ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Получение сырья и материалов по лимитной кар точке производится следующим образом: диспетчер по снабжению предприятия в соответствии с выделен ной по данному предприятию лимитом передает по телефону в центральную складскую базу заявку на получение необходимых материалов; заведующий складом в копии лимитной карты данного предприя тия фиксирует количество отпущенных материалов, которые затем централизованно доставляются на пред приятие; экспедитор вносит в лимитную карточку предприятия данные о количестве доставленных ма териалов, получает от диспетчера требование, которые передаются заведующему складом. Лимитная кар точка после окончания срока ее действия поступает в отдел МТС объединения, затем в сектор учета бух галтерии и, наконец, для окончательного анализа — в планово-экспедиторскую службу объединения.
Использование в объединении лимитных карт снабжения вместо накладных позволяет значительно уменьшить документооборот, повысить оперативность доставки материалов с центрального склада и облег чить подведение итогов внутрифирменного хоз расчета.
Предлагаемые рекомендации по совершенствова нию организационной структуры службы снабжения приносят наиболее ощутимый результат при переводе этих служб на хозяйственный расчет. Работники не сут материальную ответственность и поэтому заинте ресованы в полном и своевременном обеспечении предприятий объединения всеми необходимыми мате риалами и сырьем в снижении всех видов затрат, свя занных с заготовлением, хранением и доставкой ма териальных ценностей.
Опыт Нижнетагильского завода пластмасс и дру гих предприятий показывает, что перевод на хозяй ственный расчет отделов материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции дает возмож ность дифференцированно оценивать работу каждого структурного, подразделения коммерческой службы и на основе этого добиваться значительного повышения уровня мобшльности и оперативности.
Особенность хозяйственного расчета этих отделов состоит в том, что оценка их деятельности произво
ле
дится не по нескольким не связанным между собой частным показателям (например, транспортно-загото вительные расходы, соблюдение норматива переходя щих запасов, материалов, готовой продукции и т. д.), а по двум-трем итоговым показателям. Дело в том, что отдельные хозяйственные операции в действительно сти находятся в тесной взаимосвязи и влияют друг на друга. Например, из-за несвоевременной отгрузки по ставщиком продукции отдел снабжения вынужденно производит перевозку материалов более дорогим ви дом транспорта и допускает в связи с этим перерас ход по транспортно-заготовительным расходам. Но одновременно с поставщика взыскивается штраф за нарушение сроков поставки. При этих условиях допу щенный перерасход по транспортным расходам и сумма полученного штрафа — две стороны одного и того же вопроса. Поэтому представляется неправиль ной широко распространенная практика подведения итогов работы по отдельным, взятым изолированно друг от друга показателям, при которой в указанном примере отдел' снабжения лишается премии за пере расход по транспортно-заготовительным расходам, » хотя причиненный предприятию ущерб перекрыт по лученным штрафом.
Коммёрческая деятельность — сложный процесс. Кроме непосредственной зависимости от деятельности отделов, служба снабжения постоянно подвержена влиянию со стороны поставщиков, цехов-потребителей и служб завода, чья деятельность прямо и во многом определяет конечные результаты работы. Поэтому механизм хозяйственного расчета коммерческих служб должен предусматривать перенесение ответственности за причиненный ущерб на поставщиков и соответ ствующие подразделения или цехи завода, что осуще ствляется с помощью предъявления соответствующих
претензий.
Взаимоотношения между предприятиями регла ментированы действующим законодательством и за ключаемыми договорами, поэтому ответственность за выполнение планов и вытекающие из них внутриза водские обязательства должны быть составной частью хозяйственного расчета подразделений и служб пред приятия,
1 6 7
Принцип приведения к единому знаменателю раз нородных, но связанных между собой элементов за трат имеет большое значение для процессов, происхо дящих внутри завода. Допустим, производственные цехи не выбрали полностью материалы по установлен ным для них лимитам, тогда на складе отдела снаб жения образуются сверхнормативные остатки мате риальных ценностей. По условиям хозрасчета на отдел будут начислены излишние суммы за пользова ние оборотными средствами, которые ухудшают ко нечные результаты работы. Поскольку виновниками такого положения являются цеха, вполне обоснованно
илогично Ответственность перенести на них.
Впрактике часто встречаются случаи, когда заве зенные сырье и материалы для выпуска новых видов продукции или технологических изменений длитель ное время хранятся на складе из-за неподготовленно сти производства. Такое накопление материальных ресурсов обусловлено недостатками в работе техниче ских служб завода, и следовательно, должно отрица тельно сказаться на оценке результатов их деятель ности. В равной степени это относится к случаям, когда отделу снабжения приходится нести дополни тельные расходы по командировкам своих работников для ускорения доставки материалов и комплектую щих изделий в связи с браком и потерями в производ стве либо с несвоевременно поданной другими служ бами завода заявкой на их приобретение.
