Файл: Хайзерук Е.М. Кабелеукладчики. Вопросы теории и расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Точка приложения реакции грунта О х по горизонтали смещена от оси колеса вперед на плечо а и по вертикали — на плечо гс. Смещение по горизонтали происходит за счет деформации грунта.
Условие равновесия колеса
Xrc = Ya,
откуда
X = Y — или X = Yf0,
где fQ — коэффициент сопротивления качению колеса, равный отношению — .
Коэффициент f0 имеет следующие средние значения:
I линистыи |
грунт: |
|
сухой |
|
0,06—0,08 |
влажный |
0,16—0,20 |
|
Песчаный |
грунт: |
|
сухой |
плотный |
0,10—0,12 |
рыхлый |
0,2—0,4 |
|
Стерня: |
|
|
сухая |
|
0,10—0,15 |
влажная |
0,15—0,20 |
|
Пахота |
|
0,18—0,30 |
Торф с дерновым покрытием, осушенный |
0,2—0,3 |
Существенно увеличивается тяговое сопротивление колес с
жестким ободом во время движения по неосушенному |
торфяному |
|||||||||||||||
Чпрл |
|
|
|
|
|
|
|
грунту |
с |
дерновым |
покровом |
|||||
кгс |
|
|
|
|
|
|
вследствие |
сдвига и разрыва |
дер |
|||||||
кгс |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
см |
|
|
|
|
л |
|
нового слоя. В этих условиях |
|||||||||
60 \ 2Ч0О\ |
|
? |
|
|
|
|
предельная |
допускаемая нагрузка |
||||||||
1 |
\ |
|
|
|
2 |
Qn p |
на колесо возрастает в зависи |
|||||||||
|
1600 |
/•ч N. |
|
|
мости от ширины |
В обода |
колеса |
|||||||||
|
J |
|
|
|
|
|
и |
его |
диаметра |
D, |
а величина |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
800 |
|
|
|
|
|
|
<7пР — —g- уменьшается |
(рис. 55). |
|||||||
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
Зависимость |
предельной |
наг |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
го |
w |
во |
80 В,СМ |
рузки |
Qn p |
от произведения |
BD |
|||||||
Рис. 55. Зависимость |
Q n p ( |
|
|
колеса |
с |
жестким ободом |
для |
|||||||||
и <7пР |
( |
|
) |
от |
ширины |
В |
торфяного грунта с дерновым по |
|||||||||
жесткого |
обода |
колеса: |
|
кровом |
прямо |
пропорциональна. |
||||||||||
/ — В = 136 |
см; |
= 80 |
см |
105 |
|
|
На |
почве без |
дернового |
пок |
||||||
|
|
|
|
2 — В = |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
3 — в • |
|
|
|
|
рова коэффициент |
сопротивления |
|||||||||
качению / 0 |
увеличивается |
в 1,4—2,2 раза |
(в зависимости |
от на |
грузки на колесо), а предельная нагрузка снижается в 1,5—2 раза. Если колесо с жестким ободом катится по следу гусеницы трак тора, то f0 возрастает по мере нарушения целостности дернового покрова гусеницей под действием возрастающей касательной силы тяги грусениц, а также вследствие буксования. Для исключения этого явления при прокладке кабеля по болотно-торфяному-грунту
92
вместо кильватерного сцепа тракторов применяют сцеп «елочка», в котором каждый трактор движется по своей собственной колее, а кабелеукладчик — по колее, образуемой только одним централь ным трактором сцепа (рис. 56).
Колеса с жесткими ободьями создают большее давление на грунт и оказывают более высокое сопротивление движению кабеле укладчика, чем пневмоколеса. Давление колеса с жестким ободом (7ср принято подсчитывать по площади отпечатка при погружении колеса в грунт на глубину 25 мм:
|
|
|
Qnp |
|
|
7 с р = = |
BVh{D~h)' |
где Qnp |
— статическая нагрузка, приходящаяся на колесо; |
||
h — глубина |
погружения обода колеса в грунт. |
||
У колес с жесткими ободьями, применяемых на некоторых трак |
|||
торах, |
давление на |
грунт |
составляет 2—4 кгс/см2 . Для кабеле- |
Рис. 56. Сцеп тракторов «елочка»
/ — кабелеукладчик; 2 — буксирные тросы; 3 — т р а к торы
укладчиков эта величина снижается до qcp = 0,5н-1,0 кгс/см2 . Пневмошины'смягчают удары, передающиеся на корпус кабеле укладчика при его транспортировке и во время прокладки кабеля. Одним из основных показателей при подборе пневмоколес для кабелеукладчика является их грузоподъемность. Работа шин
сперегрузкой вызывает повышенную их деформацию, что приводит
кувеличению работы трения в слоях корда и повышенному внутри молекулярному трению в резине, в результате чего шины быстро разрушаются. Под грузоподъемностью шины понимают наи большую нагрузку, при которой величина радиальной деформа
ции шины на твердом основании обеспечивает длительный срок'
ееслужбы.
