Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 0
сываются однородным уравнением, вытекающим из (2.65) при HUі=0, т. е. уравнением
|
|
/3 + /С З + 0. |
|
(2.67) |
|||
Корни соответствующего |
|
характеристического |
уравнения |
||||
будут |
|
|
|
|
|
|
|
Sl,2 |
-----— |
+ |
J |
К |
Р |
|
|
і / :А |
4Л2 |
|
|||||
|
|
2А |
- |
|
|
||
К ' |
|
/2 |
собственное |
движение |
гироскопа |
||
Поскольку — |
>> —— , |
А4А*
представляет собой затухающий колебательный процесс. При от сутствии демпфирования, т. е. при / = 0 , угловая частота собст
венных колебаний, пазываемая в данном случае недемпфированной, опре деляется формулой
(2 -6 8 )
Недемпфированная частЪта ©и является важ ным показателем качест ва гироскопического уст ройства. Чем эта частота больше отличается от час тоты колебания основа ния (объекта), тем ка чество устройства выше.
Предположим теперь, что ось Y вращения кожуха (выходная ось) не является абсолютно жесткой. Упругую податливость этой оси при изгибе в плоскости YZ условно изобразим в виде пружин П) (см. рис. 2 .6 ).
Рассмотрим собственные колебания этого гироскопа, предпо лагая, что он установлен на неподвижном основании. Обозначив угол поворота гироскопа вокруг оси X через а (этот поворот воз
можен из-за упругости оси Y кожуха, |
т. е. когда Кі=р0), |
можно |
написать следующее уравнение баланса моментов вокруг оси X: |
||
А 1а - { - /1а^г К 1а = |
— Н$. |
(2.69) |
В этом уравнении #ß — гироскопический момент Г, возника
ющий вследствие прецессии гироскопа • со скоростью ß вокруг оси Y и согласно формуле (2.66) действующий в отрицательном направлении оси X; К\а — упругий восстанавливающий момент при изгибе оси вращения кожуха (Кі — коэффициент упругости). Члены Л іа и fia очень малы по сравнению с членами Кіа и / / ß
2* |
35 |
и ими можно пренебречь. Тогда из уравнения (2.69) получим
или
â = - V - P . |
(2.70) |
А 1
Уравнение баланса моментов вокруг выходной осп Y в дан ном случае имеет вид
Подставляя вместо а выражение (2.70), получим
(Л + ^ І ) + /;І + /СР=0. |
(2.71) |
Уравнение (2.71) показывает, что недемпфированная частота гироскопа, выходная ось которого имеет коэффициент упругости К I, определяется формулой
(1)н.у |
(2.72) |
|
К ХК |
При невысоком коэффициенте упругости К\ эта частота зна чительно меньше недемпфированной частоты (2 .6 8 ) гироскопа с
абсолютно жесткой выходной осью (К —оо). Следовательно, уп ругость выходной оси прецессионного гироскопа ухудшает его качество.
Влияние жесткости элементов опор гироскопов на их работу будет рассмотрено в гл. IV.
Г л а в а III.
НАГРУЗКИ, ВИБРАЦИИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В ОПОРАХ
Увеличение дальности полета современных летательных аппа ратов и необходимость точного выдерживания заданной траек тории требуют непрерывного совершенствования гироскопиче ских устройств управления и стабилизации. К этим устройствам предъявляются весьма высокие требования точности, надежно сти и долговечности с учетом специфики эксплуатационных усло вий.
Точность и надежность гироскопических устройств можно по высить, увеличивая угловую скорость ротора и его диаметр, т. е. увеличивая кинетический момент ротора, а также уменьшая мо мент трения в опорах карданова подвеса.
В авиационных гироскопических устройствах целесообразно увеличивать кинетический момент ротора, повышая его угловую скорость, но до известных пределов, имея в виду, что повышение угловой скорости ротора ограничивается долговечностью его ша риковых опор, т. е. длительностью их работы до потери заданной точности вращения. Поэтому для повышения точности, надежно сти и долговечности гироскопических устройств необходимо прежде всего повышать качество шарикоподшипниковых опор или применять опоры без трения.
