Файл: Повилейко Р.П. Архитектура машины. Художественное конструирование. Проблемы и практика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
здесь присутствует особая ось многоцветной |
или двух частей одной фигуры, представляется |
||
симметрии, превращающая позицию одного |
частным случаем гомологии. |
|
|
цвета в позицию другого цвета и совмещаю |
Принципы и идеи криволинейной симметрии |
||
щая их друг с другом при повороте револь |
применимы практически во всех областях ма |
||
верной головки. |
шиностроения там, где плоский стальной лист |
||
Многие изделия в машиностроении харак |
целенаправленно изменяет свои очертания и |
||
теризуются симметрией криволинейной, или |
кривизну без нарушения целостности и изме |
||
гомологией. В отличие от симметричных фигур |
нения толщины. Можно говорить |
не только |
|
с равными расстояниями между соответствен |
о стали, но й о других неметаллических маши |
||
ными точками, гомологические фигуры имеют |
ностроительных листовых материалах. |
||
неравные расстояния между точками (отраже |
В последнее время внимание исследователей |
||
ние фигур |
искривленными поверхностями). |
привлекает учение об антисимметрии, основ |
|
Плоскостные и прямолинейные элементы сим |
ное положение крторого, сформулированное |
||
метрии представляют собой лишь частные |
акад. А. В. Шубниковым, звучит так: «Подоб |
||
случаи элементов криволинейной симметрии. |
но тому, как правая рука равна левой, так, |
||
Гомологические фигуры можно получить и |
по нашему предположению, положительная |
||
другими способами, например, отражением |
фигура может быть равна отрицательной; этот |
||
фигуры в |
зеркальной плоскости с помощью |
вид равенства назовем противоположным ра |
|
не перпендикулярных, а косых лучей; в этом |
венством, или антиравенством». Операция ан |
||
случае круг после отражения превращается |
тисимметрии состоит из какой-либо операции |
||
в гомологический эллипс. То есть, может быть |
симметрии в сочетании с операцией перемены |
||
не только прямоугольная или ортогональная |
знака фигуры. Под знаком фигуры понимают |
||
симметрия, |
но и косая — точки на линиях, на |
различные характеристики объекта: знаки |
|
клонных к плоскости. Можно представить себе |
электрических зарядов плюс — минус, выпук |
||
такие оси симметрии, вокруг которых точки |
лость — вогнутость, черное — белое, |
растяже |
|
фигур вращаются не в перпендикулярных, а в |
ние-—сжатие, вперед — назад и т. д. |
|
|
косо расположенных плоскостях, не по кругам, |
Основные виды обработки в современном ма |
||
а по эллипсам, и т. д. Таким образом, симмет |
шиностроении сводятся к проявлению антисим |
||
рия, характеризуемая равенством расстояний |
метрии, т. е. к тому, что материал |
(сталь, чу |
|
между соответственными точками двух фигур |
гун, пластмассы и др.), не имеющий определен- |
4* |
51 |
Рис. 29. Основные классы симметричных форм в тех
нике. В V, VI, VII, VIII классах рассматриваются со ответственно 5, 6, 7-, 8 и 10-гранные призмы.
пой симметрии, принимает симметрию форми рующей среды (изложницы, штампы, фасонные резцы, гидросуппорты с копирами и т, д.). Принципы антисимметрии приложимы в техни-
ке и к таким объектам: тело человека и его рабочая одежда, зона нормальных движений рук при работе сидя и компоновка панелей управленияна пультах, сжатая для захвата ладонь и рукоятка управления, выпуклая по душечка пальца и вогнутая поверхность кноп ки и т. д. Элементы антиравенства во множест ве наблюдаются в компоновке рабочего места (машины) относительно оператора и в компо новке отдельных узлов и деталей машины друг относительно друга. По аналогии с обычными элементами симметрии здесь могут появиться антиоси, антиплоскости, антицентры симмет рии— элементы, с помощью которых антирав ные фигуры переходят друг в друга.
