Файл: Родин И.И. Проектирование одноковшовых строительных экскаваторов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.06.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 5
Экскаваторы емкостью до 0,5 м3 имеют обычно три катка. Два катка расположены в передней части экскаватора под уг лом между осями катков в плаве 50—55° и один в задней ча сти по продольной оси платформы. Экскаваторы емкостью 1,25 м3 могут иметь четыре катка — два в передней части и два в задней. Угол в плане между осями катков принимается для передних катков 40—50° и задних — 55—60°.
У экскаваторов большой мощности опоры имеют шесть катков. Четыре из них связаны попарно, заключены в обой му — балансир — и расположены спереди, а два сзади. Угол в плане между передними осями обойм составляет 40—45°, а между осями задних катков — 55—60°.
А.Мало. кат. к о в о е о пор но - п о в о р о т н о е
ус т р о й с т в о
Определение давления на катки малоопорных устройств в зависимости от их 'Конструктивного решения может произво диться по трем расчетным схемам:
1. Для случая, когда равнодействующая вертикальных на грузок находится внутри опорного контура (рис. 44), а рав нодействующая горизонтальных нагрузок создает опрокиды вающий момент относительно передних или задних катков, не
.превосходящий удерживающего момента относительно этих
Рис. 44. Схема .нагрузок на опорные кониче ские катки.
6* |
163 |
катков, вызываемого вертикальными нагрузками, опорные ре акции определяются по формулам:
А = |
|
|
|
Р |
|
(7.106) |
|
D |
e n |
/ |
I |
ß |
|
|
|
2г |
|
С0!Т |
+ C0ST |
|
|
/ |
Dcp |
Г |
I + |
Wh |
|
|
|
|
2 |
cos ~2~ |
||
В |
D,ср |
|
|
(7.107) |
||
/ |
J L |
|
||||
|
cos ~2~ |
|||||
|
y - ( C0S 2 |
|||||
|
|
|
2. Для случая, когда опрокидывающий момент относитель но передних катков, действующий на поворотную платформу, вызывает, опрокидывание и нагрузка передается накаткизахваты или центральную цапфу (рис. 45):
|
Dср cos |
г I + Wh |
|
|
|
В = |
Dгр |
|
I |
кге , |
(7.108) |
|
|
||||
|
cos- |
cos |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 45. Схема нагрузок на опорные кониче ские катки при катках-захватах.
164
|
D Cp |
Wh |
|
|
Р г - — |
|
|
|
C0S "S' / |
(7.109) |
|
Рззх — |
Dcp |
к г с . |
|
ГН |
|
||
|
|
C O S '
2 - cos“
3. Если вся иагрузка передается на центральную цапфу (рис. 46), то:
z Г Р
г— W
1 |
Г " |
р ? |
г г |
Рис. 46. Схема нагрузок при передаче всех усилий на центральную цапфу.
В |
Pr + Wh |
к г с , |
(7.110) |
|
D,ср |
C O S тfl |
|||
Р г - |
Dср- |
|
+ Wh |
|
C O S ' |
(7.111) |
|||
R = |
Dср |
cos' |
к г с , |
|
|
|
|
В этих формулах:
DCp — диаметр опорного круга по средней линии катания, м;
165
ß — угол, |
образованный |
|
между |
передними |
катками, |
||
град; |
|
|
|
|
|
|
|
ß' — угол, |
образованный |
между |
задними |
катками, |
|||
град; |
|
|
|
|
|
|
|
ßH— угол, |
образованный |
между |
катками-захватами, |
||||
град; |
|
|
|
|
|
|
|
г — расстояние от центра |
вращения до линии действия |
||||||
равнодействующей вертикальных нагрузок, м; |
|||||||
Р — равнодействующая |
вертикальных нагрузок, |
кгс; |
|||||
h — плечо |
равнодействующей |
горизонтальных |
нагру |
||||
зок относительно |
поверхности |
катания |
|
нижнего |
|||
рельсового круга; |
|
горизонтальных нагрузок." |
|||||
W — равнодействующая |
|
Расчет на прочность катков производится аналогично рас чету ходовых колес мостовых кранов. Размеры их можно оп ределить по эмпирическим формулам.
