Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Значении показателен для

 

 

 

 

 

 

 

Единица

 

булыозерон

 

Напмснонаннс

показателей

 

 

 

 

 

 

 

измерения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д-687

Д-275А

Д-572

Ііивентарио-расчетная стоимость К

р у б .

7 700

21 775

48470

Годовые затраты Г

 

 

 

 

 

3 388

5 988

13 329

Текущие

эксплуатационные

затраты

 

2,62

3,33

5,74

Ст.о и а 1

маишно-ч

 

 

 

M

3,2

4,85

4,53

Ширина

отвала В

 

 

 

 

Высота отвала Л

 

 

 

 

»

1,2

1,1

1,55

Средняя

скорость перемещения

грун­

м /сек

1,53

2,03

2,46

та V

 

 

 

 

 

 

сек

40

39

40

Продолжительность

элементов

 

цик­

ла, не зависящих

от дальности

пе­

 

 

 

 

ремещения

грунта,

і\

 

 

 

Дни

0,0068

0,0095

0,0152

Продолжительность

нахождения

в

техническом обслуживании

и ре­

 

 

 

 

монте,

приходящаяся на

1

маиш­

 

 

 

 

но-ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с приложением

2 и работой [14] для условий третьей

температур­

ной зоны.

 

tn и т определены исходя

 

 

 

 

 

П а р а м е т р ы

из условий

переброски

бульдозеров на трайлере по дорогам

I I I категории со скоростью

11,5 км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты уравнения (26),

полученные

на основе этих

исходных данных, приведены в табл . 6.

 

 

 

 

 

Уравнения с указанными коэффициентами о т р а ж а ю т

зависи­

мость приведенных удельных затрат

в основном

от

всех

факто­

ров, которые

наиболее существенно

влияют

на

эффективность

применения

бульдозеров. По ним могут

быть

получены

различ­

ные частные

функции с меньшим числом

факторов (аргументов) .

Так, если область эффективного применения машин устанавли ­

вается на уровне конкретной строительной

организации или для

определенного

строительства, где известны

общий

объем работ

Пс, дальность

L c и способ доставки машин

в эту организацию,

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

 

 

 

 

Коэффициенты

 

 

Бульдозеры

А

В

в

Д

M

N

 

Д - 687

177,03

0,2063

1,562

8,053

0,0012

0,0355

Д - 275А

232,49

0,1955

1,995

12,796

0,00105

0,0414

Д - 5 7 2

341,8

0,287

2,893

20,947

0,00095

0,0471

50


т о приведенные удельные з а т р а т ы могут оыть представлены в виде функции следующих трех аргументов: объема работ на объ­

екте (участке) П0, дальности переброски машин

в пределах

стро­

ительства L 0 H расстояния

перемещения

разрабатываемого

грун­

та /. Например, при L c = 500 км и Я с = 200 тыс. м3

(этот

объем

соответствует

примерно

использованию

бульдозеров

при строи­

тельстве однопутной железной дороги длиной

100 км в равнинном

и среднехолмистом

рельефе) функции

приведенных удельных за­

трат будут иметь следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д л я

бульдозеров

Д-687

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/73 .у =

' ' 5 6 2

L ° +

8

' 0 5 3 , +

а 0 0 1 2

/

+

о,0369

 

руб/м*;

 

 

 

 

 

''о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д л я

бульдозеров

Д-275А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яз.у =

1 , 9 9 5 І „ +

12,796

 

 

 

0,0431

руб/м3\

 

 

 

 

ТГ—

 

Ь 0,00105/ +

 

 

для

бульдозеров

Д-572

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ 7 , у = 2

' 8 9 3 L

° + 2

2 l 9 i I +

0,00095/ +

0,0495

руб/м'.

 

 

 

 

 

П0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этих уравнениях при переходе от менее

мощных машин к

более

мощным

имеется

закономерность

в изменениях

числовых

параметров, для которой

характерны

противоположные

тенден­

ц и и — возрастание

одних

параметров

при одновременном

 

умень­

шении

других. Эта противоречивость

тенденций

при

увеличении

мощности машин и обусловливает необходимость и возможность установления области эффективного применения взаимозаменя ­ емых средств механизации.

Целесообразность применения машины определенной мощно­ сти или марки в конкретных условиях строительства может быть установлена прямым расчетом по соответствующим формулам приведенных затрат с последующим сравнением результатов. В табл . 7 показаны результаты подобных расчетов для несколь­

ких сочетаний

рассматриваемых факторов (условий).

 

 

И з табл .

7

видно, что в

первом

случае

при дальности пере­

мещения грунта, например, 60 м наиболее

выгодным

является

применение

бульдозера Д-275А, приведенные удельные

затраты

д л я которого в указанных условиях

минимальны . Кроме того, эти

результаты

показывают, что при изменении

условий

(факторов)

изменяется

и целесообразность применения

машин

той или иной

мощности. Так, в первом

случае при дальности

перемещения

грунта / до 40 м наиболее

выгодно

использование

 

бульдозера

Д-687, при / = 60-ь80 м — Д-275А, при /=100 л — Д - 5 7 2 .

