Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
Рис. 85. Упрощенная схема блока |
?2ДЗ*у |
67 |
5 6 |
управления маршрутными сигналами |
Рис. 86. Участок движения со съездами |
и пересечениями |
|
в системе АРД-1 |
На рис. 86 показаны схемы соединения обмоток реле РП и дат чиков разделки, а также сигнальных реле для наиболее сложного участка движения с несколькими съездами и пересечениями. На данном участке имеет место выборочный маршрут по сигналам С-1 или С-2. Селективность включения запросных реле осуществ ляется двухпозиционным командным устройством, которое одно временно служит для перевода стрелки. Организация движения на данном участке движения имеет следующие особенности. Дви жению составов в направлении светофора С-34 препятствуют мар шруты движения по сигналам светофоров С-1, С-2, С-5 и С-6, при этом маршрут движения по сигналам светофора С-1 не враждебен маршрутам движения по сигналам С-2, С-5 и С-6. Для обеспече ния максимальной пропускной способности откаточных путей уп
равление светофором |
С-34 выполнено с помощью двух блоков № 3 |
||
и 4. Датчики |
запроса, перемены сигнала |
и разделки маршрута |
|
подключены |
в обоих |
блоках параллельно, |
и разрешающий сигнал |
светофора С-34 включен через последовательно соединенные кон такты сигнальных реле ЗРС и 4РС блоков. Сигнальные реле PC соответственно объединены в две группы автоблокировки.
Практически любую трассировку откаточных путей можно представить комбинацией вышеприведенных участков движения, а следовательно, оснащение рудничного транспорта можно осуще ствить однотипными блоками управления.
Рассмотрим трассировку околоствольного двора и схемы соеди нения элементов аппаратуры (рис. 87). Околоствольный двор со держит главный и вспомогательный стволы и две скиповые ветви.
Состав движется к главному |
стволу через стрелки 17, 16, |
10, 9, 8, |
7 на грузовую ветвь, после |
чего электровоз отцепляют, |
обгоняют |
через стрелки 7, 8 и состав подгоняют толкачом к клетевому подъ
ему ствола. За порожняком электровоз следует |
через |
стрелки |
9, |
|||
6, 3, 2, 1 на порожняковую ветвь, после чего через стрелки |
1, 4, 5, |
|||||
12, 13, 18 состав направляется на добычной участок к |
месту |
по |
||||
грузки. |
|
|
|
|
|
|
Состав с грузом движется к вспомогательному стволу по глав |
||||||
ному квершлагу через стрелки |
17, 16, 10 таким |
образом, |
чтобы |
|||
последняя вагонетка прошла за |
стрелку 10. |
При |
подходе |
состава |
||
к двухклетевому подъему ствола электровоз |
отцепляют |
и |
перего |
няют через стрелки 10, 16 на порожняковые ветви. Отсюда состав порожняком через стрелки 16, 17, 18 следует к месту погрузки.
К свободной скиповой ветви состав прибывает через стрелки 17, 16, 10, 9, 6. После разгрузки порожняковые составы по сигналам светофоров С-2 или С-3 через стрелки 2, 1, 4, 5, 12, 13, 18 также следуют на участок.
Околоствольный двор оборудован тринадцатью блоками управ ления светофорами, соединенными в четыре группы, по которым и выполняются маршруты движения составов.
Для рассматриваемого околоствольного двора характерны сле дующие особенности подключения аппаратуры:
106
С~8
Вспомогательный ствол
ZP-7
Рис. 87. Околоствольный двор и схемы соединения реле блоков
датчиками запроса 23ДЗ и 45ДЗ для блоков № 2—5 служат двухпозиционные командные устройства, которые одновременно ис пользуют для перевода стрелок 4 и 6 с движущегося электровоза; для разделки участков движения по сигналам светофоров С-4—• С-7 использованы контакты реле перемены и сигнальных блоков
М6—7;
движению порожнякового состава по сигналу светофора С-10 враждебны маршруты движения порожнякового состава по си гналу светофора С-11 и груженого состава по сигналу светофора С-12, причем между собой маршруты движения по сигналам све
тофоров С-11 и С-12 не враждебны, |
в связи с чем для осуществле |
|
ния блокировочных зависимостей |
по |
этим маршрутам блоки |
№ 10—10а подключены на один светофор |
С-10. |
Особенности подключения датчиков разделки видны из схемы соединения размагничивающих обмоток реле РП и датчиков.
