Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 184

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 85. Упрощенная схема блока

?2ДЗ*у

67

5 6

управления маршрутными сигналами

Рис. 86. Участок движения со съездами

и пересечениями

в системе АРД-1

На рис. 86 показаны схемы соединения обмоток реле РП и дат­ чиков разделки, а также сигнальных реле для наиболее сложного участка движения с несколькими съездами и пересечениями. На данном участке имеет место выборочный маршрут по сигналам С-1 или С-2. Селективность включения запросных реле осуществ­ ляется двухпозиционным командным устройством, которое одно­ временно служит для перевода стрелки. Организация движения на данном участке движения имеет следующие особенности. Дви­ жению составов в направлении светофора С-34 препятствуют мар­ шруты движения по сигналам светофоров С-1, С-2, С-5 и С-6, при этом маршрут движения по сигналам светофора С-1 не враждебен маршрутам движения по сигналам С-2, С-5 и С-6. Для обеспече­ ния максимальной пропускной способности откаточных путей уп­

равление светофором

С-34 выполнено с помощью двух блоков № 3

и 4. Датчики

запроса, перемены сигнала

и разделки маршрута

подключены

в обоих

блоках параллельно,

и разрешающий сигнал

светофора С-34 включен через последовательно соединенные кон­ такты сигнальных реле ЗРС и 4РС блоков. Сигнальные реле PC соответственно объединены в две группы автоблокировки.

Практически любую трассировку откаточных путей можно представить комбинацией вышеприведенных участков движения, а следовательно, оснащение рудничного транспорта можно осуще­ ствить однотипными блоками управления.

Рассмотрим трассировку околоствольного двора и схемы соеди­ нения элементов аппаратуры (рис. 87). Околоствольный двор со­ держит главный и вспомогательный стволы и две скиповые ветви.

Состав движется к главному

стволу через стрелки 17, 16,

10, 9, 8,

7 на грузовую ветвь, после

чего электровоз отцепляют,

обгоняют

через стрелки 7, 8 и состав подгоняют толкачом к клетевому подъ­

ему ствола. За порожняком электровоз следует

через

стрелки

9,

6, 3, 2, 1 на порожняковую ветвь, после чего через стрелки

1, 4, 5,

12, 13, 18 состав направляется на добычной участок к

месту

по­

грузки.

 

 

 

 

 

 

Состав с грузом движется к вспомогательному стволу по глав­

ному квершлагу через стрелки

17, 16, 10 таким

образом,

чтобы

последняя вагонетка прошла за

стрелку 10.

При

подходе

состава

к двухклетевому подъему ствола электровоз

отцепляют

и

перего­

няют через стрелки 10, 16 на порожняковые ветви. Отсюда состав порожняком через стрелки 16, 17, 18 следует к месту погрузки.

К свободной скиповой ветви состав прибывает через стрелки 17, 16, 10, 9, 6. После разгрузки порожняковые составы по сигналам светофоров С-2 или С-3 через стрелки 2, 1, 4, 5, 12, 13, 18 также следуют на участок.

Околоствольный двор оборудован тринадцатью блоками управ­ ления светофорами, соединенными в четыре группы, по которым и выполняются маршруты движения составов.

Для рассматриваемого околоствольного двора характерны сле­ дующие особенности подключения аппаратуры:

106


С~8

Вспомогательный ствол

ZP-7

Рис. 87. Околоствольный двор и схемы соединения реле блоков

датчиками запроса 23ДЗ и 45ДЗ для блоков 2—5 служат двухпозиционные командные устройства, которые одновременно ис­ пользуют для перевода стрелок 4 и 6 с движущегося электровоза; для разделки участков движения по сигналам светофоров С-4—• С-7 использованы контакты реле перемены и сигнальных блоков

М6—7;

движению порожнякового состава по сигналу светофора С-10 враждебны маршруты движения порожнякового состава по си­ гналу светофора С-11 и груженого состава по сигналу светофора С-12, причем между собой маршруты движения по сигналам све­

тофоров С-11 и С-12 не враждебны,

в связи с чем для осуществле­

ния блокировочных зависимостей

по

этим маршрутам блоки

10—10а подключены на один светофор

С-10.

