Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А VI

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИН ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И ДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

[6, 7]

При внезапной остановке ковша в забое (во время копа­ ния, напора или поворота), при упоре гусениц или колес эк­ скаватора в непреодолимое препятствие происходит стопо­ рение механизма. Во время стопорения скорость движущих­ ся масс изменяется от рабочей скорости до нуля, а момент

двигателей — от номинального рабочего момента М0 до

мак­

симального статического МШах- В деталях экскаватора

(ка­

натах, валах, элементах металлоконструкции) возникают ди­ намические моменты Мд или динамические силы Рд. Вели­ чина этих моментов и сил вследствие упругих колебаний в конструкции экскаватора значительно превосходит моменты и силы, которые создались бы только за счет действия ста­ тического момента Мтах- Динамические нагрузки (Мд и Рд) возникают также и при неустановившихся движениях меха­ низмов, т. е. в периоды разгона или торможения ковша, по­ воротной платформы, ходовой части экскаватора.

Поскольку величина динамических нагрузок зависит от величины движущихся масс и жесткостей упругих элементов, для расчета Мд или Рд необходимо иметь значения масс и жесткостей. Поэтому динамический расчет является пове­ рочным, так как может быть произведен лишь тогда, когда разработана конструкция механизма.

Последовательность динамического расчета:

1. Определяют те массы и упругие элементы, которые должны войти в расчетную схему.

103

2. Вычисляют величину внешних моментов и сил, дейст­ вующих на массы.

3. По фактическим значениям величин масс, жесткостей упругих элементов, моментов и сил составляют приведенную'

схему механизма

(рис. 25).

 

 

 

 

 

 

 

 

а) л Ь

* ц

Os

 

 

 

 

 

 

 

 

, су

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я,

і

 

 

 

 

 

 

 

 

*—

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Jj4 ( 1 ) 1'

Рис.

25.

Схема

приведения

 

 

 

масс:

а)

кинематическая схе­

 

 

 

ма;

б)

кинематическая

схе­

 

 

 

ма. выраженная

через

жест­

 

 

 

кости

и

массы;

в)

схема

 

 

 

приведена

к

двум

массам;

 

 

 

г) приведена

к

одной массе.

4.Путем анализа соотношения величин масс и жесткостей приведенную схему упрощают до схемы с одной или, в край­ нем случае, с двумя степенями свободы.

5.По расчетным формулам с учетом характера действия внешних сил и моментов определяют Мд и Рд.

Рассмотрим подробнее перечисленные пункты динамиче­ ского расчета..

1.Если при стопорении или разгоне двигатель и рабочий

орган соединены кинематически жесткой трансмиссией, то в расчетную схему войдет вся кинематическая цепь. Напри­ мер, для механизма поворота войдут такие массы, как ротор двигателя, тормозной шкив, зубчатые колеса трансмиссии, стрела, рукоять.

Если же в кинематической цепи механизма имеются фрик­ ционные муфты, проскальзывающие во время стопорения или

104


разгона, гидромуфты, турботрансформаторы, то составляют отдельные расчетные схемы. Причем «границами» между схемами служат названные узлы. Так, например, если в схе­ му механизма подъема лебедки входит фрикционная муфта, то первая схема будет состоять из массы ротора двигателя, зубчатых колес, ведущей части фрикционной муфты; вто­ рая — из массы ведомой части фрикционной муфты, бара­ бана, блоков, ковша. В дальнейшем обе эти схемы рассмат­ риваются независимо одна от другой.

2. Расчет величины сил заключается в определении фак­ тических значений начальных (перед стопорением или разго­ ном) и максимальных статических моментов или сил, дей­ ствующих на массы. При стопорении в большинстве случаев за начальные активные моменты (силы) могут приниматься номинальные моменты М0 (силы Р0), которые соответствуют

номинальной мощности двигателя. Для

разгона

Мо = 0.

Максимальные статические -моменты

Мт ах

(силы Ртах)

зависят от типа двигателя, муфты и определяются в зави­ симости от М0 или Р0 по следующему выражению:

Мтах = ФМо ,

(б-О

где ф — коэффициент перегрузочной

способности двигателя

или -муфты.

 

Дизель — ф=1,05ч-1,15. Асинхронный двигатель — ф = 2ч-3.

Двигатель постоянного тока — ф=1,6Ч-1,8, Фрикционная муфта — ф = 1,3ч-1,4.

Турбомуфты, турботрансформаторы — ф=1,6Ч-2,0.

