Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) при параллельном смещении осей — радиальная сила с частотой fі;

в) при прогибе оси — сила в направлении оси вращения с частотой /у

г) при овальности шейки вала у подшипников скольжения — радиальная составляющая с частотой 2

д) при неравножесткости оси—-радиальная составляющая с частотой 2

е) при овальности внутреннего кольца шарикоподшипника — радиальная составляющая с частотой 2

ж) при перекосе внешнего кольца шарикоподшипника — осе­ вая составляющая с частотой /у

Повышенные зазоры между телами качения и кольцами под­

шипника приводят к ударам. Частота

возникающих

колебаний

вычисляется по формуле

 

 

/* = — / 1*.

'

(3-2)

dm

 

 

где z — число шариков;

D — диаметр неподвижного кольца; гіш— диаметр шарика.

При неуравновешенности сепаратора шарикоподшипника по­ является вынуждающая сила с частотой

/ з

/іО

( 3

. 3 )

2(D

dm)

 

 

 

Если причины возникновения механических вынуждающих сил одинаковы для всех гиродвигателей, то возникновение элект­ ромагнитных вынуждающих сил зависит от рода питающего то­ ка, числа фаз и других особенностей гиродвигателей.

Вгиродвигателях постоянного тока появляется магнитное тяжение, которое зависит от величины воздушного зазора и его изменения при вращении. Когда ось симметрии статора не сов­ падает с осью ротора и при вращении под одним из полюсов за­ зор меньше, чем под другим, то на ротор действует сила магнит­ ного тяжения в направлении наименьшего зазора. При перемен­ ном уменьшении зазора 1 то под одним, то под другим полюсом на опоры действует сила с частотой 2

Вгиродвигателях переменного тока, если точка минимального зазора не перемещается в пространстве, при неравномерном воз­ душном зазоре на ротор действует сила с частотой /у Если же точка минимального воздушного зазора перемещается в про­ странстве, то явление усложняется и появляется модуляция вы­ нуждающей силы с частотой скольжения.

Кроме того, колебания гироскопических устройств вызывают конструктивные и производственные погрешности.

1 Рассматривается эксцентричное вращение ротора относительно статора.

41


К конструктивным погрешностям, вызывающим колебания ги­ роскопических устройств, относятся:

— несимметричность изделия, обусловленная конструктивны­ ми ограничениями;

несимметричность расположения крепежных винтов, вые­ мок, отверстий;

недостаточная жесткость конструкции (ротора, корпуса,

оси ротора);

невозможность проведения динамического уравновешива­ ния гиродвигателя;

неправильно выбранные посадки шарикоподшипников (уве­ личенный зазор или чрезмерный натяг).

Все эти погрешности являются частично следствием недоста­ точных теоретических и практических данных для расчета соб­ ственных частот отдельных деталей п узлов гироскопических устройств.

Неточный расчет оси ротора на жесткость иногда приводит к тому, что ротор, динамически уравновешенный при малых угло­ вых скоростях, при рабочих угловых скоростях оказывается не­ уравновешенным. Это бывает в том случае, если ось недостаточ­ но жесткая.

Допуски на соосность н на правильность геометрической фор­ мы отдельных деталей, входящих в гиродвигатель, следует за­ давать исходя из величины допустимой начальной и конечной неуравновешенности ротора. При расчете этой неуравновешенно­ сти должна учитываться допустимая перегрузка шарикоподшип­ ников, возникающая при начальном динамическом уравновеши­ вании.

Производственные погрешности, вызывающие колебания ги­ роскопических устройств, обусловливаются в основном следую­ щим:

отклонением от чертежа при изготовлении деталей;

неточным динамическим уравновешиванием;

перекосом или затяжкой шарикоподшипников при мон­

таже;

некачественной сборкой.

При недостаточно тщательном контроле на сборку могут по­ ступать детали, имеющие искаженную форму, несоосность и про­ слабленные размеры посадочных мест шарикоподшипников, бие­ ние опорного торца оси ротора и шеек под подшипники.