 

Во втором случае, для которого характерна

большая

рассредото-

ченность объемов работ, область эффективного применения менее мощной техники расширяется: бульдозер Д-687 оказывается наи-

51


 

 

 

 

 

 

 

оолее

 

выгодным

при

дальности

 

 

 

 

 

 

 

перемещения

грунта до 60 м.

 

 

 

 

 

 

 

В

планово-экономических

рас ­

 

 

 

 

 

 

 

четах

 

непосредственно в

строи­

 

 

 

 

 

 

 

тельных

организациях

целесооб­

 

 

 

 

 

 

 

разно

использовать

предваритель ­

 

 

 

 

 

 

 

но составленные графики, опреде­

 

 

 

 

 

 

 

л я ю щ и е совокупность условии

 

 

 

 

 

 

 

эффективного

применения

кон­

 

 

 

 

 

 

 

кретных марок

машин. На рис. 10

 

 

 

 

 

 

 

приведен пример такого графика ,

 

 

 

 

 

 

 

разграничивающего

область э ф ­

 

 

 

 

 

 

 

фективного

применения

бульдо­

 

 

 

 

 

 

 

зеров Д-687 и Д-275А. График по­

 

 

 

 

 

 

 

строен по условию 'равенства

при­

 

 

 

 

 

90

1,м

веденных

удельных

затрат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.562ІО

+8,053

 

0,0012/+

Рис.

10.

Зоны

эффективного

 

 

 

П0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применения

бульдозеров

при

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переменных

дальностях

пере­

 

 

 

 

 

1.995Z.O +

12,796

 

мещения

грунта /,

перебазиро­

+ 0,0369

 

 

 

 

 

 

По

 

 

 

вания La

и

объеме

работ на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объекте

Па

 

 

 

 

 

 

+

0,00105/ +

0,0431.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Граничные

значения

факторов

L 0

, П0

и /,

обеспечивающие

указанное

равенство затрат,

связаны

соотношением

 

 

 

 

 

_

 

(1,995 - 1,562) L p + (12,796-8,053)

 

_

 

 

 

 

° ~

(0,0012 -

0,00105)/ +

(0,0369 — 0,0431)

~

 

 

 

 

 

 

 

_

0,433Lq + 4,743

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

0,00015/ —0,0062 '

 

 

 

 

 

 

 

П о этому

графику видно, что при увеличении

дальности

пере­

базирования L 0

область эффективного

применения

менее

мощно­

го бульдозера расширяется, н наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобные

соотношения и соответствующие им графики могут

быть получены дл я большинства

конкурирующих

машин

и их

комплектов. Пр и этом особый интерес представляет

установление

области эффективного применения машин разного вида.

 

 

В качестве примера рассмотрим область эффективного приме­

нения

бульдозеров и скреперов в зависимости от дальности

пере­

мещения разрабатываемого

грунта

при

сооружении

земляного

полотна железных дорог в условиях равнинного и среднехолмистого рельефа. П р и м е м средний объем работ на участке, который может выполняться этими машинами, 5 тыс. м3, среднюю д а л ь ­ ность перебазирования 5 км, что соответствует примерно 2—3 пе­ ребазированиям в пределах одного перегона. Приведенные

52


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

 

 

Приведенные

удельные

затраты

 

Условия применения машин:

Дальность

(руб/ІОО м3)

для бульдозеров

 

 

 

 

 

 

дальность перебазирования

перемещения

 

 

 

 

 

и объемы работ

грунта

1, м

Д-687

Д-275А

Д--572

 

 

 

 

 

П е р в ы й с л у ч а й

 

 

 

 

 

 

£ с

= 5 0 0 км

40

 

8,81

8,96

9,45

Я с

= 200 тыс. иі3

60

 

11,21

11,06

11,35

L0

= 5 км

80

 

13,61

13,61

13,25-

 

 

100

 

16,01

15,26

15,15

 

В т о р о й с л у ч а й

 

 

 

 

 

 

L c

= 1000 км

40

 

9,91

10,35

11,49-

Я с

= 100 тыс. м3

60

 

12,31

12,45

13,39-

 

 

80

 

14,71

14,55

15,29

/ 7 „ = 2 тыс. м3

100

 

17,11

16,65

17,19

удельные затраты как функция дальности перемещения грунта д л я бульдозеров может быть получена на основе рассмотренных выше соотношений, а для скреперов — расчетом по формуле (22) функций, аналогичных (25) и (26).

Д л я прицепного скрепера Д - 374Б и самоходного Д-357Г, ра­ ботающих с толкачами - тракторами ДТ - 54А - С 2 и Т-100М, э к с п л у а ­ тационная среднечасовая производительность равна [14]

=0,41?-оС р

 

 

2/ + ïiucp

'

 

в связи с этим

коэффициенты M и H уравнения

(26) определят ­

ся из выражений:

 

 

 

 

 

 

1

Г (a +

6b)(rГ +

EJQ

1

М =

 

Г ( а +

 

ад

0,205<7Иср I

 

Ф

Т

 

 

0,41 с '

 

Ф

J

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициенты А, Б, В и Д определяются по тем ж е в ы р а ж е ­ ниям, что и в формуле (25), на основе исходных данных, приня­ тых по приложению 2. В результате приведенные удельные за­ траты (в принятых обозначениях) могут быть найдены из следую­ щих уравнений:

53-