Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приемника сигналов меняется и при достижении на базах транзи­ сторов 77 и Т2 напряжения определенной величины один из тран­ зисторов (в зависимости от полярности магнитного поля), напри-''

Рис. 93. Бесконтактное командное

Рис. 94. Бесконтактное командное уст-

устройство

ройство порогового типа

мер 77, откроется, триггер Шмидта переключится, транзистор 77 откроется и на его выходе появится положительный потенциал, который импульсом через дифференцирующую цепь (на схеме не показано) может быть подан в схему управления. Добавление в схему одновибратора позволяет

=0 получить импульс с задержкой или определенной длительности.

 

 

-ала—I

 

Принципиальная

электрическая

КЛ

 

КП

 

схема

воздействующего

элемента

 

 

 

 

бесконтактных

 

командных

уст­

 

 

л

 

ройств

конструкции

ВостНИГРИ

 

с

R

 

показана

на рис.

95.

Воздействую­

 

 

щий элемент

содержит

две кнопки

 

 

- cz>

 

 

 

 

КЛ

и КП,

индикаторную

лампу

Л,

 

 

 

 

 

 

 

 

электромагнит ЭМ и цепь искрога-

 

 

эм

 

шения С. В исходном состоянии

 

 

• о -

 

электромагнит

обесточен,

мощность

 

 

 

его зависит от условий работы и ко­

Рис. 95.

Принципиальная электри­

леблется

от

15 до 30

вт.

 

 

 

 

ческая

схема

воздействующего

 

Принципиальная

электрическая

элемента

бесконтактных

ко­

 

мандных

устройств конструкции

схема

управления

стрелочным

пере­

 

ВостНИГРИ

 

водом в системе АРД-1 показана на

 

 

 

 

рис.

96.

Аппаратура

управления

стрелочными

переводами

содержит

переключатель

 

полярности

с кнопками КЛ и КП, устанавливаемый

в кабине машиниста

элект­

ровоза,

воздействующий

элемент

ВЭ

(электромагнит),

подвешен­

ный к токосъемнику или под

машиной,

реагирующий

элемент

РЭ,

который располагается на контактном

проводе

или

между

рель-

118


сами, релейно-контакторный блок,

привод соленоидного

типа

с катушками и и контактами

автопереключателя

и

и указатель поворота УП с лампами и 2Л.

>250в

0-0—

Рис. 96. Принципиальная электрическая схема управления стрелочным переводом в системе АРД-1

Релейно-контакторный

блок содержит выключатели

и 2В,

реле IP—4Р, контакторы

IK—2К, трансформатор Тр и

усилитель

на транзисторах IT—2Т типа П203Э.

В исходном состоянии выключатели и блока управления

включены, реле и обесточены,

реле ЗР включено (реле

тепловое) и одна из ламп указателя

поворота, в данном

случае

1Л, горит, получая питание по цепи: плюс 250 в, лампа ЗЛ,

клем­

ма 1 блока, жила связи, клемма / указателя поворота, нить

лампы

119


1Л, клемма 3, жила связи, клеммы 3 и 4

блока, жила связи, клем­

ма 4 соленоидного привода, замкнутый

контакт автопереключа­

теля привода 2С, клемма 8, жила связи, клемма 8 блока, обмотка реле 4Р, клемма 18, минус.

При подъезде к зоне расположения реагирующего элемента машинист нажатием, например, кнопки КЛ переключателя поляр­ ности включает воздействующий элемент. Электромагнит получает питание и воздействует магнитным полем на магнитное состояние реагирующего элемента. Сигнал от реагирующего элемента посту­

пает в блок управления, в результате чего транзистор IT

откры­

вается и реле включается по цепи: трансформатор

(24

в),

вы­

прямитель Д, транзистор IT, размыкающий контакт

реле

2Р,

ка­

тушка реле 1Р, минус трансформатора. Реле IP сработает, одним контактом самоблокируется, а другим замыкает цепь питания кон­ тактора 1К. Одновременно реле IP размыкает цепь питания реле времени ЗР. Контактор 1К, получая питание по цепи: плюс, кон­ такт реле ЗР, замыкающий контакт реле 1Р, контакт теплового реле 4Р, минус, сработает и подаст питание на катушку стре­ лочного привода типа ШСП-М. Стрелочный привод получит пи­ тание по цепи: плюс, контакт контактора 1К, клемма 6 блока уп­ равления, жила связи, клемма 6 привода, катушка 1С, клемма 8, жила связи, клемма 8 блока, реле 4Р, минус. Стрелка переведется для поворота налево. Контакт автопереключателя привода ра­ зомкнётся, а контакт замкнется, вследствие чего лампа ука­

зателя поворота погаснет и загорится лампа

2Л.

