ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
соблюдение смет расходов на ремонт и обслужива ние (при фактическом учете расходов должны прини маться во внимание убытки от списания неамортизи рованной части оборудования);
соблюдение сметы расходов по содержанию отде лов.
Вместе с оценочными показателями для этих отде лов должны рассчитываться и расчетные показатели:
уровни механизации труда вспомогательных рабо чих и автоматизации производства;
расходы на капитальный и текущий ремонты и другие виды услуг, планируемых и контролируемых соответствующими отделами на 1000 руб. стоимости основных производственных фондов и 1000 руб. реали зованной продукции;
уровень качества ремонтных работ и услуг; соблюдение нормативов запасных частей, мате
риалов и других видов оборотных фондов. Показатели хозрасчетной деятельности отделов
главного механика, главного энергетика и главного прибориста устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. 'Расчет показателен осуществляют произ водственно-технический и плановый ютделы пред приятия на основе анализа отчетных данных базис ного периода и техпромфинплана текущего года.
Хозяйственный расчет коммерческих служб
Необходимость внедрения хозяйственного расчета в коммерческих службах обусловливается тем, что предприятия химической промышленности очень фон доемки. Удельный вес затрат на сырье и материалы составляет 70% себестоимости продукции. Успешная работа предприятий во многом зависит от хорошо на лаженного материально-технического снабжения, от грузки и реализации продукции. И все же деятель ность коммерческих служб до сих пор остается одним из самых слабых звеньев производственно-хозяйст венной деятельности на многих предприятиях.
Как выяснилось при анализе, имеющиеся недо статки в работе ведомственных органов материальнотехнического снабжения и отдельных поставщиков сырья не оказывают существенного влияния на уро
148
вень обеспечения предприятий сырьем и материалами. 80—85% всех нарушений в снабжении является след ствием недостатков планирования, организации заво за и -особенно использования материально-сырьевых ресурсов.
В новых условиях планирования и экономического стимулирования коммерческие службы предприятий должны нести ответственность не только за своевре менность обеспечения сырьем и материалами, отгруз ки продукции, но и за расходы по осуществлению этой деятельности. На ряде предприятий убытки, вы званные приобретением материалов с отклонением от материальных спецификаций, а также уплатой вся кого рода штрафов по вине коммерческих служб, до сего дня списываются централизованно.
Успешному решению задач по лучшей организации деятельности коммерческой службы, обеспечению ритмичной работы, снижению транспортно-заготови тельных расходов в значительной степени способствует совершенствование организационной структуры ком мерческой службы, системы планирования и учета ее деятельности и перевод на хозяйственный расчет отделов материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции.
Вусловиях хозяйственной реформы, концентрации
испециализации производства на некоторых крупных предприятиях, особенно производственных и научнопроизводственных объединениях, идут по пути увели чения численности работников коммерческих служб или передают функции снабжения и сбыта диспетче
рам цехов, транспортно-складским подразделениям, что неизбежно приводит к нарушению ритмичности обеспечения сырьем и материалами предприятий и производственных подразделений, обусловливает не обходимость дублирования плановой и учетно-отчет ной документации.
Добиваться устранения неритмичности обеспече ния сырьем и материалами производственных подраз делений на предприятиях, с нашей точки зрения, сле дует не увеличением численности работников, а путем изменения организационных принципов работы, ре гламентации прав и хозрасчетной ответственности службы.
149
Теорией и практикой доказана рациональность централизации функции снабжения. Централизация материально-технического снабжения в Ленинград ском производственном объединении («Ленбытхим») позволила упразднить отделы снабжения на пред приятиях объединения, уменьшить численность ин женерно-технических работников и служащих на 12 чел., внедрить систему оперативного планирования, улучшить учет поставки и отгрузки сырья и материа лов, упростить систему финансовых расчетов с по ставщиками.
Однако нередко можно услышать мнение, что цент рализация службы снабжения в некоторых объедине ниях положительных результатов не дала. Это являет ся результатом формального перехода на централизо ванную структуру службы. Формы и степень центра лизации службы снабжения в объединениях не могут быть однозначными, они зависят от организационной структуры объединения, территориальной разобщен ности его предприятий, замкнутости технологического цикла этих предприятий и общности номенклатуры потребляемого сырья.