Вбольшинстве эмпирических формул, предложенных для опре-. деления грузоподъемности шин Q, в качестве исходной берется зависимость
Q = - ^ с р .
где F — площадь контакта шины с грунтом.
93
Среднее давление на грунт выражается обычно как функция давления р в шине:
|
|
|
|
<7сР = |
Ър, |
|
|
||
где |
£ — коэффициент, |
учитывающий жесткость шины. |
|
||||||
|
Для тракторных шин низкого |
давления |
принимают |
1 = 1 , |
|||||
а для автомобильных шин i = |
1,1-=-1,2. |
|
|
||||||
|
Более точные |
результаты |
дает |
формула |
|
|
|||
|
|
Чср |
|
лв [V2r ( А Ш |
+ |
А 0 ) + Virhm] ' |
|
||
где k' |
— коэффициент, |
равный |
отношению |
условной площади |
|||||
|
|
контакта к действительной |
(для рыхлой почвы k' |
= 1); |
|||||
|
В — ширина |
шины; |
|
|
|
|
|
||
|
г—наружный |
радиус колеса; |
|
|
|
||||
|
hm |
— радиальная деформация |
шины; |
|
|
||||
|
h0 |
— глубина |
колеи. |
|
|
|
|
|
|
|
Площадь контакта шины с грунтом .F = nab, где а и b —• полу |
||||||||
оси |
эллипса зоны |
контакта. |
|
|
|
|
|
||
|
На кабелеукладчиках применяются большей частью авто |
||||||||
мобильные колеса. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
Приведенные |
формулы дают |
удовлетворительные результаты |
только для частных случаев, поэтому ими пользуются при пред варительных расчетах. Ввиду сложности конструкции шин и раз нообразия действующих нагрузок грузоподъемность шин опре деляется опытным путем.
Для подбора колес к кабелеукладчику следует определять опорные реакции грунта с учетом.сил, действующих на кабеле укладчик при прокладке и исходя из зависимостей, приведенных в гл. I I и VI .
Ходовая часть болотных кабелеукладчиков, имеющих корпус, в форме лодки-волокуши, производит меньшее давление на грунт, чем колеса с жесткими ободьями или с пневмошинами.
Деформация грунта под днищем корпуса зависит от эпюры давлений. Наибольшая деформация возникает в точках макси мума давления. Среднее давление на грунт для некоторых болот ных кабелеукладчиков, зависящее от веса машины и установлен ных на ней кабельных барабанов, составляет 0,15—0,20 кгс/см2 .
Сопротивление движению ходовой части болотного кабеле укладчика (без колес) определяется по формуле
где YB — вертикальная составляющая реакции грунта на днище корпуса;
f1 — коэффициент трения стали по грунту (для влажных грунтов можно принимать fx = 0,5н-0,6).
Сопротивление движению корпуса может возрастать от образо вания грунтовой призмы волочения, возникающей на слабых
94
грунтах перед лобовой частью корпуса. Размеры призмы волоче ния зависят от формы лобовой части и вида грунта.
