Файл: Ефремов С.А. Внутризаводской хозяйственный расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Получение сырья и материалов по лимитной кар­ точке производится следующим образом: диспетчер по снабжению предприятия в соответствии с выделен­ ной по данному предприятию лимитом передает по телефону в центральную складскую базу заявку на получение необходимых материалов; заведующий складом в копии лимитной карты данного предприя­ тия фиксирует количество отпущенных материалов, которые затем централизованно доставляются на пред­ приятие; экспедитор вносит в лимитную карточку предприятия данные о количестве доставленных ма­ териалов, получает от диспетчера требование, которые передаются заведующему складом. Лимитная кар­ точка после окончания срока ее действия поступает в отдел МТС объединения, затем в сектор учета бух­ галтерии и, наконец, для окончательного анализа — в планово-экспедиторскую службу объединения.

Использование в объединении лимитных карт снабжения вместо накладных позволяет значительно уменьшить документооборот, повысить оперативность доставки материалов с центрального склада и облег­ чить подведение итогов внутрифирменного хоз­ расчета.

Предлагаемые рекомендации по совершенствова­ нию организационной структуры службы снабжения приносят наиболее ощутимый результат при переводе этих служб на хозяйственный расчет. Работники не­ сут материальную ответственность и поэтому заинте­ ресованы в полном и своевременном обеспечении предприятий объединения всеми необходимыми мате­ риалами и сырьем в снижении всех видов затрат, свя­ занных с заготовлением, хранением и доставкой ма­ териальных ценностей.

Опыт Нижнетагильского завода пластмасс и дру­ гих предприятий показывает, что перевод на хозяй­ ственный расчет отделов материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции дает возмож­ ность дифференцированно оценивать работу каждого структурного, подразделения коммерческой службы и на основе этого добиваться значительного повышения уровня мобшльности и оперативности.

Особенность хозяйственного расчета этих отделов состоит в том, что оценка их деятельности произво­

ле

дится не по нескольким не связанным между собой частным показателям (например, транспортно-загото­ вительные расходы, соблюдение норматива переходя­ щих запасов, материалов, готовой продукции и т. д.), а по двум-трем итоговым показателям. Дело в том, что отдельные хозяйственные операции в действительно­ сти находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга. Например, из-за несвоевременной отгрузки по­ ставщиком продукции отдел снабжения вынужденно производит перевозку материалов более дорогим ви­ дом транспорта и допускает в связи с этим перерас­ ход по транспортно-заготовительным расходам. Но одновременно с поставщика взыскивается штраф за нарушение сроков поставки. При этих условиях допу­ щенный перерасход по транспортным расходам и сумма полученного штрафа — две стороны одного и того же вопроса. Поэтому представляется неправиль­ ной широко распространенная практика подведения итогов работы по отдельным, взятым изолированно друг от друга показателям, при которой в указанном примере отдел' снабжения лишается премии за пере­ расход по транспортно-заготовительным расходам, » хотя причиненный предприятию ущерб перекрыт по­ лученным штрафом.

Коммёрческая деятельность — сложный процесс. Кроме непосредственной зависимости от деятельности отделов, служба снабжения постоянно подвержена влиянию со стороны поставщиков, цехов-потребителей и служб завода, чья деятельность прямо и во многом определяет конечные результаты работы. Поэтому механизм хозяйственного расчета коммерческих служб должен предусматривать перенесение ответственности за причиненный ущерб на поставщиков и соответ­ ствующие подразделения или цехи завода, что осуще­ ствляется с помощью предъявления соответствующих

претензий.

Взаимоотношения между предприятиями регла­ ментированы действующим законодательством и за­ ключаемыми договорами, поэтому ответственность за выполнение планов и вытекающие из них внутриза­ водские обязательства должны быть составной частью хозяйственного расчета подразделений и служб пред­ приятия,

1 6 7


Принцип приведения к единому знаменателю раз­ нородных, но связанных между собой элементов за­ трат имеет большое значение для процессов, происхо­ дящих внутри завода. Допустим, производственные цехи не выбрали полностью материалы по установлен­ ным для них лимитам, тогда на складе отдела снаб­ жения образуются сверхнормативные остатки мате­ риальных ценностей. По условиям хозрасчета на отдел будут начислены излишние суммы за пользова­ ние оборотными средствами, которые ухудшают ко­ нечные результаты работы. Поскольку виновниками такого положения являются цеха, вполне обоснованно

илогично Ответственность перенести на них.

Впрактике часто встречаются случаи, когда заве­ зенные сырье и материалы для выпуска новых видов продукции или технологических изменений длитель­ ное время хранятся на складе из-за неподготовленно­ сти производства. Такое накопление материальных ресурсов обусловлено недостатками в работе техниче­ ских служб завода, и следовательно, должно отрица­ тельно сказаться на оценке результатов их деятель­ ности. В равной степени это относится к случаям, когда отделу снабжения приходится нести дополни­ тельные расходы по командировкам своих работников для ускорения доставки материалов и комплектую­ щих изделий в связи с браком и потерями в производ­ стве либо с несвоевременно поданной другими служ­ бами завода заявкой на их приобретение.