Для конических катков |
|
|
|
DK= 70 \/~G~ |
м м , |
(7.112) |
|
где G — вес экскаватора, |
г. |
|
|
Длина катка Ь=(0,42—0,5)DK мм. |
определяют |
||
Для цилиндрических |
катков |
первоначально |
|
длину катка: |
|
|
|
h |
— ... D Г |
мм . |
|
|
20 |
|
|
Диаметр |
катка составляет: DK=(3,1 —3,3) b мм. |
|
Проверка на удельное давление производится по форму |
||
ле: |
|
|
асм |
= 0,418 ] / . - к - < I зсм I кгс 'см2, |
(7.113) |
|
г г • b |
|
где Рк — нагрузка на каток, кгс; Е — модуль упругости, кгс/см2;
г — радиус наружной поверхности катка, см; b .— длина катка, см.
При копании оСм = 200 кгс/см2, повороте — при вращении катков относительно оси экскаватора со скоростью 0,3— 0,5 м/сек — Оси= 60-7-80 кгс/см2.
166
■ Б. Мн о г о к а т к о в ые опорноповоротные у с т р о й с т в а
Расчет многокатковых опорно-поворотных устройств про изводится по приближенному методу, в котором имеются до пущения:
а) опорные поверхности поворотной платформы и ниж ней рамы абсолютно жесткие, деформации поворотных плат форм и нижних рам равны нулю;
б) все катки имеют одинаковые размеры; в) поверхности верхнего и нижнего рельсовых путей при
цилиндрических катках представляют собой параллельные плоскости, а при конических катках — две соосные кониче ские поверхности.
При отсутствии зазора между гайкой центральной цапфы или между катками-захватами и их кругом катания удель ное давление на катки вычисляют аналогично определению напряжений в стенках стержня трубчатого сечения при экс
центричной нагрузке |
(рис. 47) по |
формуле: |
|
||||
Р = |
E G |
E G I = |
Р |
, |
м |
кгСісм2 |
(7.114) |
F |
w |
_ _ |
.г |
_ |
|||
где Р = E |
G равнодействующая |
вертикальных |
нагрузок,. |
||||
|
действующих |
на |
поворотную платформу; |
М — момент, опрокидывающий поворотную плат-
Рис. 47. Схема нагрузок при многокатковой опоре.
167
форму относительно линии, проходящей через центр вращения.
Если на платформу действуют дополнительные опрокиды вающие моменты, к найденным удельным давлениям добав ляются давления от действия момента:
Здесь F — площадь опорного кольца в см2;
W — момент сопротивления кольца в смг.
Максимальное и минимальное значения удельного давле ния для случая действия нагрузки, не выходящей за ядро се чения, и если центральная цапфа и захваты не работают, можно определить:
ртах = — ( Гі2 _ г22 + г,4 - V " ) КгСІСМ* ’ (7Л 15)
Р / |
1 |
4/г, |
\ |
Р т і п - — |
-----г^-------- ГТ— 7 1 - |
|
|
\ Г1 |
~ г2 |
Г, Г2 у |
|
к г с / с м 2 . |
(7.116) |
Если расстояние между катками по средней линии (ок-. ружность радиуса г) равно величине t (в сантиметрах), то нагрузка на наиболее нагруженный каток будет:
Рктах = ^ Г І V 1 г г - + |
bt кгс . (7.117) |
Максимальное значение реакции катка может быть оп ределено по табл. 33, где
пк — число |
катков |
в |
опоре. |
|
Основные |
размеры |
опорно-поворотных устройств |
можно |
|
приближенно определять по следующим формулам: |
|
|||
шаг катков |
|
|
|
|
|
t = (1,2 - |
1,5)DK мм, |
(7.118) |
|
где D,; — диаметр катка |
в мм\ |
|
||
длина катка |
|
|
|
b = (0,25 — 0,3)DK мм ;
168
диаметр катка
D K = 32 V G мм , |
(7 .1 1 9 ) |
где G — вес экскаватора в тс.
Выбор материала катка ведется по формуле:
Зсм = 0 ,6 \ '
'
2 Р к ^ кгс.см2 , |
(7 .1 2 0 ) |
D Kb |
|
где [а] см принимается равной удвоенному значению пре дела прочности материала катка.
