Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При расчете принимаются m = 9, Nf>=107 циклов. Коэф­ фициент эквивалентности состоит из двух сомножителей:

(V = РиРг*» Рэ- = ІН-ЛУг .

(7-69)

где р.ь(іт) = V ^ Р Л і зависит от режима работы и конструк- тивных параметров экскаватора и определяется по 'результа-

там статистических данных; Ргмг-о — I/ -гт- зависит от

времени работы вала за расчетный срок службы и числа обо­

ротов

вала.

Значения рі и р2 приведены на графике (рис. 38) и в

табл.

31 и 32.

/

Рис. 38. Значение коэффициента эквивалентности щ.

Общее число циклов действия на вал переменных напря­ жений определяется по зависимостям:

для изгиба

псум = 60 Т пср,

(7.70)

І46

Т а б л и ц а 31

Значение коэффициентов эквивалентности щ при значении показателя степени кривой усталости т =9

для одномоторных экскаваторов с пневмокамерньши муфтами [23]

Наименование

нагрузок

Для усилий в канате

подъема

На тормозе барабана подъема

Для крутящих момен­ тов на барабане на­ пора

Для крутящих мо­ ментов на тяговом барабане

Для крутящих мо­ ментов на барабане подъема

Для крутящих момен­ тов на приводной звез­ дочке вала реверса поворота

Для крутящих момен­ тов на участке гори­ зонтального вала звездочка напорного механизма — крайняя фрикционная муфта

Прямая лопата

комбини­ независи­ рованный мый напор

напор

0,543

0,826

0,481

 

0,525

0,452

_

_

_

_

1,15

1,25

0.82

0,82

Обратная Драг­ лопата лайн

0,85 0,84

0,525 0,59

0,87 0,77

Т а б л и ц а 32

Значение коэффициентов режима щ при значении показателя степени кривой усталости т=9

, для многомоторных экскаваторов при работе прямой лопаты в каменных карьерах [23]

 

Наименование

нагрузок

Рі

Для усилия в канатах подъема

1,03

Для

усилия напора

 

1,07

Для

крутящего момента

механизма поворота

0,93

147


для кручения

 

 

3600 Т пц

 

 

 

 

псум —

 

(7.71)

 

 

 

 

где Т — число

часов чистой работы вала за весь срок его

службы;

 

за цикл,

об/мин;

пСр — среднее

число оборотов вала

(ц — средняя

продолжительность

цикла

экскаватора,

сек;

изменений

напряжений

(число

включений)

пч — число

за цикл.

коэффициента запаса

прочности

Минимальное

 

значение

п при расчете на

 

выносливость принимается 1,5—1,7.

§ 3. Определение нагрузок, действующих на вал подъемной лебедки, при расчете на прочность

Вал подъемной лебедки одноковшовых универсальных экскаваторов рассчитывается при сменном оборудовании — механической лопате. При этом рабочем оборудовании воз­ никают наибольшие нагрузки и могут быть выбраны наибо­ лее опасные расчетные положения.

Наихудшими условиями работы, при которых возникают максимальные силы, считаются положения:

I. Стопорение ковша во время копания при одновремен­ ном действии подъемного и напорного механизмов.

II. Стопорение ковша во время копания при одновремен­ ном включении фрикционной муфты подъемного механизма и тормоза напорного барабана.

III. Подхват падающего ковша с грузом с верхнего поло­ жения— бровки забоя и подхват его на расстоянии 2 м от подошвы забоя или на уровне гусениц. При этом считается, что рукоять находится на полном вылете. Соответственно этим положениям и расчет вала производится на три расчет­ ных случая.

П е р в ы й р а с ч е т н ы й с л у ч а й

Ча вал действуют силы (рис. 39): Зпк — усилие в подъемном канате; SΗ 4 — усилие в цепи напора;

Р и Pz— соответственно окружное и радиальное усилия на зубьях шестерни.

148


№ >

а :

Рис. 39. Схема действия сил при расчете вала главной лебедки (I расчетный случай).

1. Усилие в подъемном канате от действия статических и динамических нагрузок определяется по формуле:

2(Мфп Ч- Мдп)

 

кгс ,

 

 

 

(7.72)

 

Dö +

 

 

 

 

 

 

 

 

где МфП— максимальный момент,

передаваемый

фрикцион­

ной муфтой

барабана подъема;

 

 

 

 

Мдп — динамический момент при стопорении;

 

 

0б и dK— соответственно диаметры

барабана и каната.

При пневмокамерных муфтах

 

 

 

 

 

 

 

Мфп

1,25 Мдві f\ кгсм .

 

 

 

 

(7.73)

Здесь Мдв — номинальный

момент

двигателя;

до

муфты

і — передаточное

число

 

от

двигателя

подъемной лебедки;

 

 

действия

передачи

ті — коэффициент

полезного

от двигателя до муфты.

