Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д л я

скрепера

Д - 374Б

 

 

 

п

 

268 +

0,2368LC

9,66 +

1,778L0

1_ 0,000643/ + 0,0797;

Яз.у =

 

 

. ^

_

д л я

скрепера

Д-357Г

 

 

 

Д ..У =

221,5 + 0,258Lo

, 8,03 +

l,602Lo

+ 0,000331/+ 0,0926.

В соответствии с этим для принятых условии зависимости приведенных удельных з а т р а т от дальности перемещения грунта имеют следующий вид:

бульдозер Д-687 Я3 .у = 0,12/ + 4,01 руб/100 и/3 ;

бульдозер Д-275А

 

П3=

0,105/ +

4,76 руб/100

м3;

бульдозер Д-572

 

 

 

 

 

Яз.у =

0,085/ +

5,65

руб/100

л;3 ;

скрепер

Д - 374Б

 

 

 

 

 

Яз.у =

0,0643/ +

8,53

руб/100

м3;

скрепер

Д-357Г

 

 

 

 

 

Я3 .у =

0,0331/ +

9,76 руб/100

м3.

П о этим зависимостям на рис. 11 построены графики, на кото­ рых достаточно четко прослеживается область эффективного при­ менения сравниваемых машин. Граничные значения дальности перемещения грунта дл я каждой сравниваемой пары машин (на­ пример, бульдозеров Д-687 и Д-275А) определяются следующим о б р а з о м :

/ г

Н"-Н'

 

4 , 7 6 - 4 , 0 1

 

 

= ——

д

„ . „_ = 50 м.

 

 

М' — М"

 

0,12 — 0,105

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

Бульдозеры

 

Скреперы

Марки машин

Д-637

Д - 275А

 

Д-572

Д-374Б

Д-357Г

 

 

Бульдозеры:

 

50

 

65,5

81

66,2

Д - 687

X

 

Д - 2 7 5 А

 

X

 

89

92,5

69,6

Д - 572

 

 

 

X

93,6

66,5

Скреперы:

 

 

 

 

 

 

Д - 374Б

 

 

 

 

X

39,5

Д - 357Г

 

 

 

 

 

X

54


 

Граничные значения дальности

п^руб/юом*

 

 

 

перемещения грунта для всех рас­

 

 

 

 

сматриваемых

машин

приведены

 

 

 

 

в табл . 8,

по

которым

устанавли ­

 

 

 

 

ваются

зоны

рационального

 

при­

 

 

 

 

менения к а ж д о й машины при

 

 

 

 

сравнении ее с другими. При этом

 

 

 

 

нахождение

граничных

значений

 

 

 

 

по

строке

у к а з ы в а е т

 

на

верхние

 

 

 

 

пределы

 

рационального

примене­

 

 

 

 

ния машины . Например, бульдо­

 

 

 

 

зер Д-687 целесообразно приме­

 

 

 

 

нять при дальностях

перемещения

 

 

 

 

грунта: до 50 м при сравнении его

 

 

 

 

с бульдозером Д-275А; до 65,5 м —

 

 

 

 

с Д-572;

до 81 м — со

скрепером

 

 

 

 

Д-374Б

и т. д. Значения,

устанав­

 

 

 

 

ливаемые

по

столбцам,

указыва ­

 

 

 

 

ют

на

нижние

пределы

раци­

 

 

 

 

онального применения

машин.

 

 

 

 

Например, скрепер Д - 374Б

 

целе­

 

 

 

 

сообразно использовать при даль ­

 

 

so

тш

ностях

перемещения

 

грунта:

бо­

 

 

 

 

лее 81 м при сравнении его с буль­

Рис. 11. Зависимость

от дальности

дозером

 

Д-687;

более

92,5

м —

транспортирования

/

приведенных

 

удельных затрат Пзу

 

на разработ­

с Д-275А; более

93,6

м — с

Д-572

 

ку и перемещение

грунта

бульдо­

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зерами и скреперами

 

 

 

Одновременно

с

этим

резуль­

 

 

 

 

таты расчетов позволяют устано­

 

 

 

 

вить, какие из всех рассматриваемых машин 'наиболее

целесооб­

разно в данных условиях

использовать, чтобы обеспечить мини­

мальные

приведенные

затраты . В

частности, по рис .

10

видно,

что наиболее эффективным является применение следующих ма­

шин: бульдозеров

Д-687 при

перемещении грунта до

50 ,м,

Д-275А — в пределах

50-^70

м,

скрепера

Д - 357Г — свыше

70 м.

