Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
равенство (4.46) с помощью соотношения (4.32) к следующему виду:
|
Гі1 = arclg { —tg |
|
2С |
/( cosßoßo |
\ Щ |
■ |
о |
I |
|||||
|
|
|
------— 1 |
/ |
sin ß„4- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
CKWui cos ßo IV cos ß2 |
■ |
- |
' |
||||
|
|
|
|
I 0 , |
n |
I |
Л ) / С к + 26пр |
|
|
|
(4.49) |
||
|
|
|
|
+ |
2 tg ß0+ - |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Win COS ß'0 |
|
|
|
|
||
Из всех углов контакта, заключенных в интервале ßo<ß2=^ßnp, |
|||||||||||||
который |
соответствует |
интервалу |
нагрузок Акр> А ^ 0 , |
и углов |
|||||||||
контакта |
ßi, |
определяе |
|
|
|
|
|
|
|||||
мых через угол ß2 по фор |
|
|
|
|
|
|
|||||||
муле |
(4.49), |
необходимо |
|
|
|
|
|
|
|||||
отыскать те углы, кото |
|
|
|
|
|
|
|||||||
рые удовлетворяют |
урав |
|
|
|
|
|
|
||||||
нению (4.32). Угол ß2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
можно найти методом по |
|
|
|
|
|
|
|||||||
следовательных |
прибли |
|
|
|
|
|
|
||||||
жений [18]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
На рис. 4.7 даны гра |
|
|
|
|
|
|
|||||||
фики |
Л і=/і(Л ) |
' и |
Л2= |
|
|
|
|
|
|
||||
= /2 (Л) для |
подшипника |
|
|
|
|
|
|
||||||
бІООЕі при данной жест |
|
|
|
|
|
|
|||||||
кости |
|
крышек |
(Ск = |
|
|
|
|
|
|
||||
= 1,5 |
кгс/мкм), |
а |
также |
Рис. 4.7. График 4 i= /t(4 ) |
и A 2= f 2 ( A ) |
||||||||
аналогичные графики при |
|||||||||||||
для _подшипника 6100 Ei |
при абсолютно |
||||||||||||
абсолютно жестких крыш |
|||||||||||||
жестких (С„= оо) н |
податливых (Ск= |
||||||||||||
ках гироскопа. |
Зависимо |
|
= 1,5 кгс/мкм) крышках |
|
сти смещений центра ро тора от внешней нагрузки для этих же двух случаев представле ны на рис. 4.8.
Как видно из приведенных графиков, при податливых крыш ках распределение внешней нагрузки между опорами более рав номерно по сравнению с абсолютно жесткими крышками, при этом уменьшается критическая нагрузка и увеличивается смеще-
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
ние центра ротора. |
при |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
•> |
В |
заключение |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
ведем |
равенство |
для |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определения |
радиаль |
|||
|
СкҢЗкгс/мт^, |
|
|
|
|
|
ного |
смещения ротора |
|||||
|
|
|
|
|
|
гироскопа, |
|
смонтиро |
|||||
|
|
|
|
<г=00ѵ |
|
ванного |
с |
предвари |
|||||
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
тельным |
натягом |
на |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
двух |
одинаковых |
ра |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
диально-упорных шари |
||||
1 1 |
3 |
0 |
5 6 |
7 |
8 |
9 |
Ю А |
, т |
коподшипниках, |
под |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
действием |
радиальной |
|||
Рис. 4.8. |
Графики |
6 a = f ( A ) |
для |
подшипни |
нагрузки, |
приложенной |
|||||||
ка бІООЕі при абсолютно жестких |
(С„ = |
оо) |
к середине |
ротора |
|||||||||
и .податливых |
(Ск= 1,5 |
кгс/мкм) |
|
крышках |
[18]. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61
Вследствие геометрической и силовой симметрии осевое сме щение ротора в данном случае равно нулю, а смещение ротора в направлении внешней нагрузки равно радиальному смещению внутреннего кольца подшипника относительно наружного, одина ковому для обоих подшипников. Все шарики в комплекте предпо лагаются несущими, что обеспечивается заданным предельным отношением радиальной нагрузки к усилию предварительного натяга.
