Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 5
Здесь первое число показывает ширину В профиля шины, второе — внутренний диаметр d шины. Наружный диаметр может быть найден по формуле:
Dg = (2В + d)25,4 мм. |
(5.78) |
Допустимая нагрузка на баллон определится:
P = 0,12P 1 /D 7 B ,
где р = 5—5,5 кгс/см2 — давление воздуха в шине; DB и В — в см.
§ 7. Разбивка общих передаточных чисел основных кинематических цепей и установление предварительных размеров кинематических пар
Общие передаточные числа, полученные при общем рас чете главной лебедки поворотного и ходового механизмов, разбиваются на передаточные числа кинематических пар в соответствии с принятой кинематической схемой и ориенти ровочными данными табл. 25. После этого следует задаться предварительной величиной модулей для зубчатых пар или шагом цепей для цепных передач. На рис. 23 даны прибли
женные значения модулей (шестерня — сталь 40Х, |
колесо — |
|||
сталь |
ЗОГЛ) и указаны числа зубьев для |
шестерен. Шаг |
||
цепей |
ходового механизма принимается |
от |
80 до 140 мм |
|
(q = 0,25—2,0 м3), число зубцов ведущей |
звездочки |
z = 8—10. |
По числу зубцов и модулю определяют диаметры зубча тых колес и устанавливают межцентровые расстояния.
§ 8. Определение величины противовеса
Противовес в экскаваторе служит для уравновешивания вращающейся части, т. е. платформы с рабочим оборудова нием, и для обеспечения нормального зацепления зубьев по следней зубчатой пары поворотного механизма, обегающей шестерни — венцового зубчатого колеса — и спокойной ра боты опорно-поворотного устройства.
Масса противовеса определяется для двух |
положений |
(рис. 24). |
|
96
ю
см
Я
ЕГ
м
ң |
|
я |
ѴО |
|
я |
03 |
|
сб |
|
X |
|
Н |
|
О |
пар |
:Я |
|
|
Я |
|
|
|
О |
|
|
О |
передаточныхзначенияОриентировочныечисел кинематических кинематическихосновныхцепей одноковшовых экскаваторов |
|
tt |
|
аяси |
|
|
|
О |
|
X |
|
|
эЯ2 g |
|
|
Я |
со |
|
й Я |
|
|
о я |
|
|
& сб |
|
|
S ^ |
|
|
я <и |
|
|
о s |
|
|
с |
s |
яя
(D
Я'
яя
я
ян
я
Я
я
к
4 З аказ 179
ю |
о |
о |
о |
|
|
ю |
о |
со |
|
см |
|||||
1-Н со |
тН |
|
1 |
см |
см* |
||
1 |
|
і |
1 |
1 |
I |
||
1 |
о |
і |
і |
1 |
1 |
1 |
1 |
СО |
о |
о |
со |
LO |
ю |
со |
|
|
см |
со |
со |
|
т-Н |
т—1 |
гН |
|
|
|
|
|
О) |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
<D |
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
05 |
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
а> |
|
|
|
|
|
S |
о |
|
|
|
|
оЗ |
|
|
|
|
Я |
|
о |
N |
|
со |
т1 |
аЗя |
тт>I |
о |
||||
гН |
! |
1 |
|
я |
|
1 |
см |
ct |
|||
1 |
|
я |
|||
о |
со |
150 |
|
т*-| |
|
со |
|
|
с05 |
||
LO |
|
|
|
|
ft |
оо
ю!>
1 |
1 |
1 |
! |
1 |
1 |
ю |
о |
\п |
см |
см |
|
|
|
ч |
зЯ |
|
|
|
|
|
|
я |
2 |
|
ч |
|
|
|
|
я |
я |
|
|
|
|
|
|
=я |
й :S |
я |
|
я |
|
|
|
2 |
|
||||
|
я |
я |
i s |
я |
|
яя |
|
|
оя |
ft s |
гЯ2 |
|
ЭЯ |
||
|
Чя |
я |
I s |
Я >Я“ оя |
|||
|
о |
И Яw |
|||||
|
о |
ft |
|
|
I § |
|
|
Я ч |
я |