3.1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОПОРАМ
Опоры гироскопических устройств должны иметь минималь ный момент трения, высокую точность вращения и заданную дол говечность работы. Точность вращения шарикоподшипниковых опор определяется в основном по радиальному и боковому бие нию дорожки качения вращающегося кольца шарикоподшипника
(ГОСТ 520—71).
Парные опоры гироскопических устройств должны быть соос ны и иметь одинаковые жесткостные и другие основные характе ристики. Осевые и радиальные люфты в опорах ротора должны быть минимальными. Опоры карданова подвеса должны иметь
37
\
минимальный момент трения, обладать высокой чувствительно стью и вибростойкостыо.
Как опоры карданова подвеса, так и опоры ротора гироскопа в течение всего срока службы должны смазываться высококаче ственной смазкой определенной дозировки [8, 18, 55].
Кроме шарикоподшипников, в опоры гироскопических уст ройств входят переходные втулки, регулировочные резьбовые винты или пробки, пружинные шайбы, прокладки, смазочные шайбы и другие детали. Эти детали также требуют определен ной точности изготовления, соответствующих физических харак теристик примененных в них материалов.
На качество опор и их долговечность весьма существенное влияние оказывает также технология сборки и регулировки опор.
Для обеспечения требований, предъявляемых к опорам вра щения, необходимо:
—-применять для изготовления элементов опор высококачест венные исходные материалы;
—выбрать наиболее рациональную конструкцию элементов
опор;
—предусмотреть возможности регулировки осевых люфтов в опорах ротора и карданова подвеса;
—разработать методику контроля точности расположения номинально соосных поверхностей, определения величины мо мента трения, измерения осевых люфтов и осевой затяжки в опорах ротора на специальных приспособлениях без разборки гиродвигателей.
. 3.2. НАГРУЗКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЭЛЕМЕНТЫ ОПОР
Долговечность, жесткость,'виброустойчивость и точность вра щения подшипников в значительной мере зависят от распределе ния нагрузки между телами качения, что в свою очередь опреде ляется расположением оси подшипника и направлением действия нагрузки.
При вертикальном расположении оси подшипника осевая на грузка теоретически должна равномерно восприниматься всеми шариками подшипника. В реальных условиях вследствие откло нения диаметра отдельных шариков от номинального и деформа ции колец и шариков внешняя нагрузка распределяется неравно мерно между шариками. В радиальном подшипнике качения, ось которого горизонтальна, распределение радиальной нагруз ки зависит в основном от величины радиального зазора в под шипнике, от разноразмерное™ и. точности шариков, а также от отклонений формы колец. При увеличении радиального зазора постоянная радиальная нагрузка распределяется на меньшее количество шариков.
■щ38
При горизонтальном расположении оси подшипника нагруз ка, действующая, как правило, на внутреннее кольцо подшипни ка, не воспринимается всеми шариками равномерно.
Шарик, находящийся под нагрузкой, соприкасается с коль цами по некоторой эллиптической поверхности, зависящей от нагрузки, размеров шарика и кольца.
Особенно тяжелыми являются условия колебательного режи ма. В этом случае участок, на котором совершаются возвратные перемещения в весьма малый отрезок времени, настолько мал, что эллипсы поверхностей контакта шариков с кольцами могут
перекрывать друг друга |
и суммарное |
|
|||
давление в области контакта становит |
|
||||
ся весьма большим (рис. 3.1). |
|
|
|||
Величина угла ß контакта шариков |
|
||||
с беговыми дорожками качения колец |
|
||||
зависит |
от характера и |
направления |
|
||
нагрузки, |
конструкции |
подшипника, |
|
||
т, е. радиусов кривизны профиля же |
|
||||
лобов |
колец, радиуса |
шарика |
гш и |
|
|
диаметрального зазора. |
|
|
|
||
В радиально-упорных подшипниках |
|
||||
под действием центробежных сил* воз |
|
||||
никающих при вращении, |
шарики стре |
Рис. 3.1. Суммарное давле |
|||
мятся занять новое положение, |
отли |
ние в области контакта |
|||
чающееся |
от статического, при |
этом |
|
угол контакта на беговой дорожке наружного кольца уменьша ется.
