Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальный гидропривод с насосами переменной производительности, я|)і = 0,75.

Одномоторный привод и наличие турбомуфты или элек­ тромагнитной муфты при индивидуальном электрическом приводе механизмов по системе Г—Д, ірц = 0,5.

Если в механизм включается фрикционная, проскальзы­ вающая при перегрузках муфта, то динамические нагрузки ,в деталях кинематической цепи «двигатель — ведущая часть

муфты» определяются

по зависимости:

 

Мд = М0 К3,

(6.11)

где М0 — номинальный

момент, передаваемый

муфтой;

Кз — коэффициент запаса при расчете муфт, который вы­ бирается в.зависимости от назначения и конструкции муфты.

Главные муфты — Кз= 1,45—1,55. Ленточные муфты — К3=1,25—1,35.

Конусные и колодочные муфты реверса — К3=1,2—1,3. Пневмокамерные колодочные муфты, дисковые муфты ре­

верса, муфты предельного момента многомоторных экскава­ торов — Кз=1,15—1,25.

— Динамические нагрузки при разгоне и торможении и вы­ боре зазоров в кинематических парах вычисляют [7] по фор­

муле:

 

 

 

М д -

( 1 + | / 1 + 4 * 2^

) ,

(6.12)

где

І . т2

 

 

с(іі + К)

период свободных колебаний упругой системы без зазоров. Динамический коэффициент нагрузки упругого элемента

находят из уравнения

К = 1 + ] / і + 4 г.’ ^ . (6.13)

Его величина для движущего усилия M = Mmax=const при на-

108

личин зазоров в кинематических парах всегда > 2 и растет с увеличением отношения

U

Т, '

Из этого следует, что влияние зазора на динамические на-, грузки всегда тем меньше, чем больше период свободных ко­

лебаний упругой системы.

 

 

 

 

 

 

Если движущее

усилие нарастает по прямолинейному за­

кону и зазор

выбирается первой массой

за время ts , то

уравнение

примет

вид:

 

 

 

 

 

 

 

Мд =

м „ „

 

 

( 1

+ |

/

1 + *■ J i L )

.

(6.14)

Время выборки

зазора

t5 можно

определить

из

формулы

 

 

 

о

=

МтЯхto2

 

 

(6.15)

 

 

 

21

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где б — зазор в

радианах.

 

 

 

 

 

 

 

о =

 

і. +

R2

h +

R3

 

 

(6.16)

 

R,

 

 

 

Здесь Аь Д2, Аз и т. д .— зазор в кинематической паре, мм;

Ri, R2, R3 и т. д. — радиус соответствующей пары;

і1, і2, із и т. д. — передаточное отношение до приво­ димого вала.

Динамический коэффициент К может быть получен и из отношения времени t0 нарастания крутящего момента дви­ жущей нагрузки (от начальной до максимальной) к периоду собственных колебаний упругой системы.

Т а б л и ц а 27

 

Значение коэффициента К динамической нагрузки

 

tp

О

0,5

 

2

3

4

Т

 

 

 

 

 

 

 

К

2

1,6

1,35

1,18

1,12

1,09

109


Период собственных колебаний определяется по выражениям:

т

= 2 * 1 /

„ 1,Іг

f ,

(6.17)

 

у

С,(1,

+

І2)

 

^

п . л / ~

m

2

 

(6.18)

 

V

Cx(m, + m2) '

 

Время нарастания нагрузки t0 зависит от вида привода и системы управления муфтами. Ориентировочные значения t0 можно принимать при гидродвигателях, рычажном и гидрав­ лическом управлениях — 0,1—0,15 сек\ при многомоторном приводе, пневматическом управлении — 0,5—0,7. сек.

ГЛАВА VII

КОНСТРУКТИВНЫЙ РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

Общие замечания

Целью этого расчета является определение действитель­ ных запасов прочности или напряжений ів опасных сечениях отдельных деталей и сравнение их с требуемыми запасами прочности или допускаемыми напряжениями.

Общий порядок конструктивного расчета может быть ре­ комендован следующий:

1. Выбор расчетного положения (или нескольких расчет­ ных положений) для данного узла. При этом следует прини­ мать такое взаимное расположение деталей (для одноков­ шовых экскаваторов это относится главным образам к рас­ положению рабочего оборудования) и такое возможное соче­ тание внешних нагрузок, при которых создаются наибольшие напряжения в сечениях рассчитываемой детали.

2. Определение величин внешних нагрузок, действующих на элементы узла.

