Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако после уравновешивания ротора в гироузле сохраня­ ются колебания, отличающиеся от устраненных частей фазой и амплитудой (высшие гармоники). Эти колебания, источниками которых являются конструктивные дефекты и технологические погрешности опор ротора, могут быть обнаружены и частично устранены при корректировании процессов сборки опор.

Большинство колебаний, вызванных дефектами подшипников, можно устранить только сменой подшипников.

При правильном уравновешивании можно добиться, что ди­ намические реакции, возникающие в роторах с гибкими связями, будут отсутствовать. Для этого уравновешивание надо произво­ дить при рабочей угловой скорости ротора. Если же уравновеши­ вание будет производиться при критической угловой скорости, то динамические реакции обнаружатся при эксплуатации гиро­ скопов.

Дефекты, вызывающие динамические реакции и создающие колебания высших гармоник, могут быть обнаружены в собран­ ном узле, но не могут быть устранены в процессе изготовления. Обнаруживаются эти колебания благодаря тому, что их частоты находятся в верхних пределах слышимости (2000—3000 Гц). Эти неучтенные динамические реакции могут быть обнаружены лишь при испытании гпроузла и при эксплуатации. Колебания гиро­ узла, связанные с этими реакциями, могут быть частично устра­ нены за счет повышения качества сборки гироузла и смазки под­ шипников.

Динамические реакции вследствие погрешностей в опорах об­ наруживаются в процессе сборки и частично устраняются дина­ мическим уравновешиванием.

Некоторые методы и средства, применяемые для контроля ос­ новных характеристик опор гироскопических устройств, не явля­ ются еще совершенными. Для объективной оценки качества опор необходимо пользоваться специальными контрольными прибора­ ми. Для этого может быть использована обычная сейсмическая упругая система, применяемая в балансировочных машинах с наблюдением по осциллографу. Чувствительные датчики подклю­ чают к электронному усилителю либо непосредственно к катод­ ному осциллографу. При этом необходим частотомер для анали­ за колебаний гироузла.

При установке ротора и подшипников в гирокамеру может произойти сдвиг фаз биения опор. Чтобы избежать этого, при сборке гироузла сохраняют то же положение и ту же затяжку подшипников, что и при уравновешивании.

Тогда динамические реакции опор не возникают и на экране осциллографа колебания с частотой, равной частоте вращения ротора, не появляются.

Если же при установке ротора положение подшипников не будет сохранено, то уравновешивание следует производить в собранном узле.

46



Биение подшипников вследствие эллиптичности колец обнару­ живается на экране осциллографа в виде синусоидальной кривой. Устранить это биение можно только заменой колец или подшип­ ников.

Если торцевое биение рабочих канавок одного подшипника сдвинуто по фазе относительно торцевого биения канавок друго­ го подшипника, то в оси ротора возникнут продольные динамиче­ ские напряжения. В этом случае на экране оциллографа появит­ ся искаженная синусоидальная кривая.

Указанный дефект может быть устранен лишь сменой подшип­ ников. Зажим или перекос подшипников вследствие их непра­ вильной установки в гирокамеру обнаруживается так же, как и торцевое биение канавок.

3.5. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШАРИКОПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР

Повышение точности, надежности и долговечности шарико­ подшипниковых опор гироскопических устройств осуществляется главным образом путем совершенствования конструкции, повы­ шения точности геометрических размеров деталей, улучшения ка­ чества сборки, применения новых материалов и высококачествен­ ных смазок, обеспечением объективного жесткого контроля.

Конструктивно шарикоподшипники карданова подвеса выпол­ няются из трех колец. Такие подшипники обладают высокой чув­ ствительностью. При этом поверхность среднего кольца может не иметь желоба, благодаря чему уменьшается трение и обеспечи­ вается температурная компенсация.

В ряде конструкций в опорах стремятся уменьшить число де­ талей. Применяются опоры совмещенного типа с подшипниками без внутреннего кольца. Благодаря этому упрощается конструк­ ция опорного узла, уменьшается количество сопряженных дета­ лей, а следовательно, и суммарная погрешность при сборке опо­ ры, повышается жесткость и точность, уменьшаются габариты.

Имеет место тенденция создания шарикоподшипников с разъ­ емными кольцами. Это, как правило, уменьшает размеры опорно­ го узла, облегчает и улучшает качество монтажа подшипников.

Для увеличения объема смазки, лучшего ее направления, рас­ пределения и циркуляции, все большее применение получают под­ шипники с циркулирующей смазкой, на внутренних поверхностях колец и на сепараторе делают кольцевые проточки.

Перспективным является применение сухих смазок и самосма­ зывающихся подшипников [18, 39].