Радиальные смещения внутренних колец относительно наруж ных можно определить из следующего равенства:
Z —1
R = 2 — "V ІУ (sin fi0- H ,P)2+ (cosö0-j-trcos/y)2— i F x z
|
1 = 0 |
|
|
|
^ ____________ cos Po + |
Sr COS Ң___________ cos іу, |
(4.50) |
|
V (sin ßo -Г Énp)2+ |
(cos ßo + 62cos_n)2 |
|
где введены обозначения |
|
|
|
|
к _ |
«г . |
|
|
ог — радиальное смещение в см; |
|
|
|
А?— радиальная,нагрузка в кгс; |
|
|
у = |
2л |
|
|
------ угловое расстояние между двумя смежными шариками, |
остальные обозначения приведены выше. Суммирование в равен стве (4.50) производится по всем шарикам.
4.5.К РАСЧЕТУ РАВНОЖЕСТКИХ ОПОР КАЧЕНИЯ
Кглавным опорам прецизионных гироскопов наряду с требо ванием высокой точности вращения и точного положения центра тяжести ротора предъявляется еще требование равножесткости. Точное вращение и точное положение центра тяжести ротора не обходимо для уменьшения погрешностей статического и динами ческого уравновешивания, а жесткость— для уменьшения до ми нимума смещения центра тяжести системы. Поскольку абсолют
ная жесткость невозможна, то смещение центра тяжести должно происходить по направлению действия возмущающей силы; для этого необходимо условие равножесткости подшипников.
Равножесткими называются такие подшипники, у которых от ношение радиальной и осевой жесткости равно единице.
Требование жесткости и равножесткости опор стало предъяв ляться с созданием исключительно точных гироскопов.
Для расчета равножестких опор качения предположим, что ро тор гироскопа и его подвес точно уравновешены относительно оси поворота и упругие деформации имеют место лишь в местах контакта шариков с дорожками качения колец, а все остальные детали конструкции абсолютно жесткие.
62
Если к вращающейся массе приложить внешнюю нагрузку под углом ер к оси вращения (рис. 4.9), то результирующее на правление смещения центра тяжести будет зависеть от относи тельных величин осевого и радиального смещений неравножест
ких подшипников. |
|
|
|
||
|
Ось X совпадает с осью вра |
|
|
||
щения ротора, а ось Y являет |
|
|
|||
ся осью поворота, относитель |
|
|
|||
но |
которой могут возникать |
|
|
||
моменты. Допустим, что внеш |
|
|
|||
няя сила F, действующая по |
|
|
|||
прямой іш под углом 0<ф <90° |
|
|
|||
к оси вращения |
ротора, смес |
|
|
||
тит центр тяжести ротора из |
|
|
|||
первоначального |
положения в |
|
|
||
точку О, которая не лежит на |
|
|
|||
прямой |
пп. В результате воз |
|
|
||
никнет |
момент |
относительно Рис. |
4.9. К расчету |
равножесткнх |
|
оси |
Y |
M = F6, |
(4.51) |
опор |
|
|
|
|
|
||
где |
б — расстояние от точки О до оси Y. |
|
|||
|
Пусть 6 Ги б„— компоненты смещения точки О. Тогда будем |
||||
иметь |
|
M = /7 (8rcoscp— |
sin <р). |
(4.52)- |
|
|
|
|
Если 6« и бг — соответственно удельное осевое и радиальное
смещения ', то
^ = ^ a F C0SCP.
(4.53)
br— brF sin cp.
Введя в равенство (4.52) замену (4.53), получим
44= -^ - F2(8Г— s"fl) sin 2ср. |
(4.54) |
Из последней формулы вытекает, что если внешняя нагрузка действует под углом ф, равным 0 или 90°, то момента от прило женной силы не возникает. Кроме того, если требуется, чтобы погрешность, вносимая моментом, была минимальной, необходи
мо, чтобы удельное осевое_смещение ба_было близко к удельному
радиальному смещению бг. Если ба = бг, то момент М будет ра вен нулю, т. е. будет обеспечена равножесткость подшипников для нагрузки заданного направления. При изменении направле ния внешней нагрузки равножесткость опор нарушается. Следова тельно, задача сводится к выбору конструктивных параметров подшипников, обеспечивающих максимальную равножесткость1
1 Под удельным осевым и радиальным смещениями подразумеваются от ношения 8 а/ А и бrlR, где А и R — компоненты внешней нагрузки.
