Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
Г Л А В А VI
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИН ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И ДИНАМИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
[6, 7]
При внезапной остановке ковша в забое (во время копа ния, напора или поворота), при упоре гусениц или колес эк скаватора в непреодолимое препятствие происходит стопо рение механизма. Во время стопорения скорость движущих ся масс изменяется от рабочей скорости до нуля, а момент
двигателей — от номинального рабочего момента М0 до |
мак |
симального статического МШах- В деталях экскаватора |
(ка |
натах, валах, элементах металлоконструкции) возникают ди намические моменты Мд или динамические силы Рд. Вели чина этих моментов и сил вследствие упругих колебаний в конструкции экскаватора значительно превосходит моменты и силы, которые создались бы только за счет действия ста тического момента Мтах- Динамические нагрузки (Мд и Рд) возникают также и при неустановившихся движениях меха низмов, т. е. в периоды разгона или торможения ковша, по воротной платформы, ходовой части экскаватора.
Поскольку величина динамических нагрузок зависит от величины движущихся масс и жесткостей упругих элементов, для расчета Мд или Рд необходимо иметь значения масс и жесткостей. Поэтому динамический расчет является пове рочным, так как может быть произведен лишь тогда, когда разработана конструкция механизма.
Последовательность динамического расчета:
1. Определяют те массы и упругие элементы, которые должны войти в расчетную схему.
103
2. Вычисляют величину внешних моментов и сил, дейст вующих на массы.
3. По фактическим значениям величин масс, жесткостей упругих элементов, моментов и сил составляют приведенную'
схему механизма |
(рис. 25). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) л Ь |
* ц |
Os |
|
|
|
|
|
|
|
|
, су |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У |
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я, |
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
*— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Jj4 ( 1 ) 1' |
Рис. |
25. |
Схема |
приведения |
||||
|
|
|
масс: |
а) |
кинематическая схе |
|||||
|
|
|
ма; |
б) |
кинематическая |
схе |
||||
|
|
|
ма. выраженная |
через |
жест |
|||||
|
|
|
кости |
и |
массы; |
в) |
схема |
|||
|
|
|
приведена |
к |
двум |
массам; |
||||
|
|
|
г) приведена |
к |
одной массе. |
4.Путем анализа соотношения величин масс и жесткостей приведенную схему упрощают до схемы с одной или, в край нем случае, с двумя степенями свободы.
5.По расчетным формулам с учетом характера действия внешних сил и моментов определяют Мд и Рд.
Рассмотрим подробнее перечисленные пункты динамиче ского расчета..
1.Если при стопорении или разгоне двигатель и рабочий
орган соединены кинематически жесткой трансмиссией, то в расчетную схему войдет вся кинематическая цепь. Напри мер, для механизма поворота войдут такие массы, как ротор двигателя, тормозной шкив, зубчатые колеса трансмиссии, стрела, рукоять.
Если же в кинематической цепи механизма имеются фрик ционные муфты, проскальзывающие во время стопорения или
104
разгона, гидромуфты, турботрансформаторы, то составляют отдельные расчетные схемы. Причем «границами» между схемами служат названные узлы. Так, например, если в схе му механизма подъема лебедки входит фрикционная муфта, то первая схема будет состоять из массы ротора двигателя, зубчатых колес, ведущей части фрикционной муфты; вто рая — из массы ведомой части фрикционной муфты, бара бана, блоков, ковша. В дальнейшем обе эти схемы рассмат риваются независимо одна от другой.
2. Расчет величины сил заключается в определении фак тических значений начальных (перед стопорением или разго ном) и максимальных статических моментов или сил, дей ствующих на массы. При стопорении в большинстве случаев за начальные активные моменты (силы) могут приниматься номинальные моменты М0 (силы Р0), которые соответствуют
номинальной мощности двигателя. Для |
разгона |
Мо = 0. |
Максимальные статические -моменты |
Мт ах |
(силы Ртах) |
зависят от типа двигателя, муфты и определяются в зави симости от М0 или Р0 по следующему выражению:
Мтах = ФМо , |
(б-О |
где ф — коэффициент перегрузочной |
способности двигателя |
или -муфты. |
|
Дизель — ф=1,05ч-1,15. Асинхронный двигатель — ф = 2ч-3.
Двигатель постоянного тока — ф=1,6Ч-1,8, Фрикционная муфта — ф = 1,3ч-1,4.
Турбомуфты, турботрансформаторы — ф=1,6Ч-2,0.
3. Для составления приведенной схемы необходимо найти значения моментов инерции I вращающихся деталей, масс ш поступательно движущихся деталей, крутильных жесткостей
Cf валов, линейных |
жесткостей (Д |
тяг, |
канатов: |
||
, |
GD2 |
кгсм.секг , |
(6 .2 ) |
||
I = —-— |
|
||||
|
4g . |
’ |
|
||
= |
GD2„ , |
|
G |
(6.3) |
|
— |
k , ш — ---- , |
||||
|
4g |
|
|
g |
|
где GD2 — маховый момент вращающихся деталей, узла; |
|||||
G — масса (Вращающейся |
или |
-поступательно дви |
жущейся детали;
Dn — наружный диаметр вращающейся детали;
g — ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек2-, к — коэффициент, зависящий от формы детали.
