Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 35. Схема регулятора топливного насоса ЯЗТА (при нерабо­ тающем двигателе):

/ — кулачковый

вал

насоса:

2

кулнса;

3— пята;

4

упорный подшипник;

5 — муфта;

6—ведущая

шестерня;

7 — ведомая шестерня;

8

державка

гру­

зов; 9— груз; 10— рычаг

рейки;

11— главная пружина;

12 — рычаг

пружины;

13— пружина

рейки;

14

рейка

насоса;

15 — болт

максимальных

оборотов;

16 — рычаг

управления;

17 — болт

минимальных

оборотов

холостого

хода;

18 — двуплечий

рычаг;

19,

21

и

25 — регулировочные

винты;

20—

пружина;

22 — рычаг

регулятора; 23 — упор

корректирующего

устройства;

24 — скоба ку­

 

 

 

 

лисы; 26 — палец кулисы.

 

 

 

 

 

 

лике управления регулятором жестко посажены рычаг 12 пружины и рычаг 16 управления. С рычагом 12 соединен один конец главной пружины 11. Поворот рычага управ­ ления регулятором ограничивается болтом 17 минималь­ ных оборотов холостого хода и болтом 15 максимальных оборотов. В верхней части корпуса установлена ось ры­ чагов, на которой свободно подвешен двуплечий рычаг 18. Одно плечо соединено с пружиной регулятора, а другое при помощи регулировочного винта 19 упирается

5*

67


в рычаг 22 регулятора. Рычаг регулятора подвешен на той же оси, что и двуплечий рычаг. Рычаг регулятора снабжен регулировочным винтом 21, в нем же •установле­ но корректирующее устройство пружинного типа с упо­ ром 23.

Перед пуском двигателя скоба 24 кулисы освобожда­ ется рычагом управления кулисой и при помощи спи­ ральной пружины кулиса устанавливается в рабочее по­ ложение. Рычаг 16 управления регулятором поворачива­ ют до упора в болт 15. При этом повернется и рычаг 12 пружины, чем будет обеспечено предварительное натя­ жение главной пружины регулятора. Этим усилием пру­

жины винт 19 двуплечего рычага упрется в рычаг

22

регулятора, который повернется до упора головкой вин­ та 21 в валик управления регулятором (усилие главной пружины на муфту не передается). Пружина корректи­ рующего устройства выдвинет до отказа упор этого уст­ ройства, а пружина пускового обогатителя повернет ры­ чаг рейки влево до упора кулисы в винт 25. В этом слу­ чае усилие нажатия будет испытывать пята и муфта регулятора, грузы регулятора полностью сойдутся.

После запуска дизеля возрастающая центробежная сила преодолеет предварительное натяжение пружины пускового обогатителя, вследствие чего повернется ры­ чаг 10 рейки вокругпальца 26 кулисы. Пята упрется в упор корректирующего устройства, и после преодоления пред­ варительного сжатия пружины корректирующего устрой­

ства пята и упор будут передвигаться вправо, а

вместе

с

ними при помощи рычага 10 переместится вправо

и

рейка насоса. Упор корректирующего устройства

упрет­

ся

в рычаг 22 и начнет отводить головку винта

21

от

валика управления. Через винт 19 двуплечий рычаг 18 начнет растягивать главную пружину регулятора (пру­ жина корректора отключилась). Момент касания голов­ ки винта 21 валика управления определяет номиналь­ ные подачи и угловую скорость вала.

При перегрузке двигателя головка винта 21 коснется валика управления, главная пружина отключится, с уменьшением угловой скорости пружина корректирующе­ го устройства передвинет упор и пяту влево, благодаря чему подача топлива увеличится.

Для остановки двигателя рычаг 16 поворачивают до упора в болт 17, а скобу кулисы опускают, вследствие чего дополнительно поворачивается рычаг рейки вокруг

68


пальца пяты для полного выключения подачи. Пружина 20 служит для обеспечения устойчивых минимальных оборотов холостого хода.

Пути совершенствования регуляторов

В настоящее время проводят работы по доводке топ­ ливных насосов распределительного типа со встроенными регуляторами. В таком насосе смонтированы ротор-рас­ пределитель с двумя оппозитно расположенными в нем плунжерами, неподвижная кулачковая шайба. Количест­ во топлива дозируют дросселированием на впуске.

Также важными являются работы по уменьшению степени неравномерности регулирования и повышению устойчивости.

На тракторных дизелях' все шире применяют турбонаддув, поэтому появилась возможность регулирования рабочего процесса в цилиндрах не только за счет коли­ чества топлива, но за счет количества воздуха. В этом случае имеют в виду создание двигателей постоянной мощности. Не менее важной задачей является создание системы регулирования, обеспечивающей постоянство уг­ ловой скорости вала тракторного дизеля. Выполнение многих сельскохозяйственных работ требует поддержа­ ния постоянной линейной или угловой скорости, так как этим определяется качество выполнения самой ра­ боты (обмолот и сепарация вороха, квадратно-гнездовой посев и др . ) .

Как указывалось выше, возможно создание так на­ зываемых инвариантных систем автоматического регули­ рования. В данном случае, регулируемый параметр—уг­ ловая скорость должна быть инвариантна (независима, оставаться постоянной) относительно любых изменений

нагрузки. Кроме того, надо иметь два

канала передачи

от внешнего воздействия.

 

Чем вызвана необходимость иметь второй канал пере^

дачи внешнего воздействия? Нагрузка

прикладывается

к коленчатому валу дизеля и, преодолевая его инерци­ онные свойства (во много раз большие по сравнению с другими элементами системы), изменяет угловую ско­ рость вала. Датчик угловой скорости регулятора реаги­ рует только на изменение ее, что вызывает запаздывание системы. Если же одновременно передать изменение на­ грузки на регулирующий орган (например, рейку топлив-

G9



д,Ш

\T9P+J.9

Ткр*6

"е. 90 л. с.

А/,

75

'и.

игсм

ВО

30 45

20 30

10 15

1100

к ± ъ ч ± > -

1

тзР*Я

 

Nr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

г

 

 

Gu

кг/ч

 

М,,

- -

 

 

 

23

 

——

 

 

 

 

 

9e-r

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

18

ЛС.Ч.

 

 

 

 

 

Г " " "

 

%

225

 

 

* * »

 

 

 

13

•210

 

N.

\

 

 

 

 

i

 

~~

1

 

9e

 

 

 

 

 

!i

 

195

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1-

 

 

 

 

 

\ U

-T

 

 

 

 

 

 

\

'

 

T

 

180

 

 

 

 

 

 

 

 

1200 1300

 

1500

WOO 1700

1800 П, OS/MUH

б

Рис.

36. Структурная схема (а)

макетного

образца

инвариантной

САР

и стандартная характеристика (б)

двигателя

СМД-15К

с инва­

 

риантной САР

угловой

скорости:

 

 

 

 

/ — основной режим; 2 и

3

промежуточные

режимы.

 

ного насоса), то будет как

бы

предваряться

снижение

оборотов увеличением подачи топлива.

 

 

 

На рисунке 36, а представлена

структурная

схема

макетного образца инвариантной САР угловой скорости вала двигателя СМД-15К, разработанная в Волгоград­ ском сельскохозяйственном институте. Момент на­ грузки Хз через ременную передачу с предварительным натяжением Т0 преобразуется в нагрузку на валу двига­ теля f(t), которая изменяет угловую скорость ор; по вто-

70