63
подшипников при всех возможных направлениях возмущающей нагрузки.
Наиболее важным фактором, определяющим равножесткость подшипников, является начальный угол контакта и предваритель ный натяг. С увеличением предварительного натяга уменьшают ся радиальные и осевые смещения, вызываемые внешними на грузками, но одновременно увеличивается момент трения. Увели чение начального угла контакта сопровождается уменьшением осевого смещения и увеличением радиального. Кроме того, при большом угле контакта не так значительно-увеличивается момент трения с увеличением предварительного натяга, который необхо дим для достижения равножесткости. Поэтому обеспечение равножесткостп опор качения достигается за счет увеличения на чального утла контакта.
Для практических целей важно определить осевое и радиаль ное смещение центра ротора гироскопа, смонтированного с пред варительным натягом на двух одинаковых радиально-упорных шарикоподшипниках, под действием внешней комбинированной нагрузки F, приложенной к середине ротора [18].
Не приводя подробных математических выкладок, которые имеются в [18], только на основании формулы (4.54) можно за ключить, что равножесткость подшипников будет обеспечена, ес
ли ба/бг — отношение удельного осевого и радиального смещений равно единице. Если ограничиться нулевыми приближениями для
смещений б0 и бг, условие равножесткости будет иметь вид
_ |
1. |
(4.55) |
= |
а х
где
Если же вместо нулевых приближений ввести в рассмотрение
первые приближения, то вместо формулы (4.55) |
получим |
|||||
{ |
R \2 |
/ |
А \2 |
|
|
|
угД1~ М |
ЬХС ) |
Д3 ( а-\С |
1 , |
(4.56) |
||
Ьі — ь2 |
А \2 |
— 6? |
R |
|||
|
|
|||||
Я]С / |
Ь,С |
|
|
|||
где введены обозначения |
|
|
|
|
|
|
3_ |
|
|
|
|
|
|
CL2 |
sin!24 |
i + 2 ( |
' - ^ |
) x |
||
64 |
||||||
Х (4 — tg2 ßnp — |
- ^ |
) |
!( n - 2 tg^„p- |
2 Cg=W + |
COS Рпр |
(И —21g2ßftp —2ctg2ßnp)j ; |
|
cos ßo |
||
|
64
а ъ=
|
с |
|
|
+ ]2.(і |
_ с-!іЬ г |
|
-ctg2 Рйр)- |
\ |
cos ßo |
|
|
|
cos ß„D\ 3 |
|
|
|
- 2 ( , |
-J ctg2 ßrtP( 4 - c t g 2 ßr(p)j; |
|
|
|
COS j |
|
|
~ ( ^ Ф — |
і)"3'2 зіп"2 Р„„ + 2 ( 1 |
—^ ) X |
|
64 (cos ßnp |
\ |
cos ßo / |
X ( 4 - tg2ß„p- ctg2 Prtp)- 4 ( 1 - ^ ^ - ) 2(11 - 2 tg2{Ц- 2 ctg2рпр)+
|
4- |
COS ßnD \ 3 |
|
2 t'g5^„p |
|
|
“1 |
|
|||
+ |
1 l |
^ |
) |
(1 |
2 ctg2 ßnp)j ; |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
COS |
3 „o |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
----2iL)te23 -4- |
|||
64 |
\COS |
ßnp |
/ |
|
|
L |
\ |
„ |
o |
Lb |
r n p “ |
|
|
COS 3n |
/ |
‘ |
|||||||
|
+ |
i2 (' - |
f^ |
7 |
) 2 tg2 p"nC4-tB=P„p) |
|
|
|
|||
|
|
- 8 ( ‘ - |
3 |
|
s,g!?- |
X g 2 P„p) |
|
|
|
||
|
|
|
(4- |
|
|
|
|
Формула (4.56) наглядно показывает,, что равножесткость опор качения зависит не только от конструкции подшипников и усилия предварительного натяга, но также и от внешних нагру зок, действующих на опоры.
3—3634