2. ОБЛАСТЬ

ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

 

КОМПЛЕКТОВ М А Ш И Н

 

 

Путеукладочные

машины.

Одной из

основных особенностей,

которую необходимо учитывать при установлении области эффек ­ тивного применения путеукладочных машин, является их высокая стоимость, обусловливающая большой размер годовых затрат в- расходах по эксплуатации этих машин и величину приведенных: затрат . Годовые затраты в составе себестоимости машино-часа, например, путеукладочных кранов занимают до 60—65%; по>

55


д р у г им машинам они значительно меньше: по крана м общего назначения — 20—30%, экскаватора м — до 20—25%, скрепе­

р а м — до 30%, бульдозерам большой

мощности — до 40—45%.

Р а з м е р и удельный вес годовых з а т р а т

в составе себестоимости

машино-часа зависят, во-первых, от стоимости машин и действую­ щих норм амортизационных отчислений, а во-вторых, от уровня использования этих машин в течение года, который обусловлен в значительной мере качеством планирования и организации про­ изводства, а т а к ж е управления им.

Проанализироват ь указанные особенности путеукладочных машин можно установлением зависимостей приведенных затрат,

приходящихся

на 1 маишно-ч

или на натуральный измеритель, от

ряда

факторов по одной из следующих

формул:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

Г J - F К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л з.м-4 =

~

+

 

'

г*

+

С т . э +

А ;

 

 

(27)

 

 

 

 

 

 

•"о

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

Г + ЕЯК

 

С т

э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п™ = п- + -±п^

 

+ Ж + Л'

 

 

<28)

 

г де

Я3 .м-ч — приведенные

затраты,

приходящиеся

на

1

маиш­

 

 

 

 

но-ч

работы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А и А' — затраты,

не вошедшие

в

текущие эксплуатацион­

 

 

 

 

ные

расходы

и

исчисленные

соответственно

на

 

 

 

 

1 маишно-ч и на единицу конечной продукции

(км).

Остальные

обозначения

соответствуют

принятым

ранее.

 

П о имеющимся исходным данным

(приложения 1 и 2)

рассмот­

рим

влияние

времени

работы

в

году

путеукладчиков

ПБ - 3 и

УК-25/9 при их перебазировании

на 500 км.

Зависимость

Я 3 . м . ч

от числа часов работы

в году

при этих

условиях имеет вид:

 

д л я П Б - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

501,5-+

0,3161

 

, 4145 ,

K R

K

4145

 

 

 

 

 

Яз.„-ч =

 

 

 

 

[-——

+ 5,65= — — +6,59 ;

 

 

 

 

 

 

~

 

Т„

 

'

Тг

 

'

"

 

Т

 

 

 

 

для

УК-25/9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л з

м . . , = 292,4+0,418^

 

 

18412 +

4

3 2

=

18412

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т0

 

 

 

тг

 

 

 

 

тг

 

 

 

 

В

этих

уравнениях

учтены

 

накладны е

расходы

( і ( н = 1 , 0 8 )

и

з а т р а т ы

на

монтаж

и д е м о н т а ж путеукладчика П Б - 3 в

размере

122,5 руб. Н а рис. 12 помещены

графики данных зависимостей, по

которым видно, насколько существенным дл я повышения

эффек ­

тивности применения машин,

особенно

более

дорогих, является

увеличение времени их работы в течение года: темп

уменьшения

приведенных з а т р а т при увеличении

числа часов работы

в

году

д л я путеукладчика

УК-25/9

в 4,45 раза

выше, чем дл я ПБ - 3 .

 

 

56


Эти

обстоятельства

указы ­

'jH-4,M|

 

 

 

вают на необходимость всемер­

 

 

 

 

 

ных

изыскании

и

реализации

 

26

 

 

 

резервов

улучшения

использо­

 

24

 

 

 

вания машин, в особенности до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рогостоящих, что является од­

 

22

 

 

 

ним

из

основных

путей

повы­

 

20

 

 

 

шения

экономической

эффек­

 

 

 

 

тивности

 

механизированного

 

18

 

 

 

строительного

производства.

 

16

 

 

 

Кроме

того,

 

при

определении

 

 

 

 

области

рационального

приме­

 

1k

 

 

 

нения

таких

машин

следует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тщательно анализировать

фак­

 

12

 

 

ПБ-3

торы и условия механизирован­

 

 

 

 

 

10

 

 

 

ного

производства,

существен­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но влияющие

на

рассматривае ­

 

0600

800

WOO 1200 МО 1600 1800L.4

мую

группу

з а т р а т

(годовые и

Рис

12. Зависимость приведенных за-

приведенные

 

капитальные

вло­

 

1 маишно-ч

путеукладочных

 

трат па

ж е н и я ) .