3. Для составления приведенной схемы необходимо найти значения моментов инерции I вращающихся деталей, масс ш поступательно движущихся деталей, крутильных жесткостей

Cf валов, линейных

жесткостей (Д

тяг,

канатов:

,

GD2

кгсм.секг ,

(6 .2 )

I = —-—

 

 

4g .

 

=

GD2„ ,

 

G

(6.3)

k , ш — ---- ,

 

4g

 

 

g

 

где GD2 — маховый момент вращающихся деталей, узла;

G — масса (Вращающейся

или

-поступательно дви­

жущейся детали;

Dn — наружный диаметр вращающейся детали;

g — ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек2-, к — коэффициент, зависящий от формы детали.

105


Для сплошной цилиндрической детали к = 0,5; зубчатых колес, тормозных, шкивов, блоков, к = 0,55—0,65; барабанов к = 0,7.

Жесткости:

 

С? = - <^ с

кгсм рад,

 

 

(6.4)

 

Сх =

EF

 

 

(6.5)

 

—:—■кгс. м ,

 

 

где Gc и Е — соответственно модуль сдвига

и нормальный

 

модуль упругости;

 

вала;

 

 

Ір— полярный

момент инерции сечения

 

 

F — поперечное

сечение растягиваемого

элемента;

Для

I — длина элемента.

 

 

 

стальных канатов Е = (1,35—1,65)ІО6 кгс/см2.

Сх

эти

После установления фактических значений I, т ,

С?,

величины приводятся к одному из движущихся звеньев

(ва­

лу,

канату, оси вращения

и т. д.).

 

 

 

Обычно приведение величин производится к валу двигате­ ля или к тому элементу, в котором прежде всего интересует

значение динамической

нагрузки.

Для механизма

подъема

эти величины удобно приводить к полиспасту.

 

 

При расчете приведенных моментов, сил, масс и жестко­

стей пользуются следующими

формулами.

 

 

Приведение движущих моментов и сил:

 

 

 

V

'q .

(6.6 )

Мп = М ---- т); Рп =

М-----у] ;

Мп = Р -----

wn

ѵп

 

юп

 

 

Приведение масс на ведущих элементах к ведомым эле­

ментам:

0)

 

 

 

 

ІГ = I

2

ІГ = ш

 

(6.7)

 

у);

 

Приведение жесткостей ведущих элементов к ведомым:

О

II

о

/ ш

>

 

 

 

| \ ;

 

 

6-

 

 

 

..

{ шп J

2

 

г 1п= Сх

(^г

(6.8 )

 

 

 

 

В формулах верхний индекс «п» соответствует приведен-

106


ным величинам, величины без этого индекса — приводимые, г| —- механический к. п. д.

Если моменты или силы являются тормозящими и приво­

дятся массы и жесткости

с ведомых элементов к ведущим,

г) ставится в знаменатель;

® и ѵ — соответственно угловые и

линейные скорости.

рассчитываемых упругих систем

4. Приведенные схемы

одноковшовых экскаваторов в большинстве случаев можно упростить (рис. 25), т. е. привести к системам с одной сте­ пенью свободы (двухмассовым или одномассовым). При уп­ рощении схем массы, меньшие в 5—10 раз и более основ­ ных масс, не учитываются. Аналогично упругие элементы с жесткостью в несколько раз большей, чем у податливых эле­ ментов системы, принимаются абсолютно жесткими. Возмож­ ность упрощения оценивается путем сравнения собственных частот колебаний действительных систем и приведенных. Ес­

ли сравниваемые частоты

разнятся не более

чем на 8

10%, то схема может быть упрощена.

 

5. Расчет динамических нагрузок, приведенных к одномас­

совой системе, производят по зависимостям:

 

— Динамические нагрузки при стопорении:

 

Мд = мтахф, 4- «о

СД ,

(6.9)

рд = Ртах '4 +

ѵо Ѵ™ а • С*П•

(б-10)

Первым равенством пользуются при расчетной схеме с вращающимися массами, вторым — при схеме с поступатель­ но движущимися массами. Здесь со0 и и0 — соответственно -угловая и линейная скорость массы перед стопорением;

Іп — приведенный

суммарный

момент

инерции

масс;

 

 

 

 

т п — масса;

крутильная

и

линейная жест­

Сп9, СЛ ■— соответственно

кость в расчетной схеме;

 

максимальный

Мд, Рд'— соответственно

приведенный

стопорный момент и сила;

от

вида

привода

фі — коэффициент,

зависящий

массы.

 

 

 

 

Значения коэффициентов фі даны ниже.

Одномоторный привод и гидропривод с насосами посто­ янной производительности, ф і= 1.

Одномоторный привод при работе турботрансформатора, фі = 0,364.

107