Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 5
При расчете принимаются m = 9, Nf>=107 циклов. Коэф фициент эквивалентности состоит из двух сомножителей:
(V = РиРг*» Рэ- = ІН-ЛУг . |
(7-69) |
где р.ь(іт) = V ^ Р Л і зависит от режима работы и конструк- тивных параметров экскаватора и определяется по 'результа-
там статистических данных; Ргмг-о — I/ -гт- зависит от
времени работы вала за расчетный срок службы и числа обо
ротов |
вала. |
Значения рі и р2 приведены на графике (рис. 38) и в |
|
табл. |
31 и 32. |
/
Рис. 38. Значение коэффициента эквивалентности щ.
Общее число циклов действия на вал переменных напря жений определяется по зависимостям:
для изгиба
псум = 60 Т пср, |
(7.70) |
І46
Т а б л и ц а 31
Значение коэффициентов эквивалентности щ при значении показателя степени кривой усталости т =9
для одномоторных экскаваторов с пневмокамерньши муфтами [23]
Наименование
нагрузок
Для усилий в канате
подъема
На тормозе барабана подъема
Для крутящих момен тов на барабане на пора
Для крутящих мо ментов на тяговом барабане
Для крутящих мо ментов на барабане подъема
Для крутящих момен тов на приводной звез дочке вала реверса поворота
Для крутящих момен тов на участке гори зонтального вала звездочка напорного механизма — крайняя фрикционная муфта
Прямая лопата
комбини независи рованный мый напор
напор
0,543 |
0,826 |
— |
0,481 |
|
|
0,525 |
0,452 |
_ |
_ |
_ |
_ |
1,15 |
1,25 |
0.82 |
0,82 |
Обратная Драг лопата лайн
0,85 0,84
0,525 0,59
0,87 0,77
Т а б л и ц а 32
Значение коэффициентов режима щ при значении показателя степени кривой усталости т=9
, для многомоторных экскаваторов при работе прямой лопаты в каменных карьерах [23]
|
Наименование |
нагрузок |
Рі |
Для усилия в канатах подъема |
1,03 |
||
Для |
усилия напора |
|
1,07 |
Для |
крутящего момента |
механизма поворота |
0,93 |
147
для кручения |
|
|
3600 Т пц |
|
|
|
|
псум — |
|
(7.71) |
|
|
|
|
|
||
где Т — число |
часов чистой работы вала за весь срок его |
||||
службы; |
|
за цикл, |
об/мин; |
||
пСр — среднее |
число оборотов вала |
||||
(ц — средняя |
продолжительность |
цикла |
экскаватора, |
||
сек; |
изменений |
напряжений |
(число |
включений) |
|
пч — число |
|||||
за цикл. |
коэффициента запаса |
прочности |
|||
Минимальное |
|
значение |
|||
п при расчете на |
|
выносливость принимается 1,5—1,7. |
§ 3. Определение нагрузок, действующих на вал подъемной лебедки, при расчете на прочность
Вал подъемной лебедки одноковшовых универсальных экскаваторов рассчитывается при сменном оборудовании — механической лопате. При этом рабочем оборудовании воз никают наибольшие нагрузки и могут быть выбраны наибо лее опасные расчетные положения.
Наихудшими условиями работы, при которых возникают максимальные силы, считаются положения:
I. Стопорение ковша во время копания при одновремен ном действии подъемного и напорного механизмов.
II. Стопорение ковша во время копания при одновремен ном включении фрикционной муфты подъемного механизма и тормоза напорного барабана.
III. Подхват падающего ковша с грузом с верхнего поло жения— бровки забоя и подхват его на расстоянии 2 м от подошвы забоя или на уровне гусениц. При этом считается, что рукоять находится на полном вылете. Соответственно этим положениям и расчет вала производится на три расчет ных случая.
П е р в ы й р а с ч е т н ы й с л у ч а й
Ча вал действуют силы (рис. 39): Зпк — усилие в подъемном канате; SΗ 4 — усилие в цепи напора;
Р и Pz— соответственно окружное и радиальное усилия на зубьях шестерни.
148
№ >
а :
Рис. 39. Схема действия сил при расчете вала главной лебедки (I расчетный случай).
