Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
в ы р а ж е н и я м д л я определения себестоимости и удельных приве денных з а т р а т (в принятых ранее обозначениях):
|
|
|
1 Г (а + |
Ь)Г |
|
„ |
|
|
г, |
1 |
, |
|
|
|
||
|
|
+ |
T f J - |
Ф |
|
|
+ С т . э + 1 , 5 Р Ч |
J |
+ Л ; |
|
|
(21) |
||||
Л 3 . у = |
Я |
с |
+ Wo[[ |
е ° + |
^ |
T |
^ |
J |
! „ + , _ - ф |
— fe+do J |
+ |
|||||
|
+ |
_ і р а + |
& ) ( Г + |
^ ) |
+ С |
т |
э |
+ |
і |
^ + |
д |
( 2 2 ) |
||||
где г1,! и |
т — з а т р а т ы |
времени |
соответственно, |
не |
зависящие |
от |
||||||||||
|
|
дальности транспортирования машин и приходящие |
||||||||||||||
|
|
ся на 1 км переброски, определяемые по действую |
||||||||||||||
|
|
щим нормам |
[46] и [14]; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
а — время работы |
машины |
в |
днях, |
приходящееся |
на |
||||||||||
|
|
1 |
машино-ч: |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L см А см |
|
|
|
|
|
|
|
||
Индексы «с» и «о» обозначают параметры, относящиеся со |
||||||||||||||||
ответственно к |
строительству |
в |
целом |
и |
к |
отдельному |
объекту |
|||||||||
(участку) . З а т р а т ы d, |
е, Г, |
С т . э |
принимаются |
с учетом накладных |
||||||||||||
расходов {Ки = 1,08). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П о р я д о к установления |
рассмотренных |
зависимостей |
покажем |
на примере путеукладочного крана УК-25/9. Исходными данны ми, необходимыми д л я расчета, будут следующие:
1) единовременные з а т р а т ы в стоимостном выражении с уче
том косвенных |
расходов, |
как установлено выше, |
составляют: |
|
Е = |
270,7 + 0,3871; |
|
2) з а т р а т ы |
времени на перебазирование путеукладчика, опре |
||
деляемые в соответствии с [46], в ы р а ж а ю т с я функцией |
|||
|
/ п = 4 + x L = 0,244 + 0,0147L. |
|
|
П а р а м е т р ы |
ta и L определены при следующих |
условиях. З а |
траты времени на подготовку путеукладчика к перебазированию (доставка с объекта или участка работ на станцию примыкания,
маневры и т. |
д . ) — 2 |
ч, |
продолжительность смены ( £ с м ) — 8 , 2 ч„ |
||
коэффициент |
сменности |
(/(см) |
— 1 - |
Тогда |
|
|
ta |
= |
2 |
2 |
|
|
г г - - |
- |
= 0,244. |
||
|
|
^смАсм |
8,2 • 1 |
|
44
|
З а т р а т ы |
времени |
непосредственно |
на переброску |
приняты |
из |
|||||||||||||
расчета 0,5 дня на 100 км [46], поэтому |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
т = |
|
|
12 |
|
== 0,0147; |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
100-8,2-1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
3) |
годовые |
затраты |
|
Г |
с |
учетом |
косвенных |
расходов — |
||||||||||
7216 руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4) |
фонд годового времени Ф при работе в первом |
террито |
||||||||||||||||
риальном районе — 200 дней; |
|
|
|
|
|
на 1 маишно-ч |
|
||||||||||||
|
5) |
текущие |
эксплуатационные |
затраты С т . э |
с |
||||||||||||||
учетом косвенных |
расходов — 4 руб. (приложение 2); |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
6) |
эксплуатационная |
среднечасовая |
производительность |
оп |
||||||||||||||
ределена при условии, что путеукладчик |
используется на |
монта |
|||||||||||||||||
ж е |
рельсо-шпальной |
решетки со стыкованием |