Перенесение ответственности на цеха и другие
службы завода за отрицательные экономические ре зультаты, возникшие по их вине у отделов коммерче ской службы, должно осуществляться на основе предъявления соответствующих претензий и отра жаться на общем итоге деятельности отделов мате риально-технического снабжения и сбыта готовой
продукции.
Таким образом, оценочными хозрасчетными пока зателями для отдела материально-технического снаб
жения могут быть:
обеспечение производственной программы завода сырьем и вспомогательными материалами;
соблюдение нормативов остатка сырья и материа лов;
1 5 8
лицевой свет отдела (экономия или перерасход По смете затрат).
Для отдела сбыта готовой продукции:
отгрузка продукции в соответствии с планом (гра фиком отгрузки);
соблюдение норматива остатка готовой продукции; лицевой счет отдела (экономия или перерасход по
смете затрат).
Для отдела сбыта готовой продукции:
отгрузка продукции в соответствии с планом (гра фиком отгрузки);-
соблюдение норматива остатка готовой продукции; лицевой счет отдела (экономия или перерасход по
смете затрат).
Для отделов коммерческой службы необходимо устанавливать и расчетно-аналитические показатели. На ряде предприятий подобными показателями яв ляются:
расходы по содержанию отделов и складских хо зяйств (по складскому хозяйству устанавливается численность работающих по категориям, фонд зара ботной платы и смета расходов);
смета транспортно-заготовительных расходов; непроизводственные расходы; плата за производственные фонды;
проценты за кредит под сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей.
Планирование хозрасчетных показателей для от делов коммерческой службы осуществляется вследую щем порядке:
план обеспечения производственной программы сырьем составляется плановым, производственно-тех ническим отделами и отделом снабжения на основе годового и квартальных планов выпуска продукции и утвержденных расходных коэффициентов. Обеспече ние вспомогательными материалами осуществляется по заявкам цехов и отделов, которые подаются в от дел снабжения не позднее чем за 30 дней до начала планируемого квартала;
план (график) отгрузки готовой продукции состав ляется отделом сбыта на основе графиков выпуска продукции и плана ее реализации с учетом периода оборачиваемости оборотных средств;
159
отдел труда и заработной платы за 7 дней до на чала планируемого квартала сообщает в письменной форме численность работающих по категориям и фонд заработной платы по складскому хозяйству на квартал;
плановый отдел завода не позднее чем за 7 дней до начала планируемого квартала сообщает сметы расходов по содержанию отделов, по транспортно-за
готовительным работам й непроизводственным расхо дам.
Плановые показатели по транспортно-заготови тельным расходам устанавливаются либо в процен тах к стоимости заготовительных (завезенных на склады) материалов по отдельным видам (группам), либо в рублях на 1 т (1 м2) или на 1000 руб. заготов ленных материалов по отдельным видам (группам), т. е. в зависимости от возможностей учета объемов заготовления в тех или иных единицах. Транспортно заготовительные расходы планируются прямым сче том, исходя из объемов снабжения (фондов) в плани руемом' периоде, действующих ставок тарифа и дру гих расходов на единицу продукции.
В лицевых счетах отделов материально-техниче ского снабжения и сбыта готовой продукции необхо димо отражать:
расходы (отклонения) по замене сырья и материа лов (продукции);
отклонения от плановых цен (сальдо); отклонения по транспортно-заготовительным рас
ходам (сальдо); штрафы внешние, уплаченные и полученные;
штрафы и санкции хозрасчетные внутризаводские,
уплаченные и полученные.
Известно, что с переходом предприятий на новую систему планирования и экономического стимулиро вания резко возросло значение нормативов оборотных средств, которое теперь состоит не только в отвлече нии денежных средств на приобретение сырья и ма териалов, но также:
вобосновании планового уровня рентабельности предприятия и определении размера платы за фонды;
ввыявлении внутренних резервов предприятия (реализации излишних и ненужных материальных
160
ценностей, разработке мероприятий по улучшению ма териально-технического снабжения, укреплению дого ворной дисциплины, сокращению длительности произ водственного цикла и др.);
в оценке результатов деятельности внутренних хозрасчетных подразделений предприятия.
На размер запасов сырья и материалов оказывает влияние целый ряд факторов: объем производства, структура потребления материалов, условия производ ства (длительность производственного цикла, тип производства),условия снабжения и реализации (час тота и объем поставок, размер партий, форма снабже ния и др.). Следовательно, нормирование оборотных средств связано со всей экономической работой пред приятия и должно быть организовано таким образом, чтобы правильно учесть влияние всех факторов. В этой работе должны участвовать все функциональные от делы и службы. На ряде предприятий нормированием оборотных средств занимается специальная комиссия во главе с директором завода. В комиссию-входят на чальники цехов, отделов и руководители экономиче ских служб.
