловины хороио закрыты;
-сняты все ааглушси;
-все люки аакрыты;
Эксплуатация СУ производится в соответствии о руковод ством по летной зксплуатации конкретного самолета.
j121
-связь со связным на аемлѳ по СПУ надежная,и технический состав готов к запуску (связь должна поддерживаться до вырули
вания) ;
|
- обслуживающий персонал должен находиться на расстоянии |
не |
менее 10 м от воздухозаборника и 50 и от среза сопла в so- |
не |
реактивной струи; |
-входные двери и грузовые люки закрыты,
-краны наддува закрыты,*
-установлены переключатели "наддув кабины", "питание авто матов", "вентиляция К , ВВР", "обогрев кабины", "вентиляция на малых высотах" и "вентиляция на земле” в положения, соответст вующие закрытому положению заолонок;
-обогрев крыла и киля выключен;
-исправна сигнализация падения давления и наддува кабины,'
-включены все АХ,’
- аккумуляторы при нагрузке 22 а имеют напряжение 24 в;
-включено аэродромное питание, и его напряжение собтавляѳт
28,5 в;
-включен и работает преобразователь П0-4500,*
-выключатели СТГ выключены;
-выключатели противопожарной системы во включенном положе нии; по загоранию белых ламп убеждаются в исправности электро цепей пиропатронов огнетушителей I , П и 1 очереди' основной системы и X и П-й очереди системы пожаротушения внутри двига телей. Нажатием на кнопку проверки ламп пожарной сигнализации убеждаются в исправности ламп-кнопок и табло "пожар лѳвое-пра- вое";
-иоправны табло опасных режимов и оигнальныѳ лампы "вибра ция велика", "ВНА-ІО0" , "стружка в масле", "отказ ОРТ", "АЦД работает", "запуск прекращен";
-выключатели автоматов расхода топлива включены,*
-выключатель "перекачка" в положение "автомат";
-выключатели топливных насосов "питание двигателей" нахо дятся во включенном положении;
-пожарные краны герметичны при отсутствии давления топли ва перед насосами ЯР-30, затем открывают пожарные краны, при
этом загорается зеленая лампа;
at
-работают все самолетные топливные насосы;
-рули управления самолетом расстопорены;
- |
РУД исправны и поставлены в положение "останов"; |
|
- |
выключатель ИВ-200Е во включенном положении,и аппаратура |
|
исправна. |
|
|
При запуске от бортовых аккумуляторов |
производят все рабо |
|
ты, |
перечисленные выше, но включаются |
только необходимые |
для запуска АЗС, топливомеры, автоматы расхода топлива. Выклю чатель "перекачка" устанавливается в положение "ручная".Вклю чается только один насос запускаемого двигателя. Не проверя ется работа всех топливных насосов. Не включается ИВ-200Е.
Запуск двигателей производится в следующей последователь ности;
-открывают крышку на щитке запуска;
-включают главный выключатель;
-устанавливают переключатель "земля-воздух" в положение "земля",*
- переключатели "запуск", "прокрутка" ставят в положение
"запуск";
-выключатели ДРТ двигателя ставят в положение "включено";
-переключатели режимов работы ПРТ-35 ставят в положение
"работа".
При включении подкачивающих насосов топливо заполняет все магистрали до дроссельного крана, расположенного в насосе НР-30. в этом убеждаются по давлению топлива перед НР-ЗО, ко торое должно быть по прибору в пределах 0 ,8 -1 ,0 кГ/см. Уста навливают самолет на стояночный тормоз. Убеждаются в наличии давления в гидросистеме.
После всех перечисленных подготовительных операций дают ко манду "от двигателей" и, получив ответ с земли, нажимают на 1-2 сек кнопку "запуск" и одновременно включают секундомер. При этом должна загореться сигнальная лампа "АПД работает".
СТГ начинают проворачивать ротор высокого давления. При первых же оборотах ротопа закроется клапан-регулятор подкачивающего насоса ДЦП-44, а наклонная шайба НР-30 будет переставлена регу лятором перейада давления (РПД) на дроссельном кране в положе ние нулевой подачи топлива' из положения максимальной производи тельности,в котором она находилась на неработающем двигателе.
