Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Г л а в а 5. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ, БЛОКИРОВКИ И СИГНАЛИЗАЦИИ
Устройства автоматической защиты от аварийных режимов
Для защиты деталей от возможных перегрузок при передаче тяговых или окружных усилий в машинах ши рокое применение получили различные автоматические устройства. Задача таких устройств — надежная переда ча нагрузок во всем рабочем диапазоне, отключение уз ла или системы при перегрузках и автоматическое вклю чение при снижении нагрузок до допустимых пределов.
Наиболее |
известны предохранительные |
устройства, |
||
установленные на плугах и культиваторах. |
При |
наезде |
||
на камни в почве рабочие органы поднимаются |
и, |
минуя |
||
препятствие, |
вновь углубляются в почву. Для |
примера |
на рисунке 74 показана схема автоматического пружин ного предохранителя культиваторов КПН-3 и КПН-4А. Предохранитель представляет собой четырехзвенник /—2—3—4, замыкаемый пружиной 6 до упора звена 1— 4 в регулировочную эксцентриковую муфту. Усилие, при котором происходит поворот стойки с лапой, опре деляют предварительным натяжением пружины. При ра боте в средних условиях экцентриковая граненая гай ка предохранителя должна быть направлена к обойме
звена гранью с тремя |
насечками. |
При установке |
грани |
с меньшим числом насечек усилие |
срабатывания |
повы |
|
шается. |
|
|
|
Время нарастания |
усилия при |
наезде на препятст |
вие очень мало, не превышает 0,05 с. Наличие пружины вызывает колебания в системе. Кроме того, сами рабо чие органы под действием переменных сил могут коле баться. Для плугов в настоящее время разработаны ры
чажные предохранительные |
устройства (без |
пружин), |
когда момент срабатывания |
автоматического |
устройст |
ва определяется превышением сопротивления |
на корпу |
се плуга над сопротивлением остальных корпусов. Если учесть, что колебания сопротивления на отдельных кор пусах, вызываемые неоднородностью почвы, не превы шают 150%, срабатывание механизма рассчитывают на превышение усилия в 1,7 раза.
Значительно чаще применяют в сельскохозяйствен-
184
ных машинах автоматические предохранительные уст ройства, ограничивающие величину окружных усилий. Это фрикционные или зубчатые муфты предельного
крутящего |
момента. |
|
|
|
|
|
|
|||
В настоящее время больше распространены фрикци |
||||||||||
онные муфты |
с |
плоскими |
трущимися |
поверхностями |
||||||
вследствие |
простоты |
|
конструкции |
и плавности включе |
||||||
ния. Для примера на |
рисунке 75 |
показана |
конструкция |
|||||||
предохранительной |
муфты |
ведущего |
вала |
наклонно |
||||||
го транспортера комбайна |
|
|
|
|
||||||
СК-4. |
На |
валу |
свободно |
|
|
|
|
|||
посажен ведущий |
диск, к |
|
|
|
|
|||||
нему |
прикреплены |
|
звез |
|
|
|
|
|||
дочки, |
шкив |
8 я |
фрикци |
|
|
|
|
|||
онное |
кольцо |
1. |
Ведомый |
|
|
|
|
|||
диск |
3 жестко сидит |
на |
|
|
|
|
||||
валуи зажат между |
фрик |
|
|
|
|
|||||
ционными кольцами веду-' |
|
|
|
|
||||||
щего и нажимного 6 дис |
|
|
|
|
||||||
ков за счет |
усилия |
|
пру |
|
|
|
|
|||
жин на болтах 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Величина |
предельного |
|
|
|
|
|||||
момента, |
передаваемого |
|
|
|
|
|||||
муфтой, зависит от сжа |
|
|
|
|
||||||
тия пружин на болтах 5, |
|
|
|
|
||||||
затяжка их |
|
равномерная. |
|
|
|
|
||||
В заводских |
инструкциях |
|
|
|
|
|||||
приводится |
|
значение |
мо |
|
|
|
|
|||
мента, |
когда начинается |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
1 |
|
г |
|
|
|
|
Рис. 74. Автоматический пру |
Рис. 75. |
Предохранительная |
муф |
||||||||
та |
вала |
наклонного |
транспортера |
||||||||
жинный |
предохранитель |
куль |
|
|
СК-4: |
|
|
|
|||
|
тиватора |
КПН-4А: |
|
1,2 — фрикционные |
кольца; |
3 — ведо |
|||||
1, 2, |
3, 4 — шарниры четырехзвен- |
мый |
диск; |
4 — ведущий |
вал; |
5 — болт; |
|||||
ннка; |
5 — регулировочная |
эксцент |
6— |
нажимной диск; |
7 — шкнв; |
в — в е |
|||||
риковая |
муфта; |
6 — пружина. |
|
|
дущий |
диск. |
|
|
185
проскальзывание ведущей звездочки (шкива) относитель но вала. Лучше проверять динамометрическим ключом (измеряющим момент на валу). Ключ соединяется с ве дущим элементом через отрезок цепи, а вал, получающий привод через предохранительную муфту, застопорен. Данные по предельному моменту для различных узлов указаны в таблице 8.