Для уменьшения сил трения в опорах гироскопов в последние годы начали применять вибрирующие и пульсирующие опоры или подшипники карданова подвеса, у которых наружные кольца принудительно вращаются. При этом направление вращения пе­ риодически изменяется [15, 18].

47


Значительного повышения теплостойкости шарикоподшипни­ ков можно достигнуть путем изготовления колец из нержавею­ щих, жаропрочных и тугоплавких сталей (на кобальтовой основе) и металлокерамики, а сепараторов — из пористых материалов, пропитанных соответствующими смазками.

Перспективным является применение в качестве смазки в не­ которых подшипниках «мягких» металлов, таких как индий, оло­ во, свинец, галлий, таллий и их сплавы, а также серебра.

Г л а в а IV.

ж е с т к о с т ь ш а р и к о п о д ш и п н и к о в ы х

ОПОР ГИРОСКОПОВ

На точность современных гироскопов влияет не только точ­ ность размеров и форм вращающихся деталей опор, но и упругие смещения, вызываемые внешней нагрузкой. Эти смещения могут быть вызваны деформациями в местах контакта шариков с.до­ рожками качения колец, прогибом свободно (без натяга^ поса­ женных колец, деформациями деталей, сопряженных с подшип­ никами, смятием микронеровностей и др.

Влияние большинства перечисленных факторов на относитель­ ное смещение колец подшипников учесть не представляется воз­ можным. Точность вращения ротора зависит не только от степени точности деталей опор, подчиняющейся, как правило, нормально­ му распределению, но также от относительного положения по­ грешностей у сопряженных неподвижных деталей. Поэтому при расчете жесткости приборных подшипников исходят из следую­ щих допущений:

1 ) .кольца, шарики, а также цапфы и отверстия имеют пра­

вильную геометрическую форму; 2 ) кольца и сопряженные с ними детали, а также шарики яв­

ляются абсолютно твердыми телами; 3) упругие деформации имеют место лишь в местах контакта

шариков с дорожками качения колец; изгиб колец и смятие по­ садочных поверхностей не принимаются во внимание.

В дальнейшем будем определять жесткость гироскопических подшипников при радиальной, осевой или комбинированной на­ грузке с учетом указанных допущений.

4.1. УПРУГИЕ ДЕФОРМАЦИИ ПРИБОРНЫХ ШАРИКОПОДШИПНИКОВ. ЖЕСТКОСТЬ РАДИАЛЬНОГО ШАРИКОПОДШИПНИКА

Под упругой деформацией шарикоподшипника подразуме­ вается перемещение одного кольца подшипника относительно другого под действием внешней нагрузки. При этом перемещения в пределах внутренних зазоров не учитываются, хотя эти зазоры

49


Рис. 4.1. Распределение внешней ради­ альной нагрузки между телами качения в радиальном шарикоподшипнике

оказывают влияние на распределение внешней нагрузки между телами качения и, следовательно, на величину относительных смещений колец.

Даже при принятых выше допущениях установить связь меж­ ду внешней нагрузкой и упругими смещениями является нелег­ кой задачей. Объясняется это тем, что шарикоподшипник, содер­ жащий большое число тел качения, представляет собою многократно статически не­

определимую систему. Впервые задача о рас­

пределении внешней нагруз­ ки между телами качения в радиальном шарикоподшип­ нике решена Р. Штрибеком, который рассмотрел случай, когда внутренний радиаль­ ный зазор в подшипнике ра­ вен нулю, а комплект шари­ ков расположен таким обра­ зом, что один из них в на­ груженной зоне находится на липни действия внешней радиальной нагрузки. Позд­ нее другие ученые распро­ странили указанное решение на случай произвольного по­ ложения комплекта шари­ ков. В рассматриваемой за­ даче внешняя радиальная

нагрузка К будет восприниматься лишь шариками, расположен­ ными ниже горизонтальной оси подшипника, тогда как шарики, расположенные выше этой оси, будут ненагруженными.

Пусть Рі — нагрузка на і-й шарик, расположенный в ненагру­

женной зоне подшипника

под углом /у,

отсчитываемым от на­

правления внешней радиальной нагрузки

(і = 0 , 1 , 2 ,

..., п), при­

чем y=360°/z — угловое

расстояние между двумя

смежными

шариками, а 2 — общее число шариков в рассматриваемом под­

шипнике (рис. 4.1).

Условие равновесия подшипника в проекциях на направление

нагрузки будет иметь вид

 

 

f?= P0 + 2 2

Pi cosiV>

(4Л )

i=i

 

причем

я

 

пу <

 

Г ‘

 

50