Перенесение ответственности на цеха и другие

службы завода за отрицательные экономические ре­ зультаты, возникшие по их вине у отделов коммерче­ ской службы, должно осуществляться на основе предъявления соответствующих претензий и отра­ жаться на общем итоге деятельности отделов мате­ риально-технического снабжения и сбыта готовой

продукции.

Таким образом, оценочными хозрасчетными пока­ зателями для отдела материально-технического снаб­

жения могут быть:

обеспечение производственной программы завода сырьем и вспомогательными материалами;

соблюдение нормативов остатка сырья и материа­ лов;

1 5 8

лицевой свет отдела (экономия или перерасход По смете затрат).

Для отдела сбыта готовой продукции:

отгрузка продукции в соответствии с планом (гра­ фиком отгрузки);

соблюдение норматива остатка готовой продукции; лицевой счет отдела (экономия или перерасход по

смете затрат).

Для отдела сбыта готовой продукции:

отгрузка продукции в соответствии с планом (гра­ фиком отгрузки);-

соблюдение норматива остатка готовой продукции; лицевой счет отдела (экономия или перерасход по

смете затрат).

Для отделов коммерческой службы необходимо устанавливать и расчетно-аналитические показатели. На ряде предприятий подобными показателями яв­ ляются:

расходы по содержанию отделов и складских хо­ зяйств (по складскому хозяйству устанавливается численность работающих по категориям, фонд зара­ ботной платы и смета расходов);

смета транспортно-заготовительных расходов; непроизводственные расходы; плата за производственные фонды;

проценты за кредит под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей.

Планирование хозрасчетных показателей для от­ делов коммерческой службы осуществляется вследую­ щем порядке:

план обеспечения производственной программы сырьем составляется плановым, производственно-тех­ ническим отделами и отделом снабжения на основе годового и квартальных планов выпуска продукции и утвержденных расходных коэффициентов. Обеспече­ ние вспомогательными материалами осуществляется по заявкам цехов и отделов, которые подаются в от­ дел снабжения не позднее чем за 30 дней до начала планируемого квартала;

план (график) отгрузки готовой продукции состав­ ляется отделом сбыта на основе графиков выпуска продукции и плана ее реализации с учетом периода оборачиваемости оборотных средств;

159


отдел труда и заработной платы за 7 дней до на­ чала планируемого квартала сообщает в письменной форме численность работающих по категориям и фонд заработной платы по складскому хозяйству на квартал;

плановый отдел завода не позднее чем за 7 дней до начала планируемого квартала сообщает сметы расходов по содержанию отделов, по транспортно-за­

готовительным работам й непроизводственным расхо­ дам.

Плановые показатели по транспортно-заготови­ тельным расходам устанавливаются либо в процен­ тах к стоимости заготовительных (завезенных на склады) материалов по отдельным видам (группам), либо в рублях на 1 т (1 м2) или на 1000 руб. заготов­ ленных материалов по отдельным видам (группам), т. е. в зависимости от возможностей учета объемов заготовления в тех или иных единицах. Транспортно­ заготовительные расходы планируются прямым сче­ том, исходя из объемов снабжения (фондов) в плани­ руемом' периоде, действующих ставок тарифа и дру­ гих расходов на единицу продукции.

В лицевых счетах отделов материально-техниче­ ского снабжения и сбыта готовой продукции необхо­ димо отражать:

расходы (отклонения) по замене сырья и материа­ лов (продукции);

отклонения от плановых цен (сальдо); отклонения по транспортно-заготовительным рас­

ходам (сальдо); штрафы внешние, уплаченные и полученные;

штрафы и санкции хозрасчетные внутризаводские,

уплаченные и полученные.

Известно, что с переходом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулиро­ вания резко возросло значение нормативов оборотных средств, которое теперь состоит не только в отвлече­ нии денежных средств на приобретение сырья и ма­ териалов, но также:

вобосновании планового уровня рентабельности предприятия и определении размера платы за фонды;

ввыявлении внутренних резервов предприятия (реализации излишних и ненужных материальных

160

ценностей, разработке мероприятий по улучшению ма­ териально-технического снабжения, укреплению дого­ ворной дисциплины, сокращению длительности произ­ водственного цикла и др.);

в оценке результатов деятельности внутренних хозрасчетных подразделений предприятия.

На размер запасов сырья и материалов оказывает влияние целый ряд факторов: объем производства, структура потребления материалов, условия производ­ ства (длительность производственного цикла, тип производства),условия снабжения и реализации (час­ тота и объем поставок, размер партий, форма снабже­ ния и др.). Следовательно, нормирование оборотных средств связано со всей экономической работой пред­ приятия и должно быть организовано таким образом, чтобы правильно учесть влияние всех факторов. В этой работе должны участвовать все функциональные от­ делы и службы. На ряде предприятий нормированием оборотных средств занимается специальная комиссия во главе с директором завода. В комиссию-входят на­ чальники цехов, отделов и руководители экономиче­ ских служб.

