Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

равенство (4.46) с помощью соотношения (4.32) к следующему виду:

 

Гі1 = arclg { —tg

 

2С

/( cosßoßo

\ Щ

о

I

 

 

 

------— 1

/

sin ß„4-

 

 

 

 

 

 

CKWui cos ßo IV cos ß2

-

'

 

 

 

 

I 0 ,

n

I

Л ) / С к + 26пр

 

 

 

(4.49)

 

 

 

 

+

2 tg ß0+ -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Win COS ß'0

 

 

 

 

Из всех углов контакта, заключенных в интервале ßo<ß2=^ßnp,

который

соответствует

интервалу

нагрузок Акр> А ^ 0 ,

и углов

контакта

ßi,

определяе­

 

 

 

 

 

 

мых через угол ß2 по фор­

 

 

 

 

 

 

муле

(4.49),

необходимо

 

 

 

 

 

 

отыскать те углы, кото­

 

 

 

 

 

 

рые удовлетворяют

урав­

 

 

 

 

 

 

нению (4.32). Угол ß2

 

 

 

 

 

 

можно найти методом по­

 

 

 

 

 

 

следовательных

прибли­

 

 

 

 

 

 

жений [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 4.7 даны гра­

 

 

 

 

 

 

фики

Л і=/і(Л )

' и

Л2=

 

 

 

 

 

 

= /2 (Л) для

подшипника

 

 

 

 

 

 

бІООЕі при данной жест­

 

 

 

 

 

 

кости

 

крышек

(Ск =

 

 

 

 

 

 

= 1,5

кгс/мкм),

а

также

Рис. 4.7. График 4 i= /t(4 )

и A 2= f 2 ( A )

аналогичные графики при

для _подшипника 6100 Ei

при абсолютно

абсолютно жестких крыш­

жестких (С„= оо) н

податливых (Ск=

ках гироскопа.

Зависимо­

 

= 1,5 кгс/мкм) крышках

 

сти смещений центра ро­ тора от внешней нагрузки для этих же двух случаев представле­ ны на рис. 4.8.

Как видно из приведенных графиков, при податливых крыш­ ках распределение внешней нагрузки между опорами более рав­ номерно по сравнению с абсолютно жесткими крышками, при этом уменьшается критическая нагрузка и увеличивается смеще-

 

 

 

 

 

 

 

 

ние центра ротора.

при­

 

 

 

 

 

 

 

 

•>

В

заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

ведем

равенство

для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

определения

радиаль­

 

СкҢЗкгс/мт^,

 

 

 

 

 

ного

смещения ротора

 

 

 

 

 

 

гироскопа,

 

смонтиро­

 

 

 

 

<г=00ѵ

 

ванного

с

предвари­

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

тельным

натягом

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двух

одинаковых

ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диально-упорных шари­

1 1

3

0

5 6

7

8

9

Ю А

, т

коподшипниках,

под

 

 

 

 

 

 

 

 

 

действием

радиальной

Рис. 4.8.

Графики

6 a = f ( A )

для

подшипни­

нагрузки,

приложенной

ка бІООЕі при абсолютно жестких

(С„ =

оо)

к середине

ротора

и .податливых

(Ск= 1,5

кгс/мкм)

 

крышках

[18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61


Вследствие геометрической и силовой симметрии осевое сме­ щение ротора в данном случае равно нулю, а смещение ротора в направлении внешней нагрузки равно радиальному смещению внутреннего кольца подшипника относительно наружного, одина­ ковому для обоих подшипников. Все шарики в комплекте предпо­ лагаются несущими, что обеспечивается заданным предельным отношением радиальной нагрузки к усилию предварительного натяга.

Радиальные смещения внутренних колец относительно наруж­ ных можно определить из следующего равенства:

Z —1

R = 2 — "V ІУ (sin fi0- H ,P)2+ (cosö0-j-trcos/y)2— i F x z

 

1 = 0

 

 

 

^ ____________ cos Po +

Sr COS Ң___________ cos іу,

(4.50)

 

V (sin ßo -Г Énp)2+

(cos ßo + 62cos_n)2

 

где введены обозначения

 

 

 

к _

«г .

 

 

ог — радиальное смещение в см;

 

 

А?— радиальная,нагрузка в кгс;

 

у =

2л

 

 

------ угловое расстояние между двумя смежными шариками,

остальные обозначения приведены выше. Суммирование в равен­ стве (4.50) производится по всем шарикам.

4.5.К РАСЧЕТУ РАВНОЖЕСТКИХ ОПОР КАЧЕНИЯ

Кглавным опорам прецизионных гироскопов наряду с требо­ ванием высокой точности вращения и точного положения центра тяжести ротора предъявляется еще требование равножесткости. Точное вращение и точное положение центра тяжести ротора не­ обходимо для уменьшения погрешностей статического и динами­ ческого уравновешивания, а жесткость— для уменьшения до ми­ нимума смещения центра тяжести системы. Поскольку абсолют­

ная жесткость невозможна, то смещение центра тяжести должно происходить по направлению действия возмущающей силы; для этого необходимо условие равножесткости подшипников.

Равножесткими называются такие подшипники, у которых от­ ношение радиальной и осевой жесткости равно единице.

Требование жесткости и равножесткости опор стало предъяв­ ляться с созданием исключительно точных гироскопов.

Для расчета равножестких опор качения предположим, что ро­ тор гироскопа и его подвес точно уравновешены относительно оси поворота и упругие деформации имеют место лишь в местах контакта шариков с дорожками качения колец, а все остальные детали конструкции абсолютно жесткие.

62


Если к вращающейся массе приложить внешнюю нагрузку под углом ер к оси вращения (рис. 4.9), то результирующее на­ правление смещения центра тяжести будет зависеть от относи­ тельных величин осевого и радиального смещений неравножест­

ких подшипников.

