Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 150
Скачиваний: 0
Рис. 35. Схема регулятора топливного насоса ЯЗТА (при нерабо тающем двигателе):
/ — кулачковый |
вал |
насоса: |
2— |
кулнса; |
3— пята; |
4— |
упорный подшипник; |
|||||||
5 — муфта; |
6—ведущая |
шестерня; |
7 — ведомая шестерня; |
8— |
державка |
гру |
||||||||
зов; 9— груз; 10— рычаг |
рейки; |
11— главная пружина; |
12 — рычаг |
пружины; |
||||||||||
13— пружина |
рейки; |
14— |
рейка |
насоса; |
15 — болт |
максимальных |
оборотов; |
|||||||
16 — рычаг |
управления; |
17 — болт |
минимальных |
оборотов |
холостого |
хода; |
||||||||
18 — двуплечий |
рычаг; |
19, |
21 |
и |
25 — регулировочные |
винты; |
20— |
пружина; |
||||||
22 — рычаг |
регулятора; 23 — упор |
корректирующего |
устройства; |
24 — скоба ку |
||||||||||
|
|
|
|
лисы; 26 — палец кулисы. |
|
|
|
|
|
|
лике управления регулятором жестко посажены рычаг 12 пружины и рычаг 16 управления. С рычагом 12 соединен один конец главной пружины 11. Поворот рычага управ ления регулятором ограничивается болтом 17 минималь ных оборотов холостого хода и болтом 15 максимальных оборотов. В верхней части корпуса установлена ось ры чагов, на которой свободно подвешен двуплечий рычаг 18. Одно плечо соединено с пружиной регулятора, а другое при помощи регулировочного винта 19 упирается
5* |
67 |
в рычаг 22 регулятора. Рычаг регулятора подвешен на той же оси, что и двуплечий рычаг. Рычаг регулятора снабжен регулировочным винтом 21, в нем же •установле но корректирующее устройство пружинного типа с упо ром 23.
Перед пуском двигателя скоба 24 кулисы освобожда ется рычагом управления кулисой и при помощи спи ральной пружины кулиса устанавливается в рабочее по ложение. Рычаг 16 управления регулятором поворачива ют до упора в болт 15. При этом повернется и рычаг 12 пружины, чем будет обеспечено предварительное натя жение главной пружины регулятора. Этим усилием пру
жины винт 19 двуплечего рычага упрется в рычаг |
22 |
регулятора, который повернется до упора головкой вин та 21 в валик управления регулятором (усилие главной пружины на муфту не передается). Пружина корректи рующего устройства выдвинет до отказа упор этого уст ройства, а пружина пускового обогатителя повернет ры чаг рейки влево до упора кулисы в винт 25. В этом слу чае усилие нажатия будет испытывать пята и муфта регулятора, грузы регулятора полностью сойдутся.
После запуска дизеля возрастающая центробежная сила преодолеет предварительное натяжение пружины пускового обогатителя, вследствие чего повернется ры чаг 10 рейки вокругпальца 26 кулисы. Пята упрется в упор корректирующего устройства, и после преодоления пред варительного сжатия пружины корректирующего устрой
ства пята и упор будут передвигаться вправо, а |
вместе |
||
с |
ними при помощи рычага 10 переместится вправо |
и |
|
рейка насоса. Упор корректирующего устройства |
упрет |
||
ся |
в рычаг 22 и начнет отводить головку винта |
21 |
от |
валика управления. Через винт 19 двуплечий рычаг 18 начнет растягивать главную пружину регулятора (пру жина корректора отключилась). Момент касания голов ки винта 21 валика управления определяет номиналь ные подачи и угловую скорость вала.
При перегрузке двигателя головка винта 21 коснется валика управления, главная пружина отключится, с уменьшением угловой скорости пружина корректирующе го устройства передвинет упор и пяту влево, благодаря чему подача топлива увеличится.
