Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в ы р а ж е н и я м д л я определения себестоимости и удельных приве­ денных з а т р а т (в принятых ранее обозначениях):

 

 

 

1 Г (а +

Ь)Г

 

 

 

г,

1

,

 

 

 

 

 

+

T f J -

Ф

 

 

+ С т . э + 1 , 5 Р Ч

J

+ Л ;

 

 

(21)

Л 3 . у =

Я

с

+ Wo[[

е ° +

^

T

^

J

! „ + , _ - ф

— fe+do J

+

 

+

_ і р а +

& ) ( Г +

^ )

+ С

т

э

+

і

^ +

д

( 2 2 )

где г1,! и

т — з а т р а т ы

времени

соответственно,

не

зависящие

от

 

 

дальности транспортирования машин и приходящие­

 

 

ся на 1 км переброски, определяемые по действую­

 

 

щим нормам

[46] и [14];

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — время работы

машины

в

днях,

приходящееся

на

 

 

1

машино-ч:

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L см А см

 

 

 

 

 

 

 

Индексы «с» и «о» обозначают параметры, относящиеся со­

ответственно к

строительству

в

целом

и

к

отдельному

объекту

(участку) . З а т р а т ы d,

е, Г,

С т . э

принимаются

с учетом накладных

расходов {Ки = 1,08).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о р я д о к установления

рассмотренных

зависимостей

покажем

на примере путеукладочного крана УК-25/9. Исходными данны ­ ми, необходимыми д л я расчета, будут следующие:

1) единовременные з а т р а т ы в стоимостном выражении с уче­

том косвенных

расходов,

как установлено выше,

составляют:

 

Е =

270,7 + 0,3871;

 

2) з а т р а т ы

времени на перебазирование путеукладчика, опре­

деляемые в соответствии с [46], в ы р а ж а ю т с я функцией

 

/ п = 4 + x L = 0,244 + 0,0147L.

 

П а р а м е т р ы

ta и L определены при следующих

условиях. З а ­

траты времени на подготовку путеукладчика к перебазированию (доставка с объекта или участка работ на станцию примыкания,

маневры и т.

д . ) — 2

ч,

продолжительность смены ( £ с м ) — 8 , 2 ч„

коэффициент

сменности

(/(см)

— 1 -

Тогда

 

ta

=

2

2

 

 

г г - -

-

= 0,244.

 

 

^смАсм

8,2 • 1

 

44


 

З а т р а т ы

времени

непосредственно

на переброску

приняты

из

расчета 0,5 дня на 100 км [46], поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т =

 

 

12

 

== 0,0147;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100-8,2-1

 

 

 

 

 

 

 

3)

годовые

затраты

 

Г

с

учетом

косвенных

расходов —

7216 руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)

фонд годового времени Ф при работе в первом

террито­

риальном районе — 200 дней;

 

 

 

 

 

на 1 маишно-ч

 

 

5)

текущие

эксплуатационные

затраты С т . э

с

учетом косвенных

расходов — 4 руб. (приложение 2);

 

 

 

 

 

6)

эксплуатационная

среднечасовая

производительность

оп­

ределена при условии, что путеукладчик

используется на

монта­

ж е

рельсо-шпальной

решетки со стыкованием

звеньев

постоян­

ными

н а к л а д к а м и на 2

болта

при

рельсах Р50 длиной

25 м

( Е Н и Р , сб. 16, вып. 1, стр. 68):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пч

= ^ -

-0,75 =

0,118

км/ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7)

время

работы

путеукладчика,

приходящееся

на

1

 

маиш­

но-ч,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а =

— — =

0,122 дня;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,2-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8)

время

нахождения

путеукладчика

в техническом обслужи­

вании

и ремонте,

приходящееся

на 1 маишно-ч,

согласно [45],

 

Ъ =

[ 18 • 2 • 0,5 +

5 • 12 • 0,85 +

35 ( 1 -

- ^ - ) ]

=

0,0122 дня,

где

2 и 12; 18 и 5 — соответственно

продолжительность

и

число

 

 

 

 

 

 

технических обслуживании и текущих ре­

 

 

 

 

 

 

монтов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35 — продолжительность

капитального

ремонта

 

 

 

 

 

 

с учетом доставки путеукладчика на ремонт-

 

 

 

 

 

 

но-механический завод и обратно;

 

 

 

 

 

 

 

7200 — ремонтный цикл, ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,15 — р а с ч е т н о е число ремонтных

циклов;

 

 

 

 

 

 

0,5 и 0,85 — коэффициенты, учитывающие частичное

про­

 

 

 

 

 

 

ведение

технических

обслуживании

и

теку­

 

 

 

 

 

 

щих ремонтов в выходные дни;

 

 

 

 

 

 

9)

часовая

з а р а б о т н а я

плата рабочих, участвующих

в

 

меха­

низированном процессе укладки пути, определяется для следую­ щего состава бригады: монтеры пути 6-го р а з р я д а — 1; 3-го раз­ р я д а — 13 ( Е Н и Р , сб. 16, вып. 1, стр. 68):

Р ч = 1-0,79+ 13-0,555 = 8,01 руб.