 

В

 

практических

ж е

машин

от

числа

часов работы

расчетах

нередко

допускаются

 

 

 

в году

Ту

известные

упрощения, которые

 

 

 

 

 

могут привести к неверным результатам . Например, использует­ ся усредненная себестоимость машино-часа (или машнно-смены) без достаточного анализа входящих в нее групп затрат, величина которых зависит от конкретных условий.

Эффективность применения взаимозаменяемых машин часто-

определяется весьма

приближенными методами с использовани­

ем наиболее простых

расчетно-аналитических соотношений, кото­

рые являются лишь

исходной базой д л я последующего всесто­

роннего анализа . Например, в соотношение (28) входит объем работ на объекте Я 0 ; на первый взгляд учет этого фактора кажет ­

ся достаточным для установления

зависимости П3.у от конкрет­

ных условий производства. Однако

годовая производительность

машин Пг т а к ж е в определенной мере зависит от объемов работ

на объектах, так как они обусловливают частоту

перебазирова ­

ния средств механизации. Поэтому действительная

зависимость

приведенных удельных з а т р а т от этого фактора

значительно

сложнее.

 

У к а з а н н а я зависимость в ы р а ж а е т с я формулой

(22), по кото­

рой видно, что объем работы на объекте влияет на величину при­ веденных удельных затрат не только через единовременные рас­ ходы Е, но т а к ж е и через годовые затраты Г и приведенные ка­ питальные вложения ЕИК.

Функции приведенных удельных з а т р а т д л я путеукладчиков ПБ - 3 и УК-25/9, рассчитанные по этой формуле по имеющимся исходным данным (приложения 1 и 2), имеют следующий вид:

57


д л я ПБ - 3

 

 

 

 

 

Я 3 . у

 

0,621 +

531,7

96,2

руб/км;

=

п~0

 

 

 

 

(29)

д л я УК-25/9

 

 

 

 

1.771L +

311.85 + 89,5

 

Яз.у =

руб/км.

 

 

0

 

 

 

Эти функции предназначены дл я технико-экономического сравнения рассматриваемых путеукладчиков при работе их в первом территориальном районе на строительстве железных до­

рог разной протяженности ( Я 0 ) при различной

степени

их

рас­

средоточенное™, обусловливающей дальность

перебазирова­

ния L . Функции получены при следующих условиях:

 

 

1) перебазирование путеукладчиков осуществляется

по

же ­

лезной дороге по окончании путеукладочных работ. В связи с

этим в формуле (22) учитывается один вид единовременных

зат­

рат, в которые

по путеукладчику

ПБ - 3 включены

затраты

на

м о н т а ж и д е м о н т а ж соответственно б и 4 ч. Время

на доставку

путеукладчиков

к станции отправления, маневры и т. п. — 2 ч;

2) часовая

производительность

путеукладчиков

определена в

соответствии с Е Н и Р (сб. 16, вып. 1, 1969 г., стр. 64, 68, 72 и 86,

88, 90) усреднением норм по монтажу

путевой решетки при рель­

с а х Р50 длиной 25 м с деревянными

ш п а л а м и (1840 шт/км).

Коэффициент перехода от производственных норм выработки к

сметным согласно приложению 1 принят в размере

0,75;

3) при расчетах затрат времени, о т р а ж а ю щ и х с я

в параметрах

tH, т и а, предусмотрена односменная работа при продолжитель ­ ности смены 8,2 ч.

Д л я

сравнения

путеукладчиков

в конкретных условиях

строи­

тельства

на основе

полученных

функций рассчитываются

приве­

денные удельные затраты и выбираются минимальные

из них.

При этом могут быть установлены зоны

рационального

примене­

ния путеукладчиков при изменении

условий. Например, при д а л ь ­

ности перебазирования 500 км функции

(29) будут иметь вид:

д л я П Б - 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

841

7

 

 

 

 

 

 

 

Я3 .у =

- ~

-

+

96,2

руб/км;

 

 

 

 

 

Л о

 

 

 

 

 

 

для

УК-25/9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я 3 . у =

П ^ 7 ' 3

5

+

89,5

руб/км.

 

 

 

 

 

M о

 

 

 

 

 

 

По этим уравнениям на рис. 13 построен график, на котором видно, что при длине строящейся дороги до 53 км выгоднее ис­ пользовать путеукладчик ПБ - 3 , а при большей длине — УК-25/9.

58