Файл: Хайзерук Е.М. Кабелеукладчики. Вопросы теории и расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Точка приложения реакции грунта О х по горизонтали смещена от оси колеса вперед на плечо а и по вертикали — на плечо гс. Смещение по горизонтали происходит за счет деформации грунта.

Условие равновесия колеса

Xrc = Ya,

откуда

X = Y — или X = Yf0,

где fQ — коэффициент сопротивления качению колеса, равный отношению — .

Коэффициент f0 имеет следующие средние значения:

I линистыи

грунт:

 

сухой

 

0,06—0,08

влажный

0,16—0,20

Песчаный

грунт:

 

сухой

плотный

0,10—0,12

рыхлый

0,2—0,4

Стерня:

 

 

сухая

 

0,10—0,15

влажная

0,15—0,20

Пахота

 

0,18—0,30

Торф с дерновым покрытием, осушенный

0,2—0,3

Существенно увеличивается тяговое сопротивление колес с

жестким ободом во время движения по неосушенному

торфяному

Чпрл

 

 

 

 

 

 

 

грунту

с

дерновым

покровом

кгс

 

 

 

 

 

 

вследствие

сдвига и разрыва

дер­

кгс

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

л

 

нового слоя. В этих условиях

60 \ 2Ч0О\

 

?

 

 

 

 

предельная

допускаемая нагрузка

1

\

 

 

 

2

Qn p

на колесо возрастает в зависи­

 

1600

/•ч N.

 

 

мости от ширины

В обода

колеса

 

J

 

 

 

 

 

и

его

диаметра

D,

а величина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

800

 

 

 

 

 

 

<7пР —g- уменьшается

(рис. 55).

 

 

3

 

 

 

 

 

 

Зависимость

предельной

наг­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го

w

во

80 В,СМ

рузки

Qn p

от произведения

BD

Рис. 55. Зависимость

Q n p (

 

 

колеса

с

жестким ободом

для

и <7пР

(

 

)

от

ширины

В

торфяного грунта с дерновым по­

жесткого

обода

колеса:

 

кровом

прямо

пропорциональна.

/ — В = 136

см;

= 80

см

105

 

 

На

почве без

дернового

пок­

 

 

 

 

2 — В =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 — в •

 

 

 

 

рова коэффициент

сопротивления

качению / 0

увеличивается

в 1,4—2,2 раза

(в зависимости

от на­

грузки на колесо), а предельная нагрузка снижается в 1,52 раза. Если колесо с жестким ободом катится по следу гусеницы трак­ тора, то f0 возрастает по мере нарушения целостности дернового покрова гусеницей под действием возрастающей касательной силы тяги грусениц, а также вследствие буксования. Для исключения этого явления при прокладке кабеля по болотно-торфяному-грунту

92


вместо кильватерного сцепа тракторов применяют сцеп «елочка», в котором каждый трактор движется по своей собственной колее, а кабелеукладчик — по колее, образуемой только одним централь­ ным трактором сцепа (рис. 56).

Колеса с жесткими ободьями создают большее давление на грунт и оказывают более высокое сопротивление движению кабеле­ укладчика, чем пневмоколеса. Давление колеса с жестким ободом (7ср принято подсчитывать по площади отпечатка при погружении колеса в грунт на глубину 25 мм:

 

 

 

Qnp

 

 

7 с р = =

BVh{D~h)'

где Qnp

— статическая нагрузка, приходящаяся на колесо;

h — глубина

погружения обода колеса в грунт.