Особенности подключения датчиков разделки видны из схемы соединения размагничивающих обмоток реле РП и датчиков.

Схемы соединения сигнальных реле блоков управления объеди­ нены в четыре группы, при этом сигнальные реле блоков № 10 и № 10а установлены в различные группы.

Следовательно, несмотря на указанные особенности, подключе­ ние элементов аппаратуры выполнено по типовым схемам и не тре­ бует дополнительных разработок.

Система сигнализации является неполной без контроля движе­ ния и состояния системы со стороны диспетчера. Автоматические транспортные системы типа АБСС-2, БТАС и другие могли бы использоваться гораздо эффективнее при наличии на централизо­ ванном пункте информации о положении на рудничном транспорте и состоянии самой системы.

На рис. 88 показана схема внешних соединений блока управле­ ния маршрутными сигналами. В блок дополнительно введены огра­ ничительные резисторы, диоды защиты от утечек и реле контроля РК. На централизованном пункте установлены ячейки контроля положения реле РК и РП (ЯК и ЯП) и блок питания БП.

В данном случае принято, что враждебные маршруты отсутст­ вуют и сигнальное реле блока получает непосредственное питание (условно установлены перемычки 7—9, 5—17, 17—18). При вклю­ чении выключателя В блока управления на светофоре загорится красный запрещающий сигнал К по цепи: +250 в, клемма 1, вы­

ключатель

В,

предохранитель,

размыкающие

контакты

реле

за­

проса РЗ

и сигнального

PC,

 

клемма

12, нить

накала

лампы

К

красного сигнала светофора, клемма 13, клемма 9, минус.

 

 

При вступлении состава на блок-участок и замыкании датчика

контроля ДК

намагничивающая обмотка реле

контроля

РК

полу­

чит питание

по цепи: +250

в,

клемма

1, выключатель

В,

клем­

ма 17, датчик ДК, клемма

10,

намагничивающая

обмотка

реле

РК,

клемма 9, минус. Реле РК

намагнитится, притянет якорь и замкнет

контакты, вследствие чего

на пульте-табло загорится

индикаторная

(неоновая) лампа ЛК ячейки контроля ЯК по цепи:

плюс,

клем­

ма / ячейки ЯК, лампа ЛК, клеммы 2 и 3, ячейки ЯК,

жила

связи,

108


клемма 3 блока БУС, контакты реле контроля РК и запроса РЗ, минус.

При дальнейшем движении состава и замыкания датчика за­

проса ДЗ

намагничивающая обмотка реле запроса

РЗ получит

пи­

тание

по

цепи: плюс, клеммы / и

17, датчик

запроса

ДЗ,

клем­

ма 11,

намагничивающая обмотка

реле запроса

РЗ,

минус.

 

 

После

намагничивания

реле РЗ

сработает сигнальное реле

PC,

получая

питание по цепи:

клемма

/, перемычка 17—5,

контакты

Рис. 88. Схема внешних соединений блока управления маршрутными сигналами

реле перемены РП и запроса РЗ, обмотка реле PC, размыкающий контакт реле перемены РП, перемычка 79, минус. При этом на светофоре произойдет смена красного сигнала на зеленый разре­

шающий, который загорится

по цепи; клемма 1, перемычка

17—18,

замыкающий контакт реле PC, клемма 14, нить накала лампы 3

зеленого сигнала, клеммы 13 и 9, минус. При

срабатывании

сиг­

нального реле

на

пульте-табло

загорится

индикаторная

лампа

враждебности

ЛП

по цепи: клемма

/ ячейки ЯП,

лампа

ЛП,

клем­

ма 2, жила связи, клемма 22 блока БУС, контакты реле РП и PC,

размагничивающие

обмотки

реле

РК и

РЗ,

минус.