Внешние нагрузки на рабочее оборудование возникают при работе подъемного, напорного и поворотного механизмов. В зависимости от частоты воздействия нагрузки можно раз­

делить

на следующие виды:

а)

нормальные нагрузки, т. е. нагрузки, действующие при

каждом рабочем цикле. Величина этих нагрузок соответст­ вует работе экскаватора при паспортном режиме (номиналь­ ной мощности и скорости двигателя). При действии только

нормальных нагрузок

поломки происходят

главным обра­

зом из-за усталости

материала. Поэтому

нормальные на­

грузки служат основой для расчета деталей на выносливость;

111


б) случайные нагрузки, т. е. нагрузки, возникающие при некоторых ‘Специальных, режимах работы (например, полное стопорение ковша в каменистом забое) я при самом неудач­ ном сочетании внешних нагрузок. Эти нагрузки как редко действующие практически не влияют на усталостную проч­ ность деталей, и поэтому при их использовании расчет про­ изводится по несущей способности;

в) аварийные нагрузки, т. е. нагрузки, возникающие в ис­ ключительных случаях при '.неправильной эксплуатации ма­ шины и порче предохранительных устройств (фрикционная муфта не ограничивает крутящего момента, переподъѳм ков­ ша драглайна). По рекомендации [23] часто экономически целесообразнее восстанавливать разрушенные аварийными нагрузками детали, чем проектировать тяжелые узлы. По­ этому расчет на аварийные нагрузки может проводиться с це­ лью оценки запасов прочности (которые, как указано, могут

допускаться

и менее

1) и создания

предохранительных

средств.

расчетах

действующие

нагрузки (нормальные,

При всех

случайные и аварийные) должны выбираться

с учетом дина­

мических коэффициентов. Эти коэффициенты

можно

опреде­

лить путем динамического расчета

(глава

VI) или

выбрать

на основе имеющихся рекомендаций

(табл.

28).

 

3.Установление (методами, известными из строительной механики, сопротивления материалов, деталей машин) нагру­ зок в опасных сечениях и, следователь'но, действительных за­ пасов прочности и напряжений.

4.Сравнение этих величин с допускаемыми. При констру­

ировании экскаватора наиболее распространен метод расче­ та по допускаемым напряжениям. При расчете рабочего обо­ рудования и металлоконструкций можно использовать запа­ сы прочности, применяемые на Уралмашзаводе [9].

§ 1. Расчет рабочего оборудования [7, 11]

Р у к о я т ь п р я м о й л о п а т ы с к а я а т я о - б л о ч н ы м п о д в е шн в ан и ем

В экскаваторах находят применение двухбалочные и од­ нобалочные рукояти. Первые имеют больший вес, подверже­ ны кручению и имеют худшие экономические показатели, чем однобалочные.

112



Т а б л и ц а 28

Величины максимальных динамических коэффициентов

для основных механизмов одноковшового экскаватора по данным работ [6, 7]

Вид ме­ ханизма

Механизм

подъема

Условия, при которых опреде­

Значение

ляется динамическая нагрузка

коэффициента

К

t= (ч о 5

'S 8

43

п2 S п

SЩV*

S 3 5 °

к ѴГуфта не

« Я

ѵо £ <Т) cd

РЗ й

о Ö я 5 СЗ 5

а о

5о

а

cd

* > § s

главной

не обес­

ограни­

1Муфта

передачи

печивает

ередачу

эбопере-

ционная

С Я *

2

включена

 

В главщ

дача или

чения крутяще­

го момента

!ЛЬНОГО

 

ң й

муфта

мс

Упор

ковша

в

При

двигате­

жесткое

пре­

ле

внутренне­

пятствие

'(ра­

го сгорания

бота

в

камен­

 

5 - -6

электро­

ном карьере)

 

При

 

 

 

 

 

двигателе 3,5"—

 

 

 

 

 

4,2

 

Стопорение

ков­

 

 

ша в

грунтах

 

 

 

III— IV

катего­

СОі

рии

 

 

ков­

Стопорение

 

 

ша в

грунтах

 

2 — 2,8

I— II

категории

Упор

ковша

в

 

 

цсесткое

препят­

2 ,8 — 3,1

ствие

 

 

 

 

Стопорение

ков­

 

 

ша в

грунтах

 

 

 

III— IV

кате­

 

 

 

гории

 

 

 

 

2,1 — 2,4

Стопорение

ков­

 

 

ша в

грунтах

 

1,8 — 2

I— II

категории

Упор

ковша в

 

 

 

жесткое

препят­

1,55

ствие

 

 

 

 

Стопорение

ков

 

 

ша в грунтах

 

 

 

III— IV

катего­

 

 

рии

 

 

 

 

1,45

Стопорение

ков-1

 

 

ша в

грунтах

 

1,4

\ I— II

категории!

113