|
Т а б л и ц а 8 |
|
Момент сра |
Валы с муфтами |
батывания |
|
муфты, кгс-м |
Мотовила жатки |
|
СК-4 |
|
|
|
|
|
10 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Шнека жатки |
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|||
Наклонного |
(плавающего) транспортера |
|
|
|
|
10 |
|||||
Выгрузного |
шнека |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
||
Мотовила жатки ЖРБ - 4,9 н ЖРС-4,9 |
|
|
|
|
10 |
||||||
Мотовила жатки Ж В Н - 6 |
|
|
|
|
|
10 |
|||||
Если муфты на валах вне поля зрения механизато |
|||||||||||
ров, они, кроме отключения привода, должны |
подавать |
||||||||||
звуковой |
сигнал. В |
этом |
случае |
применяют |
зубчатые |
||||||
предохранительные |
муфты: при |
отключении |
подается |
||||||||
звуковой |
сигнал пощелкивания зубьев |
(может |
дублиро |
||||||||
ваться |
и |
электрическим сигналом). Регулировка сжа |
|||||||||
тия |
пружин таких |
муфт |
разнообразна. В |
одном |
случае |
||||||
для |
ограничения |
предварительного |
сжатия |
пружины |
|||||||
ставят |
контрольные |
трубки или |
просто |
задают |
размер |
||||||
сжатой |
пружины |
|
(для |
кукурузоуборочного |
комбайна |
КОП-1,4 сжимают пружины муфт привода очистителя и транспортера початков до 100 мм, подающих цепей и транспортера неочищенных початков до 61 мм) . Другой прием «зуб на зуб» заключается в установке муфты в положение, когда соприкасаются вершины зубьев. Пру жина в этом положении зажимается до соприкоснове
ния |
витков, гайку пружины отвертывают на одни обо |
рот |
и контрят. |
Наиболее высока степень автоматизации предохра нительной .муфты привода соломонабивателя копнителя СК-4 (рис. 76). При передаче момента больше 8,5 кгс - м звездочка 1 с кулачками 2 проворачивается, коническая пружина 4 сжимается, эксцентрик 3 подходит к ролику
186
А-А
|А
Рис. 76. Предохранительная муфта |
привода соломо- |
|
||
иабивателя |
копнителя |
СК-4: |
|
|
/ — з в е з д о ч к а ; 2—кулачок; |
3 — эксцентрик; |
4 — коническая |
|
|
пружина; 5 — ролик; 6 — рычаг. |
|
|||
5 и через рычаг 6 и тяги |
открывает |
защелки |
днища |
|
копнителя. Причина, вызывающая |
срабатывание |
муф |
||
ты, —• полное заполнение |
копнителя, |
устраняется авто |
матически, копнитель разгружается. Кроме определен
ной затяжки пружины |
(по моменту срабатывания), |
ре |
||
гулируют зазор между |
плоскостью торца |
кулачка |
3 и |
|
плоскостью ролика 5 в пределах 8—10 |
мм |
болтом рыча |
||
га 6 (тяга к рычагу вала сбрасывания |
копны не должна |
|||
провисать). |
|
|
|
|
В системах электрооборудования тракторов устанав ливают элементы релейной защиты от чрезмерного уве личения токов. Так, на рисунке 55 показаны два эле мента такой автоматической защиты: реле ограничения тока 2 и реле обратного тока /.