Схемы соединения сигнальных реле блоков управления объеди нены в четыре группы, при этом сигнальные реле блоков № 10 и № 10а установлены в различные группы.
Следовательно, несмотря на указанные особенности, подключе ние элементов аппаратуры выполнено по типовым схемам и не тре бует дополнительных разработок.
Система сигнализации является неполной без контроля движе ния и состояния системы со стороны диспетчера. Автоматические транспортные системы типа АБСС-2, БТАС и другие могли бы использоваться гораздо эффективнее при наличии на централизо ванном пункте информации о положении на рудничном транспорте и состоянии самой системы.
На рис. 88 показана схема внешних соединений блока управле ния маршрутными сигналами. В блок дополнительно введены огра ничительные резисторы, диоды защиты от утечек и реле контроля РК. На централизованном пункте установлены ячейки контроля положения реле РК и РП (ЯК и ЯП) и блок питания БП.
В данном случае принято, что враждебные маршруты отсутст вуют и сигнальное реле блока получает непосредственное питание (условно установлены перемычки 7—9, 5—17, 17—18). При вклю чении выключателя В блока управления на светофоре загорится красный запрещающий сигнал К по цепи: +250 в, клемма 1, вы
ключатель |
В, |
предохранитель, |
размыкающие |
контакты |
реле |
за |
|||||
проса РЗ |
и сигнального |
PC, |
|
клемма |
12, нить |
накала |
лампы |
К |
|||
красного сигнала светофора, клемма 13, клемма 9, минус. |
|
|
|||||||||
При вступлении состава на блок-участок и замыкании датчика |
|||||||||||
контроля ДК |
намагничивающая обмотка реле |
контроля |
РК |
полу |
|||||||
чит питание |
по цепи: +250 |
в, |
клемма |
1, выключатель |
В, |
клем |
|||||
ма 17, датчик ДК, клемма |
10, |
намагничивающая |
обмотка |
реле |
РК, |
клемма 9, минус. Реле РК |
намагнитится, притянет якорь и замкнет |
||
контакты, вследствие чего |
на пульте-табло загорится |
индикаторная |
|
(неоновая) лампа ЛК ячейки контроля ЯК по цепи: |
плюс, |
клем |
|
ма / ячейки ЯК, лампа ЛК, клеммы 2 и 3, ячейки ЯК, |
жила |
связи, |
108
клемма 3 блока БУС, контакты реле контроля РК и запроса РЗ, минус.
При дальнейшем движении состава и замыкания датчика за
проса ДЗ |
намагничивающая обмотка реле запроса |
РЗ получит |
пи |
||||||
тание |
по |
цепи: плюс, клеммы / и |
17, датчик |
запроса |
ДЗ, |
клем |
|||
ма 11, |
намагничивающая обмотка |
реле запроса |
РЗ, |
минус. |
|
|
|||
После |
намагничивания |
реле РЗ |
сработает сигнальное реле |
PC, |
|||||
получая |
питание по цепи: |
клемма |
/, перемычка 17—5, |
контакты |
Рис. 88. Схема внешних соединений блока управления маршрутными сигналами
реле перемены РП и запроса РЗ, обмотка реле PC, размыкающий контакт реле перемены РП, перемычка 7—9, минус. При этом на светофоре произойдет смена красного сигнала на зеленый разре
шающий, который загорится |
по цепи; клемма 1, перемычка |
17—18, |
|||||||||
замыкающий контакт реле PC, клемма 14, нить накала лампы 3 |
|||||||||||
зеленого сигнала, клеммы 13 и 9, минус. При |
срабатывании |
сиг |
|||||||||
нального реле |
на |
пульте-табло |
загорится |
индикаторная |
лампа |
||||||
враждебности |
ЛП |
по цепи: клемма |
/ ячейки ЯП, |
лампа |
ЛП, |
клем |
|||||
ма 2, жила связи, клемма 22 блока БУС, контакты реле РП и PC, |
|||||||||||
размагничивающие |
обмотки |
реле |
РК и |
РЗ, |
минус. |
Включение |
|||||