Самое главное при нормировании оборотных средств — определить, на сколько дней необходим за пас, иными словами установить норму запаса в днях. Норма состоит из отдельных элементов. Первым эле ментом считается так называемый транспортный за пас, то есть время пребывания оплаченных грузов в пути. Потребность в оборотных средствах возникает у предприятий только тогда, когда время грузообо рота превышает время документооборота. Практика, однако, показывает, что такие случаи относительно редки. Поэтому транспортный запас нецелесообразно определять по каждому наименованию материалов отдельно. Выгоднее проанализировать отчетные дан ные и установить время пребывания грузов в пути в целом по сырью и материалам.
Очень важно правильно рассчитать размер теку щих запасов сырья и материалов, так как именно эти запасы обеспечивают бесперебойную производствен ную деятельность предприятия и являются главной частью нормы оборотных средств.
6 Зак. 645 |
1 6 1 |
Рассмотрим вопрос подробне. Текущий складской запас — это запас материалов, подготовленных к за пуску. Величина его зависит от частоты поставок и от длительности интервалов между смежными постав ками. Длительность интервалов поставок устанав ливается на основе договоров с поставщиками, на рядов, согласованных графиков поставки и других документов. Однако на практике встречается ряд за труднений, так в договорах с поставщиками отсут ствуют конкретные даты поставок в пределах квар тала. Поставщик может, не нарушая условий дого вора, завозить материалы в первые дни одного н последующие дни следующего квартала. Очевидно, что первоочередным вопросом при нормировании обо ротных средств в новых условиях планирования долж но быть упорядочение договорных условий поставок и конкретизация их сроков. Целесообразно, например, составлять график подекадных поставок.
На большинстве предприятий химической промыш ленности подобных графиков еще не составляют. По этому при расчете текущих складских запасов прихо дится на основании данных о фактическом поступле нии материалов за отчетный период рассчитывать средние интервалы между поставками. Этот расчет может производиться среднеарифметическим и сред невзвешенным способами. Опыт показывает, что наи более целесообразно без ущерба для точности расчета определять этот интервал арифметическим способом — путем деления количества дней в году на общее число поставок каждого вида сырья и материалов.
При исчислении среднего интервала не учиты ваются мелкие, случайные и чрезмерно большие по ступления сырья и материалов. Для экономии вре мени такие подсчеты необходимо делать прямо на
карточках складского учета, что существенно облег чает работу по нормированию.
Итак, исчислен средний интервал в днях между поставками по разновидностям сырья и материалов.. Но это еще не норма оборотных средств в части те кущего запаса. Потребность в средствах для образо вания текущего запаса меньше, чем стоимость запа сов в натуре. Как правило, сырье и материалы посту пают на заводы в разное время и потребляется также
162
не одновременно. Как определить размер этих сумм, чтобы установить нормы по текущему запасу в мини мальном размере?
Обычно при исчислении потребности в средствах норму текущего запаса (в днях) устанавливают не в полном размере среднего интервала между постав ками, а в половинном. Так, если мы установили, что по какому-либо виду сырья средний интервал поста вок 14 дней, то норма текущего запаса 7 дней. На наш взгляд, норма текущего запаса должна учитывать частоту поставок и устанавливаться по следующей скользящей шкале:
|
Частота поставок, |
Норма текущего |
|
|
запаса, в |
% |
|
|
в днях |
100 |
|
1 - 5 ............................... |
к среднему интервалу |
||
6 |
- 8 ......................................... |
|
85 |
9 |
- 1 0 ......................................... |
|
65 |
11 дней и реже . . . |
50 |
|
Следующая часть нормы оборотных средств — га рантийный, или' страховой, запас. В действующих ин струкциях его рекомендуется исчислять в размере 50% нормы текущего запаса.
Общую норму запаса в днях по каждому виду сырья и материалов устанавливают как сумму теку щего, страхового, подготовительного запаса и време ни, нужного для приемки, складирования и лабора торного анализа. Последнее определяется в основном индивидуальными условиями работы каждого пред приятия. Трудностей здесь, как правило, не возникает. Сравнительно редко возникают они при расчетах норм на прочие производственные запасы — вспомо гательные материалы, топливо, тару и другие.
Норматив на остатки готовой продукции рассчи тывается исходя из суточного выпуска товарной про дукции и времени оформления документов на от груженную продукцию, которое на предприятиях химической промышленности составляет не свыше 3 суток. Расчет и установление для отделов коммер ческой службы нормативов собственных оборотных средств должны осуществляться на основе тщатель ного анализа фактических остатков товарно-матери альных ценностей, выявления излишних материалов, разработки мероприятий по их реализации.
6* |
-163 |
|