Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значении показателен для |
||
|
|
|
|
|
|
|
Единица |
|
булыозерон |
|
Напмснонаннс |
показателей |
|
|
|
|
|
||||
|
|
измерения |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д-687 |
Д-275А |
Д-572 |
Ііивентарио-расчетная стоимость К |
р у б . |
7 700 |
21 775 |
48470 |
||||||
Годовые затраты Г |
|
|
|
|
|
3 388 |
5 988 |
13 329 |
||
Текущие |
эксплуатационные |
затраты |
|
2,62 |
3,33 |
5,74 |
||||
Ст.о и а 1 |
маишно-ч |
|
|
|
M |
3,2 |
4,85 |
4,53 |
||
Ширина |
отвала В |
|
|
|
|
|||||
Высота отвала Л |
|
|
|
|
» |
1,2 |
1,1 |
1,55 |
||
Средняя |
скорость перемещения |
грун |
м /сек |
1,53 |
2,03 |
2,46 |
||||
та V |
|
|
|
|
|
|
сек |
40 |
39 |
40 |
Продолжительность |
элементов |
|
цик |
|||||||
ла, не зависящих |
от дальности |
пе |
|
|
|
|
||||
ремещения |
грунта, |
і\ |
|
|
|
Дни |
0,0068 |
0,0095 |
0,0152 |
|
Продолжительность |
нахождения |
в |
||||||||
техническом обслуживании |
и ре |
|
|
|
|
|||||
монте, |
приходящаяся на |
1 |
маиш |
|
|
|
|
|||
но-ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с приложением |
2 и работой [14] для условий третьей |
температур |
||||||
ной зоны. |
|
tn и т определены исходя |
|
|
|
|
|
|
П а р а м е т р ы |
из условий |
переброски |
||||||
бульдозеров на трайлере по дорогам |
I I I категории со скоростью |
|||||||
11,5 км/ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты уравнения (26), |
полученные |
на основе этих |
||||||
исходных данных, приведены в табл . 6. |
|
|
|
|
|
|||
Уравнения с указанными коэффициентами о т р а ж а ю т |
зависи |
|||||||
мость приведенных удельных затрат |
в основном |
от |
всех |
факто |
||||
ров, которые |
наиболее существенно |
влияют |
на |
эффективность |
||||
применения |
бульдозеров. По ним могут |
быть |
получены |
различ |
||||
ные частные |
функции с меньшим числом |
факторов (аргументов) . |
Так, если область эффективного применения машин устанавли
вается на уровне конкретной строительной |
организации или для |
|||||
определенного |
строительства, где известны |
общий |
объем работ |
|||
Пс, дальность |
L c и способ доставки машин |
в эту организацию, |
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
|
|
|
|
Коэффициенты |
|
|
Бульдозеры |
А |
В |
в |
Д |
M |
N |
|
||||||
Д - 687 |
177,03 |
0,2063 |
1,562 |
8,053 |
0,0012 |
0,0355 |
Д - 275А |
232,49 |
0,1955 |
1,995 |
12,796 |
0,00105 |
0,0414 |
Д - 5 7 2 |
341,8 |
0,287 |
2,893 |
20,947 |
0,00095 |
0,0471 |
50
т о приведенные удельные з а т р а т ы могут оыть представлены в виде функции следующих трех аргументов: объема работ на объ
екте (участке) П0, дальности переброски машин |
в пределах |
стро |
|||||||||||||
ительства L 0 H расстояния |
перемещения |
разрабатываемого |
грун |
||||||||||||
та /. Например, при L c = 500 км и Я с = 200 тыс. м3 |
(этот |
объем |
|||||||||||||
соответствует |
примерно |
использованию |
бульдозеров |
при строи |
|||||||||||
тельстве однопутной железной дороги длиной |
100 км в равнинном |
||||||||||||||
и среднехолмистом |
рельефе) функции |
приведенных удельных за |
|||||||||||||
трат будут иметь следующий вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
д л я |
бульдозеров |
Д-687 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
/73 .у = |
' ' 5 6 2 |
L ° + |
8 |
' 0 5 3 , + |
а 0 0 1 2 |
/ |
+ |
о,0369 |
|
руб/м*; |
|
|
||
|
|
|
''о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д л я |
бульдозеров |
Д-275А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Яз.у = |
1 , 9 9 5 І „ + |
12,796 |
|
|
|
0,0431 |
руб/м3\ |
|
|
|||||
|
|
ТГ— |
|
Ь 0,00105/ + |
|
|
|||||||||
для |
бульдозеров |
Д-572 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