Для остановки двигателя рычаг 16 поворачивают до упора в болт 17, а скобу кулисы опускают, вследствие чего дополнительно поворачивается рычаг рейки вокруг
68
пальца пяты для полного выключения подачи. Пружина 20 служит для обеспечения устойчивых минимальных оборотов холостого хода.
Пути совершенствования регуляторов
В настоящее время проводят работы по доводке топ ливных насосов распределительного типа со встроенными регуляторами. В таком насосе смонтированы ротор-рас пределитель с двумя оппозитно расположенными в нем плунжерами, неподвижная кулачковая шайба. Количест во топлива дозируют дросселированием на впуске.
Также важными являются работы по уменьшению степени неравномерности регулирования и повышению устойчивости.
На тракторных дизелях' все шире применяют турбонаддув, поэтому появилась возможность регулирования рабочего процесса в цилиндрах не только за счет коли чества топлива, но за счет количества воздуха. В этом случае имеют в виду создание двигателей постоянной мощности. Не менее важной задачей является создание системы регулирования, обеспечивающей постоянство уг ловой скорости вала тракторного дизеля. Выполнение многих сельскохозяйственных работ требует поддержа ния постоянной линейной или угловой скорости, так как этим определяется качество выполнения самой ра боты (обмолот и сепарация вороха, квадратно-гнездовой посев и др . ) .
Как указывалось выше, возможно создание так на зываемых инвариантных систем автоматического регули рования. В данном случае, регулируемый параметр—уг ловая скорость должна быть инвариантна (независима, оставаться постоянной) относительно любых изменений
нагрузки. Кроме того, надо иметь два |
канала передачи |
от внешнего воздействия. |
|
Чем вызвана необходимость иметь второй канал пере^ |
|
дачи внешнего воздействия? Нагрузка |
прикладывается |
к коленчатому валу дизеля и, преодолевая его инерци онные свойства (во много раз большие по сравнению с другими элементами системы), изменяет угловую ско рость вала. Датчик угловой скорости регулятора реаги рует только на изменение ее, что вызывает запаздывание системы. Если же одновременно передать изменение на грузки на регулирующий орган (например, рейку топлив-
G9
д,Ш
\T9P+J.9
Ткр*6
"е. 90 л. с.
А/,
75
'и.
игсм
ВО
30 45
20 30
10 15
1100
к ± ъ ч ± > -
1
тзР*Я
|
Nr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
г |
|
|
Gu |
кг/ч |
|
М,, |
- - |
|
|
|
23 |
|
||
—— |
|
|
|
|
|
9e-r |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
18 |
ЛС.Ч. |
|
|
|
|
|
Г " " " |
|
% |
225 |
|
|
|
* * » |
|
|
|
13 |
•210 |
||
|
N. |
\ |
|
|
|
|
i |
||
|
~~ |
1 |
|
9e |
|
|
|||
|
|
|
• |
!i |
|
195 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
1 |
|
1- |
|
|
|
||
|
|
\ U |
-T |
|
|
|
|||
|
|
|
\ |
' |
|
T |
|
180 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1200 1300 |
1Ш |
|
1500 |
WOO 1700 |
1800 П, OS/MUH |
б
Рис. |
36. Структурная схема (а) |
макетного |
образца |
инвариантной |
||||
САР |
и стандартная характеристика (б) |
двигателя |
СМД-15К |
с инва |
||||
|
риантной САР |
угловой |
скорости: |
|
|
|
||
|
/ — основной режим; 2 и |
3— |
промежуточные |
режимы. |
|
|||
ного насоса), то будет как |
бы |
предваряться |
снижение |
|||||
оборотов увеличением подачи топлива. |
|
|
|
|||||
На рисунке 36, а представлена |
структурная |
схема |
макетного образца инвариантной САР угловой скорости вала двигателя СМД-15К, разработанная в Волгоград ском сельскохозяйственном институте. Момент на грузки Хз через ременную передачу с предварительным натяжением Т0 преобразуется в нагрузку на валу двига теля f(t), которая изменяет угловую скорость ор; по вто-
70