Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного или переменного состава. В этих случаях затраты суммиру­ ются но всем входящим в комплект машинам и механизмам . При этом в а ж н о е значение имеет правильное установление состава комплектов машин.

Количество комплектующих машин, определяемое обычно по соотношению между их средней производительностью и произво­ дительностью ведущей машины, часто бывает недостаточным, особенно, когда на их работу оказывают существенное влияние случайные факторы: природно-климатические, дорожные усло­

вия и др. В результате наблюдаются значительные

простои

ведущих машин,

с н и ж а ю щ и е

эффективность

работы

комплекта

в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из путей устранения этого недостатка является фор­

мирование комплектов машин

оптимального

состава, который

рассчитывают методами теории массового обслуживания [31].

Оптимальный

состав

комплекта машин

устанавливается по

минимальному

значению

приведенных

затрат, рассчитываемых

на комплект в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Следует подчеркнуть, что применение теории массового обслу­

ж и в а н и я обеспечивает одновременно выбор

оптимального соста­

ва комплектов машин и расчет

приведенных

затрат

на

комплект

в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Получаемые

при этом

результаты

могут

 

быть

использованы

для решения других задач оптимального планирования: распре ­ деления в з а и м о з а м е н я е м ы х комплектов машин по объектам строительства, установления области их эффективного примене­ ния, формирования рационального состава парков машин строи­ тельных организаций и др.

При решении отдельных задач используются удельные себе­ стоимость и приведенные затраты, исчисляемые па единицу про­ дукции в натуральном измерении.

Удельные показатели рассчитываются делением результатов,,

полученных д л я объекта (участка)

в целом по ф о р м у л а м

(14) и

(15), на объем работ, выполненный

на этом объекте (участке).

Однако в ряде

случаев

удельные показатели целесообразно,

определять непосредственно

по формулам, о т р а ж а ю щ и м их

зави­

симость от условий

использования машин и их комплектов. Если

объемы работ, выполняемые данной

машиной или комплектом н а

строительстве, объекте, и годовые обозначить соответственно че­

рез

Я с ,

П0

и /7Г , то плановая

себестоимость единицы механизи­

рованных

работ определится из в ы р а ж е н и я

 

 

 

 

 

/Ее

Е0

Г

С т э + 1,39Я

Ч

\

 

 

с-1*\т+т+т+~піг-і-

 

(16>

где

Рч

— ч а с о в а я

з а р а б о т н а я

плата рабочих, не

учтенная в з а ­

 

 

 

тратах

на эксплуатацию

машин;

 

 

40


А — з а р а б о т н а я плата

рабочих, занятых на ручных опера­

циях со сдельной

оплатой, не учтенная

в Рч и исчис­

ленная на единицу продукции;

 

 

1,39 — к о э ф ф и ц и е н т общестроительных накладных расходов

(1,39-1,08= 1,5);

 

 

 

 

Сг.о — п р и х о д я щ и е с я

на

1 маишно-ч

плановые

текущие

экс­

плуатационные

расходы, определяемые

с учетом

пе­

ревыполнения

сметных норм

выработки

по формуле

 

 

С т . э = Р 0 ^ 3 + ( С р + С э а ) / < п - с + С э ( 1 — а ) ,

 

 

 

где

Р0

— з а р п л а т а

обслуживающего персонала;

 

 

 

 

 

К3

— к о э ф ф и ц и е н т , равный отношению

плановой

заработ ­

 

 

ной платы к тарифной ставке и определяемый в соот­

 

 

ветствии с принятой системой

оплаты труда обслужи ­

 

 

вающего

персонала;

 

 

 

 

 

 

 

Ср

— з а т р а т ы

на технические обслуживания, текущий ре­

 

 

монт и ремонт

сменной оснастки;

 

 

 

 

 

 

С э

— з а т р а т ы

на топливо, энергию, смазочные и обтироч­

Кп-с

ные

материалы;

 

 

 

 

 

 

— о т н о ш е н и е плановой часовой

выработки

машины

к

 

 

сметной;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

— ч а с т ь з а т р а т

Сэ , з а в и с я щ а я

от

уровня

выполнения

 

 

сметных

норм

выработки; согласно [14] при Кл.с

от

 

 

0,8

до 1,2 а = 0 , 5 , при Д ' п . с < 0 , 8 а = 0,6

и

при

Кп-с>

 

 

>1,2 а = 0 , 4 .

 

 

 

 

 

 

 

С учетом (16) приведенные удельные

затраты

рассчитывают­

с я по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я 3 . У = С + - М .

 

 

 

 

( 1 7 )

 

Из

формул

(16)

и (17) видно, что удельные

себестоимость

механизированных работ и приведенные затраты зависят от боль­ шого числа факторов, которыми характеризуются условия строи­ тельства. В частности, существенную роль играют рассмотренные выше факторы, влияющие на часовую и годовую производитель­ ность машин и их комплектов . Кроме того, эти показатели в значительной мере зависят от объемов работ на объекте и строи­ тельстве, а т а к ж е от связанных с ними дальности и частоты пере­ базирования машин, которые характеризуют рассредоточенность объектов транспортного строительства и их линейную протяжен­ ность. Н а себестоимость механизированных работ и приведенные з а т р а т ы эти факторы оказывают двоякое влияние: во-первых, они непосредственно отражаютс я на величинах Ес и Е0 и, во-вторых, на величине годовой производительности машин Пг.