звеньев |
постоян |
|||||||||||||||
ными |
н а к л а д к а м и на 2 |
болта |
при |
рельсах Р50 длиной |
25 м |
||||||||||||||
( Е Н и Р , сб. 16, вып. 1, стр. 68): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Пч |
= ^ - |
-0,75 = |
0,118 |
км/ч; |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
6,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7) |
время |
работы |
путеукладчика, |
приходящееся |
на |
1 |
|
маиш |
||||||||||
но-ч, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а = |
— — = |
0,122 дня; |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
8,2-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
8) |
время |
нахождения |
путеукладчика |
в техническом обслужи |
||||||||||||||
вании |
и ремонте, |
приходящееся |
на 1 маишно-ч, |
согласно [45], |
|
||||||||||||||
Ъ = |
[ 18 • 2 • 0,5 + |
5 • 12 • 0,85 + |
35 ( 1 - |
- ^ - ) ] |
= |
0,0122 дня, |
|||||||||||||
где |
2 и 12; 18 и 5 — соответственно |
продолжительность |
и |
число |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
технических обслуживании и текущих ре |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
монтов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
35 — продолжительность |
капитального |
ремонта |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
с учетом доставки путеукладчика на ремонт- |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
но-механический завод и обратно; |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
7200 — ремонтный цикл, ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
2,15 — р а с ч е т н о е число ремонтных |
циклов; |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
0,5 и 0,85 — коэффициенты, учитывающие частичное |
про |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ведение |
технических |
обслуживании |
и |
теку |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
щих ремонтов в выходные дни; |
|
|
|
|
|
||||||||
|
9) |
часовая |
з а р а б о т н а я |
плата рабочих, участвующих |
в |
|
меха |
низированном процессе укладки пути, определяется для следую щего состава бригады: монтеры пути 6-го р а з р я д а — 1; 3-го раз р я д а — 13 ( Е Н и Р , сб. 16, вып. 1, стр. 68):
Р ч = 1-0,79+ 13-0,555 = 8,01 руб.
45
По этим данным на основе формулы (21) зависимость себе стоимости механизированных работ от рассматриваемых факто ров для путеукладчика УК-25/9 (без учета комплектующих ма шин) будет иметь вид
|
С = - І ( Л + |
BU) + -1(BL0 |
4- Д) + Л. |
|
|
|||||
|
11 с |
|
Но |
|
|
|
|
|
|
|
Числовые |
значения |
параметров |
А, |
Б, |
В, |
Д, |
Л |
рассчитаны в |
||
т а б л . 4 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, искомая зависимость |
имеет |
следующий вид: |
||||||||
С = -J-(292,4 + 0,418LC ) + |
-^(298,9 + |
0 , 9 9 l L o ) + |
182,7 |
руб/км. |
||||||
П с |
|
П |
° |
|
|
|
|
|
(23) |
|
На основе этой зависимости плановые затраты |
могут быть оп |
|||||||||
ределены с н а д л е ж а щ е й |
привязкой |
к конкретным |
условиям ис |
|||||||
пользования |
путеукладчика. При постановке |
и |
решении |
задач |
оптимального планирования механизированных работ подобные зависимости применяются для расчета значений критерия опти мальности на к а ж д о м объекте (участке) по каждой машине (комплекту) .