Внутренний радиус катка следует проверить по формуле:
|
RBH- |
0,318 ■Р^ |
вн |
сл, |
(7.121) |
||
где |
[а] — допускаемое напряжение |
в кгс/см2; |
|
||||
|
ZBII — расстояние |
|
от |
нейтральной оси до внутренних во |
|||
|
локон катка |
в см; |
|
|
|
||
|
Ro — радиус поверхности центров тяжести радиального |
||||||
|
сечения катка |
в см; |
площади поперечного |
сечения |
|||
|
S — статический |
момент |
|||||
|
относительно |
нейтральной оси в см3. |
|
||||
по |
Опорный рельс для многокатковых опор рассчитывается |
||||||
приближенной формуле: |
|
|
|
||||
|
а |
|
|
9РК2 |
|
|
(7.122) |
|
|
|
6 4 W B K |
|
|
|
|
где В — ширина основания рельса в см; |
рельс в |
||||||
|
К — напряжение |
основания, на |
который уложен |
||||
|
кгс/см2. |
|
|
материала |
|
|
|
|
При учете упругости |
|
|
||||
|
а = 0,5 |
|
|
|
кгс;см2 , |
(7.123) |
|
где п — коэффициент, |
|
V™«; |
|
|
|||
|
|
п = |
|
|
|||
|
|
|
|
у |
31 |
|
|
|
I — момент инерции сечения рельса в см4. |
|
|||||
|
При проектировании шариковой опоры диаметр определя |
||||||
ется по эмпирической |
формуле: |
|
|
||||
|
DIU = |
A |/'G |
м м , |
(7.124) |
|||
где А=12 при двухрядных опорах; |
|
|
|||||
|
А= 20 при однорядных опорах. |
|
|
169
<СО
со
ей
Я
X
п
ЛО
о5
.Н
Отношение максимального значения
СО |
см |
«Np |
05 |
IN |
1> |
т—( |
см |
СМ |
|
со |
оэ |
см |
IV |
IV |
IV |
см" |
см" |
см |
см' |
со |
со |
Tf' |
со' |
см |
я* |
ю |
со |
со |
о |
со |
о |
я* |
со |
05 |
со |
. 05 |
to |
і—Ч. |
со |
см' |
см' |
см |
со' |
со' |
я |
IV |
05 |
|
|
|
|
|
|
|
т—Ч |
'ГТ |
см |
со |
со |
со |
со |
о |
о |
со |
05 |
со |
05 |
05 |
і-Ч |
со |
со |
см' |
см' |
со' |
со' |
гр" |
IV |
і—1 |
со |
|
|
|
|
|
|
||
см |
о |
со |
г-Ч |
со |
со |
ІО |
о |
05 |
со |
00 |
со |
ю |
'sT |
со |
см |
см' |
со' |
со' |
|
со' |
o' |
05“ |
о |
|
|
|
|
|
|
|
ю |
о |
ю |
о |
ю |
о |
ю |
о |
ю |
со |
со |
Сѵ |
г> |
со |
со |
05 |
05 |
о |
о' |
о' |
о' |
о |
о' |
о' |
о' |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
о |
IV |
^ч |
ю |
со |
IV |
со |
• |
о |
см' |
^“4 |
і-Ч • |
тН |
1—( |
і—1 |
см' |
||
|
ю |
со |
|
со |
05 |
о |
со |
|
ю |
со |
т-Ч |
со |
05 |
т—4 |
см |
г-4 т—Ч |
гН |
т—4 |
1-4 |
см |
см' |
||
05 |
1—1 |
со |
ю |
со |
о |
со |
см |
т-4 |
со |
N |
со |
а |
чЧ |
см |
см' |
|
У—( |
тН |
^ч |
см' |
см' |
||
ГР |
I V |
1— 4 |
гг |
I V |
со |
см |
I V |
ю |
со |
со |
05 |
о |
см |
ГГ |
со |
т—4 |
1—4 |
т-4 |
Т-4 |
см' |
см' |
см' |
см' |
|
|
|
|
||||
о |
ю |
о |
ю |
о |
ю |
о „ Ю |
|
см |
см |
со |
со |
гг |
я* |
ю |
to |
о |
о |
о' |
о |
о |
о' |
о |
о |
170