1. Усилие в подъемном канате от действия статических и динамических нагрузок определяется по формуле:
2(Мфп Ч- Мдп) |
|
кгс , |
|
|
|
(7.72) |
|||
|
Dö + |
|
|
|
|
|
|
|
|
где МфП— максимальный момент, |
передаваемый |
фрикцион |
|||||||
ной муфтой |
барабана подъема; |
|
|
|
|
||||
Мдп — динамический момент при стопорении; |
|
|
|||||||
0б и dK— соответственно диаметры |
барабана и каната. |
||||||||
При пневмокамерных муфтах |
|
|
|
|
|
|
|
||
Мфп — |
1,25 Мдві f\ кгсм . |
|
|
|
|
(7.73) |
|||
Здесь Мдв — номинальный |
момент |
двигателя; |
до |
муфты |
|||||
і — передаточное |
число |
|
от |
двигателя |
|||||
подъемной лебедки; |
|
|
действия |
передачи |
|||||
ті — коэффициент |
полезного |
||||||||
от двигателя до муфты. |
|
|
|
|
муф |
||||
Крутящий момент, |
передаваемый |
пневмокамерной |
|||||||
той, находят по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МфП= 0,25 pR (В — h)(D + 2h)p |
кгсм , |
|
(7.74) |
||||||
где D, В, h и R — диаметр, ширина., толщина |
пневмокаме |
||||||||
ры и. радиус шкива в см; |
|
|
|
||||||
" р — давление |
воздуха |
в |
пневмокамере в |
||||||
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р — коэффициент трения. |
то |
передаваемый |
|||||||
Если фрикционная |
муфта |
ленточная, |
|||||||
крутящий момент будет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мфп = (1,4 |
1,5) Мдв і У] |
кгсм. |
|
|
|
(7.75) |
149
Динамический момент на барабане подъема при стопоре нии
Мд ■= ®б V Сп“ Іп“ |
кгсм , |
(7.76) |
|
где «б — угловая скорость барабана |
подъема |
в момент сто |
|
порения в рад/сек; |
|
|
круговая жест |
On — приведенная к барабану подъема |
|||
кость передачи от ковша до барабана подъемной |
|||
лебедки, кгс/м; |
|
|
|
Іпп — приведенный к валу главной лебедки момент инер |
|||
ции барабана подъема |
и |
жесткосвязанных с ним |
|
элементов в кгсм-сек1. |
|
|
|
|
Спп = 0,9 —- |
Гп> . |
|
(7.77) |
||||
Здесь: С — линейная жесткость подъемного каната, |
||||||||
|
С = |
|
EF |
кгс 'м ; |
|
(7.78) |
||
|
Е — модуль |
упругости |
подъемного |
каната, |
||||
|
Е = (1,1 -г- 1,3) Ю8 |
кгс.см* \ |
|
|||||
|
F — площадь |
поперечного сечения |
каната по про |
|||||
|
волочкам, |
см2-, |
|
каната, м; |
|
|||
|
I — свободная длина |
|
||||||
2. |
гп — радиус подъемного барабана, м. |
|||||||
Статические и динамические усилия |
в напорной цепи |
|||||||
определяются аналогично, как и для подъемного каната: |
||||||||
|
Sнн |
2(Мфн + |
Мдн) кгс , |
(7.79) |
||||
|
|
|
Dзв |
|
|
|
|
|
где Мфн — максимальный |
момент, |
передаваемый муф |
||||||
|
той напора (обычно равный максимальному |
|||||||
|
моменту, |
передаваемому |
муфтой подъемного |
|||||
|
барабана); |
|
|
|
|
|
||
|
D3B— диаметр напорной звездочки на барабане на |
|||||||
|
пора; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мдн — динамический |
момент на |
барабане напора, |
|||||
|
М дн = |
«>бн |
V с „ п1„п |
, |
( 7.80) |
|||
|
где «би — угловая |
скорость |
в рад/сек; |
|
Іпн — приведенный к валу главной лебедки момент
150
инерции барабана напора с жесткосвязанны ми с ним элементами и промежуточного на порного барабана в кгсм-сек2;
Спн — приведенная к барабану напора круговая же сткость передачи от ковша до барабана на пора (учитываются напорные канаты и цепи)
вкгс-м.
3.Окружная и радиальная нагрузка на зубчатые колеса
определяется по известным формулам:
р = |
Pz = Р ■tg а , |
где Do — диаметр делительной окружности в м.
|
Вт о р о й р а с ч е т н ы й с л у ч а й |
|||
|
Действующие нагрузки |
на |
вал (рис. 40); |
|
|
Snit — усилие в подъемном |
канате; |
||
Si |
Бнц — усилие в напорной |
цепи; |
||
и S2 — усилия |
натяжения |
в ветвях тормозной ленты; |
||
Р |
и Pz— усилия |
в зубчатом |
зацеплении. |
Рис. 40. Схема действия сил при расчете вала главной лебедки (II расчетный случай).
Усилие в напорной цепи определяется как разность натя жений:
с |
= 4 ' |
нц |
_ S" |
°нц |
° |
° нц • |
|
Здесь Б'нц — усилие, |
возникающее в напорной цепи от |
подъемного каната;
151
S^Hn — усилие в напорной |
цепи, возникающее от на |
|||
тяжения напорного каната. |
(рис. 41): |
|||
Усилия Б'вц и S",ffl определяют по формулам |
||||
|
S D |
|
|
|
|
°пк '-'ср |
к г с . |
(7.81) |
|
|
нц |
|||
|
D3в |
|
|
|
нц |
2SnK cos а D, |
1] к г с , |
(7.82) |
|
DЗВ |
||||
|
|
|
2SnKCoi<i
лш.
тптг
■ Рис. 41. Схема действия сил на промежуточ
ном валу, напорного механизма.
где Dcp— средний диаметр промежуточного барабана;
D3B— диаметр напорной звездочки на промежуточном ва лу;
П — коэффициент полезного действия всей передачи (гол'овные блоки стрелы, блок ковша, барабан, на порная звездочка);
а — угол между осью подъемного полиспаста и осью рукояти;
Di — диаметр напорного барабана.
Усилие натяжения в ветвях тормозной ленты определяют по формуле Эйлера:
на набегающей ветви
„Р е-‘-а
152