187
|
|
|
|
|
Обмотка |
|
р ел е- о г р ан 11 ч ител я |
||||||
|
|
|
|
|
тока ОРТ включена в цепь гене |
||||||||
|
|
|
|
|
ратора и нагрузки последователь |
||||||||
|
|
|
|
|
но. При нормальной |
величине то |
|||||||
|
|
|
|
|
ка |
контакты |
К\ и К% замкнуты. |
||||||
|
|
|
|
|
Ток |
от клеммы Я через |
ОРТ, да |
||||||
|
|
|
|
|
лее |
обмотку |
|
РО |
реле |
обратного |
|||
|
|
|
|
|
тока |
и его замкнутые |
контакты |
||||||
|
|
|
|
|
идет на клемму Б. При. большом |
||||||||
|
|
|
|
|
токе |
нагрузки |
магнитный |
поток |
|||||
|
|
|
|
|
разорвет контакты К.2 и К\. Одно |
||||||||
|
|
|
|
|
временно при большом |
токе в це |
|||||||
|
|
|
|
|
пи потребителей упадет напряже |
||||||||
|
|
|
|
|
ние, |
контакты |
К$ и /С4 замкнутся. |
||||||
|
|
|
|
|
В этом случае для тока в обмот |
||||||||
|
|
|
|
|
ку возбуждения появятся две па |
||||||||
Рис. 77. Термобимстал- |
раллельные цепи: от щетки плюс, |
||||||||||||
лнческий |
предохранитель |
клемму Я, сопротивление |
|
30 Ом, |
|||||||||
типа |
П Р 2 - Б : |
|
замкнутые |
контакты |
Кз |
и К* К |
|||||||
/ — кнопка; |
|
|
2—биметалли |
||||||||||
ческая пластина; 3, б— кон |
клемме Ш; |
от плюсовой |
|
щетки, |
|||||||||
тактные винты; |
4 — регули |
через обмотку ВО регулятора на |
|||||||||||
ровочный |
винт; |
5 — контр |
|||||||||||
|
гайка. |
|
пряжения, |
магннтопровод |
реле |
||||||||
|
|
|
|
|
ограничителя |
тока, сопротивлений |
|||||||
13 и 60 Ом к клемме Ш. Такое включение |
сопротивле |
||||||||||||
ний значительно |
понижает |
напряжение |
генератора, а |
||||||||||
значит, |
и уменьшает |
потребляемый |
ток |
(контакты К\ и |
|||||||||
/Сг замыкаются, далее процесс повторяется). |
|
|
|
|
|||||||||
Второе реле защиты предохраняет генератор от тока |
|||||||||||||
разрядки |
аккумулятора, когда э. д. с. аккумулятора вы |
||||||||||||
ше напряжения |
на клеммах генератора. Появление та |
||||||||||||
кого обратного тока |
в. обмотке РО при взаимодействии |
||||||||||||
с током в параллельной обмотке НО приведет к |
размаг |
ничиванию сердечника, якорем реле 1 разомкнет кон такты.
Для термокомпенсации параллельно обмотке НО подключена обмотка ОТК, якорек подвешен на элас тичной термобиметаллической пластине.
Для защиты от токов короткого замыкания в сис темах электрооборудования тракторов ставят блоки плавких предохранителей ПР-10, ПР-12Д, на автомо билях устанавливают также термобиметаллические пре дохранители ПР-510А, ПР2 - Б . В плавких предо!храни-
телях используют вставки из меди |
(медная проволо |
ка диаметром 0,26 мм выдерживает |
ток до 10 А, а диа- |
188