/ 7 , у = 2 |
' 8 9 3 L |
° + 2 |
2 l 9 i I + |
0,00095/ + |
0,0495 |
руб/м'. |
|
|
||||||
|
|
|
П0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этих уравнениях при переходе от менее |
мощных машин к |
||||||||||||||
более |
мощным |
имеется |
закономерность |
в изменениях |
числовых |
||||||||||
параметров, для которой |
характерны |
противоположные |
тенден |
||||||||||||
ц и и — возрастание |
одних |
параметров |
при одновременном |
|
умень |
||||||||||
шении |
других. Эта противоречивость |
тенденций |
при |
увеличении |
мощности машин и обусловливает необходимость и возможность установления области эффективного применения взаимозаменя емых средств механизации.
Целесообразность применения машины определенной мощно сти или марки в конкретных условиях строительства может быть установлена прямым расчетом по соответствующим формулам приведенных затрат с последующим сравнением результатов. В табл . 7 показаны результаты подобных расчетов для несколь
ких сочетаний |
рассматриваемых факторов (условий). |
|
|
|||||
И з табл . |
7 |
видно, что в |
первом |
случае |
при дальности пере |
|||
мещения грунта, например, 60 м наиболее |
выгодным |
является |
||||||
применение |
бульдозера Д-275А, приведенные удельные |
затраты |
||||||
д л я которого в указанных условиях |
минимальны . Кроме того, эти |
|||||||
результаты |
показывают, что при изменении |
условий |
(факторов) |
|||||
изменяется |
и целесообразность применения |
машин |
той или иной |
|||||
мощности. Так, в первом |
случае при дальности |
перемещения |
||||||
грунта / до 40 м наиболее |
выгодно |
использование |
|
бульдозера |
||||
Д-687, при / = 60-ь80 м — Д-275А, при /=100 л — Д - 5 7 2 . |
|
|||||||
Во втором случае, для которого характерна |
большая |
рассредото- |
ченность объемов работ, область эффективного применения менее мощной техники расширяется: бульдозер Д-687 оказывается наи-
51
|
|
|
|
|
|
|
оолее |
|
выгодным |
при |
дальности |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
перемещения |
грунта до 60 м. |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
В |
планово-экономических |
рас |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
четах |
|
непосредственно в |
строи |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
тельных |
организациях |
целесооб |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
разно |
использовать |
предваритель |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
но составленные графики, опреде |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
л я ю щ и е совокупность условии |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
эффективного |
применения |
кон |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
кретных марок |
машин. На рис. 10 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
приведен пример такого графика , |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
разграничивающего |
область э ф |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
фективного |
применения |
бульдо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
зеров Д-687 и Д-275А. График по |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
строен по условию 'равенства |
при |
||||||||||
|
|
|
|
|
90 |
1,м |
веденных |
удельных |
затрат: |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1.562ІО |
+8,053 |
|
0,0012/+ |
||||||||
Рис. |
10. |
Зоны |
эффективного |
|
|
|
П0 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
применения |
бульдозеров |
при |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
переменных |
дальностях |
пере |
|
|
|
|
|
1.995Z.O + |
12,796 |
|
||||||||
мещения |
грунта /, |
перебазиро |
