Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наоборот, уменьшится на некоторую величину Ач. Очевидно,

Л! + Л = Л.

(4.29)

Таким образом, на первый подшипник будет действовать на­ грузка Аир+А], а на второй подшипник — нагрузка Лпр—А2.

На основании формулы (4.25) будем иметь

 

cos ßo

if s in ß ,;

(4.30)

Аір+

А — с I COS ßi .

Аф

а 2—с ' cosßo

- l ^ 2 sin ß2,

(4.31)

причем ßi и ß2 — углы контакта соответственно первого и второ­

го подшипников при одновременном действии предварительного натяга и внешней нагрузки.

Вычитая равенство (4.31) из равенства (4.30) и учитывая со­

отношение (4.29), получим

 

 

 

^ = c /cosßo

sin — C

cos ßo

|3/2sin ß2. (4.32)

Vcos ß!

cos ßt

 

 

Равенство (4.32) содержит два неизвестных угла ßi и ß2. Вто­

рое недостающее уравнение для определения этих углов получим из рассмотрения условий деформаций.

Если пренебречь сжатием ротора (что всегда возможно), то полное осевое смещение внутреннего кольца первого подшипника относительно наружного равно önp + öa, а полное смещение внутреннего кольца второго подшипника относительно наружно­ го равно бпр—öa, где ба— неизвестное смещение центра ротора, подлежащее определению. Поэтому на основании формулы (4.24) будем иметь

^P +

S a = c0s ßo(tg P i - tg ß o ) ;

(4.33)

Ènp —

B0(tg Во — tg B0),

(4.34)

где

(4.35)

Сложив почленно равенства (4.33) и (4.34) и разрешив полу­ ченное таким образом равенство относительно tg ßj, получим

tg ßi= 2£np/cos ßo + 2 tg ßo — tg ß2.

(4.36)

Таким образом, искомые углы контакта ßi и ß2 определяются

из совместного решения уравнений (4.32) и (4.35). Однако реше­ ние этих уравнений в явной форме не представляется возмож­ ным. Имеются два приближенных способа решения этих урав­ нений. Предпочтение одного способа другому зависит от степени точности, с которой желательно получить приближенное решение этих уравнений [18].

57


когда Л = 0, углы контакта ßi = ß2= ßDp и определяют­
ся по формуле (4.27). Та­ ким образом, при устой­ чивой работе опор выпол­ няется условие

На основании равенства (4.36) заключаем, что

sin ß[=

2S,,p/C0S ßo + 2tg ßo — tg Pa

_

 

 

 

 

V 1 — (2Snp/cos Po +

2 tg ßo — lgßo)2

( 4.37)

COS ßj

^ 1 + (2U/COS ßo +

2 tg - tg ßo)2.

 

 

 

 

С помощью последних двух формул преобразуем равенство

(4.32) к виду

А = С [cos ßo V 1 + (2ijlip:cos ßo +

2 1g ß0 - tg ß.2)2 - 1 f 2 X

2£nP/C0S ßo + 2 tg ßo — tg p2

c /cosjo—

Л 3/25 Іп р9. (4.38)

X

У 14- (2£„p/cos ßo + 2 tg ßo — tg ßo)2

\COS ßo

J

 

 

Равенство (4.38) выражает зависимость осевой нагрузки от утла контакта ß2 ослабленного подшипника. Положив в равен­ стве (4.38) угол ß2=ßo, получим осевую критическую нагрузку

Лкр, при которой происходит полная разгрузка второго подшип­ ника

[ V cos2 ßo +

3/2

(sin ßo + 26и,,)2 —■I ]

-'Ур:

(4.39)

l / 1 + ( _ 22ü i L ) 2

V

ysin ßo + 2$П|)/

При критической нагрузке Лкр происходит нарушение нор­ мальной работы опоры: один из подшипников полностью разгру­ жается, а второй воспринимает всю осевую нагрузку ЛІ(р. Допус­ тимая на опору нагрузка Л <Л І!р.

В другом предельном случае,

U 1 Z

4 5 6 7 3 О 10 А,кгс

Рис. 4.6. Графики Ai=fi(A) и A2=fz(A)

для подшипника 6І00Е| при абсолютно жестких крышках (С„= °°)

ßo<ß2 <ß„p-

(4.40)

На рис. 4.6 даны гра­

фики Л ]=/і(Л )

и Л2=

,= [2(А ) д л я подшипника

бЮОЕь из которых видно, что внешняя нагрузка распределяется между обеими опорами неравно­ мерно, причем разность Л1 — Л2 увеличивается с

увеличением внешней на­ грузки Л.

