Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании формулы

Рі = СьъТ,

(4.2)

где введены обозначения

./1/2

Сь--

Св(„, = 592ІО" 7

V „

4

"Р в (н ) =

-------

(С „ + Сц) 3/2

^ 2к ¥ d mLр,(,,);

ЛѴІП(ІІ)

,4 1

^п(н) /'в(н)

Mlп( и) и

2k

—табличные величины,

 

Яѵ

 

 

1в(И)

 

 

 

 

 

имеем

 

Рі

_

/

8/

^

 

 

Яо

 

\

/

 

где 6 і — сумма деформаций

в месте контакта

і-го шарика с

 

кольцами.

 

 

 

 

Так как изгибом колец пренебрегают, то б, можно выразить

через наибольшую из них бо следующим образом:

 

 

 

8,- =

80 cos іу.

 

Введя эту замену в равенство (4.3), получим

 

 

 

Pi— pQ соѣЩу.

(4.4)

После этого перепишем равенство (4.1) в следующем виде:

 

 

P0 =

k - j ,

(4.5)

где введено обозначение

 

 

 

 

 

 

k

 

Z

(4.6)

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 +

2

У ]

co s5/2i'y

 

 

 

 

 

/ = і

 

 

Коэффициенты k, вычисленные для чисел z, наиболее часто встречающихся в гироскопических подшипниках, приведены в следующей таблице.

Значения коэффициента k

Z

3

4

5

6

7

8

9

10

іГ

k

3

4

4,52

4,43

4,34

4,35

4,39

4,38

4,40

При дальнейшем увеличении числа шариков коэффициент k стремится к постоянной, равной 4,37.

51


Влияние внутреннего радиального зазора выражается в том, что с его увеличением угол нагруженной зоны уменьшается, а нагрузка на наиболее нагруженный шарик увеличивается. Для нормальных подшипников влияние радиального зазора обычно учитывается тем, что коэффициент к увеличивают от 4,37 до 5. Однако последние исследования показали, что обычно используе­ мый коэффициент /е = 5 применим лишь для определенного внут­ реннего зазора е, не одинакового для различных типов-размеров подшипников.

Радиальное смещение центра внутреннего кольца подшипни­ ка относительно наружного кольца равно сумме упругих дефор­ маций в местах контакта наиболее нагруженного шарика с же­ лобами наружного и внутреннего колец

(4.7)

Радиальная жесткость рассматриваемого

подшипника равна

 

 

(4.8)

а трехколенных подшипников подвесов гироскопов

3

£>1/3

(4.9)

 

 

Первое слагаемое знаменателя

равенства

(4.9) относится к

внутреннему подшипнику, состоящему из внутреннего и проме­ жуточного колец и комплекта шариков z u второе — к внешнему подшипнику, в котором промежуточное кольцо выполняет роль внутреннего кольца подшипника. При одинаковых зазорах меж-

r n j

^(2)

радиальная жесткость

ду кольцами, при z\=z<x и W

= C s

трехколенного подшипника вдвое меньше радиальной жесткости обычного подшипника с такими же конструктивными парамет­ рами.

4.2. РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ШАРИКОПОДШИПНИК ПРИ ЧИСТО ОСЕВОЙ НАГРУЗКЕ. ОСЕВАЯ ЖЕСТКОСТЬ ШАРИКОПОДШИПНИКА

В главных опорах гироскопов обычно применяются радиаль­ но-упорные шарикоподшипники с предварительным осевым натя­ гом. Для обеспечения заданной точности вращения ротора, мо­ мента трения, долговечности и надежности опор качения при сборке гироузла особое внимание необходимо уделять'правиль­ ному выбору предварительного натяга и сохранению его в про­ цессе хранения и эксплуатации.

В настоящем разделе излагается теория расчета упругих осе­ вых смещений колец радиально-упорных шарикоподшипников под действием чисто осевой нагрузки. Полученные результаты бу­

52


дут далее применены к решению различных задач, касающихся гироскопических опор.

На рис. 4.2 показана схема контакта шарика с дорожками ка­ чения колец в ненагруженном радиально-упорном шарикопод­ шипнике. Схема контакта после приложения осевой нагрузки по-

Рис. 4.2. Схема контакта шарика с

Рис. 4.3. Схема контакта шарика

дорожками качения колец в ненагру-

с дорожками качения колец ради­

жениом радиально-упорном шарико­

ально-упорного шарикоподшипни­

подшипнике

ка после приложения осевой на­

 

грузки ■

казана на рис. 4.3. Расстояние г0 между центрами кривизны Мв

и М„ образующих желобов внутреннего и наружного колец под­ шипника связано с .радиусами желобов гв и гп и диаметром ша­ рика dm следующей зависимостью:

гп + гн ~ го = й ш.

(4.10)

Будем считать, что после приложения осевой нагрузки наруж­ ное кольцо останется на месте, а внутреннее переместится в на­ правлении нагрузки на величину ба. При этом центр кривизны желоба переместится из точки Мв в точку Мв', а первоначальное расстояние г0 между центрами кривизны увеличится до г. На

рис.. 4.3 видно, что

г в + г н — r = dm — (8 „ + 8 н).

(4.11)

где 6 в — упругая деформация в месте контакта шарика с жело­

бом внутреннего кольца, а бы— с желобом

наружного,

кольца.