123
При достижении оборотов ротора 2-го компрессора 7-8,556 РУД переводят в положение "малый газ” . При этом давление топлива - 8-12 кГ/см2, расход топлива (для сведения) - 200 кГ/час. Да лее происходит следующее:
-открывается клапан перепуска воздуха,
-открывается клапан-регулятор ДЦН,
- |
закрывается клапан слива при давлении топлива в 5-8 кГ/см2 |
||||
- |
вступает в |
работу КПД |
при ІО кГ/см2 , |
|
|
- |
РПД после |
достижения |
перепада |
на дроссельном кране |
в |
10-12 |
кГ/см2 ограничивает |
поворот |
наклонной шайбы НР-30 |
на |
|
увеличение подачи топлива, |
|
|
|
||
- |
вступает в работу автомат запуска (A3). |
|
|||
- |
распределитель топлива (РТ) открывает доступ топлива |
в |
I контур рабочих форсунок, а при 12-1% кГ/см2 - во второй кон
тур |
рабочих |
форсунок, сопровождающийся мгновенным падением дав |
||
ления топлива, |
|
|
||
- |
при 15 |
кГ/см2 |
срабатывают |
все ГЦ, кроме У-Х, |
- |
при 25 |
кГ/см2 |
срабатывает |
ГЦ У-Х. |
В ходе запуска |
работает A3, и происходит 'разгон рото |
ров двигателя при предельно допустимой подаче топлива с точки зрения прочности турбинных лопаток. На оборотах 37-40J6 (4500 ±
± 200 об/мин) или через 45-50 сек после нажатия на кнопку дол жно произойти отключение СТГ и одновременный подвод питания к ДО-202М. Двигатель автоматически выходит на обороты 61-62,5/6 малого газа за 120 сек. При запуске запрещается производить
ручную корректировку топлива, так как это приведет к увѳличе-__ нию его подачи и уменьшению запаса прочности турбинных лопаток из-за повышения температуры газа,которая перед турбиной дости гает І600-І8000 , но в связи с кратковременностью этого процес са лопатки турбины не успевают прогреться. Замеряемая темпера тура газов за турбиной должна быть не выше 550°С. Если за это время она не снизилась, запуск следует прекратить установкой РУД в положение "останов". Категорически запрещается останов
двигателя производить |
закрытием пожарного |
крана. Если такое : |
все же произошло, то |
вопрос о дальнейшей |
эксплуатации НР-30, |
ЦР-ІВ и ЦР-2В решается с представителем завода, в связи с воз можными задирами трущихся пар.
124
Запуск двигателя прекращают установкой РУД в положение "стоп" и нажатием кнопки "прекращение запуска" на щитке запус ка в следующих случаях:
- не произошло отключение СТГ на оборотах 37-40% или через 45-50 сек от начала нажатия на кнопку "запуск", так как в про тивном случае, несмотря на бронированный корпус, СТГ разрушит ся, стремясь под действием электроэнергии успевать за оборота
ми двигателя, |
имея в приводе |
несвойственное |
для этих оборотов |
передаточное |
чиоло 2,208 вместо 0,697; |
|
|
- не появляется давление |
масла на входе |
в двигатель, пото |
му что отсутствует расчетная прокачка масла через подшипник, теплоотвод ухудшен, и может наступить разрушение подшипников;
- прекращается набор оборотов двигателя ("зависание");если это произошло до отключения СТГ, то по причине невоопламѳнѳния топлива, а если после отключения СТГ и начавшегося роста темпе ратуры, то по причине "запирания соплового аппарата", в обоих случаях разгона до оборотов малого газа не получится; во вто ром случае есть опасность перегрева и разрушения лопаток тур бины;
- загорание сигнальной лампы "стружка в масле", свидетель ствующее о начавшѳмоя разрушении;
- установившееся напряжение источника электропитания по бор товому вольтметру ниже 21 в , так как в этом случав СТГ не смо гут преодолеть момент прокрутки ротора двигателя, и разгона не произойдет, а перегрев и разрушение лопаток или их оплавление вполне возможно;
- самопроизвольное отключение СТГ (загорание лампы "запуск
прекращен") по причинам, изложенным в предыдущем пункте, разгона не произойдет;
- обнаружение других отклонений в работе двигателя; при любых неисправностях вылет запрещается до их выявления и устра нения.
|
После |
нѳудавшѳгооя |
запуска, |
если даже произошла пода |
|
ча |
топлива |
|
в камеру |
сгорания, |
холодная прокрутка не де- * |
лается. РУД |
устанавливается в положение "останов" раньше, |
||||
чем |
роторы |
|
прекратили |
вращение, |
и поэтому двигатель дос |