Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
На основании формулы
Рі = СьъТ, |
(4.2) |
где введены обозначения
./1/2
Сь--
Св(„, = 592ІО" 7
V „ |
4 |
"Р в (н ) = |
------- |
(С „ + Сц) 3/2
^ 2к ¥ d mLр,(,,);
ЛѴІП(ІІ)
,4 1
^п(н) /'в(н)
Mlп( и) и |
2k |
—табличные величины, |
|
|||
Яѵ |
|
|||||
|
1в(И) |
|
|
|
|
|
имеем |
|
Рі |
_ |
/ |
8/ |
^ |
|
|
Яо |
|
\ |
/ |
|
где 6 і — сумма деформаций |
в месте контакта |
і-го шарика с |
||||
|
кольцами. |
|
|
|
|
|
Так как изгибом колец пренебрегают, то б, можно выразить |
||||||
через наибольшую из них бо следующим образом: |
|
|||||
|
|
8,- = |
80 cos іу. |
|
||
Введя эту замену в равенство (4.3), получим |
|
|||||
|
|
Pi— pQ соѣЩу. |
(4.4) |
|||
После этого перепишем равенство (4.1) в следующем виде: |
||||||
|
|
P0 = |
k - j , |
(4.5) |
||
где введено обозначение |
|
|
|
|
||
|
|
k |
|
Z |
(4.6) |
|
|
|
|
П |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 + |
2 |
У ] |
co s5/2i'y |
|
|
|
|
|
/ = і |
|
|
Коэффициенты k, вычисленные для чисел z, наиболее часто встречающихся в гироскопических подшипниках, приведены в следующей таблице.
Значения коэффициента k
Z |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
іГ |
k |
3 |
4 |
4,52 |
4,43 |
4,34 |
4,35 |
4,39 |
4,38 |
4,40 |
При дальнейшем увеличении числа шариков коэффициент k стремится к постоянной, равной 4,37.
51
Влияние внутреннего радиального зазора выражается в том, что с его увеличением угол нагруженной зоны уменьшается, а нагрузка на наиболее нагруженный шарик увеличивается. Для нормальных подшипников влияние радиального зазора обычно учитывается тем, что коэффициент к увеличивают от 4,37 до 5. Однако последние исследования показали, что обычно используе мый коэффициент /е = 5 применим лишь для определенного внут реннего зазора е, не одинакового для различных типов-размеров подшипников.
Радиальное смещение центра внутреннего кольца подшипни ка относительно наружного кольца равно сумме упругих дефор маций в местах контакта наиболее нагруженного шарика с же лобами наружного и внутреннего колец
(4.7)
Радиальная жесткость рассматриваемого |
подшипника равна |
|
|
|
(4.8) |
а трехколенных подшипников подвесов гироскопов |
||
3 |
£>1/3 |
(4.9) |
|
|
|
Первое слагаемое знаменателя |
равенства |
(4.9) относится к |
внутреннему подшипнику, состоящему из внутреннего и проме жуточного колец и комплекта шариков z u второе — к внешнему подшипнику, в котором промежуточное кольцо выполняет роль внутреннего кольца подшипника. При одинаковых зазорах меж-
r n j |
^(2) |
радиальная жесткость |
ду кольцами, при z\=z<x и W |
= C s |
трехколенного подшипника вдвое меньше радиальной жесткости обычного подшипника с такими же конструктивными парамет рами.
4.2. РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК ПРИ ЧИСТО ОСЕВОЙ НАГРУЗКЕ. ОСЕВАЯ ЖЕСТКОСТЬ ШАРИКОПОДШИПНИКА
В главных опорах гироскопов обычно применяются радиаль но-упорные шарикоподшипники с предварительным осевым натя гом. Для обеспечения заданной точности вращения ротора, мо мента трения, долговечности и надежности опор качения при сборке гироузла особое внимание необходимо уделять'правиль ному выбору предварительного натяга и сохранению его в про цессе хранения и эксплуатации.
В настоящем разделе излагается теория расчета упругих осе вых смещений колец радиально-упорных шарикоподшипников под действием чисто осевой нагрузки. Полученные результаты бу
52
дут далее применены к решению различных задач, касающихся гироскопических опор.