Неточность динамического уравновешивания связана с недо­ статочной чувствительностью балансировочного оборудования, отсутствием проверки динамической неуравновешенности при ра­ бочей угловой скорости, невозможностью проведения динамиче­ ского уравновешивания гиродвигателей, имеющих закрытый ко­ жух.

Загрязнение, некачественная смазка, перекос внешней обоймы шарикоподшипников относительно внутренней, искажение фор­ мы наружного кольца шарикоподшипика из-за неправильной

42


формы гнезда в корпусе гиродвигателя, изменение осевого и ра­ диального зазоров в шарикоподшипниках при изменениях тем­ пературы и неправильная посадка колец шарикоподшипников мо­ гут вызвать колебания ротора.

Колебания гироскопических устройств могут явиться след­ ствием таких дефектов сборки, как эксцентричное расположение ротора относительно статора, повышенная затяжка шарикопод­ шипников, перекос оси статора при некачественном монтаже ша­ рикоподшипников и неравномерной толщине прокладок.

При анализе колебаний необходимо учитывать также и экс­ плуатационные причины. Так, например, в процессе эксплуата­ ции гироскопических устройств неуравновешенность роторов уве­ личивается. Как показал опыт, неуравновешенность роторов зави­ сит от их нагрева. Это происходит из-за того, что в роторе применены материалы с различными коэффициентами линейного расширения. В процессе эксплуатации центр масс ротора может смещаться в результате воздействия переменных температур, центробежных сил и других причин (в зависимости от конкрет­ ных условий). В процессе работы гироскопических устройств подшипники изнашиваются, что также увеличивает неуравнове­ шенность ротора.

При вращении в подшипниках качения даже весьма точно уравновешенный ротор периодически теряет устойчивость из-за асимметрии расположения тел качения относительно вертикаль­ ной оси, проходящей через центр массы подшипника. В резуль­ тате появляются колебания, частота которых не совпадает и не кратна частоте вращения ротора. Колебания одного подшипника через детали гиродвигателя влияют на работу и колебания пар­ ного с ним подшипника.

Одной из причин колебаний в высокоскоростном шарикопод­ шипнике является набегание тел качения на гнезда сепаратора, из-за чего возникают силы, деформирующие сепаратор в танген­ циальном направлении.

Экспериментально установлено, что внешние колебания опор гироскопических устройств хотя и уменьшают величину момен­ та трения покоя, или момента трогания, но одновремено вызыва­ ют повреждение рабочих поверхностей качения и ухудшают усло­ вия их смазывания. Особенно отрицательное влияние внешние колебания оказывают на работу и долговечность подшипников карданова подвеса. Так как подшипники карданова подвеса име­ ют малую угловую скорость или малую скорость возвратно-коле­ бательного движения, шарики медленно перемещаются по беговой дорожке, контактируют примерно с одними и теми же участками. Таким образом, под действием внешних колебаний в плоскости качения шарики образуют контактные лунки на беговых дорож­ ках колец, создавая волнистость профиля следа качения, что ускоряет износ, увеличивает момент трения и ухудшает работу подшипника. Появляется типичное контактное повреждение так называемое «ложное бринеллирование» на беговых дорожках ко­

43


лец, особенно часто встречающееся в подшипниках карданова подвеса при внешних колебаниях.

При перекатывании шарика по поверхности возникает слож­ ная пластическая деформация поверхностного слоя беговых до­ рожек колец и тем самым создается сопротивление качению. Кроме того, молекулярное сцепление тел качения со смазкой соз­ дает дополнительное сопротивление качению.

При вынужденных гармонических колебаниях подшипников шарики также колеблются, они находятся в динамическом состоя­ нии, совершают сложные перемещения и более свободно преодо­ левают указанный сопротивления качению.

3.4. ВЛИЯНИЕ ДЕФЕКТОВ ПОДШИПНИКОВ НА ТОЧНОСТЬ УРАВНОВЕШИВАНИЯ

Обычно роторы и другие узлы гироскопических устройств уравновешиваются статически и динамически. Точность динами­ ческого уравновешивания роторов гироскопических устройств в значительной степени зависит от динамических реакций в опо­ рах, которые вызываются дефектами подшипников. Точность ста­ тического уравновешивания узлов гироскопических устройств за­ висит главным образом от величины момента трения в подшип­ никах, на которых определяется неуравновешенность, и от их соосности.

