Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

коллекторный ток увеличивается и, проходя по обмотке положи­ тельной обратной связи W4, наводит в обмотке W3 э. д. с , еще более способствующую насыщению транзистора. Во время пере-

Рис. 40. Феррит-транзисторная ячейка:

а — электрическая схема; 6 — петля гистерезиса

магничивания сердечника транзистор находится в открытом со­

стоянии. На нагрузочном

резисторе R1

выделяется

импульс тока

с длительностью,

примерно

 

 

 

 

^

равной

времени

перемагни-

-

1 J

'

 

1 0 +

чивания.

 

После

 

окончания

 

 

 

 

 

процесса

транзистор

закры­

 

 

 

 

 

вается,

а

сердечник

перехо­

 

 

 

 

 

дит в состояние «0».

 

 

 

 

 

 

 

 

Феррит-транзисторные ре­

 

 

 

 

 

ле

обычно

выполняются

на

 

 

 

 

 

основе

релаксационных

ге­

 

 

 

 

 

нераторов

 

с

индуктивной

 

 

 

 

 

обратной

связью

и принуди­

 

 

 

 

 

тельным

возбуждением

ко­

 

 

 

 

 

лебаний.

 

Один

из

вариан­

 

 

 

 

 

тов

 

бесконтактных

реле по­

 

 

 

 

 

казан

на

 

рис. 41, а. Реле

 

 

 

 

 

содержит

 

два транзистора

 

 

 

 

 

77

 

и Т2

одной

проводимо­

 

 

 

 

 

сти

 

и

ферритовый

сердеч­

 

 

 

 

 

ник Ф. При прохождении по

 

 

 

 

 

включающей

обмотке

W1

 

 

 

 

 

импульса

включения

в базо­

 

 

 

 

 

вой

обмотке

W2

 

наведется

 

 

 

 

 

з.

д.

с ,

 

приоткрывающая

 

 

 

 

 

транзистор

77.

Нарастание

 

 

 

 

 

коллекторного тока в обмот­

Рис.

41 Бесконтактное

реле:

ке

обратной

связи

W3 спо­

собствует

 

еще

 

большему

а — феррит-транзисторное

реле;

б

динамический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

триггер

 

 

4

Заказ

№ 540

 

 

 

 

 

 

 

 

49



насыщению транзистора. Реле переходит в режим колебаний, ча­ стота которых составляет несколько килогерц. Колебания прохо­ дят с большой амплитудой и малой скважностью, вследствие чего через нагрузочный резистор R протекает ток значительной вели­ чины. Конденсатор С позволяет исключить срабатывание реле при колебаниях напряжения питания.

Подавая

импульс

на

транзистор Т2,

нормально находящийся

в закрытом

состоянии,

можно остановить

реле.

Транзистор Т2

откроется

и зашунтирует

обмотку W4.

Импульс

остановки дол­

жен быть

достаточной

длительности, чтобы

перекрыть несколько

периодов колебания реле. Устойчивость работы реле обеспечива­

ется

резистивным делителем

напряжения

R2—R3, который слу­

жит

для подачи постоянного

смещения на

транзистор 77.

На рис. 41,6 показана схема бесконтактного реле на базе динамического триггера, более простая и экономичная. При про­ хождении импульса включения через обмотку W5 элемент 1 пе­

реходит

в

состояние' «1».

На

тактовом

импульсе движения

эле­

мент /

перемагничивается

в

состояние «О». В его

обмотке

W1

возникает

э. д. с , которая

по цепи

связи Д1—R1

передается

в обмотку элемента 2, который переходит в состояние «1». Одно­ временно с выходной обмотки W4 элемента / в нагрузочный ре­ зистор R поступает импульс тока. На следующем такте движения

сработает элемент 2, который через обмотку

W3

выдает

в

на­

грузку R импульс тока, а по цепи связи Д2—R1

подготовит

к

ра­

боте элемент 1 и т. д. Включенное состояние

триггера сохраня­

ется вплоть до подачи импульса остановки

в

обмотку

 

W6.

Импульс остановки должен поступить в момент подготовки к ра­ боте элемента 2. За счет встречного включения обмоток W2 и W6 перемагничивания сердечника не произойдет и реле остановится.

Работа схемы диспетчерского пункта осуществляется следую­

щим образом. С обмотки элемента 1 распределителя Р

(см. рис.

39) выдается команда в блок передачи

ПДС, который

посылает

синфазирующий импульс в линию связи,

вследствие чего выпол­

няется

запуск распределителя

первого

исполнительного

пункта

ИП-1.