41


Е д и н о в р е м е н н ые з а т р а т ы ів составе себестоимости

для к а ж д о й

машины (комплекта)

могут быть представлены в виде

соответст­

вующей функции от дальности перебазирования L :

 

 

 

 

E = d +

eL,

 

 

(18)

где d— затраты,,

не

зависящие от

дальности

перебазирования

(па монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку

и т. п.);

е — затраты,

приходящиеся на 1 км дальности

транспорти­

рования,

рассчитываемые

в зависимости

от

способа и

средств переброски машин и их комплектов.

 

П а р а м е т р ы d

и е

определяются на основе имеющихся норма­

тивов. Ф о р м у л а

(18)

по этим нормативам д л я

машин,

транспор­

тируемых по железной дороге, выводится на основании следую­ щих зависимостей:

 

 

 

 

£

=

P [ l , l ( r f „

+

e n

L ' ) +

\,25(d3

+

e3L")],

 

 

 

(19)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

=

P[(l,ldn+

l,25d3 ) +

( l , l e n

+

l,25e 3 )L],

 

(20)

где

 

P — число

осей

машин,

перемещаемых

 

по

железной

 

 

 

 

дороге на своих осях, или вес машин, транспорти­

 

d3

 

dn

руемых на

железнодорожном

подвижном

составе;

 

и

— з а р а б о т н а я

плата

рабочих

и

прочие

прямые

за­

 

 

 

 

траты, не зависящие от дальности

транспортиро­

 

е3

 

еп

вания

машин;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

— заработная

плата

и прочие

прямые

затраты,

при­

 

 

 

 

ходящиеся па единицу дальности транспортирова­

 

 

 

 

ния

(1

км, 50 км,

500 км и т. д . ) .

 

 

 

 

 

 

 

По формуле (19) единовременные з а т р а т ы определяются не­

посредственно по нормативам с соблюдением предусмотренной

в

них

кратности

расстояния

с

округлением

в

большую

сторону:

д л я L'—ЪО км,

А" = 500 км.

Формула (20) используется д л я

полу­

чения непрерывных функций одного аргумента — L при нормати­

вах

еа

и е3 ,

исчисленных на

1 км

расстояния

 

транспортирования

машин .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

машин,

перемещаемых

на своих осях, значения

парамет ­

ров

du

и d3

определяются

при

L = 0 на основе

нормативов,

уста­

новленных д л я первых 100 и 500

км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, требуется получить зависимость вида

(18)

и

определить

вели­

чину единовременных затрат на перебазирование

на

1000

км

путеукладчика

УК-25/9, перемещаемого по железной дороге на своих

осях

( Р = 6 ) .

Воспользу­

емся

уравнением (20)

и нормативами

затрат

на переброску

машин, перемещае­

мых

па

своих

осях;

для

укладочных

кранов этими

нормативами

являются

(на одну ось машины) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

прямые

затраты,

за

исключением

 

заработной

платы,

при

перевозке

на

первые 100

км—13,7

руб., на каждые

последующие 50

км — по

2,45

руб.;

 

42


заработная плата рабочих

при перевозке

на первые

500

км— 32,6 руб., на

каждые последующие 500 км — 4,25 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

соответствии с этим

значения

параметров dn

и rf3

будут

равными:

 

da

=

13,7 — 2 , 4 5 —

= 8 , 8

руб . ;

 

 

 

 

rf3 =

 

32,6 — 4 , 2 5 — - = 2 8 , 3 5

руб .

 

 

 

Искомая зависимость единовременных затрат получается следующим об ­

разом

(с использованием

нормативов

е п

и еа,

исчисляемых

на 1

км):

£ = 6

 

 

 

/

2,45

 

 

„ „ 4 , 2 5 \ ,

=

270,72 + 0,387/..

(1 . 1 . 8,8 + 1,25 . 28,33) +

1,1 - ^

+

1 . 2 5 —

L }

При перевозке путеукладчика на 1000 км

 

 

£ = 270,72 + 387 = 657,72 руб.

Использование

формулы (19)

для подсчета

единовременных затрат в ука­

занных

условиях приводит к такому ж е результату:

£

= 6 13,7 +

900\

' /

500,

2,45—J 1,1

+ / 3 2 , 6 + 4 , 2 5 — 1,25 = 657,7 р у б .

 

 

 

 

500'

О д н а ко в тех случаях, когда расстояние перебазирования не кратно 500 км, результаты, получаемые по формулам (19.) и (20), могут не совпадать из^за округления расстояний, которое реко­ мендуется при расчетах заработной платы по действующим нор­ мам. Учитывая это, формулой (19) целесообразно пользоваться при определении плановых затрат в строгом соответствии с дей­ ствующими указаниями, а формулой (20), которая приводит к более точным результатам, — при расчетах сравнительной эконо­ мической эффективности применения машин и планировании оп­ тимального их использования.

Д л я установления зависимостей вида (18) дл я машин, транс­ портируемых на железнодорожном подвижном составе, авто­ транспортными средствами и своим ходом, нормативы даны в ра­ боте [14]. В приложении 2 приведены полученные по ним пара­ метры рассматриваемых зависимостей.

Рассредоточенность и линейная протяженность объектов транспортного строительства, как уж е отмечалось, влияют на го­ довую выработку машин, а следовательно, и на величину удель­ ных годовых затрат в составе себестоимости и на удельные при­ веденные капитальные вложения . Это влияние может быть рас­ крыто путем подстановки в формулы (16) и (17) соотношения '(10). Соответствующие преобразования приводят к следующим

43