В наиболее общем случае указанные зависимости выводятся для приведенных удельных затрат [формула (22)]. В частности, если в данном примере учесть приведенную стоимость путеуклад-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
№ п.'п |
|
Вычислительные операции |
Значения исходных |
Результаты |
|||||
|
показателей |
вычислений |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||
1 |
l,08rfc |
= |
А |
|
rfc |
= |
270,7 |
292,4 |
|
2 |
1,08е с |
= |
Б |
|
е с |
= |
0,387 |
0,418 |
|
3 |
1 , 0 8 Г : Ф |
=РІ |
Г |
= |
7216; |
39,0 |
|||
|
|
|
|
|
|
Ф |
= |
200 |
|
4 |
Pxz |
= |
P2 |
|
•с = |
0,0147 |
0,573 |
||
5 |
Р2+ |
l,08e o |
= ß |
е 0 |
= |
0,387 |
0,991 |
||
6 |
/ Ѵ н = |
Рз |
|
t„ = |
0,244 |
6,52 |
|||
7 |
Р3+1,Ш0=Д |
|
rf0 |
= |
270,7 |
298,9 |
|||
8' |
а + b = P<\ |
|
а |
=0,122 ; |
0,1342 |
||||
|
|
|
|
|
|
0 = |
0,0122 |
|
|
9 |
Р-\Рі = Ръ |
|
|
— |
5,23 |
||||
10 |
1 , 0 8 С Т . 9 + |
1,5/>4 = Я 8 |
С т . э = 4 , 0 ; |
16,33 |
|||||
|
|
|
|
|
|
А і = |
8,01 |
|
|
11 |
Р5 |
+ Я 6 |
= |
Р1 |
|
|
— |
21,56 |
|
12 |
Р7:ПЧ=--Л |
|
Пч |
=0,11 8 |
182,7 |
46
чика, зависимость приведенных удельных затрат от рассматрива емых факторов примет вид:
1 |
|
1 |
243,1 |
руб/км. |
Л3 .у = — ( 2 9 2 , 4 + 0,418LC i ) + |
—(311,85 + 1,771L0 ) + |
|||
П с |
П ° |
|
(24) |
|
Учитывая, |
что часовая |
производительность |
путеукладчика |
т а к ж е может быть переменной величиной, зависящей от конкрет ных условий м о н т а ж а рельсо-шпалыіон решетки на определенных
объектах |
(участках), в формулах |
(23) и (24) ее целесообразно |
||
рассматривать в качестве |
одного |
из аргументов. Тогда |
вместо |
|
свободных |
членов (182,7 и 243,1) |
последние слагаемые выразят- |
||
ся соответственно через |
21,56 |
28,68 |
|
|
— и |
— — . |
|
||
Н у ж н о |
отметить, что |
функции |
(23) и (24) о т р а ж а ю т |
лишь |
часть з а т р а т на выполнение путеукладочных работ, относящуюся непосредственно к работе путеукладчика. Д л я получения полных затрат необходимо подобные расчеты производить на комплекты машин в целом. Эти расчеты выполняются дл я каждой комплек тующей машины по такой ж е схеме с последующим объединени ем результатов в общую (суммарную) функцию.
47
ОБЛАСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ МАШИН И ИХ КОМПЛЕКТОВ
і. ОБЛАСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ М А Ш И Н
Известно, что одна и та ж е работа в определенных условиях строительства может быть выполнена различными машинами, от личающимися по конструктивно-техническим параметрам: мощ ности, мобильности, рабочим органам и т. п. Это приводит к раз личным результатам, которыми характеризуется эффективность производства: продолжительности выполнения работ, их себе стоимости, трудоемкости и др. К р о м е того, условия выполнения одной и той ж е работы на разных участках (объектах) могут су щественно изменяться, что неизбежно отразится на эффективнос ти выполнения этой работы конкретной машиной. Изменение ус ловий производства работ влияет на эффективность их выполне ния машинами разных марок далеко не одинаково.
Поэтому задачей установления области эффективного приме нения взаимозаменяемых средств механизации является опреде ление д л я к а ж д о й конкретной машины или комплекта таких ус
ловий производства работ, в которых ее использование наиболее |
|||||||
выгодно |
по сравнению с другими. Решение этой |
задачи |
на раз |
||||
личных |
уровнях |
управления |
строительным |
производством |
необ |
||
ходимо |
для: |
|
|
|
|
|
|
планирования |
оптимального использования |
наличного |
парка |
||||
взаимозаменяемых машин; |
|
|
|
|
|
||
планирования обновления и пополнения парка машин строи |
|||||||
тельных организаций исходя из сведений о предстоящих |
услови |
||||||
ях строительства; |
|
|
|
|
|
||
проектирования и выбора |
наиболее целесообразных |
вариан |
|||||
тов организации механизированных работ и др. |
|
|
|
||||
О б щ а я методическая основа д л я определения |
области |
|
эффек |
||||
тивного |
применения машин |
в строительстве |
разработана |
|
проф. |
||
С. Е. Канторером . В соответствии с его рекомендациями |
область |
эффективного применения машин устанавливается по минимуму приведенных удельных з а т р а т Я 3 . У і определяемых по формуле
(22).