На рис. 4.2 показана схема контакта шарика с дорожками ка чения колец в ненагруженном радиально-упорном шарикопод шипнике. Схема контакта после приложения осевой нагрузки по-
Рис. 4.2. Схема контакта шарика с |
Рис. 4.3. Схема контакта шарика |
дорожками качения колец в ненагру- |
с дорожками качения колец ради |
жениом радиально-упорном шарико |
ально-упорного шарикоподшипни |
подшипнике |
ка после приложения осевой на |
|
грузки ■ |
казана на рис. 4.3. Расстояние г0 между центрами кривизны Мв
и М„ образующих желобов внутреннего и наружного колец под шипника связано с .радиусами желобов гв и гп и диаметром ша рика dm следующей зависимостью:
гп + гн ~ го = й ш. |
(4.10) |
Будем считать, что после приложения осевой нагрузки наруж ное кольцо останется на месте, а внутреннее переместится в на правлении нагрузки на величину ба. При этом центр кривизны желоба переместится из точки Мв в точку Мв', а первоначальное расстояние г0 между центрами кривизны увеличится до г. На
рис.. 4.3 видно, что
г в + г н — r = dm — (8 „ + 8 н). |
(4.11) |
где 6 в — упругая деформация в месте контакта шарика с жело
бом внутреннего кольца, а бы— с желобом |
наружного, |
кольца. |
|
Вычитая почленно обе части равенств (4.10) и (4.11), полу |
|
чим- |
(4.12) |
8==SB+ fiH =r - r0- |
|
Легко видеть, что |
|
г = Ѵ го cos2 30-f(r0 smpQ+ SJ2, |
(4.13) |
где ба будет определена по формуле (4.24). |
|
53
Полученное значение г подставим в формулу (4.12). Будем иметь
В—Сс/щ ( у /Г 1 “Ь2£д sin ß0-|- S|ö—- и l),, |
( 4 . 14) |
где |
|
Си — — • |
( 4 . 15) |
Орщая деформация t'-го шарика и колец в месте контакта по |
|
Герцу равна |
|
8/ = ( с „ + с ; ) | / ( f -)2^ ' |
( 4 - 16) |
Полагая, что осевая нагрузка равномерно распределена меж ду шариками, для нагрузки Ро на каждый шарик получим сле дующее выражение:
Ро |
|
А |
|
(4.17) |
|
z sin ß |
|
||||
|
|
|
|
||
Из геометрических соотношений (см. рис. 4.3) получим |
|||||
sin р = ------ |
sinp0 + |
6g ----- : |
(4.18) |
||
|
V^"1 + 2£л sin ßo + |
|
|||
cos ß = |
— |
COS ßo |
---- _ |
(4ЛЭ) |
|
|
1 + |
2Sn sin ßo + |
|
||
С учетом соотношений |
(4.14)', |
(4.17) — (4.19) перепишем фор |
|||
мулу (4.2) в следующем виде: |
|
|
|
|
|
А = с{Ѵ^~ 1 -j-2 £а sin ßo-}-£a |
y i2 |
sin ßo + tg |
( 4 . 20) |
||
|
|
||||
|
|
|
|
V 1 + 2£a sin ßo + |
6* |
где |
|
c |
|
|
|
C = |
|
3/2 |
2 |
( 4 . 21) |
|
|
|
|
zd ш * |
C r + C H
Равенство (4.20) выражает зависимость осевого смещения Ьа от осевой нагрузки А и геометрических параметров подшипника. Очевидно, что (4.20) нельзя разрешить в явной форме относитель но б„.
На рис. 4.4 даны графики зависимости осевого смещения и осе вой нагрузки для начальных углов контакта от 0 до 80° с интер
валом 10°. Из этих графиков видно, что при прочих равных ус ловиях осевое смещение подшипника тем меньше, чем больше начальный угол контакта.
54
При ß= 90° будем иметь
_А_ _/“*5»3/2
-- . (4.22)
Z
В некоторых случаях, например, при расчете равножестких опор требуется определить смещение ба с точностью до десятых долей микрона. Ясно, что графический способ не может обеспе чить столь высокую степень точности.
В последнее время разработан способ приближенного реше ния уравнения (4.20), которое обеспечивает возможность вычис ления величин ба с любой наперед заданной точностью [18].
. Преобразуем равенство (4.20) с помощью формул (4.18) и (4.19) к следующему виду:
л=сС^т~‘Г 5і"Р' |
і4-23) |
Смещения ба определяются через угол ß по формуле (4.24). Эту формулу легко получить, разделив почленно обе части соот ношений (4.18) и (4.19) и разрешив полученное таким образом
равенство относительно бя, |
будем иметь |
|
|||
|
|
|
°а= |
cos ßo (tg ß — tg ^o). |
(4.24) |
В заключение приведем формулу для расчета осевой жестко- |
|||||
п |
(ІА |
шарикоподшипников при только осевой |
нагрузке |
||
сти |
——- |
||||
С* |
С [ cos ßo |
•_з |
sin2 (3-j-(cos S0— cos 3) cos2 p |
(4.25) |
|
|
ldm \ |
cos ß |
2 |
cos po |
|
На рис. 4.5 приведены кривые Ca= /(ß) для некоторых гиро скопических подшипников. Эти кривые наглядно показывают, что
55
с увеличением начального угла контакта ß0 осевая жесткость
быстро растет.
Рис. 4.5. Зависимость осевой жесткости С„ от начального ß0 и рабочего ß углов коп такта
4.3. РАСЧЕТ СМЕЩЕНИЙ ЦЕНТРА РОТОРА ГИРОСКОПА ПРИ ЧИСТО ОСЕВОЙ НАГРУЗКЕ И ЖЕСТКИХ КРЫШКАХ
Предположим, что сопряженные с подшипниками крышки аб солютно жесткие, т. е. что жесткость крышек Ск = оо. Рассмотрим равновесие ротора гироскопа, смонтированного с предваритель ным натягом на двух одинаковых радиально-упорных шарико подшипниках, под действием осевой нагрузки, приложенной к центру ротора. Решение этой задачи имеет важное значение в тех случаях, когда масса ротора относительно мала, а перегруз ки направлены по оси ротора.
В результате предварительного натяга оба подшипника ока зываются под одной и той же осевой нагрузкой Лпр, поэтому в обоих подшипниках устанавливаются одинаковые углы контакта ßnp. Эти углы контакта могут быть вычислены по формуле (4.25), которая в рассматриваемом случае принимает вид
д |
С ( ^ l L - |
i f s i n SIIP. |
(4.26) |
|
V'COS ßnp |
J |
|
Если предварительный натяг принять линейным, то угол ßnp определяется по формуле (4.24), а именно
tgP„, = t g ? „ + ^ - , |
• |
(4.27) |
cos ßo |
|
|
причем предварительный натяг |
|
|
Snp = ^ n p - |
|
(4-^8) |
Приложим теперь к ротору осевую нагрузку А в сторону од ного из подшипников, которому припишем индекс «1». Другому, ослабленному подшипнику, припишем индекс «2». При этом осе вая нагрузка на первый подшипник увеличится на некоторую не известную величину А і, а осевая нагрузка на второй подшипник,
56