Включение

лампы ЛП означает, что состав

получил

разрешение

двигаться

дальше и блок-участок занят.

 

 

 

 

 

 

 

 

Получив разрешение, состав продолжает движение и при даль­

нейшем следовании замкнет датчик перемены

сигнала

ДП.

При

этом сработает реле перемены по цепи: клемма

/, перемычка

17—

18, контакт сигнального реле PC,

клемма

14, датчик перемены

ДП,

109



клемма 15, намагничивающая обмотка реле РП, минус. Реле РП разомкнет цепь питания сигнального реле PC и замкнет цепи пи­ тания размагничивающих обмоток реле РК и РЗ, при отключении которых лампа ЛК погаснет. Это означает, что начало блок-уча­ стка свободно и следующий попутный состав может запроситься. Лампа ЛП продолжает гореть, получая питание через размагни­ чивающую обмотку реле перемены. Сигнальное реле, отключив­ шись, выполнит своими контактами переключение зеленого сигнала

светофора на красный, что означает

ограждение состава сзади.

При повторном срабатывании реле

запроса в этом случае сиг­

нальное реле не включится, так как его цепь питания будет разом­ кнута контактами реле перемены. При этом цепь питания лампы К красного сигнала будет переключена контактами реле запроса РЗ с клеммы / на клемму 3, вследствие чего возникнет цепь: клемма 6

блока БП,

клемма 4 ячейки

ЯК,

транзистор Т, клемма 3 ячейки

ЯК, жила

связи, клемма 3

блока

БУС, контакты реле РЗ и PC,

клемма 12, нить накала лампы К

красного сигнала, клеммы 13 и

9, минус. Транзистор Т откроется

и сработает реле Р ячейки, кото­

рое замкнет цепь питания реле ЗР

блока питания: плюс, клемма /

ячейки ЯК,

контакт реле Р,

клемма 8 ячейки, клемма 5 блока БП,

обмотка реле ЗР, минус. Реле ЗР включит кодовый трансмиттер типа КПТ-7, который начнет подавать импульсы тока длительно­ стью 0,5 сек на клемму 3 блока управления по цепи: плюс, контакт КПТ-7, клемма 2 блока БП, клемма 7 ячейки ЯК, жила связи 33, контакты реле РЗ и PC, клемма 12, лампа К, клеммы 13 и 9, ми­ нус. Красный сигнал светофора начнет мигать, означая, что запрос принят, но блок-участок занят. Индикаторная лампа ЛК также будет мигать.

После освобождения блок-участка предшествующим составом цепь питания сигнального реле восстановится и второй состав по­ лучит разрешение на движение. При полном освобождении блокучастка электровоз коснется датчика разделки ДР и на размагни­ чивающую обмотку реле перемены РП будет подано питание цепи: плюс, клемма 17, датчик ДР, клемма 16, контакты реле РП, раз­ магничивающая обмотка реле перемены, минус. Лампа ЛП при этом погаснет, а схема блока вернется в исходное положение.

Блок управления выполнен таким образом, что при проектиро­ вании схем сигнализации для различных участков движения меня­ ются только внешние схемы соединений сигнальных реле, размаг­ ничивающих обмоток реле перемены и датчиков разделки. Жила связи блока управления с ячейкой ЯК совмещена с жилой питания пульсирующим током. Жила связи блока с ячейкой ЯП является одной на группу блоков. Блокировочные контакты сигнальных реле враждебных маршрутов устанавливаются между клеммами 45

и 6—7.

Рассмотрим схемы сигнализации для путевого участка движе­ ния, показанного на рис. 89, а. На схеме расположения оборудова­ ния нанесены блоки управления, датчики направленного действия

ПО