У колес с жесткими ободьями, применяемых на некоторых трак­

торах,

давление на

грунт

составляет 2—4 кгс/см2 . Для кабеле-

Рис. 56. Сцеп тракторов «елочка»

/ — кабелеукладчик; 2 — буксирные тросы; 3 — т р а к ­ торы

укладчиков эта величина снижается до qcp = 0,5н-1,0 кгс/см2 . Пневмошины'смягчают удары, передающиеся на корпус кабеле­ укладчика при его транспортировке и во время прокладки кабеля. Одним из основных показателей при подборе пневмоколес для кабелеукладчика является их грузоподъемность. Работа шин

сперегрузкой вызывает повышенную их деформацию, что приводит

кувеличению работы трения в слоях корда и повышенному внутри­ молекулярному трению в резине, в результате чего шины быстро разрушаются. Под грузоподъемностью шины понимают наи­ большую нагрузку, при которой величина радиальной деформа­

ции шины на твердом основании обеспечивает длительный срок'

ееслужбы.

Вбольшинстве эмпирических формул, предложенных для опре-. деления грузоподъемности шин Q, в качестве исходной берется зависимость

Q = - ^ с р .

где F — площадь контакта шины с грунтом.

93


Среднее давление на грунт выражается обычно как функция давления р в шине:

 

 

 

 

<7сР =

Ър,

 

 

где

£ — коэффициент,

учитывающий жесткость шины.

 

 

Для тракторных шин низкого

давления

принимают

1 = 1 ,

а для автомобильных шин i =

1,1-=-1,2.

 

 

 

Более точные

результаты

дает

формула

 

 

 

 

Чср

 

лв [V2r ( А Ш

+

А 0 ) + Virhm] '

 

где k'

— коэффициент,

равный

отношению

условной площади

 

 

контакта к действительной

(для рыхлой почвы k'

= 1);

 

В — ширина

шины;

 

 

 

 

 

 

г—наружный

радиус колеса;

 

 

 

 

hm

— радиальная деформация

шины;

 

 

 

h0

— глубина

колеи.

 

 

 

 

 

 

Площадь контакта шины с грунтом .F = nab, где а и b —• полу­

оси

эллипса зоны

контакта.

 

 

 

 

 

 

На кабелеукладчиках применяются большей частью авто­

мобильные колеса.

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные

формулы дают

удовлетворительные результаты

только для частных случаев, поэтому ими пользуются при пред­ варительных расчетах. Ввиду сложности конструкции шин и раз­ нообразия действующих нагрузок грузоподъемность шин опре­ деляется опытным путем.

Для подбора колес к кабелеукладчику следует определять опорные реакции грунта с учетом.сил, действующих на кабеле­ укладчик при прокладке и исходя из зависимостей, приведенных в гл. I I и VI .

Ходовая часть болотных кабелеукладчиков, имеющих корпус, в форме лодки-волокуши, производит меньшее давление на грунт, чем колеса с жесткими ободьями или с пневмошинами.

Деформация грунта под днищем корпуса зависит от эпюры давлений. Наибольшая деформация возникает в точках макси­ мума давления. Среднее давление на грунт для некоторых болот­ ных кабелеукладчиков, зависящее от веса машины и установлен­ ных на ней кабельных барабанов, составляет 0,15—0,20 кгс/см2 .

Сопротивление движению ходовой части болотного кабеле­ укладчика (без колес) определяется по формуле

где YB — вертикальная составляющая реакции грунта на днище корпуса;

f1 — коэффициент трения стали по грунту (для влажных грунтов можно принимать fx = 0,5н-0,6).

Сопротивление движению корпуса может возрастать от образо­ вания грунтовой призмы волочения, возникающей на слабых

94


грунтах перед лобовой частью корпуса. Размеры призмы волоче­ ния зависят от формы лобовой части и вида грунта.

Если у выполненного в виде лодки-волокуши корпуса кабеле­ укладчика опорные колеса расположены в нишах, то сопротивле­ ние движению увеличивается за счет погружения колес в грунт, когда корпус движется по грунту на днище и кабелеукладчик буксируется не по колее впереди идущих тракторов. Приближенно сопротивление движению погруженных в грунт колес можно определить по формуле

 

 

 

Wmi =

2^,11,,

 

где kK

>— удельное сопротивление грунта движению

колес (£,. =

 

= 0,14-0,5 кгс/см2 );

 

 

В,—-ширина

колеса;

 

 

h, — глубина погружения колес в грунт.