 

 

 

 

Ось X совпадает с осью вра­

 

 

щения ротора, а ось Y являет­

 

 

ся осью поворота, относитель­

 

 

но

которой могут возникать

 

 

моменты. Допустим, что внеш­

 

 

няя сила F, действующая по

 

 

прямой іш под углом 0<ф <90°

 

 

к оси вращения

ротора, смес­

 

 

тит центр тяжести ротора из

 

 

первоначального

положения в

 

 

точку О, которая не лежит на

 

 

прямой

пп. В результате воз­

 

 

никнет

момент

относительно Рис.

4.9. К расчету

равножесткнх

оси

Y

M = F6,

(4.51)

опор

 

 

 

 

 

где

б — расстояние от точки О до оси Y.

 

 

Пусть 6 Ги б„— компоненты смещения точки О. Тогда будем

иметь

 

M = /7 (8rcoscp—

sin <р).

(4.52)-

 

 

 

Если 6« и бг — соответственно удельное осевое и радиальное

смещения ', то

^ = ^ a F C0SCP.

(4.53)

br— brF sin cp.

Введя в равенство (4.52) замену (4.53), получим

44= -^ - F2(8Г— s"fl) sin 2ср.

(4.54)

Из последней формулы вытекает, что если внешняя нагрузка действует под углом ф, равным 0 или 90°, то момента от прило­ женной силы не возникает. Кроме того, если требуется, чтобы погрешность, вносимая моментом, была минимальной, необходи­

мо, чтобы удельное осевое_смещение ба_было близко к удельному

радиальному смещению бг. Если ба = бг, то момент М будет ра­ вен нулю, т. е. будет обеспечена равножесткость подшипников для нагрузки заданного направления. При изменении направле­ ния внешней нагрузки равножесткость опор нарушается. Следова­ тельно, задача сводится к выбору конструктивных параметров подшипников, обеспечивающих максимальную равножесткость1

1 Под удельным осевым и радиальным смещениями подразумеваются от­ ношения 8 а/ А и бrlR, где А и R — компоненты внешней нагрузки.

63


подшипников при всех возможных направлениях возмущающей нагрузки.

Наиболее важным фактором, определяющим равножесткость подшипников, является начальный угол контакта и предваритель­ ный натяг. С увеличением предварительного натяга уменьшают­ ся радиальные и осевые смещения, вызываемые внешними на­ грузками, но одновременно увеличивается момент трения. Увели­ чение начального угла контакта сопровождается уменьшением осевого смещения и увеличением радиального. Кроме того, при большом угле контакта не так значительно-увеличивается момент трения с увеличением предварительного натяга, который необхо­ дим для достижения равножесткости. Поэтому обеспечение равножесткостп опор качения достигается за счет увеличения на­ чального утла контакта.

Для практических целей важно определить осевое и радиаль­ ное смещение центра ротора гироскопа, смонтированного с пред­ варительным натягом на двух одинаковых радиально-упорных шарикоподшипниках, под действием внешней комбинированной нагрузки F, приложенной к середине ротора [18].

Не приводя подробных математических выкладок, которые имеются в [18], только на основании формулы (4.54) можно за­ ключить, что равножесткость подшипников будет обеспечена, ес­

ли ба/бг — отношение удельного осевого и радиального смещений равно единице. Если ограничиться нулевыми приближениями для

смещений б0 и бг, условие равножесткости будет иметь вид

_

1.

(4.55)

=

а х

где

Если же вместо нулевых приближений ввести в рассмотрение

первые приближения, то вместо формулы (4.55)

получим

{

R \2

/

А \2

 

 

угД1~ М

ЬХС )

Д3 ( а-\С

1 ,

(4.56)

Ьі ь2

А \2

6?

R

 

 

Я]С /

Ь,С

 

 

где введены обозначения

 

 

 

 

 

3_

 

 

 

 

 

CL2

sin!24

i + 2 (

' - ^

) x

64

Х (4 — tg2 ßnp —

- ^

)

!( n - 2 tg^„p-

2 Cg=W +

COS Рпр

(И —21g2ßftp —2ctg2ßnp)j ;

cos ßo

 

64


а ъ=

 

с

 

 

+ ]2.(і

_ с-!іЬ г

 

-ctg2 Рйр)-

\

cos ßo

 

 

 

cos ß„D\ 3

 

 

- 2 ( ,

-J ctg2 ßrtP( 4 - c t g 2 ßr(p)j;

 

 

COS j

 

 

~ ( ^ Ф —

і)"3'2 зіп"2 Р„„ + 2 ( 1

—^ ) X

 

64 (cos ßnp

\

cos ßo /

X ( 4 - tg2ß„p- ctg2 Prtp)- 4 ( 1 - ^ ^ - ) 2(11 - 2 tg2{Ц- 2 ctg2рпр)+

 

4-

COS ßnD \ 3

 

2 t'g5^„p

 

 

“1

 

+

1 l

^

)

(1

2 ctg2 ßnp)j ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

COS

3 „o

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

----2iL)te23 -4-

64

\COS

ßnp

/

 

 

L

\

o

Lb

r n p “

 

 

COS 3n

/

 

+

i2 (' -

f^

7

) 2 tg2 p"nC4-tB=P„p)

 

 

 

 

 

- 8 ( ‘ -

3

 

s,g!?-

X g 2 P„p)

 

 

 

 

 

 

(4-

 

 

 

 

Формула (4.56) наглядно показывает,, что равножесткость опор качения зависит не только от конструкции подшипников и усилия предварительного натяга, но также и от внешних нагру­ зок, действующих на опоры.

3—3634