Последующие нечетные

элементы

распределителя

диспет­

черского пункта через ключи управления К воздействуют на блок передачи управляющих импульсов ПДУ, который передает эти импульсы в линию связи. По окончании работы распределителя пункта ИП-1 распределитель диспетчерского пункта через ключ разрешения КР1 выдает разрешающий импульс исполнения на первый исполнительный пункт. Распределитель пункта ИП-1, за­ канчивая работу, запустит распределитель второго исполнитель­ ного пункта и т. д.

Четные элементы распределителя диспетчерского пункта по­ очередно воздействуют на выходные сигнальные реле ВУ. В за­ висимости от состояния схемы совпадения СС, управляемой им­ пульсами сигнализации приемника сигналов ПРС, выходное реле отключается, если на соответствующем такте движения распреде-

50


лителя

диспетчерского

пункта

импульс

сигнализации

в

канале

связи отсутствует, и включается

при наличии

сигнала.

Соответ­

ственно

в первом случае сигнальная лампа Л

контролируемого

объекта будет погашена, а во втором — включена.

 

 

 

Из исполнительных пунктов наиболее характерным

является

узловой,

структурная

схема

которого

показана

на

рис. 42.

В схему

входят распределитель

Р,

линейные блоки,

схема

совпа­

дения, бесконтактные реле управления объектами РУ и реле вы­

бора характера операции

РО, блоки включения ВК и отключения

ОТ, блок разрешения исполнения БР,

блок

защиты

БЗ,

а также

исполнительные реле Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

5А-

от

 

БЗ

е й !

от

\

 

U

 

 

 

 

 

 

 

 

СС

 

 

БР

\

\

t

t

 

РО

РО РУ

W

 

Д

объектам

 

 

 

 

2ЛБ f

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПДС\ПРС Ни

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

еН пдс

ПРУ

гт

 

Г Т

 

ПДЧ\1СИ\-0

птс

леи

 

 

 

 

 

J_L

ПБК\

 

 

 

 

в

JfjpL

 

 

ЗЛБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пдс\ ПРСНе>

 

 

 

 

 

 

 

ПСИ\-0

 

 

 

 

 

 

 

 

в

Рис.

42. Структурная

схема

узлового

исполнительного

пункта

Особенностью распределителей исполнительных пунктов явля­ ется работа их по разомкнутой схеме, вследствие чего им необ­ ходим запуск после каждого цикла работы.

Узловой исполнительный пункт имеет несколько линейных блоков, каждый из которых предназначен для определенных це­

лей. Первый линейный

блок

1ЛБ

служит для

связи

узлового

пункта

с диспетчерским,

блок

2ЛБ

связывает

исполнительный

пункт

с линией ответвления,

а

блок

ЗЛБ — с линией

последую­

щих исполнительных пунктов. Линейные блоки осуществляют прием, трансляцию и передачу синфазирующих, управляющих, разрешающих импульсов и импульсов сигнализации. Конструк­

тивно они

выполнены на

феррит-диодных элементах (рис.

43).

На первом

такте

работы

распределителя диспетчерского

пункта

во входную обмотку W1 передатчика синфазирующего импульса

линейного

блока

пункта

ДП

подается импульс

подготовки.

При

очередном

такте

движения

синфазирующий

импульс

/,

как

4*

51


показано на диаграмме,

с выходной обмотки

W2 передатчика

выда­

ется в линию связи на рассматриваемый исполнительный

пункт,

где он воспринимается

входной обмоткой

W1 приемника

синфа-

зирующего импульса ПСИ, вследствие чего сердечник элемента приемника перемагничивается, а на следующем положительном такте выдает с выходной обмотки W2 импульс запуска распре­ делителя исполнительного пункта (на схеме не показано).

Передача импульсов управления с диспетчерского на испол­ нительный пункт осуществляется передатчиком импульсов управ-

 

г

 

 

|

 

(\

!

 

i 1

A

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

1 / ,1/

l l

J I

У

1

!

1

 

1/

1

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 43. Схема линейных узлов и диаграмма линейных импульсов

ления ПДУ.

Замыкая

командную

кнопку,

 

диспетчер

на соответ­

ствующем такте движения распределителя выдаст во входную

обмотку

W1

передатчика

импульс

подготовки,

вследствие

чего

его элемент

перемагнитится. На

следующем

такте движения

в обмотке W2 возникнут э. д. с. и импульс управления 2, посту­

пающий

в линию

связи

и воздействующий на

приемник управ­

ляющих

импульсов

ПРУ.

Импульсы управления

передаются

на

исполнительный пункт на тех же тактах движения, что импульс синфазирования, только с другой полярностью. Аналогично при

оперативном управлении

передаются

команды 3 выбора харак­

тера операции, выбора объекта исполнения и разрешения

испол­

нения

от соответствующих элементов

распределителя

диспетчер­

ского

пункта. Приемник

управляющих

импульсов ПРУ

при оче­

редном такте движения выдает их

через обмотку W2 в

схему

исполнительного пункта.

 

 

 

 

52