Производственные объединения, предприятия ко торых находятся в пределах одного города или на расстоянии 100—150 км, как правило, должны иметь единую централизованную службу материально-техни ческого снабжения. К подобным объединениям в хи мической промышленности относятся ленинградские «Ленбытхим», «Лакокраска», «Пластополимер» и
другие.
■Производственное объединение «Укрбытхим» включает предприятия, расположенные по всей терри тории республики. В этом случае невозможно, да и нецелесообразно, осуществлять полную централиза цию службы снабжения, поскольку функции опера тивного диспетчирования не могут быть территори ально удалены от предприятия на сотни кило
метров.
Для производственных объединений химической промышленности рекомендуется следующая структу
ра коммерческой службы:
Отдел снабжения осуществляет для всех предприя тий объединения расчет годовой потребности в сырье
150
Транспортно |
складской участок |
Заместитель генерального директора объединения по |
коммерческой части |
а> |
|
к |
|
- |
к |
|
<Уas |
|
|
5 |
|
|
*=£as |
|
а. |
Й |
з! |
ЕCD- |
5 |
«с |
|
о |
|
as ° |
*0 . |
я
и материалах на основании планов производства и нормативов расхода сырья и материалов; заключение договоров с поставщиками от лица объединения; специфирование выделенных фондов; учет и контроль своевременной их реализации; разработку кварталь ных и уточненных месячных планов снабжения пред приятий объединения, составление необходимой ста тистической отчетности. Отдел снабжения несет пол ную ответственность за своевременное обеспечение сырьем предприятий объединения в соответствии с утвержденной генеральным директором производ ственной программой.
Диспетчерское бюро коммерческой службы объ единения в лице диспетчера по снабжению осуществ ляет систематический учет и контроль за своевремен ным обеспечением сырьем и материалами всех пред приятий объединения в соответствии с их месячными планами-графиками потребности, проводит оператив ное распределение поступающего сырья между пред приятиями объединения в зависимости от производ ственной ситуации, своевременно информирует отдел снабжения о возникающем дефиците на отдельных предприятиях объединения. *
Диспетчер по снабжению (и сбыту), находящийся в производстве или филиале объединения, осуществ-' ляет своевременное обеспечение сырьем цехов и уча стков производства.
Анализ организации работ в отделах материальнотехнического снабжения, химических комбинатов и объединений показывает, что наиболее приемлемой является структура отдела, которая включает 3—4 бюро или группы, специализирующиеся по видам ма териалов, и планово-статистиескре бюро. Практикуе мая на некоторых предприятиях химической промыш ленности структура отдела материально-технического снабжения (МТС),согласно которой каждый инженер отдела курирует определенную группу материалов и подчиняется непосредственно начальнику отдела, не отвечает специфике работы отдела, заключающейся в необходимости частых командировок инженеров от
дела. Работа |
отдела |
по такой структуре приводит |
к тому, что |
в период |
командировки ответственного |
лица все работы по учету, контролю и своевременной
152
реализации фондов этой группы материалов практи чески приостанавливаются.
Создание укрупненных рабочих групп из несколь ких инженеров, отвечающих за всю номенклатуру ма териалов, позволит осуществлять систематический контроль за своевременной реализацией фондов дан ной группы материалов.
Организацию укрупненных групп целесообразно проводить не механически, а в результате подбора номенклатуры материалов, объединенной или общ ностью физических свойств, или назначением их ис пользования, или единым территориальным располо жением оптовых баз, поставляющих сырье и мате риалы.
Эффективность функционирования централизован- • ной службы МТС определяется' главным образом ор* ганизацией четкой системы оперативного диспетчиро вания в коммерческой службе объединения, что обус ловлено сложной схемой движения материальных потоков внутри объединения и вне его, территориаль ной разобщенностью предприятий, большой номен клатурой используемого сырья и материалов, нерегу лярностью поступления сырья от поставщиков и т. д.
В коммерческой службе объединения должно быть создано диспетчерское бюро, включающее диспетче ров по снабжению, сбыту и транспорту, а также то- варно-траиспортные диспетчерские бюро (группы) на предприятиях объединения. Разумеется должности це ховых диспетчеров при этом должны быть упразднены.
