Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ного или переменного состава. В этих случаях затраты суммиру ются но всем входящим в комплект машинам и механизмам . При этом в а ж н о е значение имеет правильное установление состава комплектов машин.
Количество комплектующих машин, определяемое обычно по соотношению между их средней производительностью и произво дительностью ведущей машины, часто бывает недостаточным, особенно, когда на их работу оказывают существенное влияние случайные факторы: природно-климатические, дорожные усло
вия и др. В результате наблюдаются значительные |
простои |
||||||||
ведущих машин, |
с н и ж а ю щ и е |
эффективность |
работы |
комплекта |
|||||
в целом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Одним из путей устранения этого недостатка является фор |
|||||||||
мирование комплектов машин |
оптимального |
состава, который |
|||||||
рассчитывают методами теории массового обслуживания [31]. |
|||||||||
Оптимальный |
состав |
комплекта машин |
устанавливается по |
||||||
минимальному |
значению |
приведенных |
затрат, рассчитываемых |
||||||
на комплект в целом. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Следует подчеркнуть, что применение теории массового обслу |
|||||||||
ж и в а н и я обеспечивает одновременно выбор |
оптимального соста |
||||||||
ва комплектов машин и расчет |
приведенных |
затрат |
на |
комплект |
|||||
в целом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Получаемые |
при этом |
результаты |
могут |
|
быть |
использованы |
для решения других задач оптимального планирования: распре деления в з а и м о з а м е н я е м ы х комплектов машин по объектам строительства, установления области их эффективного примене ния, формирования рационального состава парков машин строи тельных организаций и др.
При решении отдельных задач используются удельные себе стоимость и приведенные затраты, исчисляемые па единицу про дукции в натуральном измерении.
Удельные показатели рассчитываются делением результатов,,
полученных д л я объекта (участка) |
в целом по ф о р м у л а м |
(14) и |
||
(15), на объем работ, выполненный |
на этом объекте (участке). |
|||
Однако в ряде |
случаев |
удельные показатели целесообразно, |
||
определять непосредственно |
по формулам, о т р а ж а ю щ и м их |
зави |
||
симость от условий |
использования машин и их комплектов. Если |
|||
объемы работ, выполняемые данной |
машиной или комплектом н а |
строительстве, объекте, и годовые обозначить соответственно че
рез |
Я с , |
П0 |
и /7Г , то плановая |
себестоимость единицы механизи |
|||||
рованных |
работ определится из в ы р а ж е н и я |
|
|
||||||
|
|
|
/Ее |
Е0 |
Г |
С т э + 1,39Я |
Ч |
\ |
|
|
|
с-1*\т+т+т+~піг-і+А- |
|
(16> |
|||||
где |
Рч |
— ч а с о в а я |
з а р а б о т н а я |
плата рабочих, не |
учтенная в з а |
||||
|
|
|
тратах |
на эксплуатацию |
машин; |
|
|
40
А — з а р а б о т н а я плата |
рабочих, занятых на ручных опера |
||||
циях со сдельной |
оплатой, не учтенная |
в Рч и исчис |
|||
ленная на единицу продукции; |
|
|
|||
1,39 — к о э ф ф и ц и е н т общестроительных накладных расходов |
|||||
(1,39-1,08= 1,5); |
|
|
|
|
|
Сг.о — п р и х о д я щ и е с я |
на |
1 маишно-ч |
плановые |
текущие |
экс |
плуатационные |
расходы, определяемые |
с учетом |
пе |
||
ревыполнения |
сметных норм |
выработки |
по формуле |
|
|
С т . э = Р 0 ^ 3 + ( С р + С э а ) / < п - с + С э ( 1 — а ) , |
|
|
|
||||||
где |
Р0 |
•— з а р п л а т а |
обслуживающего персонала; |
|
|
|
|
||||
|
К3 |
— к о э ф ф и ц и е н т , равный отношению |
плановой |
заработ |
|||||||
|
|
ной платы к тарифной ставке и определяемый в соот |
|||||||||
|
|
ветствии с принятой системой |
оплаты труда обслужи |
||||||||
|
|
вающего |
персонала; |