 

 

 

 

муф­

Крутящий момент,

передаваемый

пневмокамерной

той, находят по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

МфП= 0,25 pR (В — h)(D + 2h)p

кгсм ,

 

(7.74)

где D, В, h и R — диаметр, ширина., толщина

пневмокаме­

ры и. радиус шкива в см;

 

 

 

" р — давление

воздуха

в

пневмокамере в

кгс/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

р — коэффициент трения.

то

передаваемый

Если фрикционная

муфта

ленточная,

крутящий момент будет:

 

 

 

 

 

 

 

 

Мфп = (1,4

1,5) Мдв і У]

кгсм.

 

 

 

(7.75)

149


Динамический момент на барабане подъема при стопоре­ нии

Мд ■= ®б V Сп“ Іп“

кгсм ,

(7.76)

где «б — угловая скорость барабана

подъема

в момент сто­

порения в рад/сек;

 

 

круговая жест­

On — приведенная к барабану подъема

кость передачи от ковша до барабана подъемной

лебедки, кгс/м;

 

 

 

Іпп — приведенный к валу главной лебедки момент инер­

ции барабана подъема

и

жесткосвязанных с ним

элементов в кгсм-сек1.

 

 

 

 

Спп = 0,9 —-

Гп> .

 

(7.77)

Здесь: С — линейная жесткость подъемного каната,

 

С =

 

EF

кгс 'м ;

 

(7.78)

 

Е — модуль

упругости

подъемного

каната,

 

Е = (1,1 -г- 1,3) Ю8

кгс.см* \

 

 

F — площадь

поперечного сечения

каната по про­

 

волочкам,

см2-,

 

каната, м;

 

 

I — свободная длина

 

2.

гп — радиус подъемного барабана, м.

Статические и динамические усилия

в напорной цепи

определяются аналогично, как и для подъемного каната:

 

Sнн

2(Мфн +

Мдн) кгс ,

(7.79)

 

 

 

Dзв

 

 

 

 

где Мфн — максимальный

момент,

передаваемый муф­

 

той напора (обычно равный максимальному

 

моменту,

передаваемому

муфтой подъемного

 

барабана);

 

 

 

 

 

 

D3B— диаметр напорной звездочки на барабане на­

 

пора;

 

 

 

 

 

 

 

 

Мдн — динамический

момент на

барабане напора,

 

М дн =

«>бн

V с „ п1„п

,

( 7.80)

 

где «би — угловая

скорость

в рад/сек;

 

Іпн — приведенный к валу главной лебедки момент

150


инерции барабана напора с жесткосвязанны­ ми с ним элементами и промежуточного на­ порного барабана в кгсм-сек2;

Спн — приведенная к барабану напора круговая же­ сткость передачи от ковша до барабана на­ пора (учитываются напорные канаты и цепи)

вкгс-м.

3.Окружная и радиальная нагрузка на зубчатые колеса

определяется по известным формулам:

р =

Pz = Р ■tg а ,

где Do — диаметр делительной окружности в м.

 

Вт о р о й р а с ч е т н ы й с л у ч а й

 

Действующие нагрузки

на

вал (рис. 40);

 

Snit — усилие в подъемном

канате;

Si

Бнц — усилие в напорной

цепи;

и S2 — усилия

натяжения

в ветвях тормозной ленты;

Р

и Pz— усилия

в зубчатом

зацеплении.

Рис. 40. Схема действия сил при расчете вала главной лебедки (II расчетный случай).

Усилие в напорной цепи определяется как разность натя­ жений:

с

= 4 '

нц

_ S"

°нц

°

° нц •

Здесь Б'нц — усилие,

возникающее в напорной цепи от

подъемного каната;

151

S^Hn — усилие в напорной

цепи, возникающее от на­

тяжения напорного каната.

(рис. 41):

Усилия Б'вц и S",ffl определяют по формулам

 

S D

 

 

 

°пк '-'ср

к г с .

(7.81)

 

нц

 

D3в

 

 

нц

2SnK cos а D,

1] к г с ,

(7.82)

DЗВ

 

 

 

2SnKCoi<i

лш.

тптг

Рис. 41. Схема действия сил на промежуточ­

ном валу, напорного механизма.

где Dcp— средний диаметр промежуточного барабана;

D3B— диаметр напорной звездочки на промежуточном ва­ лу;

П — коэффициент полезного действия всей передачи (гол'овные блоки стрелы, блок ковша, барабан, на­ порная звездочка);

а — угол между осью подъемного полиспаста и осью рукояти;

Di — диаметр напорного барабана.

Усилие натяжения в ветвях тормозной ленты определяют по формуле Эйлера:

на набегающей ветви

Р е-‘-а

152