Объединение в одном подразделении диспетчеров по снабжению, сбыту и транспорту вызвано большим объемом взаимно передаваемой информации и необ ходимостью принимать оперативные решения для на илучшего использования транспорта.
Эффективность работы диспетчерского бюро ком мерческой службы во многом зависит от обеспечения его необходимыми средствами оргтехники и оператив ной связи (телетайпами, телефонами).
Рассматривая организационные принципы работы централизованной службы МТС в объединении, необ ходимо остановиться на структуре складского хозяй ства. При разработке ее следует учитывать как особенности применяемого сырья предприятиями
153
химической промышленности, так и фактические усло вия 'работы. Наибольшего внимания заслуживают следующие особенности:
использование взрывоопасных видов сырья тре бует создания специальных хранилищ с соответствую щими противопожарными и санитарными зонами;
подъездные пути на складах сырья должны быть оборудованы станциями разогрева и пропарки ци стерн;
предприятия, как правило, находятся в черте го рода и не имеют на своей территории подъездных железнодорожных путей и необходимых складских помещений;
поступление железнодорожного транспорта с сырьем под разгрузку осуществляется неравномерно как в течение дня, так и в течение месяца, что приво дит к необходимости во избежании штрафов за про стой вагонов держать круглосуточно на всех пред приятиях бригады грузчиков.
При учете данных обстоятельств структура склад ского хозяйства объединения химической промышлен ности должна включать центральную складскую базу сырья и материалов и склады основного сырья на предприятиях.
Создание центральной складской базы', оборудо ванной хранилищами химического сырья с подъезд ными железнодорожными путями- и оснащенной со временными средствами механизации погрузочно-раз грузочных работ, позволяет объединению ускорить и удешевить стоимость этих работ, минимизировать штрафы за сверхнормативные простои железнодорож ного транспорта, распределять выдачу хранящегося на базе дефицитного сырья между предприятиями в зависимости от конкретной производственной си туации.
Организационные принципы работы централизо ванной службы МТС объединения должны преду сматривать также централизованную доставку сырья и материалов с центральной базы сырья на предприя тиях. Периодичность поступления должна регулиро ваться диспетчером снабжения коммерческой службы объединения, а сопровождение грузов до потребителя осуществляться грузчиками-экспедиторами-, Примене
154
ние такой системы централизованной доставки грузов позволило Щекинскому химическому комбинату по выситъ эффективность использования автотранспорта в 2 раза и ликвидировать затраты рабочего времени работников основного производства на получение и доставку грузов.
С целью осуществления более действенного конт роля со стороны планово-экономической службы объ единения за расходованием предприятиями средств на сырье, материалы, запасные части и т. д., сокращения затрат рабочего времени работников предприятий, от дела МТС и бухгалтерии объединения на оформление требований для получения материальных ценностей с центральной складской базы целесообразно для всех предприятий объединения ввести лимитные карточки.
Ниже представлена предполагаемая форма лимит ной карточки, где графы 1 и 4 заполняются предприя тием объединения; 5, 6, 10, 11—отделом МТС объ единения; графа 9— заведующим складом; графы 8 и 12— бухгалтерией. На дефицитные материалы отдел МТС объединения передает, в склады разнарядку по распределению этих материалов менаду предприятия ми объединения (табл. 11).
Таблица 11. Форма лимитной карточки на получение материальных ценностей
|
1 |
Потребное |
|
|
|
||
|
|
количество на |
|
Наименование |
|
планируемый |
|
|
|
период |
|
сырья, |
|
|
|
материалов |
|
|
|
и запасных |
изм..дЕ |
затребовано |
выделено |
частей |
|||
оборудования |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
единицуматериалов,Усредненнаяпринятыхцена группыза |
|| |
ствоколичедата, |
периодвыйпланозавсего |
|
лимита1Сумма |
затратШифр1 |
|||
|
|
|
Отпущено |
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
склада |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
затратСуммаматериаловОстатокфактическихневыбранпыхпо лимиту |
Баланс |
||
экономия |
перерасход |
||
10 |
и |
12 |
13 |
|
|
1 5 5