|
|
Ч |
|||
ѵо |
о |
|
|
о |
|||
2, 03 |
о |
ft |
« * |
О |
|
Х5 |
|
оя |
|
||||||
я со |
:Я |
2 |
2 |
5 |
6 |
|
|
£=С |
ч |
за |
я |
|
|
||
а;ад |
|
|
|
|
|
|
|
Ä- |
О |
я |
|
|
я |
|
|
О - |
g | |
|
|
||||
|
я |
я |
я |
|
|
||
|
я |
ч |
>i ® |
ч |
я |
|
|
|
я |
я |
й |
§ |
Й |
|
|
|
ч |
к |
|
|
к |
я |
|
|
U. |
я |
|
|
я |
я |
|
|
ч |
н |
о |
|
н |
|
а |
|
ft |
вал, |
Л й |
||||
|
со |
со |
П |
СО CQ с-. |
|||
|
я |
CDр |
|
V |
CU о |
97
т
Рис. 23. Ориентировочные значения модулей m зубчатых колес для экскаваторов различ
ной емкости |
ковшей: |
I — шестерня вертикаль |
||||
но-поворотного |
вала |
z = l l — 13; II — привод |
||||
ная шестерня |
колеса |
главной |
лебедки |
|||
2 = 1 3 — 18; |
ЦІ — конические |
колеса |
реверса |
|||
z = 1 6 — 20; |
IV — коническая |
шестерня верти |
||||
кально-ходового |
вала |
|
z = 1 4 — 20. |
Рис. 24. Схема для опреде ления противовеса.
98
Первое положение соответствует началу копания. Ковш находится на земле, и происходит врезание его в грунт, при этом равнодействующая всех сил не должна выходить за пределы опорного круга и за задние катки.
Второе положение — поворот платформы при вытянутой рукояти на 2/3 вылета с груженым ковшом. Равнодействую щая должна быть в пределах опорного круга.
Массу противовеса определяют для каждого вида смен ного оборудования и принимают ту, которая удовлетворяет большинству видов оборудования. Массы отдельных узлов находят по подобию с существующими конструкциями экска ваторов.
Плечи приложения сил могут быть приняты графически из чертежа или получены из условия равновесия масс.
Из уравнения суммы моментов сил относительно задних катков вычисляют максимальный противовес, а относительно передних — минимальный:
G porpo |
GnJ]r пл |
. кгс, |
|
(5 .7 9 ) |
ёп р max |
|
|
|
|
r'np |
|
|
|
|
G^po^pa ~~ ^пл^пл . кгс. |
|
(5 .8 0 ) |
||
gnp.min |
|
|
|
|
r"np |
|
|
|
|
gnp max И gnpmin — масса максимального и минималь- |
||||
ного |
противовесов, |
кгс\ |
|
|
г'ро и г"р0 — плечи приложения |
равнодействую |
|||
щих |
масс рабочего |
оборудования |
||
относительно |
заднего и |
переднего |
||
катков, м\ |
|
равнодействую |
||
г'пл и г"пл — плечи |
приложения |
|||
щих масс платформы и установлен |
||||
ного |
на ней |
оборудования |
относи |
|
тельно заднего и переднего катков. |
Обычно противовес принимают на 25% больше минималь ного по оборудованию механической прямой лопаты.
При выборе его следует помнить, что недостаточный про тивовес приводит к большому отклонению оси вертикально поворотного вала в вертикальной плоскости и является ос новной причиной нарушения зацепления зубьев венцевого ко леса по полюсной линии и неравномерности износа зубьев.
Большой противовес при вытянутой рукояти указывает на смещение механизмов вперед, тяжелое рабочее оборудование и на недостаточную опорную базу.
4* |
99 |
После расчета экскаватора и определения масс всех уз лов рекомендуется провести окончательный расчет противо веса.