Асимметрия и дисимметрия
Симметрия широко распространена в живой природе. Она характерна для внешнего строе ния тела человека, млекопитающих, птиц, пре смыкающихся, земноводных, рыб, ракообраз ных, насекомых, многих растений. В живой природе распространена преимущественно зер кальная симметрия, связанная с особенностя
ми движения |
животных вверх — вниз и впе |
р ед -н азад . |
Сравнительно редко встречается |
П
среди организмов осевая Симметрия, которая занимает почетное место в человеческой дея тельности среди других видов симметрии бла годаря употреблению принципа ротации (про пеллер самолета, колесо автомашины, шпин дель токарного станка и т. д.). Правизну и левизну растений исследователи объясняют поразному — влиянием экватора, суточного вра щения земли, магнитного поля нашей плане ты. Столь пристальное внимание, которое уделяют проблеме симметрии в ботанике, объ яснимо не только общепознавательным интере сом, но и тем фактом, что симметричность ра стений в некоторых случаях каким-то образом воздействует на урожайность. Так, кокосовые деревья с левым расположением листьев ока зываются на 15 — 20% продуктивнее правых.
Широкое распространение форм симметрии в природе и технике в своей основе объясняет ся тем, что при всех иных условиях тело, обла дающее весовой и геометрической симметрией, имеет суженный спектр частот собственных ко лебаний, что соответствует большей устойчиво сти, жизнестойкости тела и организма. Симмет рия— это первичный признак организованной материи, и перенесение его в технику, т. е. в ка кой-то степени копирование природы, может быть отнесено к одному из основных принци пов проектирования современной техники — принципу бионическому.
Еще в прошлом веке, описывая скелетные образования радиолярий, известный естество испытатель Э. Геккель отметил, какой исклю чительный интерес могут представить для инженеров их конструкции, состоящие из повто ряющихся форм. Изучая симметричные конст рукции скелетов микроорганизмов, современ ный американский ученый Ля-Риколе предло жил аналогичные по структуре экономичные, прочные и красивые многослойные сотовые кон струкции типа «сендвич», которые сейчас на чали использовать в архитектуре (перекрытия залов), мостостроении, авиации (элементы кон струкции фюзеляжа и крыла самолета) и дру гих отраслях техники.
Точное геометрическое понятие зеркальной симметрии в художественном конструировании растворяется нередко в смутном понятии урав новешенности, которое сближает методы ком позиции в технике с искусством. В художест венном конструировании, как и в изобразитель ном искусстве, существуют композиции сим метричные и асимметричные. Промежуточной между ними является композиция дисимметричная, в которой симметричность основных элементов нарушена, но общее равновесие ком позиции сохраняется. При этом говорят о вы полнении так называемого «правила рычага», или «закона равновесия масс», в живописи, т. е. зрительно ощущаемом балансе обеих по-
53
а-бесобая асимметрия Es
--
—6 -геометрическая асимметрия Ег
ф* \
Фг, |
© |
б-зрительная асимметрия Е3 |
|
1Ф |
|
|
Рис. 30. |
Величины асимметрии. |
ловин композиции. Многие художники и архи текторы считают, что слегка не сбалансирован ные композиции гораздо привлекательней ком позиций симметричных.
Хорошо известно, что идеально симметрич ных людей практически не существует. И по форме тела, и по функциям, им выполняемым, человек асимметричен, или, строже говоря, дисимметричен. Дисимметрично лицо человека. В криминалистике говорят даже о правом и ле вом лицах. При правом типе правая половина лица более высокая и узкая, а левая — более
- Широкая и низкая по высоте. Левый типхарак-
теризуется обратными соотношениями половин лица. В кривой улыбке, т. е. в улыбке одной половиной лица, принимает участие преиму щественно широкая его половина, а привычное поднятие одной брови при мимике происходит, наоборот, на узкой половине. Дисимметрично тело человека. У людей почти всегда сердце расположено слева. Различны правая и левая сторона человеческого мозга, легкие, сосуди стая система, кожные борозды пальцев и ладо ней, пигментация волос и многие иные элемен ты правой и левой частей человеческого тела по размерам, форме и выполняемым функци ям. В связи с этими особенностями человека при конструировании производственного окру жения необходимо учитывать следующее:
—органы управления, требующие больших усилий, должны располагаться на правой сто роне панелей (правая рука примерно на 10% сильнее левой);
—на правой же стороне должны распола гаться органы управления, которые обеспечи вают выполнение наиболее ответственных и точных операций (в том числе кнопки «Пуск»
и«Стоп», органы управления, выполняющие аварийные функции);
—наиболее важные индикаторы, требую щие постоянного внимания, следует распола гать в верхней части панели (по возможности
вверхней левой четверти панели);
$4
—ручной инструмент следует изготавливать под правую руку, левая рука при работе яв ляется удерживающей (удерживает, поддержи вает деталь), правая — работающей;
—при работе, связанной со значительным комплексом движений или значительными фи зическими нагрузками, правая половина рабо чей одежды (карманы, плечи, сгибы) должна выполняться более прочной и износоустой чивой.
