Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 5
Индивидуальный гидропривод с насосами переменной производительности, я|)і = 0,75.
Одномоторный привод и наличие турбомуфты или элек тромагнитной муфты при индивидуальном электрическом приводе механизмов по системе Г—Д, ірц = 0,5.
Если в механизм включается фрикционная, проскальзы вающая при перегрузках муфта, то динамические нагрузки ,в деталях кинематической цепи «двигатель — ведущая часть
муфты» определяются |
по зависимости: |
|
Мд = М0 К3, |
(6.11) |
|
где М0 — номинальный |
момент, передаваемый |
муфтой; |
Кз — коэффициент запаса при расчете муфт, который вы бирается в.зависимости от назначения и конструкции муфты.
Главные муфты — Кз= 1,45—1,55. Ленточные муфты — К3=1,25—1,35.
Конусные и колодочные муфты реверса — К3=1,2—1,3. Пневмокамерные колодочные муфты, дисковые муфты ре
верса, муфты предельного момента многомоторных экскава торов — Кз=1,15—1,25.
— Динамические нагрузки при разгоне и торможении и вы боре зазоров в кинематических парах вычисляют [7] по фор
муле: |
|
|
|
М д - |
( 1 + | / 1 + 4 * 2^ |
) , |
(6.12) |
где |
І . т2 |
|
|
с(іі + К)
—период свободных колебаний упругой системы без зазоров. Динамический коэффициент нагрузки упругого элемента
находят из уравнения
К = 1 + ] / і + 4 г.’ ^ . (6.13)
Его величина для движущего усилия M = Mmax=const при на-
108
личин зазоров в кинематических парах всегда > 2 и растет с увеличением отношения
U
Т, '
Из этого следует, что влияние зазора на динамические на-, грузки всегда тем меньше, чем больше период свободных ко
лебаний упругой системы. |
|
|
|
|
|
|
||||
Если движущее |
усилие нарастает по прямолинейному за |
|||||||||
кону и зазор |
выбирается первой массой |
за время ts , то |
||||||||
уравнение |
примет |
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мд = |
м „ „ |
|
|
( 1 |
+ | |
/ |
1 + *■ J i L ) |
. |
(6.14) |
|
Время выборки |
зазора |
t5 можно |
определить |
из |
формулы |
|||||
|
|
|
о |
= |
МтЯхto2 |
|
|
(6.15) |
||
|
|
|
21 |
, |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где б — зазор в |
радианах. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
о = |
|
і. + |
R2 |
h + |
R3 |
|
|
(6.16) |
|
|
R, |
|
|
|
Здесь Аь Д2, Аз и т. д .— зазор в кинематической паре, мм;
Ri, R2, R3 и т. д. — радиус соответствующей пары;
і1, і2, із и т. д. — передаточное отношение до приво димого вала.
Динамический коэффициент К может быть получен и из отношения времени t0 нарастания крутящего момента дви жущей нагрузки (от начальной до максимальной) к периоду собственных колебаний упругой системы.
Т а б л и ц а 27
|
Значение коэффициента К динамической нагрузки |
|
||||
tp |
О |
0,5 |
|
2 |
3 |
4 |
Т |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
К |
2 |
1,6 |
1,35 |
1,18 |
1,12 |
1,09 |
109
Период собственных колебаний определяется по выражениям:
т |
= 2 * 1 / |
„ 1,Іг |
f , |
(6.17) |
|
|
у |
С,(1, |
+ |
І2) |
|
^ |
п . л / ~ |
m1μ |
2 |
|
(6.18) |
|
V |
Cx(m, + m2) ' |
|
Время нарастания нагрузки t0 зависит от вида привода и системы управления муфтами. Ориентировочные значения t0 можно принимать при гидродвигателях, рычажном и гидрав лическом управлениях — 0,1—0,15 сек\ при многомоторном приводе, пневматическом управлении — 0,5—0,7. сек.
ГЛАВА VII
КОНСТРУКТИВНЫЙ РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Общие замечания
Целью этого расчета является определение действитель ных запасов прочности или напряжений ів опасных сечениях отдельных деталей и сравнение их с требуемыми запасами прочности или допускаемыми напряжениями.
Общий порядок конструктивного расчета может быть ре комендован следующий:
1. Выбор расчетного положения (или нескольких расчет ных положений) для данного узла. При этом следует прини мать такое взаимное расположение деталей (для одноков шовых экскаваторов это относится главным образам к рас положению рабочего оборудования) и такое возможное соче тание внешних нагрузок, при которых создаются наибольшие напряжения в сечениях рассчитываемой детали.
2. Определение величин внешних нагрузок, действующих на элементы узла.