45


По этим данным на основе формулы (21) зависимость себе­ стоимости механизированных работ от рассматриваемых факто ­ ров для путеукладчика УК-25/9 (без учета комплектующих ма­ шин) будет иметь вид

 

С = - І ( Л +

BU) + -1(BL0

4- Д) + Л.

 

 

 

11 с

 

Но

 

 

 

 

 

 

 

Числовые

значения

параметров

А,

Б,

В,

Д,

Л

рассчитаны в

т а б л . 4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, искомая зависимость

имеет

следующий вид:

С = -J-(292,4 + 0,418LC ) +

-^(298,9 +

0 , 9 9 l L o ) +

182,7

руб/км.

П с

 

П

°

 

 

 

 

 

(23)

На основе этой зависимости плановые затраты

могут быть оп­

ределены с н а д л е ж а щ е й

привязкой

к конкретным

условиям ис­

пользования

путеукладчика. При постановке

и

решении

задач

оптимального планирования механизированных работ подобные зависимости применяются для расчета значений критерия опти­ мальности на к а ж д о м объекте (участке) по каждой машине (комплекту) .

В наиболее общем случае указанные зависимости выводятся для приведенных удельных затрат [формула (22)]. В частности, если в данном примере учесть приведенную стоимость путеуклад-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4

№ п.'п

 

Вычислительные операции

Значения исходных

Результаты

 

показателей

вычислений

 

 

 

 

 

 

1

l,08rfc

=

А

 

rfc

=

270,7

292,4

2

1,08е с

=

Б

 

е с

=

0,387

0,418

3

1 , 0 8 Г : Ф

І

Г

=

7216;

39,0

 

 

 

 

 

 

Ф

=

200

 

4

Pxz

=

P2

 

•с =

0,0147

0,573

5

Р2+

l,08e o

= ß

е 0

=

0,387

0,991

6

/ Ѵ н =

Рз

 

t„ =

0,244

6,52

7

Р3+1,Ш0

 

rf0

=

270,7

298,9

8'

а + b = P<\

 

а

=0,122 ;

0,1342

 

 

 

 

 

 

0 =

0,0122

 

9

Р-\Рі = Ръ

 

 

5,23

10

1 , 0 8 С Т . 9 +

1,5/>4 = Я 8

С т . э = 4 , 0 ;

16,33

 

 

 

 

 

 

А і =

8,01

 

11

Р5

+ Я 6

=

Р1

 

 

21,56

12

Р7Ч=--Л

 

Пч

=0,11 8

182,7

46


чика, зависимость приведенных удельных затрат от рассматрива­ емых факторов примет вид:

1

 

1

243,1

руб/км.

Л3 .у = — ( 2 9 2 , 4 + 0,418LC i ) +

—(311,85 + 1,771L0 ) +

П с

П °

 

(24)

Учитывая,

что часовая

производительность

путеукладчика

т а к ж е может быть переменной величиной, зависящей от конкрет­ ных условий м о н т а ж а рельсо-шпалыіон решетки на определенных

объектах

(участках), в формулах

(23) и (24) ее целесообразно

рассматривать в качестве

одного

из аргументов. Тогда

вместо

свободных

членов (182,7 и 243,1)

последние слагаемые выразят-

ся соответственно через

21,56

28,68

 

— и

— — .

 

Н у ж н о

отметить, что

функции

(23) и (24) о т р а ж а ю т

лишь

часть з а т р а т на выполнение путеукладочных работ, относящуюся непосредственно к работе путеукладчика. Д л я получения полных затрат необходимо подобные расчеты производить на комплекты машин в целом. Эти расчеты выполняются дл я каждой комплек­ тующей машины по такой ж е схеме с последующим объединени­ ем результатов в общую (суммарную) функцию.