§ 9. Расчет собственной устойчивости экскаватора
Устойчивость экскаватора рассчитывается при условиях работы его в забое, движении по неровной местности и -сме не рабочего оборудования в полевых условиях. Минималь ный коэффициент Kymln запаса устойчивости принимается при работе 1 —1,1, в остальных случаях — 1,15. Расчет ус тойчивости при работе краном и грейфером на площадке с уклоном 3° производится по нормам Госгортехнадзора. Рас четные положения для проверки на устойчивость следующие.
Р а б о т а в з а б о е
1. Экскаватор находится на горизонтальной площадке. Конец копания. Для прямой лопаты — рукоять горизонталь на, на -полном вылете; для обратной лопаты — ковш на вы ходе из забоя. Стрела расположена вдоль гусениц. Опроки дывающие силы; максимальное усилие резания, вес грунта в ковше.
2. Экскаватор на площадке с уклоном а = 5°. Поворот с (груженым ковшом на полном вылете рукояти. Стрела попе рек гусениц. Опрокидывающие силы: вес грунта в ковше, центробежные силы, составляющая веса экскаватора (Gsina), параллельная поверхности площадки.
Лр и д ів и ж еін и и
1.Экскаватор движется на подъем а = 25°. Ковш на мини мальном расстоянии от пяты стрелы. Опрокидывающие си
лы: G sin а и сила встречного ветра.
2. Экскаватор движется под уклон a = 25°. Ковш |
и стре |
ла на максимальном вылете. Опрокидывающие силы: |
G sin a |
исила попутного ветра.
3.Экскаватор движется по косогору а=15°. Рабочее обо рудование максимально поднято вверх. Опрокидывающие си лы: G sin а и сила ветра в сторону уклона.
100
П ри р е м о н т е и с ме не р а б о ч е г о
о б о р у д о в а н и я а п о л е в ы х у с л о в и я х
Экскаватор на площадке с уклоном а=12°. Рабочее обо рудование снято. Опрокидывающая сила G' sin а. Здесь
G' = G — Gp0 •
Действительный коэффициент запаса устойчивости Кду оп
ределяется как |
отношение |
.момента восстанавливающего |
||
Мвос к моменту опрокидывающему М0Пр: |
|
|||
|
Куд = - ^ вог |
> |
Kymln . |
(5.81) |
|
•^опр |
|
|
|
Не следует стремиться к слишком большому запасу ус |
||||
тойчивости, так |
как это повышает |
динамические |
нагрузки |
при работе экскаватора и утяжеляет конструкцию. Мвос на ходят как произведение восстанавливающей силы G cos а «а расстояние до ребра опрокидывания. Аналогично М0Пр равно сумме произведений опрокидывающих сил на соответствую щие расстояния до ребра опрокидывания.
§ 10. Расчет производительности экскаватора
Поскольку при проектировании строительного экскавато ра из-за его универсальности трудно задать конкретные ус ловия работы (вид грунта, способ работы, высота забоя), сле дует прежде всего оценить его теоретическую производитель ность для средних условий работы:
|
„ |
3600 |
(5.82) |
|
|
п = — |
j---- q, |
||
где q — емкость ковша, |
ln |
|
||
м3; |
|
|||
t4 — время |
цикла, |
сек; |
|
|
Здесь tK— время |
*ц = |
к + |
tn + |
|
копания, |
сек; |
сек; |
||
tu — время |
поворотного движения, |
|||
tB— время выгрузки, сек. |
формуле: |
|||
Время копания |
можно |
определить по |
где Д/ — длина навиваемого на барабан каната за время ко
пания, м; |
навивки каната |
на барабан при номи |
Ѵпк — скорость |
||
нальном |
числе оборотов |
двигателя, м/еек. |
101
Величина А/ находится графически по положению ковша в начале и в конце копания. Для прямой лопаты можно при нимать начальное положение ковша у гусениц экскаватора, конечное — на высоте напорного вала; для обратной лопа ты — начальное положение на максимальной глубине реза ния, конечное — на выходе ковша из забоя.
