Файл: Шерстюк А.Н. Турбулентный пограничный слой. Полуэмпирическая теория.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Строго говоря, условие г = 0 на границе пристеночно­

го с л о я

начиная с точки В следует

рассматривать как

допущение, облегчающее решение задачи .

В целях удобства расчетов з а к о н

касательных напря­

жений

можно выразить отдельно д л я пристеночного по­

граничного слоя и д л я всего слоя.

1.8 1

1

\Vw-0,5

1.6\

1,4

\С

\

\

 

1,2

 

 

1,0

 

 

 

0,8

 

 

V

 

 

 

V

 

 

 

 

 

0,6

 

 

N о

 

0,4

 

 

\

о

 

 

 

\ л

0,2

 

 

ш

^

О

0,2 0,4 0,6 0.8

1.0

Рис. 4-16. Распределение скоростей в затопленной по­ луограниченной струе.

О О О — о п ы т ы Л .

А.

Вулнса

и д о

[Л. II]

(испытания

на во­

д е .

.v/flo=22);

 

расчет

по

формуле

(4-76)

для

Re =

 

=0,8 • Ш5.

 

Г р а н и ч н ым условиям дл я пристеночного погранично­ го слоя:

т , ' = 0 ;

т =

т „ ( 7 = 1 ) и

~Й~ = 0

(_ ЙГ = = °):

соответствует

такой

ж е закон

касательных напряжений,

как и дл я пограничного слоя

на стенке

при отсутстви.ч-

продольного градиента давления:

T = ( 1 - T 1 ' ) 2 ( 1 + 2 V ) .

П р и н и м а я , как и прежде, Г = кц', получаем дл я при­ стеночной области закон скоростей в виде

Av = v - v u = — V - i ^

s-d-f{

184


пли

o - w n = 4 - 2 ( K l + 2 Y - 2 K i + 2 V n ) + l n ^ -

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'In

 

~ Ы

 

 

+

+ ('+*•'. )

-

 

Т

<' +

 

2 ^ ) т ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4-81)

Соответственно

 

м а к с и м а л ь н а я

 

 

разность

скоростей

равна:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

"... =

- г ( J n - o X -

1

-25)

= 4 , 9 .

 

 

Последняя

зависимость

позволяет

установить

связь

м е ж д у

vm и Re:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vm

=

5,75 l g - ^ - +

 

4,6.

 

 

 

 

(4-82)

Эта

зависимость

.представлена

 

в

виде

графика на

рис. 4-15. Сопоставляя зависимости

w m = wm (Re)

д л я

случаев

о)2>Ш1 и

а у 2 < ш ь

приведенные

на

рис. 4-15,

у б е ж д а е м с я , что р а в н ы м числам Re

при Wz<C.Wi

соответ­

ствует

несколько

меньшая

величина

vm

и,

следователь­

но, больший коэффициент трения с/. Физически такой ре­ зультат очевиден: спутный поток ускоряет течение в при­ стеночном пограничном слое, вызывая увеличение гради­

ентов скорости, и, как следствие, возрастание

касатель ­

ных напряжений .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а к о н касательных напряжений

д л я всякого

погра­

ничного слоя

д о л ж е н быть

определен

с учетом

двух до­

полнительных

условий:

на

внешней

 

границе слоя

(для

У —6) и т = 0

и

дх/ду — 0.

Ц р о с т е й ш а я

функция,

удовлет­

в о р я ю щ а я всем

шести граничным

условиям, записывает ­

ся так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 = ( l - V ) ' [ l - ( ^ ) , ] e .

 

(4-83)

Принятой зависимости

соответствует закон скоростей:

 

 

 

 

3

О - Ч * )

 

 

 

 

 

А ° =

V

~

V » = J

0,36, - О , W

+ 0-125,'

( 4 " 8 4 )

О т н о ш е н и е

с к о р о с т е й

wjwz

 

зависит

от

ширш-

ны струи или, точнее говоря, от отношения в/во.

Зависи -

185


мость м е ж д у wjw2

и

в/в0 устанавливается с помощью

теоремы количеств

д в

и ж е н и я .

Применим теорему количеств д в и ж е н и я к основной части пограничного слоя, учитывая, что на границах это­ го слоя т = 0 . Контрольные сечения выберем следующим образом: произвольное сечение В-Е в пределах основ­ ного участка струи и начальное сечение О-Оь в котором

толщина пристеночного

пограничного

слоя

полагается

равной нулю.

в сечениях В-Е

 

0-Ох равны:

Количества д в и ж е н и я

и

Количество

д в и ж е н и я ,

отданное пристеночному

по­

граничному слою:

 

 

 

х

 

 

 

 

dx.

 

 

 

о

 

Количество

движения,

полученное от спутного

по ­

тока:

 

 

 

оо

Б а л а н с количеств д в и ж е н и я запишется так:

h—h — h—h

или после подстановок

в \ w~di\ — eaw~ = ш„ в v wd-r\ e0w„

х

1.

 

в

[ wdt\

dx.

оо

Да л е е з а м е н и м :

!36


I

 

I n

1'.