|
|
|
|
|
|
||
|
Ср |
— з а т р а т ы |
на технические обслуживания, текущий ре |
||||||||
|
|
монт и ремонт |
сменной оснастки; |
|
|
|
|
|
|||
|
С э |
— з а т р а т ы |
на топливо, энергию, смазочные и обтироч |
||||||||
Кп-с |
ные |
материалы; |
|
|
|
|
|
|
|||
— о т н о ш е н и е плановой часовой |
выработки |
машины |
к |
||||||||
|
|
сметной; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
— ч а с т ь з а т р а т |
Сэ , з а в и с я щ а я |
от |
уровня |
выполнения |
|||||
|
|
сметных |
норм |
выработки; согласно [14] при Кл.с |
от |
||||||
|
|
0,8 |
до 1,2 а = 0 , 5 , при Д ' п . с < 0 , 8 а = 0,6 |
и |
при |
Кп-с> |
|||||
|
|
>1,2 а = 0 , 4 . |
|
|
|
|
|
|
|
||
С учетом (16) приведенные удельные |
затраты |
рассчитывают |
|||||||||
с я по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я 3 . У = С + - М . |
|
|
|
|
( 1 7 ) |
|
|
Из |
формул |
(16) |
и (17) видно, что удельные |
себестоимость |
механизированных работ и приведенные затраты зависят от боль шого числа факторов, которыми характеризуются условия строи тельства. В частности, существенную роль играют рассмотренные выше факторы, влияющие на часовую и годовую производитель ность машин и их комплектов . Кроме того, эти показатели в значительной мере зависят от объемов работ на объекте и строи тельстве, а т а к ж е от связанных с ними дальности и частоты пере базирования машин, которые характеризуют рассредоточенность объектов транспортного строительства и их линейную протяжен ность. Н а себестоимость механизированных работ и приведенные з а т р а т ы эти факторы оказывают двоякое влияние: во-первых, они непосредственно отражаютс я на величинах Ес и Е0 и, во-вторых, на величине годовой производительности машин Пг.
41
Е д и н о в р е м е н н ые з а т р а т ы ів составе себестоимости |
для к а ж д о й |
|||||
машины (комплекта) |
могут быть представлены в виде |
соответст |
||||
вующей функции от дальности перебазирования L : |
|
|
||||
|
|
E = d + |
eL, |
|
|
(18) |
где d— затраты,, |
не |
зависящие от |
дальности |
перебазирования |
||
(па монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку |
и т. п.); |
|||||
е — затраты, |
приходящиеся на 1 км дальности |
транспорти |
||||
рования, |
рассчитываемые |
в зависимости |
от |
способа и |
||
средств переброски машин и их комплектов. |
|
|||||
П а р а м е т р ы d |
и е |
определяются на основе имеющихся норма |
||||
тивов. Ф о р м у л а |
(18) |
по этим нормативам д л я |
машин, |
транспор |
тируемых по железной дороге, выводится на основании следую щих зависимостей:
|
|
|
|
£ |
= |
P [ l , l ( r f „ |
+ |
e n |
L ' ) + |
\,25(d3 |
+ |
e3L")], |
|
|
|
(19) |
|||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
E |
= |
P[(l,ldn+ |
l,25d3 ) + |
( l , l e n |
+ |
l,25e 3 )L], |
|
(20) |
||||||||||
где |
|
P — число |
осей |
машин, |
перемещаемых |
|
по |
железной |
|||||||||||||
|
|
|
|
дороге на своих осях, или вес машин, транспорти |
|||||||||||||||||
|
d3 |
|
dn |
руемых на |
железнодорожном |
подвижном |
составе; |
||||||||||||||
|
и |
— з а р а б о т н а я |
плата |
рабочих |
и |
прочие |
прямые |
за |
|||||||||||||
|
|
|
|
траты, не зависящие от дальности |
транспортиро |
||||||||||||||||
|
е3 |
|
еп |
вания |
машин; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
и |
— заработная |
плата |
и прочие |
прямые |
затраты, |
при |
||||||||||||||
|
|
|
|
ходящиеся па единицу дальности транспортирова |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
ния |
(1 |
км, 50 км, |
500 км и т. д . ) . |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
По формуле (19) единовременные з а т р а т ы определяются не |
||||||||||||||||||||
посредственно по нормативам с соблюдением предусмотренной |
в |
||||||||||||||||||||
них |
кратности |
