Файл: Морозов А.Х. Эксплуатация автоматических устройств мобильных сельскохозяйственных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а 5. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОЙ

ЗАЩИТЫ, БЛОКИРОВКИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Устройства автоматической защиты от аварийных режимов

Для защиты деталей от возможных перегрузок при передаче тяговых или окружных усилий в машинах ши­ рокое применение получили различные автоматические устройства. Задача таких устройств — надежная переда­ ча нагрузок во всем рабочем диапазоне, отключение уз­ ла или системы при перегрузках и автоматическое вклю­ чение при снижении нагрузок до допустимых пределов.

Наиболее

известны предохранительные

устройства,

установленные на плугах и культиваторах.

При

наезде

на камни в почве рабочие органы поднимаются

и,

минуя

препятствие,

вновь углубляются в почву. Для

примера

на рисунке 74 показана схема автоматического пружин­ ного предохранителя культиваторов КПН-3 и КПН-4А. Предохранитель представляет собой четырехзвенник /—23—4, замыкаемый пружиной 6 до упора звена 1— 4 в регулировочную эксцентриковую муфту. Усилие, при котором происходит поворот стойки с лапой, опре­ деляют предварительным натяжением пружины. При ра­ боте в средних условиях экцентриковая граненая гай­ ка предохранителя должна быть направлена к обойме

звена гранью с тремя

насечками.

При установке

грани

с меньшим числом насечек усилие

срабатывания

повы­

шается.

 

 

 

Время нарастания

усилия при

наезде на препятст­

вие очень мало, не превышает 0,05 с. Наличие пружины вызывает колебания в системе. Кроме того, сами рабо­ чие органы под действием переменных сил могут коле­ баться. Для плугов в настоящее время разработаны ры­

чажные предохранительные

устройства (без

пружин),

когда момент срабатывания

автоматического

устройст­

ва определяется превышением сопротивления

на корпу­

се плуга над сопротивлением остальных корпусов. Если учесть, что колебания сопротивления на отдельных кор­ пусах, вызываемые неоднородностью почвы, не превы­ шают 150%, срабатывание механизма рассчитывают на превышение усилия в 1,7 раза.

Значительно чаще применяют в сельскохозяйствен-

184


ных машинах автоматические предохранительные уст­ ройства, ограничивающие величину окружных усилий. Это фрикционные или зубчатые муфты предельного

крутящего

момента.

 

 

 

 

 

 

В настоящее время больше распространены фрикци­

онные муфты

с

плоскими

трущимися

поверхностями

вследствие

простоты

 

конструкции

и плавности включе­

ния. Для примера на

рисунке 75

показана

конструкция

предохранительной

муфты

ведущего

вала

наклонно­

го транспортера комбайна

 

 

 

 

СК-4.

На

валу

свободно

 

 

 

 

посажен ведущий

диск, к

 

 

 

 

нему

прикреплены

 

звез­

 

 

 

 

дочки,

шкив

8 я

фрикци­

 

 

 

 

онное

кольцо

1.

Ведомый

 

 

 

 

диск

3 жестко сидит

на

 

 

 

 

валуи зажат между

фрик­

 

 

 

 

ционными кольцами веду-'

 

 

 

 

щего и нажимного 6 дис­

 

 

 

 

ков за счет

усилия

 

пру­

 

 

 

 

жин на болтах 5.

 

 

 

 

 

 

 

Величина

предельного

 

 

 

 

момента,

передаваемого

 

 

 

 

муфтой, зависит от сжа­

 

 

 

 

тия пружин на болтах 5,

 

 

 

 

затяжка их

 

равномерная.

 

 

 

 

В заводских

инструкциях

 

 

 

 

приводится

 

значение

мо­

 

 

 

 

мента,

когда начинается

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

г

 

 

 

 

Рис. 74. Автоматический пру­

Рис. 75.

Предохранительная

муф­

та

вала

наклонного

транспортера

жинный

предохранитель

куль­

 

 

СК-4:

 

 

 

 

тиватора

КПН-4А:

 

1,2 — фрикционные

кольца;

3 — ведо­

1, 2,

3, 4 — шарниры четырехзвен-

мый

диск;

4 — ведущий

вал;

5 — болт;

ннка;

5 — регулировочная

эксцент­

6—

нажимной диск;

7 — шкнв;

в — в е ­

риковая

муфта;

6 — пружина.

 

 

дущий

диск.

 

 

185


проскальзывание ведущей звездочки (шкива) относитель­ но вала. Лучше проверять динамометрическим ключом (измеряющим момент на валу). Ключ соединяется с ве­ дущим элементом через отрезок цепи, а вал, получающий привод через предохранительную муфту, застопорен. Данные по предельному моменту для различных узлов указаны в таблице 8.