1

1

 

^Wd-f\===^(Wi~\-Aw)dri==W„(\

— Tie) + да* " ' ~ " а Д .

Интеграл

•Г

в первом приближении можно определить, используя теорему о среднем, что вполне допустимо, поскольку ско-

187

рость w2 изменяется вдоль струи незначительно:

 

 

 

 

 

dx я«

до2ср8

j

W(if]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

=ь t 0 5

C p S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1с?2Ср — среднее

значение

скорости

 

w2

между

начальным

и рассматриваемым

сечениями.

 

 

 

 

 

 

 

После соответствующих подстановок и преобразова ­

ний получаем

уравнение:

 

 

 

 

 

 

 

В1

(до, до,) (2до2 —до,)-f-

— ' ^ 2 ) "

 

 

 

w-i(ш1

— ^а) —

=

-Це К + (tW, - ДОП) Л3 ] (ДО, - ДОгср)

- f (1 -

Т) (ДО, -ДОг)ДОа,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4-85)

позволяющее

найти

безразмерную

координату г ) е = б / в .

 

В уравнении (4-85)

обозначено:

 

 

 

 

 

 

 

В,

=

-

~ ; В,

л?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Множител и

В) и 5 2

однозначно

определяются

вели­

чиной т|е ; множитель

Л 3

зависит

только

от числа

Re =

=wz6/v.

Методика определения до2 сводится к следующему .

Принимается ширина струи в, находится отношение в/в 0

и вычисляется в ы р а ж е н и е ~р w2(Wi—до2).

Д а л е е прини­

мается ря д значений г)е , вычисляются

соответствующие

величины Wz, В и В2

и А3. Полученные значения подстав­

ляются в уравнение

(4-85) и проверяется существование

равенства. Действительно то значение т)е , при котором

равенство

(4-85)

удовлетворяется .

 

в вдоль

З а к о н

и з м е н е н и я ш и р и н ы

с т р у и

стенки находится

с помощью

интегрального

уравнения

К а р м а н а ,

записанного дл я всего .пограничного

слоя. Рас ­

чет оказывается

весьма громоздким и выполняется гра­

фоаналитическим

методом.

Предварительно

д о л ж н ы

быть установлены зависимости r\e=fi(e/eo)

и

w2—f2(eleo)

и вычислены толщины вытеснения i6* и потери

импульса

б**.

 

 

 

 

 

188


 

 

 

4-9. ПЛОСКИЙ СЛЕД ЗА ТЕЛОМ

 

 

З а д а ч а о плоском следе за телом

принципиально ни­

чем

не отличается от з а д а ч и

о

струе

в «путном потоке.

Поэтому закон

скоростей

по - прежнему в ы р а ж а е т с я фор­

мулой (4-29):

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

= 1 - А \ | А Г , 1 - 7 1 ' , rf-q:

 

 

 

ш , — w2

J

о

' — (в'в~) V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

e^je

Отличие

заключается

лишь

в том, что

отношение

дл я следа

оказывается

существенно больше, чем

д л я

струй.

Поверочные

р а с ч е т ы позволяют

заключить,

что дл я следа

за телом в„I'в = 2,2.

 

 

 

Увеличение ширины зоны пульсаций в следе за телом

по

сравнению

со струей

легко

объясняется

физически.

Поток за плохообтекаемым телом существенно турбули-

зован, и поэтому

у ж е вблизи тела область

пульсаций

оказывается значительно больше следа. Д а л ь н е й ш е е на­

растание

ширины

области пульсаций

и следа

происхо­

дит таким

образом, что их отношение

остается постоян­

ным.

 

 

 

 

Изменение отношения б „ / е почти

не сказывается на

распределении скоростей, однако существенно влияет на

закон изменения ширины следа

вдоль оси.

 

 

 

 

Aw,

З н а ч е н и я безразмерных избыточных

скоростей

подсчитанные по ф о р м у л е

(4-29) д л я в^/в = 2,2,

 

состав­

ляют:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7] . . О 0,1

 

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

 

АШ . 1 0,995 0,863 0,746 0.624 0,475 0,338 0,210 0,107 0,03

0

С о п о с т а в л яя

эти д а н н ы е

с д а н н ы м и расчета

по фор­

муле (4-26)

дл я Л =2,27,

у б е ж д а е м с я , что распределение

относительного провала скорости в следе почти

не отли­

чается от распределения

скоростей в струях

со

спутным

потоком.

 

 

А дл я следа несколько больше,

 

 

 

П о с т о я н н а я

чем дл я

струй: А«2,49

(вместо

2,27 дл я с т р у й ) .

Постоянная

Ci

д л я следа

существенно

больше, чем дл я струй: —0,244

(вместо —0,1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение постоянной.Ci сказывается и иа

з а к о н а х

изменения

ширины

следа и п р о в а л а

скоростей

в

следе.

Формула

(4-34)

остается практически

без изменений:

 

 

 

_ в _ =

Айд 1 +0.74АЙ%„ _

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дгй +

0.74Д1Р2

 

 

 

 

 

 

189