Внешние нагрузки на рабочее оборудование возникают при работе подъемного, напорного и поворотного механизмов. В зависимости от частоты воздействия нагрузки можно раз
делить |
на следующие виды: |
а) |
нормальные нагрузки, т. е. нагрузки, действующие при |
каждом рабочем цикле. Величина этих нагрузок соответст вует работе экскаватора при паспортном режиме (номиналь ной мощности и скорости двигателя). При действии только
нормальных нагрузок |
поломки происходят |
главным обра |
зом из-за усталости |
материала. Поэтому |
нормальные на |
грузки служат основой для расчета деталей на выносливость;
111
б) случайные нагрузки, т. е. нагрузки, возникающие при некоторых ‘Специальных, режимах работы (например, полное стопорение ковша в каменистом забое) я при самом неудач ном сочетании внешних нагрузок. Эти нагрузки как редко действующие практически не влияют на усталостную проч ность деталей, и поэтому при их использовании расчет про изводится по несущей способности;
в) аварийные нагрузки, т. е. нагрузки, возникающие в ис ключительных случаях при '.неправильной эксплуатации ма шины и порче предохранительных устройств (фрикционная муфта не ограничивает крутящего момента, переподъѳм ков ша драглайна). По рекомендации [23] часто экономически целесообразнее восстанавливать разрушенные аварийными нагрузками детали, чем проектировать тяжелые узлы. По этому расчет на аварийные нагрузки может проводиться с це лью оценки запасов прочности (которые, как указано, могут
допускаться |
и менее |
1) и создания |
предохранительных |
средств. |
расчетах |
действующие |
нагрузки (нормальные, |
При всех |
случайные и аварийные) должны выбираться |
с учетом дина |
|||
мических коэффициентов. Эти коэффициенты |
можно |
опреде |
||
лить путем динамического расчета |
(глава |
VI) или |
выбрать |
|
на основе имеющихся рекомендаций |
(табл. |
28). |
|
3.Установление (методами, известными из строительной механики, сопротивления материалов, деталей машин) нагру зок в опасных сечениях и, следователь'но, действительных за пасов прочности и напряжений.
4.Сравнение этих величин с допускаемыми. При констру
ировании экскаватора наиболее распространен метод расче та по допускаемым напряжениям. При расчете рабочего обо рудования и металлоконструкций можно использовать запа сы прочности, применяемые на Уралмашзаводе [9].
§ 1. Расчет рабочего оборудования [7, 11]
Р у к о я т ь п р я м о й л о п а т ы с к а я а т я о - б л о ч н ы м п о д в е шн в ан и ем
В экскаваторах находят применение двухбалочные и од нобалочные рукояти. Первые имеют больший вес, подверже ны кручению и имеют худшие экономические показатели, чем однобалочные.
112
Т а б л и ц а 28
Величины максимальных динамических коэффициентов
для основных механизмов одноковшового экскаватора по данным работ [6, 7]
Вид ме ханизма
Механизм
подъема
Условия, при которых опреде |
Значение |
ляется динамическая нагрузка |
коэффициента |
К
t= (ч о 5
'S 8
43
п2 S п
SЩV*
S 3 5 °
к ѴГуфта не
« Я
ѵо £ <Т) cd
РЗ й
о Ö я 5 СЗ 5
а о
5о
а
cd
* > § s
главной |
не обес |
ограни |
1Муфта |
передачи |
печивает |
ередачу |
эбопере- |
ционная |
С Я * |
||
2 |
включена |
|
В главщ |
дача или |
чения крутяще |
го момента |
!ЛЬНОГО |
|
ң й |
|
муфта |
мс |
Упор |
ковша |
в |
При |
двигате |
||
жесткое |
пре |
ле |
внутренне |
|||
пятствие |
'(ра |
го сгорания |
||||
бота |
в |
камен |
|
5 - -6 |
электро |
|
ном карьере) |
|
При |
||||
|
|
|
|
|
двигателе 3,5"— |
|
|
|
|
|
|
4,2 |
|
Стопорение |
ков |
|
|
|||
ша в |
грунтах |
|
|
|
||
III— IV |
катего |
СОі |
||||
рии |
|
|
ков |
|||
Стопорение |
|
|
||||
ша в |
грунтах |
|
2 — 2,8 |
|||
I— II |
категории |
|||||
Упор |
ковша |
в |
|
|
||
цсесткое |
препят |
2 ,8 — 3,1 |
||||
ствие |
|
|
|
|
||
Стопорение |
ков |
|
|
|||
ша в |
грунтах |
|
|
|
||
III— IV |
кате |
|
|
|
||
гории |
|
|
|
|
2,1 — 2,4 |
|
Стопорение |
ков |
|
|
|||
ша в |
грунтах |
|
1,8 — 2 |
|||
I— II |
категории |
|||||
Упор |
ковша в |
|
|
|
||
жесткое |
препят |
1,55 |
||||
ствие |
|
|
|
|
||
Стопорение |
ков |
|
|
|||
ша в грунтах |
|
|
|
|||
III— IV |
катего |
|
|
|||
рии |
|
|
|
|
1,45 |
|
Стопорение |
ков-1 |
|
|
|||
ша в |
грунтах |
|
1,4 |
|||
\ I— II |
категории! |
113