47

ОБЛАСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ МАШИН И ИХ КОМПЛЕКТОВ

і. ОБЛАСТЬ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ М А Ш И Н

Известно, что одна и та ж е работа в определенных условиях строительства может быть выполнена различными машинами, от­ личающимися по конструктивно-техническим параметрам: мощ­ ности, мобильности, рабочим органам и т. п. Это приводит к раз ­ личным результатам, которыми характеризуется эффективность производства: продолжительности выполнения работ, их себе­ стоимости, трудоемкости и др. К р о м е того, условия выполнения одной и той ж е работы на разных участках (объектах) могут су­ щественно изменяться, что неизбежно отразится на эффективнос­ ти выполнения этой работы конкретной машиной. Изменение ус­ ловий производства работ влияет на эффективность их выполне­ ния машинами разных марок далеко не одинаково.

Поэтому задачей установления области эффективного приме­ нения взаимозаменяемых средств механизации является опреде­ ление д л я к а ж д о й конкретной машины или комплекта таких ус­

ловий производства работ, в которых ее использование наиболее

выгодно

по сравнению с другими. Решение этой

задачи

на раз ­

личных

уровнях

управления

строительным

производством

необ­

ходимо

для:

 

 

 

 

 

 

планирования

оптимального использования

наличного

парка

взаимозаменяемых машин;

 

 

 

 

 

планирования обновления и пополнения парка машин строи­

тельных организаций исходя из сведений о предстоящих

услови­

ях строительства;

 

 

 

 

 

проектирования и выбора

наиболее целесообразных

вариан ­

тов организации механизированных работ и др.

 

 

 

О б щ а я методическая основа д л я определения

области

 

эффек ­

тивного

применения машин

в строительстве

разработана

 

проф.

С. Е. Канторером . В соответствии с его рекомендациями

область

эффективного применения машин устанавливается по минимуму приведенных удельных з а т р а т Я 3 . У і определяемых по формуле

(22).

Значения приведенных удельных затрат, из которых выбира­ ется минимальное, зависят, как у ж е отмечалось, от многих фак­ торов, характеризующих условия производства механизирован­ ных работ. При определении области эффективного применения

48


м а ш ин одной из важнейших задач

является правильный

отоор

подобных факторов. Целесообразно

учитывать главнейшие, ока­

з ы в а ю щ и е наибольшее влияние на величину приведенных

з а т р а т

и существенно изменяющиеся по объектам

или участкам

работ.

Д л я машин, применяемых в транспортном

строительстве,

такими

факторами являются: дальность перебазирования, объемы работ

на отдельных объектах (участках) и строительстве в

целом, а

т а к ж е факторы, влияющие на эксплуатационную часовую

произ­

водительность машин.

 

 

 

 

 

Если в формуле (22) представить часовую

производительность

машины в виде соответствующей функции

от

факторов,

характе ­

ризующих условия производства, работ

на

конкретном

участке

(дальность

перемещения и категория

грунта,

коэффициент ис­

пользования

грузоподъемности кранов

и т. д . ), то можно

полу­

чить соотношение, которое будет содержать практически все не­

обходимые элементы, о т р а ж а ю щ и е область эффективного

приме­

нения машин .

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, выражение (22) может быть принято

в каче­

стве исходного рабочего

соотношения,

позволяющего

получить

л ю б ы е частные уравнения

для конкретных

марок машин .

 

Н и ж е приводятся уравнения

д л я

отдельных марок

бульдозе­

ров, применяемых при сооружении земляного полотна

железных

и автомобильных дорог. Эксплуатационная

часовая

производи­

тельность бульдозеров определяется

на

основе технической (8)

с переходными коэффициентами

/<і = 0,56

и 7(2 = 0,75.

С

учетом

этого приведенные удельные затраты устанавливаются по соотно­ шению

__dc + ecLc

, 1

 

 

 

 

 

 

1 ' З . у

 

Ф

 

J "

'

 

Ф

 

 

 

 

 

(а +

Ь)(Г

+

ЕнК)

,

с

I -

5445/г2 г>с р

Ф

 

 

 

т . э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{а +

Ь)(Г

+

ЕнК)

ст . э

(25)

 

10885Л2

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

в котором

Я с ,

П0,

L c

ваемого грунта

в м)

^ с , <?с, ^о,

е0)

Г

и

С т э

, L 0 и / (дальность перемещения р а з р а б а т ы ­ рассматриваются как переменные; значения

принимаются с учетом накладных расходов

(Л Ѵ=1,08) .

Функции приведенных удельных затрат, соответствующие данному расчетному соотношению, будут иметь вид

 

 

А 4-EL

1

 

 

 

П3

=

- ^ -

+ —(BL0

+ M) + Ml +

H.

(26)

В табл . 5 приведены

необходимые

для расчета

 

коэффициен­

тов А , Б, В, Д,

M

и H исходные данные, принятые

в

соответствии

49