С выдержкой

времени 0,5—1 сек (время срабатывания привода

•0,3 сек) контакт

реле ЗР в цепи питания

контакторной катушки

разомкнётся, вследствие чего контактор и стрелочный привод обес­ точится. Одновременно реле ЗР разомкнет контакт в цепи само­ блокировки реле IP, которое, обесточившись, восстановит размы­

кающим контактом

цепь

питания реле ЗР. Схема

блока

придет

в исходное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичным образом схема работает при

переводе

 

стрелки

для поворота направо.

 

 

 

 

 

 

 

Кнопочным постом КЛ—КП,

вмонтированным

в крышку

блока,

может быть осуществлено местное управление. При

нажатии

кнопки КЛ или КП

сработает одно из промежуточных реле IP или

-2Р и дальше схема

сработает аналогично описанной

выше.

 

 

 

Назначение

клемм блока

 

 

 

 

Подключение

указателя

поворота

 

 

1,2,3

 

 

Подключение

соленоидного

привода

4.

5, 6,

7,

8

Подключение

реагирующего

элемента

9,

10,

11,12

Подключение

блока управления

светофором

13,

14,

15

Ввод по переменному току

 

 

16,

17

 

 

Ввод постоянного

тока

 

 

 

18,

19

 

 

На рис. 97 показаны структурные схемы управления системы АРД-1 стрелочным переводом и маршрутными сигналами. Аппа­ ратура является типовой и задалживает минимальное количество

120


кабеля. Аппараты

управления стрелочными переводами

(блок 1}

и маршрутными

сигналами

(блок II) устанавливаются

в нишах:

откаточных выработок.

 

 

Расстановка аппаратуры АРД-1 на наиболее сложном путевом,

участке движения

показана

на рис. 98. Связь подвижного

состава

с элементами системы сигнализации осуществляется посредством контактных датчиков направленного действия ДНД-3, рассмотрен­

ных выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исходя

из

принятой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

организации

 

движения,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

участок оборудуется

дву­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мя

автоматизированными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1,5)

и шестью

пружин­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными

(2,

3,

4,

6,

7,

8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стрелочными

переводами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

управления

 

стрелоч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными

переводами

 

и

мар­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шрутными

сигналами

ис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пользовано

два

блока

/

 

 

К блокам Взаимосвязанных

 

маршрутов

шесть

блоков

П.

 

Расста­

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новка

оборудования

вы­

 

 

 

 

 

К

пильти-табло

полнена с учетом

 

обеспе­

Транзитные

 

 

 

диспетчера

чения

максимальной

про­

Блок J

 

 

 

 

 

связи

 

 

 

 

 

пускной способности путе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вого

участка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и —с

 

 

 

 

Селективность

запроса

 

 

 

 

 

 

-d

БлакТ

по

сигналам

светофоров

 

 

ДП

 

 

A3

 

дк

 

С-1 и С'2 осуществляется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бесконтактным

 

команд­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ным устройством,

которое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняет

функции

дат­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чика

запроса

ДЛЯ

бло-

р и

с 97 Структурные

схемы управления

в си-

ков 1 и 2 и одновременно

 

 

 

стеме

АРД-1:

 

 

 

ИСПОЛЬЗуеТСЯ ДЛЯ управ-

а _

стрелочным

переводом;

б — маршрутными

сигна-

ления стрелкой /. Воз-

 

 

 

 

л а

м и

 

 

 

можность

одновременного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

движения

по сигналам

С-1 и С-5 или С-6

достигается

соответ­

ствующим

подключением

сигнальных

реле

двух групп

блоков / /

враждебных маршрутов. При этом управление сигналами

свето­

фора С-34 осуществляется посредством двух блоков //.

 

 

Таким образом, имеется две группы враждебных

маршрутов:

по сигналам светофоров С-1, С-34 и сигналам

С-2, С-34, С-5, С-6.