Оценна симметричных форм
В технике очень редко встречается идеально симметричная машина, прибор, станок, меха низм, инструмент. Как правило, все они дисимметричны или асимметричны в целом, а в каж дом узле, нарушающем в той или иной степени симметрию машины, можно найти детали, на рушающие в свою очередь симметрию узла,
ит. д.
Всовременном технологическом оборудова
нии наблюдается 3 основных формы наруше ния симметрии; весовая асимметрия (дисиммет рия), геометрическая (масса распределена сим-
Рис. 31. Ритмический комплекс рабочей среды.
55
I
согласный |
встречный |
ибетобой ритм |
ибетобой ритм |
I
щен в пространстве от точки пересечения трех плоскостей симметрии описываемого паралле лепипеда. Величина Ев безразмерна и опреде ляется по формуле:
Ев = 1 - £м
Рб ’
где Р„ — меньший из весов, характеризующих геометрически симметричные половины; Pq— больший из весов.
Величина Ег определяется по формуле:
Рис. 32. Риты н цвет.
метрично, но отдельные объемы неоправданно раздуты контурами накладных кожухов), зри тельная (геометрически и по весу уравнове шенные конструкции имеют зрительно неурав новешенные фасады). На практике могут встречаться не только отдельные формы нару шения симметрии, но и различные их сочета ния. Соответственно формам нарушения мож но рассматривать три различных величины асимметрии: величина весовой асимметрии Ев, величина геометрической асимметрии Ег, вели чина зрительной асимметрии Е3.
ВеличинаЕв характеризует станки, формы которых геометрически симметричны и зри тельно уравновешены, но центр тяжести сме-
Er = 1 - — ,
V6 ’
где VM— меньший из объемов, характеризую щих симметричные по весу половины; Уб— больший из объемов.
Величина Е3 определяется по формуле:
где Ф„ ■— количество узлов зрительного напря жения (или числа фиксаций, т. е. остановок взгляда), характеризующих ту из геометриче ски симметричных половин, которая привлека ет меньшее внимание оператора; Ф6 — количе ство узлов зрительного напряжения, характери зующих ту из геометрически симметричных по ловин, которая привлекает большее внимание оператора,
56
Ориентировочно можно считать, что форма дисимметрична при значениях 0 < Е <0,1 и асимметрична при 0,1 <.£’•< 1,0. Для машин сложных форм за расчетную плоскость симмет рии берется вертикальная плоскость симмет рии, рассекающая главный вид описываемого параллелепипеда (автоматы и оборудование дистанционного управления), или же плоскость симметрии оператора, находящегося в наибо лее удобном для управления месте (полуавто маты, универсальные металлорежущие станки и т. д.).
Симметрия и ритм
Ритм — чередование одинаковых или схожих элементов. Сходство может быть функциональ ным и .формальным. Оно может определяться направлением элементов (горизонталь, верти каль, наклонная линия), их геометрической формой (прямолинейность или криволинейность, округлость и т. п.), их величиной, мас сой, цветом окраски, и др. Самые различные объемные и плоскостные элементы, повторен ные в конструкции, приобретают ритмический характер: фирменные знаки, жалюзи, радиусы закруглений, маховички, индикаторы и т. д. Признаки ритма наблюдаются в любой орга
низованной форме, а следовательно, в любой машине, приборе, станке, достаточно крупном узле и детали.
В крупных механических цехах, где стоят самые различные станки и где происходит об работка деталей самых различных габаритов, подчеркнутый цветом ритмический шаг колонн, проходов и других ритмических рядов умень шает зрительное впечатление хаоса и неорга низованности, воспринимается как организую щее начало. Ритмический комплекс рабочей среды включает, в порядке постепенного укруп нения, следующие основные ритмические ряды: а) микроритм зоны обработки детали (дорож ки, оставляемые на детали резцом, деления и штрихи индикаторов, мелкие завитки струж ки); б) ритм органов управления и индикато ров; в) ритм более крупных членений станка; г) ритм элементов рабочего места (станок, шкаф электрооборудования, пульт управления, тумбочка, стеллаж с обработанными деталями). д) ритм групп оборудования; е) ритм архитек турных элементов цеха. В соответствии с этими основными ступенями ритмического ряда стро ятся цветовые композиции с усилением цветов от рабочей зоны к периферии поля обзора.
Ритм и определяемое им ритмическое члене ние пространственных форм (плоскости, объе мы) образуются при ясно выраженном законо мерном чередовании элементов формы и интер-
S7