+ 0,0369 |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
По |
|
|
|
|||||||||||
вания La |
и |
объеме |
работ на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
объекте |
Па |
|
|
|
|
|
|
+ |
0,00105/ + |
0,0431. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Граничные |
значения |
факторов |
L 0 |
, П0 |
и /, |
обеспечивающие |
||||||||||||
указанное |
равенство затрат, |
связаны |
соотношением |
|
|
|
||||||||||||
|
|
_ |
|
(1,995 - 1,562) L p + (12,796-8,053) |
|
_ |
|
|
||||||||||
|
|
° ~ |
(0,0012 - |
0,00105)/ + |
(0,0369 — 0,0431) |
~ |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
_ |
0,433Lq + 4,743 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
_ |
0,00015/ —0,0062 ' |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
П о этому |
графику видно, что при увеличении |
дальности |
пере |
|||||||||||||||
базирования L 0 |
область эффективного |
применения |
менее |
мощно |
||||||||||||||
го бульдозера расширяется, н наоборот. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Подобные |
соотношения и соответствующие им графики могут |
|||||||||||||||||
быть получены дл я большинства |
конкурирующих |
машин |
и их |
|||||||||||||||
комплектов. Пр и этом особый интерес представляет |
установление |
|||||||||||||||||
области эффективного применения машин разного вида. |
|
|
||||||||||||||||
В качестве примера рассмотрим область эффективного приме |
||||||||||||||||||
нения |
бульдозеров и скреперов в зависимости от дальности |
пере |
||||||||||||||||
мещения разрабатываемого |
грунта |
при |
сооружении |
земляного |
полотна железных дорог в условиях равнинного и среднехолмистого рельефа. П р и м е м средний объем работ на участке, который может выполняться этими машинами, 5 тыс. м3, среднюю д а л ь ность перебазирования 5 км, что соответствует примерно 2—3 пе ребазированиям в пределах одного перегона. Приведенные
52
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
|
|
|
Приведенные |
удельные |
затраты |
|
|
Условия применения машин: |
Дальность |
(руб/ІОО м3) |
для бульдозеров |
|||
|
|
|
|
|
|||
|
дальность перебазирования |
перемещения |
|
|
|
|
|
|
и объемы работ |
грунта |
1, м |
Д-687 |
Д-275А |
Д--572 |
|
|
|
|
|
||||
|
П е р в ы й с л у ч а й |
|
|
|
|
|
|
£ с |
= 5 0 0 км |
40 |
|
8,81 |
8,96 |
9,45 |
|
Я с |
= 200 тыс. иі3 |
60 |
|
11,21 |
11,06 |
11,35 |
|
L0 |
= 5 км |
80 |
|
13,61 |
13,61 |
13,25- |
|
|
|
100 |
|
16,01 |
15,26 |
15,15 |
|
|
В т о р о й с л у ч а й |
|
|
|
|
|
|
L c |
= 1000 км |
40 |
|
9,91 |
10,35 |
11,49- |
|
Я с |
= 100 тыс. м3 |
60 |
|
12,31 |
12,45 |
13,39- |
|
|
|
80 |
|
14,71 |
14,55 |
15,29 |
|
/ 7 „ = 2 тыс. м3 |
100 |
|
17,11 |
16,65 |
17,19 |
удельные затраты как функция дальности перемещения грунта д л я бульдозеров может быть получена на основе рассмотренных выше соотношений, а для скреперов — расчетом по формуле (22) функций, аналогичных (25) и (26).
Д л я прицепного скрепера Д - 374Б и самоходного Д-357Г, ра ботающих с толкачами - тракторами ДТ - 54А - С 2 и Т-100М, э к с п л у а тационная среднечасовая производительность равна [14]
=0,41?-оС р
|
|
2/ + ïiucp |
' |
|
||
в связи с этим |
коэффициенты M и H уравнения |
(26) определят |
||||
ся из выражений: |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Г (a + |
6b)(rГ + |
EJQ |
1 |
|
М = |
|
Г ( а + |
|
ад |
||
0,205<7Иср I |
|
Ф |
Т |
|
||
|
0,41 с ' |
|
Ф |
J |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициенты А, Б, В и Д определяются по тем ж е в ы р а ж е ниям, что и в формуле (25), на основе исходных данных, приня тых по приложению 2. В результате приведенные удельные за траты (в принятых обозначениях) могут быть найдены из следую щих уравнений:
53-