Самое главное при нормировании оборотных средств — определить, на сколько дней необходим за­ пас, иными словами установить норму запаса в днях. Норма состоит из отдельных элементов. Первым эле­ ментом считается так называемый транспортный за­ пас, то есть время пребывания оплаченных грузов в пути. Потребность в оборотных средствах возникает у предприятий только тогда, когда время грузообо­ рота превышает время документооборота. Практика, однако, показывает, что такие случаи относительно редки. Поэтому транспортный запас нецелесообразно определять по каждому наименованию материалов отдельно. Выгоднее проанализировать отчетные дан­ ные и установить время пребывания грузов в пути в целом по сырью и материалам.

Очень важно правильно рассчитать размер теку­ щих запасов сырья и материалов, так как именно эти запасы обеспечивают бесперебойную производствен­ ную деятельность предприятия и являются главной частью нормы оборотных средств.

6 Зак. 645

1 6 1


Рассмотрим вопрос подробне. Текущий складской запас — это запас материалов, подготовленных к за­ пуску. Величина его зависит от частоты поставок и от длительности интервалов между смежными постав­ ками. Длительность интервалов поставок устанав­ ливается на основе договоров с поставщиками, на­ рядов, согласованных графиков поставки и других документов. Однако на практике встречается ряд за­ труднений, так в договорах с поставщиками отсут­ ствуют конкретные даты поставок в пределах квар­ тала. Поставщик может, не нарушая условий дого­ вора, завозить материалы в первые дни одного н последующие дни следующего квартала. Очевидно, что первоочередным вопросом при нормировании обо­ ротных средств в новых условиях планирования долж­ но быть упорядочение договорных условий поставок и конкретизация их сроков. Целесообразно, например, составлять график подекадных поставок.

На большинстве предприятий химической промыш­ ленности подобных графиков еще не составляют. По­ этому при расчете текущих складских запасов прихо­ дится на основании данных о фактическом поступле­ нии материалов за отчетный период рассчитывать средние интервалы между поставками. Этот расчет может производиться среднеарифметическим и сред­ невзвешенным способами. Опыт показывает, что наи­ более целесообразно без ущерба для точности расчета определять этот интервал арифметическим способом — путем деления количества дней в году на общее число поставок каждого вида сырья и материалов.

При исчислении среднего интервала не учиты­ ваются мелкие, случайные и чрезмерно большие по­ ступления сырья и материалов. Для экономии вре­ мени такие подсчеты необходимо делать прямо на

карточках складского учета, что существенно облег­ чает работу по нормированию.

Итак, исчислен средний интервал в днях между поставками по разновидностям сырья и материалов.. Но это еще не норма оборотных средств в части те­ кущего запаса. Потребность в средствах для образо­ вания текущего запаса меньше, чем стоимость запа­ сов в натуре. Как правило, сырье и материалы посту­ пают на заводы в разное время и потребляется также

162


не одновременно. Как определить размер этих сумм, чтобы установить нормы по текущему запасу в мини­ мальном размере?

Обычно при исчислении потребности в средствах норму текущего запаса (в днях) устанавливают не в полном размере среднего интервала между постав­ ками, а в половинном. Так, если мы установили, что по какому-либо виду сырья средний интервал поста­ вок 14 дней, то норма текущего запаса 7 дней. На наш взгляд, норма текущего запаса должна учитывать частоту поставок и устанавливаться по следующей скользящей шкале:

 

Частота поставок,

Норма текущего

 

запаса, в

%

 

в днях

100

1 - 5 ...............................

к среднему интервалу

6

- 8 .........................................

 

85

9

- 1 0 .........................................

 

65

11 дней и реже . . .

50

 

Следующая часть нормы оборотных средств — га­ рантийный, или' страховой, запас. В действующих ин­ струкциях его рекомендуется исчислять в размере 50% нормы текущего запаса.

Общую норму запаса в днях по каждому виду сырья и материалов устанавливают как сумму теку­ щего, страхового, подготовительного запаса и време­ ни, нужного для приемки, складирования и лабора­ торного анализа. Последнее определяется в основном индивидуальными условиями работы каждого пред­ приятия. Трудностей здесь, как правило, не возникает. Сравнительно редко возникают они при расчетах норм на прочие производственные запасы — вспомо­ гательные материалы, топливо, тару и другие.

Норматив на остатки готовой продукции рассчи­ тывается исходя из суточного выпуска товарной про­ дукции и времени оформления документов на от­ груженную продукцию, которое на предприятиях химической промышленности составляет не свыше 3 суток. Расчет и установление для отделов коммер­ ческой службы нормативов собственных оборотных средств должны осуществляться на основе тщатель­ ного анализа фактических остатков товарно-матери­ альных ценностей, выявления излишних материалов, разработки мероприятий по их реализации.

6*

-163