105
Для сплошной цилиндрической детали к = 0,5; зубчатых колес, тормозных, шкивов, блоков, к = 0,55—0,65; барабанов к = 0,7.
Жесткости:
|
С? = - <^ с |
кгсм рад, |
|
|
(6.4) |
|
Сх = |
EF |
|
|
(6.5) |
|
—:—■кгс. м , |
|
|
||
где Gc и Е — соответственно модуль сдвига |
и нормальный |
||||
|
модуль упругости; |
|
вала; |
|
|
|
Ір— полярный |
момент инерции сечения |
|
||
|
F — поперечное |
сечение растягиваемого |
элемента; |
||
Для |
I — длина элемента. |
|
|
|
|
стальных канатов Е = (1,35—1,65)ІО6 кгс/см2. |
Сх |
эти |
|||
После установления фактических значений I, т , |
С?, |
||||
величины приводятся к одному из движущихся звеньев |
(ва |
||||
лу, |
канату, оси вращения |
и т. д.). |
|
|
|
Обычно приведение величин производится к валу двигате ля или к тому элементу, в котором прежде всего интересует
значение динамической |
нагрузки. |
Для механизма |
подъема |
||
эти величины удобно приводить к полиспасту. |
|
|
|||
При расчете приведенных моментов, сил, масс и жестко |
|||||
стей пользуются следующими |
формулами. |
|
|
||
Приведение движущих моментов и сил: |
|
|
|||
(О |
(О |
|
V |
'q . |
(6.6 ) |
Мп = М ---- т); Рп = |
М-----у] ; |
Мп = Р ----- |
|||
wn |
ѵп |
|
юп |
|
|
Приведение масс на ведущих элементах к ведомым эле |
|||||
ментам: |
0) |
|
|
|
|
ІГ = I |
2 |
ІГ = ш |
|
(6.7) |
|
|
у); |
|
Приведение жесткостей ведущих элементов к ведомым:
О -с
II
о |
/ ш |
> |
|
|
|
| \ ; |
|
|
|
6- |
|
|
|
|
.. |
{ шп J |
2 |
|
|
^тг 1п= Сх |
(^г |
(6.8 ) |
||
|
|
|
|
В формулах верхний индекс «п» соответствует приведен-
106
ным величинам, величины без этого индекса — приводимые, г| —- механический к. п. д.
Если моменты или силы являются тормозящими и приво
дятся массы и жесткости |
с ведомых элементов к ведущим, |
г) ставится в знаменатель; |
® и ѵ — соответственно угловые и |
линейные скорости. |
рассчитываемых упругих систем |
4. Приведенные схемы |
одноковшовых экскаваторов в большинстве случаев можно упростить (рис. 25), т. е. привести к системам с одной сте пенью свободы (двухмассовым или одномассовым). При уп рощении схем массы, меньшие в 5—10 раз и более основ ных масс, не учитываются. Аналогично упругие элементы с жесткостью в несколько раз большей, чем у податливых эле ментов системы, принимаются абсолютно жесткими. Возмож ность упрощения оценивается путем сравнения собственных частот колебаний действительных систем и приведенных. Ес
ли сравниваемые частоты |
разнятся не более |
чем на 8— |
|
10%, то схема может быть упрощена. |
|
||
5. Расчет динамических нагрузок, приведенных к одномас |
|||
совой системе, производят по зависимостям: |
|
||
— Динамические нагрузки при стопорении: |
|
||
Мд = мтахф, 4- «о |
СД , |
(6.9) |
|
рд = Ртах '4 + |
ѵо Ѵ™ а • С*П• |
(б-10) |
Первым равенством пользуются при расчетной схеме с вращающимися массами, вторым — при схеме с поступатель но движущимися массами. Здесь со0 и и0 — соответственно -угловая и линейная скорость массы перед стопорением;
Іп — приведенный |
суммарный |
момент |
инерции |
|
масс; |
|
|
|
|
т п — масса; |
крутильная |
и |
линейная жест |
|
Сп9, СЛ ■— соответственно |
||||
кость в расчетной схеме; |
|
максимальный |
||
Мд, Рд'— соответственно |
приведенный |
|||
стопорный момент и сила; |
от |
вида |
привода |
|
фі — коэффициент, |
зависящий |
|||
массы. |
|
|
|
|
Значения коэффициентов фі даны ниже.
Одномоторный привод и гидропривод с насосами посто янной производительности, ф і= 1.
Одномоторный привод при работе турботрансформатора, фі = 0,364.
107