Для драглайна Д /=(4—5)7«, где /„ — длина ковша. Ориентировочные значения t4, tK, tn и tB даны в табл. 26.
6
>5 СУ Он 3
оя
О а
се 2 s ё
ft о С ч
зХ
U
а
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
26 |
|
|
Минимальная продолжительность цикла работы |
|
|
|||||||
|
|
одноковшовых экскаваторов в грунтах |
|
|
||||||
|
|
|
|
III— IV категории, |
сек |
|
|
|
||
|
|
|
|
Работа в |
отвал |
Погрузка |
в авто- |
|||
|
|
|
|
|
транспорт |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
с |
t=t |
го |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
О |
СУ |
а |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о я |
|
|
|
|
|
|
~Г |
|
S a |
|
|
|
|
|
|
X |
|||
§ |
a |
|
|
|
|
|
|
|
||
£ |
О |
Й |
ш |
|
В |
|
|
и |
|
гг |
|
|
|
- |
- |
~ и |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
90 |
|
0,25 |
4,5 |
6,5 |
11,0 |
4,5 |
6,5 |
2 |
13,0 |
|
|
|
0,5 |
|
5,5 |
8,5 |
14,0 |
5,5 |
8,5 |
2 |
16,0 |
|
|
1,0 |
7,0 |
10,5 |
17,5 |
7,0 |
10,5 |
2,0 |
19,5 |
|
|
|
2,0 |
9,0 |
13,0 |
22,0 |
9,0 |
13,0 |
2,0 |
24,0 |
|
135 |
|
0,25 |
4,5 |
8,5 |
13,0 |
4,5 |
8,5 |
2 |
15,0 |
|
|
|
0,5 |
|
5,5 |
10,5 |
16,0 |
5,5 |
10,5 |
2 |
18,0 |
|
|
1,0 |
7,0 |
13,0 |
20.0 |
7,0 |
13,0 |
2 |
22,0 |
|
|
|
2,0 |
9,0 |
16,0 |
25,0 |
9,0 |
16,0 |
2 |
27,0 |
|
90 |
|
0,25 |
6,5 |
8,0 |
14,5 |
6,5 |
8,0 |
3,0 |
17,5 |
|
|
|
0,5 |
|
8,0 |
10,0 |
18,0 |
8.0 |
10,0 |
3,5 |
21,5 |
|
|
1,0 |
|
10 |
12,5 |
22,5 |
10,0 |
12,5 |
3,5 |
26,0 |
|
|
2,0 |
|
12,0 |
16,0 |
28,0 |
12,0 |
16,0 |
4,0 |
32,0 |
135 |
|
0,25 |
6,5 |
9,5 |
16,0 |
6,5 |
9,5 |
3,0 |
19,0 |
|
|
|
0,5 |
|
8,0 |
12,0 |
20,0 |
8,0 |
12,0 |
3,5 |
23,5 |
|
|
1,0 |
|
10,0 |
15,0 |
25,0 |
10,0 |
15,0 |
3,5 |
28,5 |
|
|
2,0 |
|
12,0 |
20,0 |
32,0 |
12,0 |
20,0 |
4,0 |
36 |
90 |
|
0.25 |
4,5 |
9,0 |
13,5 |
4,5 |
- 9,0 |
2,5 |
16,0 |
|
|
|
0,5 |
|
5,5 |
11,5 |
17,0 |
5,5 |
11,5 |
3,0 |
20 |
135 |
|
0,25 |
4,5 |
10,5 |
13,5 |
4,5 |
10,5 |
2,5 |
17,5 |
|
|
|
0,5 |
|
5,5 |
12,0 |
17,5 |
5,5 |
13,0 |
3,0 |
21,5 |
Найденную по формуле (5.82) производительность следует
сравнить с производительностью аналогичных существующих экскаваторов.
102