 

Т а б л и ц а 8

 

Момент сра­

Валы с муфтами

батывания

 

муфты, кгс-м

Мотовила жатки

 

СК-4

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

Шнека жатки

 

 

 

 

 

 

 

10

Наклонного

(плавающего) транспортера

 

 

 

 

10

Выгрузного

шнека

 

 

 

 

 

 

 

15

Мотовила жатки ЖРБ - 4,9 н ЖРС-4,9

 

 

 

 

10

Мотовила жатки Ж В Н - 6

 

 

 

 

 

10

Если муфты на валах вне поля зрения механизато­

ров, они, кроме отключения привода, должны

подавать

звуковой

сигнал. В

этом

случае

применяют

зубчатые

предохранительные

муфты: при

отключении

подается

звуковой

сигнал пощелкивания зубьев

(может

дублиро­

ваться

и

электрическим сигналом). Регулировка сжа­

тия

пружин таких

муфт

разнообразна. В

одном

случае

для

ограничения

предварительного

сжатия

пружины

ставят

контрольные

трубки или

просто

задают

размер

сжатой

пружины

 

(для

кукурузоуборочного

комбайна

КОП-1,4 сжимают пружины муфт привода очистителя и транспортера початков до 100 мм, подающих цепей и транспортера неочищенных початков до 61 мм) . Другой прием «зуб на зуб» заключается в установке муфты в положение, когда соприкасаются вершины зубьев. Пру­ жина в этом положении зажимается до соприкоснове­

ния

витков, гайку пружины отвертывают на одни обо­

рот

и контрят.

Наиболее высока степень автоматизации предохра­ нительной .муфты привода соломонабивателя копнителя СК-4 (рис. 76). При передаче момента больше 8,5 кгс - м звездочка 1 с кулачками 2 проворачивается, коническая пружина 4 сжимается, эксцентрик 3 подходит к ролику

186


А-А

Рис. 76. Предохранительная муфта

привода соломо-

 

иабивателя

копнителя

СК-4:

 

/ — з в е з д о ч к а ; 2—кулачок;

3 — эксцентрик;

4 — коническая

 

пружина; 5 — ролик; 6 — рычаг.

 

5 и через рычаг 6 и тяги

открывает

защелки

днища

копнителя. Причина, вызывающая

срабатывание

муф­

ты, —• полное заполнение

копнителя,

устраняется авто­

матически, копнитель разгружается. Кроме определен­

ной затяжки пружины

(по моменту срабатывания),

ре­

гулируют зазор между

плоскостью торца

кулачка

3 и

плоскостью ролика 5 в пределах 810

мм

болтом рыча­

га 6 (тяга к рычагу вала сбрасывания

копны не должна

провисать).

 

 

 

 

В системах электрооборудования тракторов устанав­ ливают элементы релейной защиты от чрезмерного уве­ личения токов. Так, на рисунке 55 показаны два эле­ мента такой автоматической защиты: реле ограничения тока 2 и реле обратного тока /.

187


 

 

 

 

 

Обмотка

 

р ел е- о г р ан 11 ч ител я

 

 

 

 

 

тока ОРТ включена в цепь гене­

 

 

 

 

 

ратора и нагрузки последователь­

 

 

 

 

 

но. При нормальной

величине то­

 

 

 

 

 

ка

контакты

К\ и К% замкнуты.

 

 

 

 

 

Ток

от клеммы Я через

ОРТ, да­

 

 

 

 

 

лее

обмотку

 

РО

реле

обратного

 

 

 

 

 

тока

и его замкнутые

контакты

 

 

 

 

 

идет на клемму Б. При. большом

 

 

 

 

 

токе

нагрузки

магнитный

поток

 

 

 

 

 

разорвет контакты К.2 и К\. Одно­

 

 

 

 

 

временно при большом

токе в це­

 

 

 

 

 

пи потребителей упадет напряже­

 

 

 

 

 

ние,

контакты

К$ и /С4 замкнутся.

 

 

 

 

 

В этом случае для тока в обмот­

 

 

 

 

 

ку возбуждения появятся две па­

Рис. 77. Термобимстал-

раллельные цепи: от щетки плюс,

лнческий

предохранитель

клемму Я, сопротивление

 

30 Ом,

типа

П Р 2 - Б :

 

замкнутые

контакты

Кз

и К* К

/ — кнопка;

 

 

2—биметалли­

ческая пластина; 3, б— кон­

клемме Ш;

от плюсовой

 

щетки,

тактные винты;

4 — регули­

через обмотку ВО регулятора на­

ровочный

винт;

5 — контр­

 

гайка.

 

пряжения,

магннтопровод

реле

 

 

 

 

 

ограничителя

тока, сопротивлений

13 и 60 Ом к клемме Ш. Такое включение

сопротивле­

ний значительно

понижает

напряжение

генератора, а

значит,

и уменьшает

потребляемый

ток

(контакты К\ и

/Сг замыкаются, далее процесс повторяется).

 

 

 

 

Второе реле защиты предохраняет генератор от тока

разрядки

аккумулятора, когда э. д. с. аккумулятора вы­

ше напряжения

на клеммах генератора. Появление та­

кого обратного тока

в. обмотке РО при взаимодействии

с током в параллельной обмотке НО приведет к

размаг­

ничиванию сердечника, якорем реле 1 разомкнет кон­ такты.

Для термокомпенсации параллельно обмотке НО подключена обмотка ОТК, якорек подвешен на элас­ тичной термобиметаллической пластине.

Для защиты от токов короткого замыкания в сис­ темах электрооборудования тракторов ставят блоки плавких предохранителей ПР-10, ПР-12Д, на автомо­ билях устанавливают также термобиметаллические пре­ дохранители ПР-510А, ПР2 - Б . В плавких предо!храни-

телях используют вставки из меди

(медная проволо­

ка диаметром 0,26 мм выдерживает

ток до 10 А, а диа-

188