58


4.4. РАСЧЕТ СМЕЩЕНИИ ЦЕНТРА РОТОРА ГИРОСКОПА ПРИ ЧИСТО ОСЕВОЙ НАГРУЗКЕ И ПОДАТЛИВЫХ КРЫШКАХ

Определение смещения центра ротора гироскопа имеет важное значение для расчета равножестких опор. В предыдущем разделе были определены осевые смещения центра ротора гироскопа, смонтированного с предварительным натягом на двух одинако­ вых радиально-упорных шарикоподшипниках, под действием осе­ вой нагрузки, приложенной к ротору, когда крышки гироскопа являются абсолютно жесткими. Было установлено, что внешняя нагрузка распределяется неравномерно между опорами, а при некотором ее значении, названном критическим, одна из опор полностью разгружается.

В настоящем разделе поставленная задача решена для наибо­ лее часто встречающихся на практике случаев, когда крышки ги­ роскопа обладают некоторой податливостью. В новой постановке задача несколько усложняется, увеличивается число исходных уравнений, изменяются соотношения между величинами, входя­ щими в эти уравнения.

Численный анализ полученного решения показал, что исполь­ зование податливых крышек вместо абсолютно жестких при про­ чих равных условиях приводит к более равномерному распреде­ лению внешней нагрузки между опорами, к уменьшению крити­ ческой нагрузки и к увеличению осевого смещения центра ротора.

Справедливость формул (4.26) — (4.32) не зависит от степени жесткости крышек. По-прежнему для определения неизвестных углов контакта ßi и ß2 будем иметь лишь одно уравнение (4.32),

Второе недостающее уравнение получим из рассмотрения уравне­

ний деформаций, которые в

данном

случае

можно

записать в

виде

 

 

c o s Po (tg Pi - t g

Po);

(4.41)

8„р +

8і =

^ ш

8,,P-

82= ^ u ,cosp 0 (tgS2 - t g p 0);

. (4.42)

 

8!+

^

= = 82+

^ >

 

(4.43)

 

 

'ч'К

^ К

 

 

где öj — осевые смещения внутренних колец подшипников отно­ сительно наружных, вызываемые силами /lj(/= l; 2); Ск—■ жесткость крышек.

Равенства (4.41) и (4.42) вытекают непосредственно из фор­ мулы (4.24), если применить последнюю к каждому подшипнику в отдельности.

Каждая из частей равенства (4.43) равна смещению центра ротора, которое состоит из двух слагаемых: смещения öj внут­ реннего кольца относительно наружного за счет упругих дефор-

маций в самом подшипнике и прогиба

* крышки (■/= 1 ; 2 ).

59


Симметричные относительно серединной плоскости смещения бПр и Лщ)/Ск, вызываемые предварительным натягом, не оказывают влияния на смещение центра ротора и поэтому они опущены в обеих частях равенства (4.43).

Сложим почленно равенства (4.41) и (4.42) и заменим, ве­

личину б|—бг ее выражением из (4.43)

 

 

 

 

2СЛ,р -

(Аг—Л2)= CKWUI cos ß0(tg ßt +

tg ß, - 2 tg ßo).

(4.44)

Из равенств (4.30) и

 

 

 

 

Of.i

 

Ä l - A 2= - 2 A „ P+ C (

cos ßn-

43/2

 

C^-COS Po

sin ßo.

1 r*sin ßi+

)

 

V

c o s ß i

 

 

COS p2

 

(4.45)

 

 

 

 

 

 

 

Сложив почленно последние два равенства, найдем

 

C ^ c o s M t g k + tgW + C ( С- ^

-

lf 's in

ßt +

 

 

 

 

\COS ßi

 

)

 

 

+ C ( S

1Г

5 Іп^

2 ^ а 8„р + ^

з і п Ро)+ 2Лпр.

(4.46)

Таким образом, для определения углов контакта ßi и ß2 по­

лучены уравнения (4.32) и (4.46). Как видно из этих уравнений, углы контакта зависят от внутренней конструкции подшипника, предварительного натяга, внешней нагрузки и жесткости кры­ шек.

Формула (4.46) при ßi = ß2= ßnp совпадает с формулой (4.27),

что подтверждает независимость угла контакта, устанавливаемо­ го в результате предварительного натяга, от жесткости крышек; при этом внешняя нагрузка А = 0.

Второй предельный случай имеет место при ßi=|ßo, когда ос­ лабленный подшипник полностью разгружается и вся внешняя нагрузка воспринимается другим подшипником, в котором при этом устанавливается некоторый максимальный угол контакта ßi=ißi'. Для определения критической нагрузки Лкр и наиболь:

шего угла контакта ßi' положим

в равенствах (4.32) и

(4.46)

угол ß2= ßoБудем иметь

 

 

 

 

 

А , = С /

“ sil°—

l j /2sinßi;

(4.47)

V

cos ßt

 

 

 

 

с М ш C0sM&ßi+'c

cosß0

lV /Jsinß; =

 

 

 

cos ßi

/

 

=32(Ск8пР4-Лі,р)-1-СкСоішsin ß0.

(4.48)

Углы контакта ßi и ß2 можно определить из уравнений

(4.32)

и (4.46). Так как эти уравнения в явной форме неразрешимы, бу­ дем определять эти углы приближенно. Для этого преобразуем

60