 

Если кабелеукладчик с колесами буксируется по глубокой

колее трактора, то

WnK

можно не учитывать.

применяют

Для

буксировки

прицепных

кабелеукладчиков

главным образом гусеничные тракторы большой мощности, давле­ ние которых на грунт составляет от 0,27 до 0,60 кгс/см2 . Техни­ ческая характеристика некоторых отечественных тракторов, при­

меняемых для

буксировки прицепных

кабелеукладчиков, дана

в табл.

15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

15

 

Техническая

характеристика тракторов, применяемых

 

 

 

 

 

для

буксировки

кабелеукладчиков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тракторы

 

 

 

 

П о к а з а т е л и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T-100M

Т-ЮОМБТ

т - н о

T-180

Д Э Т - 2 5 0

Мощность двигателя

в л с.

108

108

140

180

300

Тяговая

мощность

в

л. с.

 

72

72

115

148

177

Тяговое

усилие в

тс

. . .

9,5

9,5

13,3

14,7

До

22

Скорость движения (при наи­

 

 

 

 

 

 

большем тяговом усилии)

 

 

 

 

 

 

в км/ч

давление

на

грунт

2,36

2,36

2,38

2,74

2,3

Среднее

 

 

 

 

 

 

в кгс/см2

 

 

 

0,49

0,27

0,42

0,42

0,56

Ширина

гусеницы

в

мм

 

500

970

700

700

690

Масса в т

 

 

 

11

13,3

15,3

15,2

26,15

Тяговое усилие гусеничного трактора определяется мощностью его двигателя и передаточными числами трансмиссии, а также условиями сцепления его ходовой части с грунтом. Касательная сила тяги трактора, которая может быть реализована по сцеплению с грунтом,

Р к = Ф с М?,

95


где фс — коэффициент сцепления;

К— коэффициент, учитывающий изменение нагрузки на дви­ житель трактора в зависимости от уклона (для гусенич­

ного трактора X = cos а); G — вес трактора.

При определении касательной силы тяги навесного кабеле­ укладчика G принимают равными весу трактора с навесным обо­ рудованием.

Коэффициент сцепления срс гусеничных движителей тракторов зависит от вида пути и, по данным Е. Д. Львова, составляет:

Сухая

грунтовая

дорога:

Фс

 

на

глинистом

грунте

1,0

»

песчаном

грунте

1,1

»

черноземе

 

0,9

Луг

 

 

0,6

» скошенный влажный

1,2

Стерня

влажная

 

0,9

Пахота

слежавшаяся

0,6

»

свежая

 

0,7

Песок

влажный

 

0,5

»

сухой

 

0,4

Болото

 

 

0,3(0,15^-0,9)

§ 2 .

ПРОХОДИМОСТЬ

НАВЕСНОГО. КАБЕЛЕУКЛАДЧИКА

Проходимость навесного кабелеукладчика зависит от показа­ телей его устойчивости и давления на грунт. Давление гусениц на грунт находят по его среднему и максимальному значениям [1].

В первом случае принимают, что вес трактора с жесткой под­ веской равномерно распределен по опорной поверхности гусениц, величину которой определяют двумя способами:

1. По длине L контакта гусеницы с грунтом, принимая за L базу трактора (расстояние между осями ведущего и направляю­ щего колес) или, при высоко поднятом ведущем и направляющем колесах, расстояние между осями крайних опорных катков плюс шаг одного звена.

Среднее давление

 

-

А . _

О

'

 

 

Чср—

р

 

 

 

где

b — ширина звена гусеницы.

 

 

 

 

 

2. По площади звеньев под опорными

катками гусеничного

движителя:

 

 

 

 

 

 

 

' _ _ £ _ _

О

к .

 

 

Vcp -

р.

-

2

Ы г 1

 

где

/г —• шаг звена гусеницы;

 

 

 

 

 

 

iK — число опорных катков

на одной

стороне.

96