 

Вычитая почленно обе части равенств (4.10) и (4.11), полу­

чим-

(4.12)

8==SB+ fiH =r - r0-

Легко видеть, что

 

г = Ѵ го cos2 30-f(r0 smpQ+ SJ2,

(4.13)

где ба будет определена по формуле (4.24).

 

53


Полученное значение г подставим в формулу (4.12). Будем иметь

В—Сс/щ ( у /Г 1 “Ь2£д sin ß0-|- S|ö—- и l),,

( 4 . 14)

где

 

Си — — •

( 4 . 15)

Орщая деформация t'-го шарика и колец в месте контакта по

Герцу равна

 

8/ = ( с „ + с ; ) | / ( f -)2^ '

( 4 - 16)

Полагая, что осевая нагрузка равномерно распределена меж­ ду шариками, для нагрузки Ро на каждый шарик получим сле­ дующее выражение:

Ро

 

А

 

(4.17)

z sin ß

 

 

 

 

 

Из геометрических соотношений (см. рис. 4.3) получим

sin р = ------

sinp0 +

6g ----- :

(4.18)

 

V^"1 + л sin ßo +

 

cos ß =

COS ßo

---- _

(4ЛЭ)

 

1 +

2Sn sin ßo +

 

С учетом соотношений

(4.14)',

(4.17) — (4.19) перепишем фор­

мулу (4.2) в следующем виде:

 

 

 

 

А = с{Ѵ^~ 1 -j-2 £а sin ßo-}-£a

y i2

sin ßo + tg

( 4 . 20)

 

 

 

 

 

 

V 1 + 2£a sin ßo +

6*

где

 

c

 

 

 

C =

 

3/2

2

( 4 . 21)

 

 

 

zd ш *

C r + C H

Равенство (4.20) выражает зависимость осевого смещения Ьа от осевой нагрузки А и геометрических параметров подшипника. Очевидно, что (4.20) нельзя разрешить в явной форме относитель­ но б„.

На рис. 4.4 даны графики зависимости осевого смещения и осе­ вой нагрузки для начальных углов контакта от 0 до 80° с интер­

валом 10°. Из этих графиков видно, что при прочих равных ус­ ловиях осевое смещение подшипника тем меньше, чем больше начальный угол контакта.

54


При ß= 90° будем иметь

_А_ _/“*5»3/2

-- . (4.22)

Z

В некоторых случаях, например, при расчете равножестких опор требуется определить смещение ба с точностью до десятых долей микрона. Ясно, что графический способ не может обеспе­ чить столь высокую степень точности.

В последнее время разработан способ приближенного реше­ ния уравнения (4.20), которое обеспечивает возможность вычис­ ления величин ба с любой наперед заданной точностью [18].

. Преобразуем равенство (4.20) с помощью формул (4.18) и (4.19) к следующему виду:

л=сС^т~‘Г 5і"Р'

і4-23)

Смещения ба определяются через угол ß по формуле (4.24). Эту формулу легко получить, разделив почленно обе части соот­ ношений (4.18) и (4.19) и разрешив полученное таким образом

равенство относительно бя,

будем иметь

 

 

 

 

°а=

cos ßo (tg ß — tg ^o).

(4.24)

В заключение приведем формулу для расчета осевой жестко-

п

(ІА

шарикоподшипников при только осевой

нагрузке

сти

——-

С*

С [ cos ßo

•_з

sin2 (3-j-(cos S0— cos 3) cos2 p

(4.25)

 

ldm \

cos ß

2

cos po

 

На рис. 4.5 приведены кривые Ca= /(ß) для некоторых гиро­ скопических подшипников. Эти кривые наглядно показывают, что

55

с увеличением начального угла контакта ß0 осевая жесткость

быстро растет.

Рис. 4.5. Зависимость осевой жесткости С„ от начального ß0 и рабочего ß углов коп такта

4.3. РАСЧЕТ СМЕЩЕНИЙ ЦЕНТРА РОТОРА ГИРОСКОПА ПРИ ЧИСТО ОСЕВОЙ НАГРУЗКЕ И ЖЕСТКИХ КРЫШКАХ

Предположим, что сопряженные с подшипниками крышки аб­ солютно жесткие, т. е. что жесткость крышек Ск = оо. Рассмотрим равновесие ротора гироскопа, смонтированного с предваритель­ ным натягом на двух одинаковых радиально-упорных шарико­ подшипниках, под действием осевой нагрузки, приложенной к центру ротора. Решение этой задачи имеет важное значение в тех случаях, когда масса ротора относительно мала, а перегруз­ ки направлены по оси ротора.

В результате предварительного натяга оба подшипника ока­ зываются под одной и той же осевой нагрузкой Лпр, поэтому в обоих подшипниках устанавливаются одинаковые углы контакта ßnp. Эти углы контакта могут быть вычислены по формуле (4.25), которая в рассматриваемом случае принимает вид

д

С ( ^ l L -

i f s i n SIIP.

(4.26)

 

V'COS ßnp

J

 

Если предварительный натяг принять линейным, то угол ßnp определяется по формуле (4.24), а именно

tgP„, = t g ? „ + ^ - ,

(4.27)

cos ßo

 

 

причем предварительный натяг

 

 

Snp = ^ n p -

 

(4-^8)

Приложим теперь к ротору осевую нагрузку А в сторону од­ ного из подшипников, которому припишем индекс «1». Другому, ослабленному подшипнику, припишем индекс «2». При этом осе­ вая нагрузка на первый подшипник увеличится на некоторую не­ известную величину А і, а осевая нагрузка на второй подшипник,

56