Рассмотрим кратко влияние некоторых дефектов подшипни­ ков и опор на точность динамического уравновешивания роторов гироскопов и статического уравновешивания узлов гироскопиче­ ских устройств.

Осевое и радиальное биение опор ротора вызывают динамиче­ ские реакции даже в том случае, когда ротор будет статически и динамически уравновешен. При осевом биении опор, которое возникает при торцевом биении желобов колец, ротор будет со­ вершать возвратно-поступательные перемещения вдоль оси вра­ щения, создавая динамические реакции подшипников в осевом направлении. Эти реакции в свою очередь будут создавать осевые вибрации и снижать точность динамического уравновешивания. Осевая вибрация осложняет процесс уравновешивания, так как частота осевой вибрации совпадает с частотой вибраций, вызван­ ных неуравновешенностью ротора. В результате этого как ампли­ туда, так и фаза колебаний искажаются и по ним трудно опреде­ лить величину неуравновешенности.

Разноразмерность шариков, эллиптичность, волнистость и ше­ роховатость рабочих поверхностей вызывают колебания в опорах в радиальном направлении, что снижает точность динамического уравновешивания ротора. Это происходит потому, что на коле­ бания опор от неуравновешенности ротора накладываются коле­ бания от указанных дефектов подшипников, в результате чего видоизменяется модуль синусоиды колебаний от неуравновешен­ ности; при этом усиливается шум в опорах ротора. Кроме того,

44


разноразмерность шариков и неточность рабочих поверхностен подшипников создают смещение геометрической оси ротора, а следовательно, динамические реакции в опорах.

Взаимосвязь между перечисленными погрешностями порож­ дает новые и гораздо более сложные динамические реакции. Так, эллиптичность рабочих поверхностей вызывает динамические ре­ акции, которые представляют вторую гармонику динамических реакций от неуравновешенности ротора.

При несоосностн подшипников опор ротор трудно динамиче­ ски уравновесить, так как возникающие из-за несоосности вибра­ ции в опорах воспринимаются датчиками балансировочной маши­ ны как неуравновешенность и передаются на указывающие при­ боры, создавая ложное представление о неуравновешенности. Несоосность опор приводит также к угловому смещению оси ро­ тора, т. е. к дополнительной динамической неуравновешенности.

Если во время динамического уравновешивания ротора с гиб­ кой осью его рабочая угловая скорость окажется равной критиче­ ской, то это приведет к максимальному прогибу оси под действи­ ем центробежных инерционных сил. В этом случае, если центр массы находится на осн ротора и делит ее на равные части, ро­ тор будет на этом режиме только статически неуравновешенным; при несимметричном положении центра массы на оси ротора — ротор окажется статически и динамически неуравновешенным, так как возникает пара центробежных сил F' и F. Неуравнове­ шенность ротора относительно главной центральной оси инер­ ции, радиальное биение опор и деформация оси ротора образуют основные гармонические колебания н высшие, частота которых превышает в два и более раз частоту основных колебаний. Выс­ шие гармоники получаются вследствие нарушения геометрии ра­ бочих поверхностей подшипников, разноразмерное™ и огранки шариков, волнистости и шероховатости беговых дорожек колец.

Для определения и устранения причин колебаний в опорах гироскопов следует разработать методику и технические сред­ ства их определения. Определить погрешности, вызывающие ди­ намические усилия в опорах гироскопа, и устранить их можно на основе измерения динамических реакций.

Существуют различные методы и технические средства изме­ рения динамических реакций в опорах, но в принципе они имеют много общего.

Особенностью устранения погрешностей в опорах является го, что погрешности выявляются не в статическом состоянии ги­ роскопа, а в динамическом.

Анализ причин, вызывающих колебания в гироузле, показыва­ ет, что процесс устранения возмущающих сил должен быть рас­ членен на два самостоятельных производственных этапа: уравно­ вешивание ротора, корректирование процессов сборки опор.

При уравновешивании ротора лишь частично устраняются не­ которые составляющие колебаний.

45