лампы ЛП означает, что состав |
получил |
разрешение |
двигаться |
||||||||
дальше и блок-участок занят. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Получив разрешение, состав продолжает движение и при даль |
|||||||||||
нейшем следовании замкнет датчик перемены |
сигнала |
ДП. |
При |
||||||||
этом сработает реле перемены по цепи: клемма |
/, перемычка |
17— |
|||||||||
18, контакт сигнального реле PC, |
клемма |
14, датчик перемены |
ДП, |
109
клемма 15, намагничивающая обмотка реле РП, минус. Реле РП разомкнет цепь питания сигнального реле PC и замкнет цепи пи тания размагничивающих обмоток реле РК и РЗ, при отключении которых лампа ЛК погаснет. Это означает, что начало блок-уча стка свободно и следующий попутный состав может запроситься. Лампа ЛП продолжает гореть, получая питание через размагни чивающую обмотку реле перемены. Сигнальное реле, отключив шись, выполнит своими контактами переключение зеленого сигнала
светофора на красный, что означает |
ограждение состава сзади. |
При повторном срабатывании реле |
запроса в этом случае сиг |
нальное реле не включится, так как его цепь питания будет разом кнута контактами реле перемены. При этом цепь питания лампы К красного сигнала будет переключена контактами реле запроса РЗ с клеммы / на клемму 3, вследствие чего возникнет цепь: клемма 6
блока БП, |
клемма 4 ячейки |
ЯК, |
транзистор Т, клемма 3 ячейки |
ЯК, жила |
связи, клемма 3 |
блока |
БУС, контакты реле РЗ и PC, |
клемма 12, нить накала лампы К |
красного сигнала, клеммы 13 и |
||
9, минус. Транзистор Т откроется |
и сработает реле Р ячейки, кото |
||
рое замкнет цепь питания реле ЗР |
блока питания: плюс, клемма / |
||
ячейки ЯК, |
контакт реле Р, |
клемма 8 ячейки, клемма 5 блока БП, |
обмотка реле ЗР, минус. Реле ЗР включит кодовый трансмиттер типа КПТ-7, который начнет подавать импульсы тока длительно стью 0,5 сек на клемму 3 блока управления по цепи: плюс, контакт КПТ-7, клемма 2 блока БП, клемма 7 ячейки ЯК, жила связи 3—3, контакты реле РЗ и PC, клемма 12, лампа К, клеммы 13 и 9, ми нус. Красный сигнал светофора начнет мигать, означая, что запрос принят, но блок-участок занят. Индикаторная лампа ЛК также будет мигать.
После освобождения блок-участка предшествующим составом цепь питания сигнального реле восстановится и второй состав по лучит разрешение на движение. При полном освобождении блокучастка электровоз коснется датчика разделки ДР и на размагни чивающую обмотку реле перемены РП будет подано питание цепи: плюс, клемма 17, датчик ДР, клемма 16, контакты реле РП, раз магничивающая обмотка реле перемены, минус. Лампа ЛП при этом погаснет, а схема блока вернется в исходное положение.
Блок управления выполнен таким образом, что при проектиро вании схем сигнализации для различных участков движения меня ются только внешние схемы соединений сигнальных реле, размаг ничивающих обмоток реле перемены и датчиков разделки. Жила связи блока управления с ячейкой ЯК совмещена с жилой питания пульсирующим током. Жила связи блока с ячейкой ЯП является одной на группу блоков. Блокировочные контакты сигнальных реле враждебных маршрутов устанавливаются между клеммами 4—5
и 6—7.
Рассмотрим схемы сигнализации для путевого участка движе ния, показанного на рис. 89, а. На схеме расположения оборудова ния нанесены блоки управления, датчики направленного действия
ПО