Кфк уже указывалось, точность динамического уравновеши вания роторов гироскопических устройств, особенно в рабочих условиях, зависит от качества подшипников и опор, на которых производится уравновешивание. Дефекты шарикоподшипников, особенно такие, как волнистость дорожек качения, разноразмерность шариков, торцевое биение дорожек качения, овальность
колец, |
огранка шариков, шероховатость рабочих поверхностей |
и т. п. |
вызывают динамические реакции в опорах. |
Шарикоподшипниковые опоры роторов гироскопических уст ройств могут иметь следующие дефекты: несоосность, перекос колец подшипников, недостаточную жесткость системы «ось — ротор — опоры», чрезмерную затяжку подшипников, увеличенные радиальные зазоры (люфты), недостаточную температурную компенсацию и т. п.
Указанные дефекты опор роторов тоже порождают динамиче ские силы в опорах, которые приводят к уменьшению точности уравновешивания.
Зазоры в главных опорах и опорах внутренней рамы карданова подвеса влияют на точность показаний гироскопических уст ройств. При радиальном и осевом биениях в подшипниках ротора появляются динамические реакции, даже когда ротор статически
39
и динамически уравновешен относительно своей геометрической оси [15, 22].
При различных эксцентриситетах в опорах ротора создается статическая и динамическая неуравновешенность ротора при сдвиге фазы 'биения на любой угол ср.
При одинаковых эксцентриситетах в опорах ротора и отсут ствии сдвига фазы биения (ср = 0 ) создается статическая неурав
новешенность ротора, а при сдвиге фазы на угол ср=180° появля ется только динамическая неуравновешенность.
При радиальных зазорах ось вращения ротора свободно пе ремещается в радиальном направлении, что может, как и при биении подшипников, привести к образованию инерционных сил.
Экспериментальные исследования показывают, что при ра диальных зазорах ось вращения крупных роторов, покоящихся в подшипниках средней серии, занимает различные положения в зависимости от соотношения сил инерции и собственной массы ротора. Можно полагать, что такое явление будет наблюдаться и в роторах гироскопа при горизонтальном положении их оси вращения.
3.3. и с т о ч н и к и ПЕРЕМЕННЫХ СИЛ И ПРИЧИНЫ КОЛЕБАНИИ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ
Силы, действующие в гироскопических устройствах и вызы вающие их колебания, подразделяются на механические и элек тромагнитные. Эти силы зависят от конструкции, технологии из готовления деталей, узлов и приборов, а также от их эксплуата ции. ‘Механические силы появляются при неуравновешенности вращающихся деталей, угловом смещении осей, овальности цапф и при других дефектах опор. Электромагнитные силы возникают под .действием магнитострикции и магнитного взаимодействия между различными частями гиродвигателя.
Рассмотрим причины, вызывающие механические вынуждаю щие силы.
На неуравновешенный ротор действует момент от пары сил и центробежная вынуждающая сила F. Считая ротор жестким, си лу F можно вычислить по формуле
F = m m \ |
(3.1) |
где т — неуравновешенная масса; г — расстояние от неуравновешенной массы до оси враще
ния ротора; (о — угловая скорость ротора:
При вращении ротора сила F действует с частотой, численно равной угловой скорости ротора в рад/с. Назовем эту частоту первой гармоникой и обозначим через f\.
Кроме того, на опоры могут действовать следующие силы:
а) при угловом смещении осей — осевая сила с частотой /ь
40