расстояния |
с |
округлением |
в |
большую |
сторону: |
||||||||||||||
д л я L'—ЪО км, |
А" = 500 км. |
Формула (20) используется д л я |
полу |
||||||||||||||||||
чения непрерывных функций одного аргумента — L при нормати |
|||||||||||||||||||||
вах |
еа |
и е3 , |
исчисленных на |
1 км |
расстояния |
|
транспортирования |
||||||||||||||
машин . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я |
машин, |
перемещаемых |
на своих осях, значения |
парамет |
||||||||||||||||
ров |
du |
и d3 |
определяются |
при |
L = 0 на основе |
нормативов, |
уста |
||||||||||||||
новленных д л я первых 100 и 500 |
км. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Например, требуется получить зависимость вида |
(18) |
и |
определить |
вели |
||||||||||||||||
чину единовременных затрат на перебазирование |
на |
1000 |
км |
путеукладчика |
|||||||||||||||||
УК-25/9, перемещаемого по железной дороге на своих |
осях |
( Р = 6 ) . |
Воспользу |
||||||||||||||||||
емся |
уравнением (20) |
и нормативами |
затрат |
на переброску |
машин, перемещае |
||||||||||||||||
мых |
па |
своих |
осях; |
для |
укладочных |
кранов этими |
нормативами |
являются |
|||||||||||||
(на одну ось машины) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
прямые |
затраты, |
за |
исключением |
|
заработной |
платы, |
при |
перевозке |
на |
||||||||||||
первые 100 |
км—13,7 |
руб., на каждые |
последующие 50 |
км — по |
2,45 |
руб.; |
|
42
заработная плата рабочих |
при перевозке |
на первые |
500 |
км— 32,6 руб., на |
|||||||||
каждые последующие 500 км — 4,25 руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В |
соответствии с этим |
значения |
параметров dn |
и rf3 |
будут |
равными: |
|||||||
|
da |
= |
13,7 — 2 , 4 5 — |
= 8 , 8 |
руб . ; |
|
|
|
|||||
|
rf3 = |
|
32,6 — 4 , 2 5 — - = 2 8 , 3 5 |
руб . |
|
|
|
||||||
Искомая зависимость единовременных затрат получается следующим об |
|||||||||||||
разом |
(с использованием |
нормативов |
е п |
и еа, |
исчисляемых |
на 1 |
км): |
||||||
£ = 6 |
|
|
|
/ |
2,45 |
|
|
„ „ 4 , 2 5 \ , |
= |
270,72 + 0,387/.. |
|||
(1 . 1 . 8,8 + 1,25 . 28,33) + |
1,1 - ^ |
+ |
1 . 2 5 — |
L } |
При перевозке путеукладчика на 1000 км
|
|
£ = 270,72 + 387 = 657,72 руб. |
||
Использование |
формулы (19) |
для подсчета |
единовременных затрат в ука |
|
занных |
условиях приводит к такому ж е результату: |
|||
£ |
= 6 13,7 + |
900\ |
' / |
500, |
2,45—J 1,1 |
+ / 3 2 , 6 + 4 , 2 5 — 1,25 = 657,7 р у б . |
|||
|
|
|
|
500' |
О д н а ко в тех случаях, когда расстояние перебазирования не кратно 500 км, результаты, получаемые по формулам (19.) и (20), могут не совпадать из^за округления расстояний, которое реко мендуется при расчетах заработной платы по действующим нор мам. Учитывая это, формулой (19) целесообразно пользоваться при определении плановых затрат в строгом соответствии с дей ствующими указаниями, а формулой (20), которая приводит к более точным результатам, — при расчетах сравнительной эконо мической эффективности применения машин и планировании оп тимального их использования.
Д л я установления зависимостей вида (18) дл я машин, транс портируемых на железнодорожном подвижном составе, авто транспортными средствами и своим ходом, нормативы даны в ра боте [14]. В приложении 2 приведены полученные по ним пара метры рассматриваемых зависимостей.
Рассредоточенность и линейная протяженность объектов транспортного строительства, как уж е отмечалось, влияют на го довую выработку машин, а следовательно, и на величину удель ных годовых затрат в составе себестоимости и на удельные при веденные капитальные вложения . Это влияние может быть рас крыто путем подстановки в формулы (16) и (17) соотношения '(10). Соответствующие преобразования приводят к следующим
43