Если у выполненного в виде лодки-волокуши корпуса кабеле укладчика опорные колеса расположены в нишах, то сопротивле ние движению увеличивается за счет погружения колес в грунт, когда корпус движется по грунту на днище и кабелеукладчик буксируется не по колее впереди идущих тракторов. Приближенно сопротивление движению погруженных в грунт колес можно определить по формуле
|
|
|
Wmi = |
2^,11,, |
|
где kK |
>— удельное сопротивление грунта движению |
колес (£,. = |
|||
|
= 0,14-0,5 кгс/см2 ); |
|
|
||
В,—-ширина |
колеса; |
|
|
||
h, — глубина погружения колес в грунт. |
|
||||
Если кабелеукладчик с колесами буксируется по глубокой |
|||||
колее трактора, то |
WnK |
можно не учитывать. |
применяют |
||
Для |
буксировки |
прицепных |
кабелеукладчиков |
главным образом гусеничные тракторы большой мощности, давле ние которых на грунт составляет от 0,27 до 0,60 кгс/см2 . Техни ческая характеристика некоторых отечественных тракторов, при
меняемых для |
буксировки прицепных |
кабелеукладчиков, дана |
||||||||
в табл. |
15. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
15 |
|
Техническая |
характеристика тракторов, применяемых |
|
|
||||||
|
|
|
для |
буксировки |
кабелеукладчиков |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Тракторы |
|
|
|
|
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
T-100M |
Т-ЮОМБТ |
т - н о |
T-180 |
Д Э Т - 2 5 0 |
|
Мощность двигателя |
в л с. |
108 |
108 |
140 |
180 |
300 |
||||
Тяговая |
мощность |
в |
л. с. |
|
72 |
72 |
115 |
148 |
177 |
|
Тяговое |
усилие в |
тс |
. . . |
9,5 |
9,5 |
13,3 |
14,7 |
До |
22 |
|
Скорость движения (при наи |
|
|
|
|
|
|
||||
большем тяговом усилии) |
|
|
|
|
|
|
||||
в км/ч |
давление |
на |
грунт |
2,36 |
2,36 |
2,38 |
2,74 |
2,3 |
||
Среднее |
|
|
|
|
|
|
||||
в кгс/см2 |
|
|
|
0,49 |
0,27 |
0,42 |
0,42 |
0,56 |
||
Ширина |
гусеницы |
в |
мм |
|
500 |
970 |
700 |
700 |
690 |
|
Масса в т |
|
|
|
11 |
13,3 |
15,3 |
15,2 |
26,15 |
Тяговое усилие гусеничного трактора определяется мощностью его двигателя и передаточными числами трансмиссии, а также условиями сцепления его ходовой части с грунтом. Касательная сила тяги трактора, которая может быть реализована по сцеплению с грунтом,
Р к = Ф с М?,
95
где фс — коэффициент сцепления;
К— коэффициент, учитывающий изменение нагрузки на дви житель трактора в зависимости от уклона (для гусенич
ного трактора X = cos а); G — вес трактора.
При определении касательной силы тяги навесного кабеле укладчика G принимают равными весу трактора с навесным обо рудованием.
Коэффициент сцепления срс гусеничных движителей тракторов зависит от вида пути и, по данным Е. Д. Львова, составляет:
Сухая |
грунтовая |
дорога: |
Фс |
|
|||
на |
глинистом |
грунте |
1,0 |
» |
песчаном |
грунте |
1,1 |
» |
черноземе |
|
0,9 |
Луг |
|
|
0,6 |
» скошенный влажный |
1,2 |
||
Стерня |
влажная |
|
0,9 |
Пахота |
слежавшаяся |
0,6 |
|
» |
свежая |
|
0,7 |
Песок |
влажный |
|
0,5 |
» |
сухой |
|
0,4 |
Болото |
|
|
0,3(0,15^-0,9) |
§ 2 . |
ПРОХОДИМОСТЬ |
НАВЕСНОГО. КАБЕЛЕУКЛАДЧИКА |
Проходимость навесного кабелеукладчика зависит от показа телей его устойчивости и давления на грунт. Давление гусениц на грунт находят по его среднему и максимальному значениям [1].
В первом случае принимают, что вес трактора с жесткой под веской равномерно распределен по опорной поверхности гусениц, величину которой определяют двумя способами:
1. По длине L контакта гусеницы с грунтом, принимая за L базу трактора (расстояние между осями ведущего и направляю щего колес) или, при высоко поднятом ведущем и направляющем колесах, расстояние между осями крайних опорных катков плюс шаг одного звена.
Среднее давление
|
- |
А . _ |
О |
' |
|
||
|
Чср— |
р |
|
|
2Ы |
|
|
где |
b — ширина звена гусеницы. |
|
|
|
|
||
|
2. По площади звеньев под опорными |
катками гусеничного |
|||||
движителя: |
|
|
|
|
|
|
|
|
' _ _ £ _ _ |
О |
к . |
|
|||
|
Vcp - |
р. |
- |
2 |
Ы г 1 |
|
|
где |
/г —• шаг звена гусеницы; |
|
|
|
|
|
|
|
iK — число опорных катков |
на одной |
стороне. |
96