Движению

состава

по сигналам

светофора С-1 враждебен

мар­

шрут по сигналам

 

С-34 и невраждебны маршруты в

направлении

сигналов С-5 и С-6. При подходе

состава к датчику 12ДЗ маши­

нист нажимает

правую по ходу кнопку

переключателя

полярности

и включает воздействующий элемент. Реагирующий элемент по­ дает команду в блок 1 (/) на перевод стрелки для движения

121


в прямом направлении и в блок 1

(II) на

переключение

маршрут­

ных сигналов светофора С-1.

 

34ДЗ

 

 

 

При отсутствии запроса датчиком

и незанятости

впереди-

лежащей секции на светофоре С-1 погаснет красный

и

заго­

рится зеленый сигнал. При этом

на

пульте-табло (рис.

99)

заго-

тз зш

Рис. 98. Расстановка аппаратуры АРД-1 на сложном участке дви­ жения

рятся индикаторные лампы

(1ЛК

и 1ЛП). Электровоз проезжает

за светофор и воздействует

на

датчик перемены сигнала 1ДП,

вследствие чего на светофоре загорится красный сигнал, означаю­

щий ограждение состава сзади. Лампа

1ЛК на пульте-табло

по­

гаснет, означая частичную разделку

маршрута, а лампа

1ЛП

будет по-прежнему гореть.

 

 

При освобождении блок-участка электровоз замкнет датчик разделки 1ДР1 или 1ДР2 (см. рис. 98) в зависимости от на-

122

правления движения. Лампа 1ЛП

на

пульте-табло

погаснет,

означая полную разделку

маршрута.

34ДЗ

 

 

 

При наличии

запроса

датчиком

или

в случае

занятости

впередилежащей

секции

запрос

датчиком

12ДЗ вызовет появ­

ление на светофоре С-1 красного мигающего сигнала. После осво­ бождения секции красный мигающий сигнал светофора С-1 сме­ нится зеленым, показывая, что выезд за светофор С-1 разрешен.

 

Маршруту

движения

по

сигналам светофора С-2 враждебны

маршруты

по

сигналам светофоров С-34, С-5 и С-6.

При подходе

состава

к

датчику

запро­

 

 

са

12ДЗ

машинист

воз­

 

 

действует

на

левую

 

по

 

 

ходу

кнопку

переключа­

 

ЗЛИ Ьлк

теля

полярности

и

вклю­

 

чит

воздействующий

эле­

 

ее

мент.

Реагирующий

эле­

 

мент

подаст

команду

в

I

-—

блок

1

(/)

на

перевод

 

 

стрелки для движения

на­

 

МКН

лево

и

в блок

2

(II)

 

на

 

 

переключение

 

сигналов

 

 

светофора

С-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

случае

отсутствия

 

 

запроса

датчиками

34ДЗ,

 

 

5ДЗ,

6ДЗ

и

незанятости

 

 

расположенной

впереди

 

 

секции

Зс

на

светофоре

гм

 

С-2 красный сигнал сме­

 

 

нится зеленым, а на пуль­

1ЛК

 

те-табло загорятся инди­

 

 

каторные

лампы

 

2ЛК,

 

 

2ЛП

(см.

рис.

99).

При

 

 

дальнейшем

 

движении

Рис. 99. Мнемосхема пульта-табло

электровоз

 

воздействует

 

 

на

датчик

перемены

2ДП

и

на светофоре загорится

красный за­

прещающий сигнал. На пульте-табло погаснет индикаторная лампа 2ЛК. При освобождении секции Зс электровоз воздействует на дат­ чик разделки 2ДР, на пульте-табло погаснет индикаторная лампа 2ЛП и схема придет в исходное состояние. В случае занятости секции Зс при воздействии на датчик запроса 2ДЗ на свето­ форе С-2 появится красный мигающий сигнал, контрольная лампа 2ЛК также будет мигать.

Маршрут движения по сигналам светофора С-34 враждебен маршрутам по сигналам С-1, С-2, С-5 и С-6.

При воздействии на датчик контроля 34ДК на пульте-табло загорятся контрольные лампы ЗЛК и 4ЛК. При дальнейшем дви­ жении электровоз воздействует на датчик запроса 34ДЗ. Зеленый сигнал светофора С-34 возможен только при условии включения

123