Значения приведенных удельных затрат, из которых выбира ется минимальное, зависят, как у ж е отмечалось, от многих фак торов, характеризующих условия производства механизирован ных работ. При определении области эффективного применения
48
м а ш ин одной из важнейших задач |
является правильный |
отоор |
|
подобных факторов. Целесообразно |
учитывать главнейшие, ока |
||
з ы в а ю щ и е наибольшее влияние на величину приведенных |
з а т р а т |
||
и существенно изменяющиеся по объектам |
или участкам |
работ. |
|
Д л я машин, применяемых в транспортном |
строительстве, |
такими |
факторами являются: дальность перебазирования, объемы работ
на отдельных объектах (участках) и строительстве в |
целом, а |
|||||
т а к ж е факторы, влияющие на эксплуатационную часовую |
произ |
|||||
водительность машин. |
|
|
|
|
|
|
Если в формуле (22) представить часовую |
производительность |
|||||
машины в виде соответствующей функции |
от |
факторов, |
характе |
|||
ризующих условия производства, работ |
на |
конкретном |
участке |
|||
(дальность |
перемещения и категория |
грунта, |
коэффициент ис |
|||
пользования |
грузоподъемности кранов |
и т. д . ), то можно |
полу |
чить соотношение, которое будет содержать практически все не
обходимые элементы, о т р а ж а ю щ и е область эффективного |
приме |
||||||
нения машин . |
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, выражение (22) может быть принято |
в каче |
||||||
стве исходного рабочего |
соотношения, |
позволяющего |
получить |
||||
л ю б ы е частные уравнения |
для конкретных |
марок машин . |
|
||||
Н и ж е приводятся уравнения |
д л я |
отдельных марок |
бульдозе |
||||
ров, применяемых при сооружении земляного полотна |
железных |
||||||
и автомобильных дорог. Эксплуатационная |
часовая |
производи |
|||||
тельность бульдозеров определяется |
на |
основе технической (8) |
|||||
с переходными коэффициентами |
/<і = 0,56 |
и 7(2 = 0,75. |
С |
учетом |
этого приведенные удельные затраты устанавливаются по соотно шению
__dc + ecLc |
, 1 |
|
|
|
|
|
|
1 ' З . у |
|
Ф |
|
J " |
' |
|
Ф |
|
|
|
|
||||
|
(а + |
Ь)(Г |
+ |
ЕнК) |
, |
с |
I - |
5445/г2 г>с р |
Ф |
|
|
|
т . э |
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
|
{а + |
Ь)(Г |
+ |
ЕнК) |
• |
ст . э |
(25) |
|
10885Л2 |
ф |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
в котором |
Я с , |
П0, |
L c |
|
ваемого грунта |
в м) |
|||
^ с , <?с, ^о, |
е0) |
Г |
и |
С т э |
, L 0 и / (дальность перемещения р а з р а б а т ы рассматриваются как переменные; значения
принимаются с учетом накладных расходов
(Л Ѵ=1,08) .
Функции приведенных удельных затрат, соответствующие данному расчетному соотношению, будут иметь вид
|
|
А 4-EL |
1 |
|
|
|
П3.у |
= |
- ^ - |
+ —(BL0 |
+ M) + Ml + |
H. |
(26) |
В табл . 5 приведены |
необходимые |
для расчета |
|
коэффициен |
||
тов А , Б, В, Д, |
M |
и H исходные данные, принятые |
в |
соответствии |
49